Диспансеризация с миопией

  • Введение
  • Миопия
  • Причины миопии
  • Коррекция миопии
  • Лечение миопии
  • Хирургические вмешательства при миопии
  • Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
  • Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов
  • по состоянию органа зрения
  • Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью
  • Физическая культура для студентов с близорукостью

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово «миопс», означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин «миопия».

Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо — на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую — до 3.0 дптр, среднюю — 6.0 дптр, высокую — свыше 6.0 дптр.
По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.
Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злакачественной — миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия . Постоянно прогрессирующая миопия — всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.
Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко рассположенных предметов напряжения аккомодации не требуется. клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление — мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания глазного яблока.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с разрывом ее в различных участках глазного дна.

Содержание:

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.
1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии — 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока
4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии .
При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в детском и юношеском возрастеопределяют в состоянии медикаментозной циклоплегии.

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция, равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте, назначают две пары очков(для дали — полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя — вблизи.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжелым осложнениям.

Хирургические вмешательства при миопии

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

Хирургические вмешательства при миопии. Хирургические вмешательства при миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой оболочке и склере.
Идея о возможности повышения некорригированной остроты зрения при близорукости путем удаления прозрачного хрусталика была впервые высказана еще в восемнадцатом веке. В настоящее время удаление хрусталика при миопии производят только отдельные офтальмологи. Этот метод используется в основном при помутнении хрусталика у больных с близорукостью высокой степени. Его рекомендуют сочетать с предварительной склеропластикой, что значительно снижает число операционных и послеоперационных осложнений и позволяет получить более высокий визуальный эффект.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с целью изменить ее преломляющую способность при аметропиях. Предложено несколько разновидностей таких операции при миопии, которые производят для уменьшения оптической силы рогрвицы.

Операции на роговой оболочке при миопии, естественно, не предупреждают ее прогрессирования и возникновения осложнений.
Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача — предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении степени миопии и повышении остроты зрения.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.
Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Другие публикации:  Этиология близорукости

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре Острота зрения Рефракция Другие изменения органа зрения I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в споритвных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
II.Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях) Не допускаются учащиесся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Табл.2 Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени близорукости и состояния глаз Рекомендации об использовании оптической коррекции
Бокс Любая степень близорукости Контактная Борьба Любая степень близорукости Контактная Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная Велогонка на треке Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Велогонка на шоссе Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Гимнастика художественная Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном понижении зрения — контактная коррекция
Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или контактная Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени См. соответствующие виды спорта
Конный спорт Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная Плавание Осложненная близорукость Без коррекции Водное поло Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Прыжки в воду Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Гребля Осложненная близорукость Очковая Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции Лыжные гонки Осложненная близорукость Без коррекции Биатлон Осложненная близорукость Очковая или контактная Горнолыжный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Прыжки на лыжах с трамплина Любая степень близорукости Без коррекции Лыжное двоеборье Любая степень близорукости Без коррекции Скоростной бег на коньках Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Фигурное катание Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная
Спортивная ходьба Осложненная близорукость Без коррекции Бег на короткие дистанции Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Бег на средние и длинные дистанции Осложненная близорукость Без коррекции Метание Высокая и осложненная близорукость Без коррекции Прыжки Любая степень близорукости Без коррекции Волейбол, баскетбол Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Футбол, ручной мяч Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Хоккей Любая степень близорукости Без коррекции Тенис большой, настольный, бадминтон Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции
Санный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Мотоспорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости слабой степени Без коррекции
Городки Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Очковая

Физическая культура для студентов с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.
Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.
В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.
Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.
Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице далее (табл.1).
Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.
Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано , очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.
Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствованияю Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения:исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении . Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия;

б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Физические упражнения и спорт — это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

Список используемой литературы:

1.Аветисов Э.С. «Близорукость»-М.: Медицина, 1986.
2. «Глазные болезни»: Учебник/Под ред. Т.И.Ерошевского, А.А. Бочкаревой. — М.: Медицина 1983.

«Скрининг и оптимизирование диспансеризации подростков с миопией. Пыльцина Н.Ю., д.м.н. Должич Г.И., Ростовский Государственный медицинский . »

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006

Дата поступления: 04.09.2006.

Скрининг и оптимизирование диспансеризации подростков с

Пыльцина Н.Ю., д.м.н. Должич Г.И.,

Ростовский Государственный медицинский университет.

Близорукость является самой распространенной глазной патологией у детей и

подростков. Приобретенная близорукость характеризуется прогрессирующим течением и

может приводить к значительному снижению зрительных функций. По данным ряда авторов высокая осложненная близорукость занимает 1 — 2 ранговое место в структуре инвалидности по зрению в разных регионах страны и составляет 18 — 26% в структуре глазной патологии. (Е.С.Либман, Е.В.Шахова, 2005). Прогрессирующая близорукость снижает профессиональную адаптацию подростков и лиц молодого возраста, требует постоянной очковой или контактной коррекции, снижает качество жизни молодых людей.

В связи с вышеизложенным, изучение вопросов патогенеза, разработка способов прогнозирования клинического течения близорукости на ранних этапах ее развития, является актуальной задачей офтальмологии.

При реализации государственной программы «О всеобщей диспансеризации детей и подростков» (Приказ №88 МЗ России 2002г.) опубликованы данные об увеличении количества детей и подростков, имеющих дисгармоничное физическое развитие. Для оценки физического развития пользуются данными антропометрических исследований с определением соматотипов и компонентных уровней варьирования костной, мышечной и жировой масс.

Цель – определение критериев прогнозирования прогрессирующего характера приобретенной близорукости на основании изучения соматотипов, системной, церебральной и глазной гемодинамики у детей и подростков.

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

Материалы и методы исследования.

Нами проведено комплексное обследование 870 учащихся гимназии им. Пушкина А.С. в г.Шахты Ростовской области в возрасте от 9 до 17 лет, среди них школьники с близорукостью – 389 человек (44,7%), с эмметропической рефракцией 340 (39%), в последующей работе мы оценивали их как контрольную группу.

Методы обследования включали:

1. Офтальмологическое обследование: визометрия; определение рефракции;

определение показателей аккомодации, биомикроскопия; периметрия; офтальмоскопия прямая и обратная; тонометрия, эластотонометрия; эхобиометрия.

2. Исследование общей, церебральной и орбитальной гемодинамики.

Исследование общей гемодинамики: мониторинг артериального давления с определением ССАД (среднего систолического артериального давления) и СДАД (среднего диастолического артериального давления); электрокардиография.

Исследование церебрального кровотока: РЭГ – реоэнцефалография с оценкой R 1реографического индекса; ПСС – периферического сосудистого сопротивления;

сопротивления на уровне артериол: индекса венозного оттока (ИВО). Все показатели определялись в сосудах каротидного и вертебрального бассейнов.

Исследование орбитального кровотока: ультразвуковое сканирование сосудов орбиты на аппарате Acuson с определением максимальной систолической линейной скорости кровотока (ЛСК) и I R — индекса резистентности в ГА — глазничной артерии;

ЦАС – центральной артерии сетчатки; ЗКЦА – задних коротких цилиарных артериях; ГВ

– глазничной вене; ЦВС – центральной вене сетчатки; ХВ – хориоидальных венах.

3. Медицинские осмотры проводились 2 раза в год с привлечением отоларинголога, невропатолога, хирурга, дерматолога, стоматолога, педиатра, офтальмолога. По заключениям врачей – специалистов мы изучали взаимосвязь патологии органа зрения и заболеваемости.

4. Антропометрическое обследование и соматотипирование. Использована методика Р.Н.Дорохова, В.Г.Петрухина (1989). Соматотипирование предусматривало определение габаритного уровня варьирования (ГУВ) и оценку компонентного уровня варьирования (КУВ). При обследовании применяли стандартную антропометрическую методику с использованием антропометра, калипера, сантиметровой ленты, штангенциркуля, медицинских весов.

Другие публикации:  Лекарство при блефарите

При оценке габаритного уровня варьирования (ГУВ) измеряли длину тела (ДТ) и массу тела (МТ). Для оценки компонентного уровня варьирования (КУВ) определяли выраженность жировой (ЖМ), мышечной (ММ) и костной (КМ) масс тела.

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

После проведения метрических измерений оценивали габаритный уровень варьирования (ГУВ) с помощью специальных таблиц (Р.Н.Дорохов, В.Г. Петрухин, 1989), позволяющих дифференцировать наносомный (НаС), микросомный (МиС), мезосомный (МеС), макросомный (МаС) и мегалосомный (МеГС) соматические типы. Все эти соматотипы изображаются и графически, располагаясь в треугольнике соматотипирования. (рисунок 1).

В зависимости от клинического течения приобретенной близорукости школьники были разделены на 2 группы. В первую группу мы объединили 207 школьников с WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

прогрессирующей близорукостью, во вторую группу вошло 182 школьника со стабилизированной близорукостью.

Таблица 1. Результаты офтальмологического обследования школьников со слабой степенью миопии

При прогрессирующей миопии многие авторы отмечают снижение положительного запаса аккомодации. Нами установлено, что у школьников контрольной группы средние цифры резерва аккомодации были равны 4,0 ± 0,14 дптр. У школьников со стабилизированной близорукостью резерв аккомодации снижен на 11,3%, составив в среднем 3,15 ± 0,01 дптр ( = 0,25). При прогрессирующем течении этот показатель снижен в 1,7 раза, составив в среднем 2,43 ± 0,02 ( = 0,34). Снижение работоспособности аккомодационного аппарата глаза при прогрессирующей близорукости сочетается с увеличением длины глазного яблока в 78,6 % случаев, с развитием дистрофических изменений в заднем сегменте глаза 88% случаев и достоверного (P0,05) относительного повышения офтальмотонуса. Для выявления взаимосвязи прогрессирующей миопии с физическим развитием организма мы провели соответствующие исследования.

12,3 7,810 5,9 4,6 3,8 3,2 3,1 5

35 35 35 32,2 30 30 30 27,1 25,5 22,2 21,3 18,6 20 16,720 20 (%) 15,3 14,2 14,2 13,8 12,9 12,8 15 10,2 9,6 8,4 10 10 10 6,8

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

При стабилизированной близорукости так же, как в контрольной группе, преобладал мезосомный тип. Поскольку у детей с прогрессирующей близорукостью в возрасте 9 – 11 лет в отличие от контрольной группы и группы со стабилизированной миопией преобладает микросомный соматотип, этот факт может быть одним из показателей патофизиологических изменений в организме детей этого возраста.. Для оценки физического развития детей и подростков важным является гармоническое сочетание компонентных уровней варьирования жировой, костной, мышечной массы с некоторым преобладанием последнего. Поскольку у школьников с разным клиническим течением близорукости определялись существенные изменения компонентного уровня мышечной массы (ММ), мы приводим эти данные.

У школьников контрольной группы в любом возрасте преобладал средний уровень мышечной массы (рис.4).

52,5 51,5 46,9 43,3 42,2 40,7 40,6 38,8 37,3 34,7 34,4 (%) 14,9 13,8 11,9 10,9 7,510 7,5 6,3 10 10 4,7 4,22,6

1 — показатели при прогрессирующей близорукости;

2 — показатели при стационарной близорукости.

На рис. 5 демонстрируется, что при прогрессирующей близорукости у абсолютного большинства школьников во всех возрастных группах (88,9% — 79,7%) определяется низкий уровень мышечной массы. Оценка уровня ММ в баллах показала, что во всех возрастных группах при прогрессирующей близорукости этот показатель снижен на 34% по отношению к контрольной группе.

Таким образом, при прогрессирующей близорукости существенное различие наблюдалось в сочетаниях различных уровней ММ. Если при прогрессирующей близорукости низкий уровень ММ регистрировался в 88,3% случаев, а в остальных – средний уровень, то у подростков аналогичного возраста со стабилизированной близорукостью низкий уровень ММ определялся в 12,5% случаев, т.е. в 7 раз реже, средний уровень ММ – в 45,3%, а выше среднего и высокий – в 42,2% случаев.

Результаты исследования общей заболеваемости.

Установлено, что в контрольной группе детей и подростков частое развитие острых инфекционных заболеваний наблюдалось в 4,6% случаев, заболевания вегетативной нервной системы в виде малой мозговой дисфункции (ММД), вегетодистоний, последствий черепно-мозговой травмы у 44 учащихся – 9,1%.

Общая заболеваемость среди школьников контрольной группы составила 34,3% (165 учащихся).

В группе школьников с прогрессирующей близорукостью определяются различные заболевания в 58% случаев, а при стабилизированной близорукости общее число заболеваний составило 35,1% (64 школьника).

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

Результаты исследования общей и церебральной гемодинамики у детей и подростков.

Результаты исследования системного кровотока отражены в таблице 3.

Таблица 3. Данные АД и ЧСС у школьников контрольной группы.

Возрастные группы М±m Показатели 9 — 11 лет 12 — 14 лет 15 — 17 лет ССАД 113 ±0,61 115±0,59* 118= 0,54* (мм.рт.ст.) СДАД 76,4 ± 0,92 78,1± 0,73 78,5± 0,66 (мм.рт.ст.) Частота сердечных 74,3± 0,64 69,6± 0,52* 68,1± 0,65* сокращений(ЧСС)ударов в 1мин * — звездочкой отмечены достоверные различия по сравнению с показателями школьников младшего возраста.

У школьников с прогрессирующей близорукостью цифры систолического АД и диастолического АД варьировали особенно в группах младшего и среднего возраста. В группе детей в возрасте 9 – 11 лет в 42, 6% систолическое АД было в пределах 105-110 мм.рт.ст., а диастолическое АД в пределах 70 – 72мм.рт.ст., т.е. ниже, чем в контрольной группе. Такая же диссоциация показателей АД наблюдалась и у школьников старшего возраста, у которых в 47,9% случаев преобладало снижение систолического АД в пределах 105 – 110 мм.рт.ст. и диастолического до 70 мм.рт.ст.

В группе школьников со стабилизированной близорукостью снижение показателей АД по отношению к контрольной группе наблюдалось только в 13,7%. Средние цифры системной гемодинамики у школьников со стабилизированной близорукостью достоверно не отличались (р 0,05) от показателей контрольной группы.

Характеристику церебральной гемодинамики осуществляли по данным реоэнцефалографии (РЭГ).

Анализ данных РЭГ у школьников с прогрессирующей близорукостью показал, что гемодинамические изменения церебрального кровотока более выражены в вертебральном бассейне по сравнению с каротидным (рис 6).

Рис. 7. Степень (%) снижения ЛСК в сосудах глазного бассейна у школьников с прогрессирующей близорукостью по сравнению с данными контрольной группы.

Индекс резистентности в артериях при прогрессирующей близорукости усилен на 6,9%, а в глазных венах снижен на 7,5%. Диссоциация сосудистого тонуса в артериях и венах глазного бассейна отражается в картине глазного дна, когда у школьников с прогрессирующей близорукостью офтальмоскопически определяется сужение артерий и расширение вен.

У школьников со стабилизированной близорукостью установлено снижение ЛСК по сравнению с данными контрольной группы в артериях не более 4,5%, а в венах около 8%.

Сосудистый тонус в артериях и венах глазного региона практически не изменился у школьников со стабилизированной близорукостью по сравнению с данными школьников с эмметропической рефракцией.

Таким образом, установлена взаимосвязь между прогрессирующей миопией и нарушением гармоничности физического развития, в частности снижением артериального давления, снижением уровня мышечной массы, увеличением показателей общей заболеваемости. В связи с этим в диспансерном наблюдении детей с близорукостью возможно расширение функций педиатра для коррекции артериального давления, сопутствующей соматической патологии, показателей физического развития под наблюдением офтальмолога, регулирующего необходимость консервативного и хирургического лечения.

Выводы.

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

1. Гармоничное физическое развитие детей и подростков характеризуется преобладанием мезосомного в сочетании с макросомным соматотипом в 86 – 92% случаев. При прогрессирующей близорукости определяются признаки дисгармоничного развития детей и подростков, т.к. увеличивается частота микросомного соматотипа до 59% у подростков.

2. Средний уровень мышечной массы во всех возрастных группах свидетельствует о гармоничном физическом развитии. При прогрессирующей близорукости существенным прогностическим признаком является преобладание низкого уровня ММ со снижением мышечной массы на 30% и более ( в бальной оценке) по отношению к норме.

3. При прогрессирующей близорукости у детей и подростков в 58% диагностируются общие хронические заболевания с преобладанием патологии вегетативной нервной системы (15%), ЛОР- органов (10,6%), ревматоидных заболеваний (7,3%) и мочеполовой системы (6,8%).

4. При прогрессирующей близорукости определяются изменения системной гемодинамики в виде гипотонии в 42,6% и относительной транзиторной гипертензией с тахикардией в 27,8% случаев. Изменения церебральной гемодинамики характеризуются снижением объемного кровотока на 30 – 38%, повышением периферического сосудистого сопротивления на 47-49% и затруднением венозного оттока на 46 – 49% в большей степени в вертебральном бассейне, что свидетельствует о хронической вертебральной сосудистой недостаточности.

5. Определен патогенетический сосудистый фактор прогрессирования близорукости: снижение ЛСК в артериях глазного бассейна на 15% и более с повышением их тонуса и сочетании с замедлением венозного кровотока на 10% и более.

Для прогнозирования клинического течения близорукости рекомендуется систематическое наблюдение у педиатра подростков с близорукостью с контролем АД, определением компонентного уровня мышечной массы и при снижении этих показателей проводить оздоровительные мероприятия, корректировать уровень АД.

В стандарт офтальмологического обследования рекомендуется включить определение показателей глазной гемодинамики с определением ЛСК в артериях и венах.

При снижении этого показателя на 15% и более рекомендуется медикаментозная и физиотерапия, направленная на активацию глазной гемодинамики.

WWW.MEDLINE.RU ТОМ 7, ОФТАЛЬМОЛОГИЯ, НОЯБРЬ 2006 Дата поступления: 04.09.2006.

1. Аветисов Э.С. Близорукость //М., Медицина,2002-154с.

2. Белостоцкая Е.М. Близорукость в школьном возрасте, как гигиеническая проблема // Дисс… докт. мед. наук- М., 1993.

3. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Методика соматотипирования детей и подростков // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов.- Смоленск, 1989 – С.4-14.

4. Кожанова М.И. Анализ взаимосвязи патологии органа зрения с психосоматическим состоянием и профилактика прогрессирования

Диспансерное наблюдение. Организация диспансерного наблюдения. Сроки диспансерного наблюдения. Группы диспансерного наблюдения

Диспансеризация, или диспансерное наблюдение, представляет собой метод контроля состояния здоровья определенных групп людей. Эти мероприятия характеризуются периодичностью и точностью проведения. Они нужны для уточнения лабораторных, рентгенологических и других результатов обследований, проведенных лицам, состоящим на диспансерном учете.

Диспансеризация здоровых лиц

Ошибочным является мнение, что диспансеризации подвержены только больные люди. Те, кто не страдает какими-либо заболеваниями, также наблюдаются специалистами с определенной периодичностью.

Среди здоровых людей диспансерное наблюдение проходят следующие лица:

  • все дети, пока не достигнут 14-летнего возраста;
  • призывники военной службы;
  • учащиеся школ, училищ, высших учебных заведений;
  • рабочие детских учреждений;
  • работники пищевых или коммунальных объектов;
  • работающие и неработающие женщины после 30 лет;
  • медицинские работники;
  • инвалиды ВОВ, ветераны труда.

Цель наблюдения здоровых лиц заключается в сохранении трудоспособности на высоком уровне, поддержании состояния здоровья, выявлении заболеваний на ранних стадиях и возможности проведения профилактических мероприятий.

Другие публикации:  Снежная слепота симптомы

Диспансерное наблюдение больных

К этой группе лиц, находящихся под наблюдением, относятся пациенты, имеющие хронические заболевания, реконвалесцентные больные после острых болезней и лица, имеющие генетические аномалии и врожденные пороки.

Организация диспансерного наблюдения больных основана на следующих мероприятиях:

  • выявление заболеваний и их этиологических факторов;
  • профилактика обострений, рецидивов и осложнений;
  • поддержание уровня трудоспособности и жизни;
  • снижение уровня смертности и инвалидизации.

Диспансерное наблюдение после купирования острой стадии заболевания требует проведение мероприятий по продлению срока ремиссии, а также реабилитационных мер для восстановления функционирования основных органов и систем организма.

Основные задачи

Диспансерное наблюдение пациентов имеет определенные задачи, которые заключаются в выявлении лиц, относящихся к группе риска, а также пациентов, имеющих заболевание на ранней стадии его проявления.

Показаны наблюдение и активные мероприятия по оздоровлению, обследование пациентов, их лечение и восстановление после болезни. Кроме того, создаются специализированные базы данных, содержащие информацию обо всех лицах, находящихся под наблюдением.

Какие бывают виды профилактических осмотров?

  1. Предварительный осмотр — проходят люди, которые поступают на учебу или работу. Основная цель — определить их возможность заниматься выбранным делом. Во время осмотра выявляются возможные противопоказания для выбранной профессии и наличие каких-либо патологических процессов в организме.
  2. Периодический осмотр — проходят все лиц в плановом порядке с определенной периодичностью. Каждое обращение за помощью в медицинское учреждение может быть использовано участковым врачом для того, чтоб отправить пациента на плановый осмотр к узким специалистам.
  3. Целевой осмотр — имеет определенные задачи и узкую направленность. Например, в ходе подобного мероприятия выявляют пациентов, которые страдают одним конкретным заболеванием.

Кроме того, диспансерное наблюдение может быть индивидуальным и массовым. Индивидуальное проводится в случае, если конкретный человек обратился за помощью к врачу, или был произведен визит на дому, если пациент попал для лечения в стационар или контактировал с инфекционным больным.

Массовые осмотры проводятся в учебных учреждениях, военкоматах, на предприятиях. Эти обследования, как правило, имеют комплексный характер и сочетают в себе периодические осмотры и целевые.

Группы наблюдения

После проведения осмотра и оценки состояния человека последнего относят к определенной группе наблюдения:

  • Д1 «здоровые лица» — не имеют жалоб и отклонений со стороны здоровья;
  • Д2 «практически здоровые» — пациенты, имеющие хронические заболевания в прошлом без обострений, реконвалесцентные лица после острых развитий болезни, люди, находящиеся в пограничных состояниях;
  • Д3 «хронические больные» — пациенты со сниженной трудоспособностью и частыми обострениями заболевания, а также люди, которые имеют стойкие патологические процессы, повлекшие развитие инвалидности.

Из чего состоит диспансеризация?

Диспансерное наблюдение состоит из нескольких основных этапов. Первый из них включает учет и обследование пациентов, а также формирование групп, которым необходим дальнейший контроль. Средний медицинский работник проводит учет списков населения, переписывая данные о каждом пациенте.

Второй этап состоит из проведения наблюдения за здоровьем тех, кто нуждается в лечении и профилактических мероприятиях. Первая группа диспансеризуемых подвергается осмотру один раз в год в заранее запланированное время. Что касается остальных пациентов, то терапевт или семейный врач должны использовать любую возможность, чтоб отправлять их на плановые осмотры.

За группой Д2 наблюдают, чтоб уменьшить факторы риска заболевания, откорректировать гигиеническое поведение. Обязательный акцент ставится на больных, которые страдали острыми заболеваниями, чтоб избежать развития процесса хронизации.

Для третьей группы диспансерного наблюдения специалист составляет план, в котором обозначаются принципы индивидуального лечения и оздоровительных мер, консультации узких специалистов, применение медикаментозных средств, элементов физиотерапии, проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

В течение года, после каждого обследования, вносятся коррективы в план диспансерного учета. По окончании очередного года диспансерного контроля заполняется эпикриз, в котором указываются такие моменты:

  • исходное состояние пациента;
  • динамика результатов обследования;
  • проведенные мероприятия с целью лечения, реабилитации и профилактики осложнений;
  • итоговая оценка здоровья больного.

Во многих лечебно-профилактических учреждениях в карту пациента вклеивается план-эпикриз, который позволяет экономить время на заполнение итоговых и промежуточных документов.

Третий этап диспансеризации основывается на ежегодной оценке итогов работы лечебного учреждения, рассмотрении положительных и отрицательных результатов. Проводится пересмотр выполняемых мероприятий и вносятся определенные коррективы для усовершенствования.

Заболевания, подлежащие диспансерному контролю

Диспансерное наблюдение хронических больных проводится в случае наличия следующих заболеваний:

  • патологии желудочно-кишечного тракта — язвенная болезнь, хронический гастрит с пониженной секрецией, цирроз печени, хронический гепатит, панкреатит, хронический язвенный колит и энтероколит;
  • патологии органов дыхания — бронхиальная астма, абсцесс легкого, бронхоэктатическая болезнь, хронический бронхит, эмфизема;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность;
  • заболевания мочевыделительной системы — пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь;
  • патологии опорного аппарата — остеопороз, остеоартроз, ревматоидный артри.

Под наблюдением хирурга находятся лица, страдающие варикозным расширением вен, эндартериитом, флебитом, тромбофлебитом, пострезекционными последствиями.

Если в поликлинике присутствуют узкие специалисты всех направленностей, то больной состоит на учете не у своего участкового терапевта, а у врача, занимающегося непосредственно клиническим случаем.

Основные приказы

Диспансерное наблюдение всех групп населения осуществляется на основании приказов Министерства здравоохранения.

  1. Приказ № 1006н от 3.12.12 «Утверждение порядка проведения диспансеризации групп взрослого населения».
  2. Приказ № 87н от 6.03.15 про утверждение форм документации, которая используется при проведении такого мероприятия, как диспансерное наблюдение.
  3. Приказ № 800 от 18.06.11 о порядке проведения профилактических осмотров военнослужащих и их диспансерном наблюдении. Приказ выдан Министерством обороны.

Учет диспансеризуемых

Для того чтобы держать под контролем лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении, и не упустить ничего важного, существует специальная медицинская документация.

1. Форма № 278 составляется на предприятиях, в учебных и детских дошкольных учреждениях администрацией. Сюда вносятся данные о каждом лице, проходящем профилактические осмотры: Ф.И.О., дата осмотра и конечные результаты.

Медицинская карта амбулаторного пациента считается основным документом. Все карты хранятся в поликлинической картотеке. В правом углу вверху красным цветом отмечается буква «Д» . Здесь же указывается причина и дата постановки на учет. После снятия с учета здесь же отмечается дата окончания. В карте фиксируются данные обо всех осмотрах больного специалистами, результаты обследований, назначение лечения. Это дает возможность участковому терапевту оценить полноту обследования и общее состояние пациента.

3. Эпикриз, заполняемый по итогам каждого года, делают в двух экземплярах. Один вклеивается в амбулаторную карту, а второй передается в отдел статистики. Все эпикризы проверяет и подписывает глава отделения.

4. Форма Ж30 — контрольная карта состоящего на «Д»-учете. Контрольная карта создается исключительно для удобства. Один документ соответствует одной нозологической форме заболевания. Их располагают в разных ящиках, в зависимости от месяца, когда пациент должен в следующий раз прийти на осмотр и обследование. Ежемесячно средние медицинские работники просматривают картотеку, выбирают больных, которые должны проходить обследование в текущем месяце, и присылают им вызов о необходимости прийти в поликлинику.

Основываясь на результатах обследования, врачи разделяют всех пациентов на следующие группы диспансерного наблюдения:

  • 1 группа — практически здоровые;
  • 2 группа — пациенты с хроническими заболеваниями без нарушения трудоспособности;
  • 3 группа — пациенты с нарушенной трудоспособностью в незначительных ее проявлениях;
  • 4 группа — пациенты с устойчивой нетрудоспособностью;
  • 5 группа — полностью нетрудоспособные лица, требующие постоянного ухода и лечения.

Разработка индивидуального плана

В начале каждого плана специалист указывает задачу для конкретного пациента, поскольку нагрузка на участковых врачей достаточно велика: через них проходит большое количество лиц, и терапевт не в состоянии помнить мелкие детали относительно уровня здоровья конкретного больного.

Во второй раздел индивидуального плана вносятся советы и рекомендации по поводу трудоспособности и возможных условий работы. Если пациент имеет определенную группу инвалидности, то указываются сроки диспансерного наблюдения и дату переосвидетельствования.

Следующий пункт включает рекомендации по диетическому питанию и сроки, в течение которых пациент должен его придерживаться. Также указывается возможный уровень физической нагрузки и активности.

Особенности проведения лечебных мероприятий и профилактики включают не только конкретное указание медикаментов, доз и сроков их применения, но и определение метода терапии (в виде физиотерапии, санаторно-курортного лечения). Также указываются конкретные даты осмотра больного специалистами, а при необходимости и приход медицинских работников на дом.

Диспансеризация детей

Диспансерное наблюдение детей первого года жизни проводится массово. Ребенок осматривается педиатром каждый месяц. Оцениваются его антропометрические данные, общее состояние, работа жизненно важных органов и систем. Это необходимо не только для выявления патологий, но и для предотвращения их появлений и определения склонности к тем или иным заболеваниям.

Диспансерное наблюдение детей участковым педиатром показано не только новорожденным и грудным детям, но и пациентам из группы риска, лицам с хроническими заболеваниями и детям, которые не посещают дошкольные учреждения.

Роль медицинской сестры в «Д»-учете

Диспансерное наблюдение больных требует больших затрат сил и времени. Огромную роль в диспансеризации играет средний медицинский персонал. В обязанности медицинской сестры входит:

  • ведение картотеки диспансеризуемых;
  • отправление известия больным о необходимости посетить поликлинику или определенного специалиста;
  • контроль за явкой;
  • подготовка документов перед очередным осмотром;
  • выполнение назначений врача;
  • контроль выполнения врачебных назначений пациентом;
  • домашний патронаж;
  • ведение учетных документов.

Первое посещение диспансеризуемого на дому лучше провести вместе с врачом. Следует обратить внимание на условия жизни пациента и санитарно-гигиенические нормы в месте проживания, узнать, кто имеет возможность обеспечивать его всем необходимым, с кем он живет.