Генотип носительницы дальтонизма

Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование

Урок 32. Введение в общую биологию и экологию 9 класс

Конспект урока «Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование»

Задача 1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова вероятность одного и другого события?

Решение: вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель, определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у женщин может быть три разных комбинации генов: X D X D – здоровые, X D X d – носительницы и X d X d – страдающие дальтонизмом.

У мужчин возможны два варианта: X D Y – здоровые и X d Y – больные.

Записываем генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.

Записываем гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также будут двух типов.

Определяем генотипы детей.

Делаем вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая половина — страдающие цветовой слепотой.

Ответ: от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой. Вероятность одного и другого события – 25 %.

Задача 2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

Решение: родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена дальтонизма.

Ответ: мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует доминантная аллель гена.

Задача 3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?

Решение: доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови. Рецессивная – h – вызывает заболевание.

Эта задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы, значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.

Ответ: ген гемофилии ребёнку передала мать.

Задача 4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?

Решение: рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.

Молодой человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.

Записываем гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.

Определяем их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными с вероятностью 50 %.

Ответ: все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина мальчиков больны, а половина – здоровы.

Задача 5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?

Записываем генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим свёртываемость крови.

По условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h. Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.

Записываем возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний. Мальчики – здоровые по крови дальтоники.

Ответ: от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.

Задача 6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.

Вводим буквенные обозначения генов.

Обозначим буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.

Записываем генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h. Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.

Ответ: мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель гена, отвечающего за свёртываемость крови.

Задача 7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.

Решение: определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.

Записываем гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь будет давать два типа некроссоверных гамет – X H d и X h D. По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8 морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %. Таким образом, появляются кроссоверные гаметы X H D и X h d. Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.

Итак, в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя заболеваниями – 4,9 %.

Ответ: вероятность появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.

Проверено экспертом

mbusterden

Ген гемофилии расположен в половых клетках , И ЯВЛЯЕТСЯ РЕЦЕССИВНЫМ
А-Здоровый
а-Болен
Женщина носительница гемофилии , поэтому ее генотип Х(A)X(a)
Мужчина здоров, поэтому его генотип: X(A)Y
P: Х(A)X(a) X(знак скрещивания) X(A)Y
G: X(A), X(a) X(A) , Y
P X(A)X(A) — здоровая девочка
X(A)Y-здоровый мальчик
Х(A)X(a) — девочка, являющаяся носительницей гемофилии
X(а)Y — больной мальчик
Если возникают вопросы или что-то не ясно в решении — пиши в личку

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Контрольный тест по теме «Генетика» с возможностью компьютерной обработки данных.

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Выбранный для просмотра документ вариант 1.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. Типы гамет у особи с генотипом ААВb

2. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног

3. У родителей, состоящих в родстве, значительно повышается вероятность рождения детей с заболеваниями

4. При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, следо­вательно, эти гены расположены в

Другие публикации:  Близорукость корректируется при помощи

1) разных хромосомах и сцеплены

2) одной хромосоме и сцеплены

3) одной хромосоме и не сцеплены

4) разных хромосомах и не сцеплены

5. Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка растения

6. В каком случае гены наследуются сцеплено?

1) если гены находятся в негомологичных хромосомах

2) при неполном доминировании

3) если гены расположены в одной хромосоме

4) если оба доминантные или оба рецессивные

7. При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться

растения с жёлтыми плодами, что свидетельствует о

1) гетерозиготности родительского растения

2) гомозиготности родительского растения

3) проявлении сцепления генов

4) наличии у гибридов доминантных аллелей

8. Согласно закону Т. Моргана гены наследуются преимущественно вместе, если они расположены в

2) разных гомологичных хромосомах

3) одной хромосоме

4) половых хромосомах

9. Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9:3:3:1 характерно для скрещивания

10. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно — это формулировка закона

1) гомологических рядов

2) независимого наследования

3) сцепленного наследования

11. Рассмотрите на рисунке схему дигибридного скрещивания растений гороха и определите генотипы родителей.

12. При скрещивании кукурузы с фиолетовыми семенами с желтосемянным растением все потомки имели фиолетовые семена. Какой тип наследования наблюдается в данном случае?

1) неполное доминирование

2) полное доминирование

3) множественный аллелизм

4) дигенное наследование

13. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании

14. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)

15. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы

1) 25% АА : 50% Аа : 25 % аа

3) 50% аа : 25% Аа : 25% АА

16. Определите генотипы светловолосой матери (рецессивный признак) и темноволосого отца, если все их дети темноволосые

17. При скрещивании растений гороха с карликовым (аа) и с высоким ростом (Аа) в поколении F1 получится

1) 100% с высоким ростом

2) 50% с карликовым, 50% с высоким ростом

3) 75% с карликовым, 25% с высоким ростом

4) 25% с карликовым, 75% с высоким ростом

18. При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о

1) гетерозиготности родительского растения

2) наличии у гибридов доминантных аллелей

3) гомозиготности родительского растения

4) проявлении сцепления генов

19. Укажите анализирующее скрещивание, в котором участвует гетерозиготнаяособь.

20. Цвет глаз обусловлен аутосомным геном, а дальтонизм — рецессивным геном, сцепленным с полом. Определите генотип голубоглазого мужчины-дальтоника (кареглазость доминирует над голубоглазостью).

21. Схема ААВВ х ааbb иллюстрирует скрещивание

3) анализирующее дигибридное

4) анализирующее моногибридное

22. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый

23. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании

24. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В)

плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b) плодами в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов расположены в разных парах хромосом)

25. При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А — желтые, В — круглые) в F2 соотношение особей с разными фенотипами, равное 9:3:3:1, свидетельствует о проявлении закона

2) сцепленного наследования

3) независимого наследования

4) промежуточного наследования

Выбранный для просмотра документ вариант 2.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. Зигота, содержащая доминантный и рецессивный гены окраски гороха, называется

1) мужской гаметой

2) женской гаметой

2. Генотип тригетерозиготы обозначается следующим образом

3. При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о

1) гетерозиготности родительского растения

2) наличии у гибридов доминантных аллелей

3) гомозиготности родительского растения

4) проявлении сцепления генов

4. Тетраплоидный организм образует гаметы

5. Особь с генотипом ааВВ образует виды гамет

6. Для определения генотипа чёрного кролика (А) нужно скрестить его с крольчихой, генотип которой

7. Гены, находящиеся в разных парах гомологичных хромосом наследуются согласно

1) правила чистоты гамет

2) закону расщепления

3) закону независимого наследования

4) закону сцепленного наследования

8. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в

потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследования проявилась при этом

1) независимое распределение признаков

2) неполное доминирование

3) единообразие первого поколения

4) расщепление признаков

10. Промежуточный характер наследования признака проявляется при

1) сцеплении генов

2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении

4) множественном действии генов

11. Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

12. Среди растений, полученных от скрещивания особей с розовыми цветками,

25% растений было с красной окраской цветка, 50% с розовой и 25% с белой. Это пример

1) сцепленного наследования

2) неполного доминирования

3) анализирующего скрещивания

4) полигибридного скрещивания

13. Грегор Иоганн Мендель сформулировал

1) закон независимого наследования генов

2) закон сцепленного наследования генов

3) закон многообразия гибридов первого поколения

4) закон многообразия гибридов второго поколения

14. У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. Определите генотип родителей, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью

15. У особи с генотипом Aabb образуются гаметы

16. Каковы генотипы родительских особей, если их потомство в F1 дало расщепление по фенотипу 3:1

17. Какой фенотип можно ожидать при самоопылении гетерозиготного красноплодного растения томата (А — красные плоды доминируют над желтыми)

1) 100% красноплодные

2) 100 % желтоплодные

3) 75 % красноплодные и 25 % желтоплодные

4) 50 % красноплодные и 50 % желтоплодные

18. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?

18. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей

19. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50% потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

20. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм — рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой — дальтоник (кареглазость доминирует над голубоглазостью)

21. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В — доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении

22. Определите соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных растений гороха

23. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья — над цельными

1) пурпурный стебель с цельными листьями

2) зеленый стебель с рассеченными листьями

3) пурпурный стебель с рассеченными листьями

4) зеленый стебель с цельными листьями

24. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

25. Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении

Выбранный для просмотра документ вариант 3.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. У особи с генотипом Aabb образуются гаметы

2. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?

3. Каковы генотипы гомозиготных родительских форм при моногибридном скрещивании

4. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании

5. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при сцеплении доминантных генов

6. Определите генотип дигетерозиготной особи.

7. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие

1) неполного доминирования

2) полного доминирования

3) взаимодействия генов

4) сцепленного наследования

8. Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в

одной хромосоме, то проявляется закон

2) сцепленного наследования

3) неполного доминирования

4) независимого наследования

9. «В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный» — это закон

1) единообразия первого поколения

3) независимого распределения генов

4) сцепленного наследования

10. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами Аа х Аа?

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

Другие публикации:  Как распознать у ребенка дальтонизм

11. Какой закон проявляется при скрещивании дигетерозиготных организмов, у которых гены, например А и В, расположены в негомологичных хромосомах?

1) полного доминирования

2) неполного доминирования

3) независимого наследования

4) сцепленного наследования

12. Скрещивание гибридной особи с особью гомозиготной по рецессивным аллелям называется

13. Рассмотрите схему и определите соотношение расщепления по генотипу в F1 : P Aa x Aa

14. Каковы генотипы гомозиготных родительских форм при моногибридном скрещивании

15. Иллюстрацией закона расщепления признаков при моногибридном скрещивании у гибридов F2 считается появление в потомстве особей

1) 25% рецессивных

2) 50% рецессивных

3) 50% доминантных

4) 100% рецессивных

16. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% — с зелеными семенами (рецессивный признак)

17. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи

18. Появление потомства с рецессивными признаками от родителей с доминантными признаками объясняется

1) гетерозиготностью родителей

2) модификационной изменчивостью потомства

3) неполным доминированием

4) гомозиготностью родителей

19. Сколько сортов гамет производит гомозиготное растение томат с красными плодами (красный цвет доминирует над желтым)

20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия — рецессивным сцепленным с полом геном. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика

1) AaXHY или ААХHY

2) АаХHХH или ААХHХH

21. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) — над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног

22. При скрещивании жёлтого гладкого и зелёного морщинистого гороха в F1 получились все жёлтые гладкие. Определите генотип семян гороха в F1

23. Определите рецессивные признаки у семян гороха

1) желтые и гладкие

2) зелёные и гладкие

3) жёлтые и морщинистые

4) зелёные и морщинистые

24. При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b) получится потомство с генотипом

25. Генотип тригетерозиготы обозначается следующим образом

Выбранный для просмотра документ вариант 4.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. Сколько сортов гамет производит гомозиготное растение томат с красными плодами (красный цвет доминирует над желтым)

2. Схема ААВВ х ааbb иллюстрирует скрещивание

3) анализирующее дигибридное

4) анализирующее моногибридное

3. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый

4. Дальтонизм — рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите генотип женщины-дальтоника

5. Определите генотип дигетерозиготного организма

6. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании

7. Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема РАа х Аа F1 АА, Аа, Аа, аа

1) закон расщепления

2) правило единообразия

3) закон сцепленного наследования

4) хромосомную теорию наследственности

8. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей — это формулировка

1) хромосомной теории наследственности

2) закона сцепленного наследования

3) закона независимого наследования

4) гипотезы чистоты гамет

9. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей`. Это формулировка

1) закона расщепления

2) гипотезы чистоты гамет

3) правила доминирования

4) закона независимого распределения генов

10. При дигибридном расщеплении признаков проявляется закон

1) независимого распределения генов

2) взаимодействия генов

3) сцепленного с полом наследования

4) промежуточного наследования

11. Появление потомства с рецессивными признаками от родителей с доминантными признаками объясняется

1) гетерозиготностью родителей

2) модификационной изменчивостью потомства

3) неполным доминированием

4) гомозиготностью родителей

12. Какого расщепления по генотипу следует ожидать от скрещивания гетерозиготных морских свинок, если потомство достаточно велико?

13. При самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий

стебель — А) доля карликовых форм равна

14. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)

2) 25% белых особей и 75% черных

3) 50% белых особей и 50% черных

4) 75% белых особей и 25% черных

15. При скрещивании мух дрозофил с длинными крыльями получены длиннокрылые и короткокрылые потомки в соотношении 3 : 1 (длинные крылья В доминируют над короткими b). Каковы генотипы родителей

16. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие

1) неполного доминирования

2) полного доминирования

3) взаимодействия генов

4) сцепленного наследования

17. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов

2) 75% черных, 25% белых

3) 50% черных, 50% белых

4) 25% черных, 75% белых

18. Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом (низкорослостъ доминирует над высоким ростом)

19. В гетерозиготе всегда подавляется действие

1) доминантного аллеля

2) рецессивного аллеля

3) аллеля, пришедшего от матери

4) аллеля, пришедшего от отца

20. При скрещивании двух морских свинок — черного (АА) гладкошерстного (bb) самца с белой (аа) волнистношерстной (BB) самкой получено в F1 соотношение генотипов

2) 50% АаBb : 50% Aabb

3) 25% AaBb : 50% Aabb : 25% Aabb

4) 25% AaBb : 50% Aabb : 25% AABB

21. Определите генотип особи желтой фигурной тыквы, если при ее самоопылении в F1 расщепление признаков по фенотипу соответствовало 9:3:3:1

22. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

23. Определите генотип дигетерозиготного организма

24. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).

25. При скрещивании жёлтого гладкого и зелёного морщинистого гороха в F1 получи­

лись все жёлтые гладкие. Определите генотип семян гороха в F1

Выбранный для просмотра документ вариант 5.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. В гетерозиготе всегда подавляется действие

1) доминантного аллеля

2) рецессивного аллеля

3) аллеля, пришедшего от матери

4) аллеля, пришедшего от отца

2. Какой из приведённых аллелей является рецессивным у человека?

1) аллель чёрных волос

2) аллель коричневых волос (шатен)

3) аллель светлых волос (блонд)

4) аллель пепельных волос

3. В гетерозиготе всегда подавляет действие другого аллеля

1) доминантный аллель

2) рецессивный аллель

3) аллель, пришедший от матери

4) аллель, пришедший от отца

4. Какой из приведённых аллелей является доминантным у человека?

1) аллель голубых глаз

2) аллель карих глаз

3) аллель зелёных глаз

4) аллель серых глаз

5. Сколько типов гамет даст организм, имеющий генотип АаВвСс?

6. Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и

генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении за­кона

2) неполного доминирования

3) независимого наследования

4) сцепленного наследования

7. Если гены расположены в разных парах негомологичных хромосом, то проявляется закон

1) неполного доминирования

2) полного доминирования

3) независимого наследования

4) расщепления признаков

8. Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон

1) независимого наследования

2) сцепленного наследования

3) расщепления признаков

9. Каковы генотипы родительских особей, если их потомство в F1 дало расщепление по фенотипу 3:1

10. Какова причина единообразия гибридов первого поколения

1) гомозиготность обоих родителей

2) гетерозиготность одного из родителей

3) гомозиготность одного из родителей

4) гетерозиготность обоих родителей

11. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом

2) аллельных генов

3) доминантных генов

4) молекул ДНК в ядре клетки

12. Аллельными считаются гены, определяющие у человека

1) высокий рост и вьющиеся волосы

2) карий и голубой цвет глаз

3) нос с горбинкой и отсутствие мочки уха

4) цвет глаз и дальтонизм

13. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над коротки­ми b). Каковы генотипы родителей

14. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается

1) множественное действие генов

2) промежуточное наследование

3) явление полного доминирования

4) сцепленное наследование признаков

15. При скрещивании собак с черной и рыжей шерстью появилось пять щенков, и все они имели черную шерсть, что свидетельствует о проявлении

1) закона независимого наследования

2) правила единообразия

3) промежуточного характера наследования

4) сцепленного с полом наследования

Другие публикации:  Народные средства от дистрофии сетчатки

16. Определите соотношение фенотипов у гибридов первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений садовой земляники (Аа — розовая окраска плодов, проме­жуточное наследование)

1) 100% розовых плодов

2) 50% розовых : 50% красных

3) 25% красных : 25% розовых : 50% белых

4) 25% красных : 50% розовых : 25% белых

17. «В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный» — это закон

1) единообразия первого поколения

3) независимого распределения генов

4) сцепленного наследования

18. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами Аа х Аа?

3) сцепленного наследования

4) независимого наследования

19. При вступлении в брак женщины-носительницы гена гемофилии (ХНXh) со здоровым мужчиной (ХНY) вероятность рождения мальчиков, больных гемофилией, от всего числа детей составляет

20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия — рецессивным сцепленным с полом геном. Определите генотип мужчины — альбиноса, гемофилика

1) AaXHY или AAXHY

2) АаХНХН или ААХНХН

21. При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля гетерозигот по обеим аллелям в потомстве составит

22. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании

23. Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей aabb, а другого

24. Определите фенотип кролика с генотипом Ааbb, если первая аллель определяет цвет, а вторая — качество шерсти (черная и гладкая шерсть — доминантные признаки)

1) белый мохнатый

2) черный мохнатый

3) черный гладкий

4) белый гладкий

25. Скрещивание морских свинок, у одной из которых белая короткая шерсть, а у другой — черная длинная, называют

Выбранный для просмотра документ вариант 6.docx

Контрольная работа по теме «Генетика»

1. Укажите генотип носительницы дальтонизма.

2. Каково соотношение потомства по фенотипам от скрещивания родителей, имеющих генотипы ААВв х аавв?

3. У здоровых родителей родился сын дальтоник. Определите генотипы сына и матери.

4. В случае моногибридного скрещивания особи отличаются друг от друга по

1) одной паре альтернативных признаков

2) двум парам альтернативных признаков

3) одной паре сцепленных генов

4) двум парам сцепленных генов

5. Третий закон Менделя утверждает, что

1) все гибриды F1 единообразны

2) по каждой паре признаков наследование происходит независимо друг от друга

3) все гены наследуются сцеплено

4) аллельные гены находятся в одной хромосоме

6. Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3 : 1 иллюстрируется

1) правило доминирования

2) закон расщепления

3) сцепленное наследование признаков

4) множественное действие генов

7. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

1) сцепленного наследования

3) независимого наследования

4) промежуточного наследования

8. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования

2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования

4) неполного доминирования

9. Причина расщепления признаков у особей с доминантными признаками в F2, полученных от гибридов первого поколения, состоит вих

1) наследственной неоднородности

2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции

4) генетическом однообразии

10. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

11. Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым генотипом

свидетельствует о проявлении закона

3) независимого наследования

4) сцепленного наследования

12. При скрещивании красноцветковых растений львиного зева с белоцветковыми потомки были с розовыми цветками. Какой тип наследования наблюдается в данном случае?

1) неполное доминирование

2) полное доминирование

3) множественный аллелизм

4) дигенное наследование

13. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1?

14. При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит

15. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования?

16. Какова вероятность рождения у темноволосых родителей (Aa) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)?

17. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридногоскрещивания равно 1:2:1, то исходные родительские особи

18. В потомстве, полученном от двух чёрных мышей, было 75% чёрных и 25% белых мышей. Каковы генотипы родителей?

19. Может ли родиться дочь, больная гемофилией, если ее отец — гемофилик

1) может, так как ген гемофилии расположен в У-хромосоме

2) не может, так как ген гемофилии расположен в соматических клетках

3) не может, так как она гетерозиготна по Х-хромосомам

4) может, если мать — носительница гена гемофилии

20. Какой генотип имеет человек — дальтоник

21. Какой генотип имеет потомство в F1 при скрещивании растений томата с генотипамиААвв и ааВВ?

22. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными и рецессивными признаками в F2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении

23. Каким будет соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготного черного,мохнатого кролика АаВв с белой, гладко­шерстной крольчихой аавв

24. Каково соотношение генотипов у потомства, полученного от скрещивания особей с генотипами АаВв х ААВВ?

25. У морских свинок чёрная шерсть доминирует над белой, а длинная — над короткой. Определите генотип дигетерозиготной особи.

Данная разработка представляет собой контрольный тест из 25 вопросов по теме «Генетика» и оболочку в программе Microsoft EXEL. Контрольная состоит из 6 вариантов заданий с выбором одного ответа.

Ответы учеников вбиваются в оболочку, в лист соответствующего варианта. Оболочка определяет и подсчитывает правильные ответы, выставляет оценки и составляет поэлементный анализ контрольной работы.

Учителю необходимо только вбить в каждом варианте в соответствующую ячейку количество выполнявших данный вариант, на листе анализа вписать дату, фамилию учителя и класс. А также сделать выводы о результатах работы.

  • Саакян Елена Алексеевна
  • Написать
  • 5312
  • 13.12.2014

Номер материала: 187195

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 13.12.2014
  • 1168
  • 13.12.2014
  • 738
  • 13.12.2014
  • 3910
  • 13.12.2014
  • 2636
  • 13.12.2014
  • 524
  • 13.12.2014
  • 1226
  • 13.12.2014
  • 52265

Не нашли то что искали?

Обучение от 2-х дней
(согласовано с МЧС)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.