Куриная слепота значение фразеологизма

Содержание:

«Куриная память»: значение фразеологизма в речи

Существует огромное количество русских фразеологизмов. Одним из таких устойчивых выражений является такое сочетание слов, как «куриная память». Такой фразеологизм часто встречается в речи русскоговорящего населения, а что он обозначает, поможет разобраться эта статья.

«Куриная память»: значение фразеологизма

Как правило, данное устойчивое выражение употребляется тогда, когда хотят подчеркнуть плохую память человека. Другими словами, фразеологизм «куриная память» — это плохо развитая память, а также неспособность запоминать важную информацию.

Развитость памяти зависит от ее натренированности и интеллектуальных способностей человека. Если же кто-либо постоянно забывает о важных вещах, то можно смело сказать, что у него «куриная память». Следует рассмотреть примеры использования этого выражения:

  1. «Я уже три часа учу этот стих и все никак не могу его запомнить, наверное, у меня куриная память».
  2. «Сынок, почему ты забыл купить хлеб? Неужели у тебя куриная память?».

Откуда пошло это выражение?

Этот фразеологизм вошел в обиход русской речи неспроста. Плохую человеческую память приравнивают к куриной, так как ученые доказали, что эта домашняя птица умеет считать до трех.

Таким образом, был проведен научный эксперимент, который показал, что курица может одновременно следить только за тремя своими птенцами. Если же их количество равно четырем и более, то она может и не заметить, если их заберут. Именно благодаря интеллектуальным и ментальным способностям такой домашней птицы в обиход вошло выражение «куриная память».

Советы по употреблению фразеологизма

Несмотря на популярность этого высказывания, нельзя забывать о нормах этики при его употреблении. Не стоит употреблять фразеологизм «куриная память» в отношении людей, которые старше по возрасту, должности или положению. Лучше всего использовать это словосочетание с разговорной речи и в неформальной обстановке.

«Как курица лапой»: значение фразеологизма. Фразеологизмы со словом «курица»

Многие устойчивые выражения передают образ того или иного предмета или действия настолько выразительно и ярко, что трудно подобрать другие слова для их описания. В данной статье рассматривается именно такой фразеологизм, который лучше всего способен изобразить неразборчивый почерк.

Значение фразеологизма «как курица лапой»

У многих неразборчивый почерк ассоциируется с какой-нибудь записью врача, в которой трудно понять, что написано. На ум сразу же приходит выражение «как курица лапой». Значение фразеологизма отлично передает образ неаккуратной рукописи. И его часто используют не только пациенты, но и учителя, которые делают замечания школьникам, не отличающимся красивым почерком.

Сам фразеологизм выступает в предложениях в качестве наречия и означает «криво», «неряшливо», «неаккуратно», «небрежно», «кое-как».

Данное выражение употребляют для описания не только некрасивого письма, но и непрофессионального рисования. Поэтому его используют в адрес начинающих или попросту неталантливых художников.

Этимология

Представьте себе курицу. В отличие от человека у нее нет рук, вместо них у нее крылья, вместо ног – лапы. Ну как она может тогда писать? Значение фразеологизма «как курица лапой» не подразумевает рукописные навыки у этой птицы. Оно лишь говорит о неряшливости.

Если вы когда-нибудь видели курицу, то наверняка вспомните, как она любит копаться в земле, на которой после нее остаются следы. Их вряд ли можно разобрать. Поэтому у людей плохая рукописная работа ассоциировалась с проделками лап курицы. Из-за наблюдения действий этой неуклюжей и глуповатой птицы и высказывания вслух выражения оно прочно закрепилось в нашем языке, стало устойчивым и используется нами по сегодняшний день.

Синонимы фразеологизма на русском языке

Это устойчивое выражение, как мы отметили выше, можно заменить наречием «неаккуратно». К нему можно подобрать разные синонимы: кое-как, некрасиво, неряшливо, неразборчиво, небрежно, непонятно, скверно, плохо. При этом используются наречия. Есть еще и другие синонимичные слова: коряво, неотчетливо, неясно, расплывчато, нечетко и тому подобные.

Данный фразеологизм можно заменить и схожими по смыслу устойчивыми выражениями. Например: как сорока набродила. Оно имеет точно такое же толкование, что и выражение «как курица лапой»: значение фразеологизма – «неразборчиво», «коряво».

Синонимы на других языках

Наверное, все языки мира богаты идиомами. При этом у многих устойчивых выражений существуют синонимичные по смыслу фразеологизмы на других языках. Если говорить о рассматриваемой нами идиоме, то похожих по значению с ней фраз у иностранцев немало. Например, в английском языке есть выражение chicken scratch, которое переводится как «царапанье цыпленка». Оно означает неразборчивое письмо. Английская идиома имеет синонимичное значение фразеологизма «как курица лапой». Выражение со схожим смыслом есть и у французов. Оно звучит так: Ecrire comme un chat. Буквально это переводится «писать, как кошка».

М. И. Дубровин, автор множества учебников по английскому языку, переводит рассматриваемый нами фразеологизм следующим образом: To write like a chicken with its claw. И если вы захотите поделиться с иностранцем данным выражением, то смело используйте этот перевод.

Антонимы фразеологизма на русском языке

Любому человеку приятно смотреть на аккуратный, разборчивый почерк. Особенно педагогам при проверке работ учащихся. И они точно не скажут про такой почерк «как курица лапой». Значение фразеологизма не позволяет его использовать для таких моментов. Тут нужны слова с противоположным смыслом, антонимы. К ним можно отнести следующие: понятно, разборчиво, аккуратно. А красивый, искусный почерк называют, как правило, каллиграфическим.

Если говорить о фразеологизмах-антонимах, то с некоторой натяжкой можно привести в качестве примера следующие: «золотые руки» и «засучив рукава».

Использование выражения в литературе

«С утра только и делаем, что письма некоей особы читаем… Ишь накарябала – как курица лапой. Видно, торопилась очень». Данный отрывок взят из романа «Пелагия и Чёрный монах» Бориса Акунина. Он передает читателям образ неряшливого почерка при помощи устойчивого оборота «как курица лапой». Значение фразеологизма использовано автором искусно. С помощью него он описывает не только почерк, но и передает настроение героев романа.

Писатели и поэты любят использовать крылатые фразы, имеющие народные истоки. Так как они способны сделать произведение ярким и выразительным. Они близки, понятны читателям и легко ими воспринимаются.

В своей повести «Саша Чекалин» В. И. Смирнов тоже использует рассматриваемый оборот: «Пишешь словно курица лапой. не разберёшь».

Как мы видим, в литературе, как правило, данный фразеологизм используется для того, чтобы описать неразборчивый почерк. В разговорной же речи он употребляется в различных ситуациях: при оценке почерка, художественных навыков и определенных действий.

Использование выражения в разговорной речи

Сами того не замечая, мы часто используем крылатые фразы. Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что порой без них трудно обойтись. Например, то же самое выражение «как курица лапой писать». Фразеологизмы подобного рода часто встречаются в речи учителей, пациентов, родителей. Всех тех, кто сталкивается с чужим некрасивым почерком.

Выражение может быть использовано и в качестве самокритики. Например, когда кто-то учится рисовать, старается, но у него ничего не получается и его картины похожи на малявы. В такой ситуации хочется красочно выразиться, а не просто говорить «не получается», «некрасиво». Такие слова неспособны передать всю силу разочарования, самокритики и иронии. Нужна идиома, которая передает необходимое значение. Слова «как курица лапой писать» при таких моментах подходят идеально. Они описывают и труд, и способности горе-художника.

Другие фразеологизмы со словом «курица»

Русский язык богат крылатыми выражениями, где героями являются различные животные. Курицу не обошли стороной. И не удивительно! Ведь никто из других животных не способен так хорошо, как она, изобразить глупое создание.

Когда говорят о безвольном, подавленном человеке, используют словосочетание «мокрая курица». И это не случайно. Происхождение данного выражения связано с тем, что именно это животное мокнет под дождем и имеет печальный вид тогда, когда другие, например, гуси и утки, не теряют свой вид из-за воды.

Хлопоты и возню из-за нестоящего характеризует фраза «носиться как курица с яйцом». Она подразумевает длительные и бесполезные хлопоты.

Когда говорят о плохо видящем человеке, то используют словосочетание «слепая курица». Также это выражение употребляют в значении «недальновидный, не думающий о завтрашнем дне».

Если кто-то совершенно неожиданно угодил в неприятную ситуацию, то говорят, что он попал, «как кур в ощип». Но если происхождение выражения связано с летальным исходом домашней птицы, то для людей данный оборот означает просто неудачные обстоятельства.

О тех, кто не отличается умом, говорят, что у них «куриные мозги». Оценка низких интеллектуальных способностей людей не ограничивается только одним выражением. Есть и другие фразы, например, «куриная память» (т. е. короткая).

Существует выражение «раскудахтался словно курица». Его применяют к человеку, который слишком экспрессивно отстаивает свою точку зрения, возмущается или оправдывается.

Хаотичное передвижение характеризует выражение «бродить как курица». Оно произошло из-за поведения этой домашней птицы, ее нелогичных маршрутов.

Когда говорят о глупом и нелепом поступке и происшествии, используют выражение «курам на смех». Это связано с тем, что эта птица сама по себе комична. Она не летает, да еще и пугливая и глупая.

Как мы видим, «куриных» фразеологизмов достаточно много, и скорее всего, мы не все и вспомнили. Эти крылатые выражения часто используются и в разговорной речи, и в литературе.

Заключение

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее живой, образной. Особенно такие выражения, в которых упоминаются различные животные. С помощью них дается сравнительная характеристика поведения людей. При использовании «звериных» фразеологизмов образы становятся ярче, острее, комичнее и ироничнее. Поэтому знание подобных выражений полезно для обогащения лексикона.

В данной статье мы рассмотрели популярный фразеологизм «как курица лапой», значение которого — «неаккуратно» и «коряво». Мы узнали, какими синонимами можно заменить данную идиому, как она используется иностранцами, каким образом ее применяют в литературе и в разговорной речи. Также мы рассмотрели и другие фразеологизмы со словом «курица». Их оказалось немало. И все они пришли к нам из народа и прочно вошли в нашу речь.

куриная слепота

куриная слепота

Как отблагодарить TFD за то, что он есть? Порекомендуйте его своим друзьям или посетите страницу для вебмастеров.

Ссылка на эту страницу:

  • курились
  • курилось
  • курился
  • Курилы
  • курильниц
  • курильница
  • курильницам
  • курильницами
  • курильницах
  • курильнице
  • курильницей
  • курильницею
  • курильницу
  • курильницы
  • Курильские острова
  • курильщик
  • курильщика
  • курильщикам
  • курильщиками
  • курильщиках
  • курильщике
  • курильщики
  • курильщиков
  • курильщиком
  • курильщику
  • курильщица
  • куримся
  • курин
  • курина
  • куриная
  • куриная слепота
  • куринее
  • куриней
  • курино
  • куриного
  • куриное
  • куриной
  • курином
  • куриному
  • куриною
  • куриную
  • курины
  • куриные
  • куриные мозги
  • куриный
  • куриный бог
  • куриным
  • куриными
  • куриных
  • курись
  • куритесь
  • курится
  • курить
  • куриться
  • курица
  • курице
  • курицей
  • курицу
  • курицы
  • куришься
  • курка
  • Условия пользования сайтом
  • Конфиденциальность
  • Обратная связь
  • Реклама у нас

Copyright © 2003-2019 Farlex, Inc

Все содержание данного сайта, в том числе словарь, тезаурус, литературные, географические и прочие справочные данные предназначены исключительно для информационных целей. Данная информация не должна считаться полной или самой последней, и не должна рассматриваться как замена посещения, консультации или совета профессионального юриста, врача или иного специалиста.

Фразеологизм «Куриная слепота» значение

Неумение видеть развитие дела в перспективе, плохо разбираться в людях.

«Артурские морские руководители либо дрожали за свою шкуру, либо страдали куриной слепотой и не видели, в какую пропасть позора они скатываются» (Новиков-Прибой).

• О слишком наивном человеке.

«Ты так… — Артамон осекся, не зная, что говорить. «Куриная слепота… Чего я с ним связался?» — хлестнула больно испуганная мысль и придавила к саням. — Так ты хуже, чем бандюга какой» (В. Славянин).

Научная работа на тему «Биологические» фразеологизмы. Их использование в речи.

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Доклад на научную конференцию на тему

Значение, употребление их в речи».

Автор: ученица 6 класса

Лепешкина Лариса Елизаровна

учитель русского языка

«Неспроста слово молвится и до веку не сломится», — говорят в народе. Все в нашем языке далеко не случайно, все взаимосвязано. Наша речь напрямую отражает процессы, происходящие в жизни. Безусловно, одним из ярких языковых средств являются фразеологизмы. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается такое толкование слову «фразеологизм»: «устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому». Идиома — оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов. Во фразеологизме значение имеет все выражение в целом, а не отдельные слова, входящие в его состав. Фразеологизмы похожи на пословицы, но в отличие от них, не являются законченным предложением. Значение фразеологизмов объясняется в специальных фразеологических словарях. В художественной и публицистической речи фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением. Введение в текст фразеологизмов, как правило, обусловлено стремлением усилить экспрессивную окраску речи. В любом тексте фразеологизмы сохраняют свои художественные достоинства — образность и афористичность.

Большинство фразеологизмов в соответствии с их значением можно объединить в различные тематические группы, так, выделяется достаточно большая группа фразеологизмов «биологического» происхождения (такое определение дает лингвист С. Волков), в которых упоминающих животных, птиц, насекомых, растения. Мы заинтересовались значением этих фразеологизмов, использованием их речи. Они, наш взгляд, отличаются какой – то особой образностью, ярко характеризуют то или иное явление, точно характеризуют человека, его поступки, привычки. Итак, тема нашего исследования – семантика (значение) «биологических» фразеологизмов, использование их в речи. Всего нами было найдено 329 фразеологических единиц, упоминающих животных, птиц, насекомых, растения. Мы решили проанализировать только фразеологизмы, относящиеся к животным и птицам.

Другие публикации:  Гиперметропия у ребёнка 7 лет

Цель нашей работы – выяснить, связано ли значение фразеологизмов биологического происхождения с особенностями поведения, повадками тех животных и птиц, которые упоминаются в данных фразеологизмах. Кроме того, мы решили выяснить, насколько часто употребляются названия одного и того же вида животного, птицы во фразеологизмах. Нас также интересовало, знают ли наши гимназисты (а мы работали с параллелями 6, 7, 9 классов) значение фразеологизмов «биологического» происхождения.

Мы выдвинули следующую гипотезу – значение фразеологизмов «биологического» происхождения напрямую отражает характер, особенности, повадки тех животных, птиц, названия которых упоминаются во фразеологизмах.

В ходе данного исследования мы использовали фразеологические, толковые словари, энциклопедии о животных, птицах.

Анализ материалов фразеологических словарей показал, что чаще всего в них упоминаются названия следующих животных: слово «собака» встречается в 18 фразеологизмах (пса из дома не выгонят, как пёс бездомный, собака на сене, где собака зарыта и т.д.), волк упоминается в 12 фразеологизмах (волчий аппетит, волчье лыко, волк в овечьей шкуре, обстрелянный волк, волчье логово, волчья яма и др.), названия «бык» («корова»), конь (лошадь), мышь – в 11 фразеологизмах (каждое). Среди названий птиц чаще всего упоминаются: ворона (ворон) и петух (курица). Слово «петух» или «курица», например, присутствует в 14 фразеологизмах (до поздних петухов, жареный петух клюнул, куриная голова, на куриных ножках, курицы не обидит), а слово «ворона» присутствует в 6 фразеологизмах (ворон ртом ловить, как белая ворона, ворона в павлиньих перьях, как пуганая ворона, как вороново крыло, ни пава ни ворона).

Фразеологизмы, которые отражают особенности поведения, повадки животных

Если проанализировать лексическое значение таких «биологических» фразеологизмов, то можно сделать вывод, что в них, действительно, не случайно упоминаются те или иные животные, птицы. Так, например, далеко не случайно появилась выражение «волчий аппетит» Именно сравнение с волком (не с другим животным) позволяет представить себе состояние человека, когда он сильно голоден (волк, по данным энциклопедии о животных, всегда обладает отменным аппетитом, он, например, способен съесть за один раз до 10 килограммов мяса).

Или, например, фразеологизм «волчье логово». Он имеет следующее значение — жилище, пристанище преступников, врагов и т.д. По данным энциклопедий, волки — очень заботливые родители по отношению к своему потомству, они всячески скрывают место нахождения своего логова, не подпускают к нему чужих. В то же время волки являются свирепыми хищниками, жестоко относятся к своим сородичам. Вот отсюда и вытекает смысл фразеологизма «волчье логово». Люди, которые плохо относятся друг к другу, где каждый сам за себя, живут, как волки. Значение данного фразеологизма имеет непосредственное отношение к особенностям характера этих животных.

С особенностями поведения волка связан еще один фразеологизм. «По волчьи выть» горько жаловаться, сетовать на что – либо, страдая от чего – либо. Имеет помету «просторечное». Данный фразеологизм возник далеко не случайно. На самом деле волки часто воют, но чаще всего это делают волки – подростки, изгоняемые из стаи. Они, оставшись в одиночестве, действительно, как бы «жалуясь на судьбу», издают протяжный, жалобный вой. Они еще таким образом привлекают внимание собратьев по несчастью, чтобы объединиться во временные стаи, которые в скором времени распадаются.

Фразеологизм «как баран на новые ворота» имеет следующее значение: непонимающе и растерянно смотреть на кого-либо или на что-либо. В энциклопедии о животных под редакцией В.Е. Соколова отмечается такая особенность поведения баранов: тщательное изучение, пристальное рассматривание нового предмета, который попадается на пути животного. Таким образом, фразеологизм «как баран на новые ворота» создан не на пустом месте.

«Крутиться как белка в колесе» — быть в постоянных заботах, хлопотах. Имеет помету «разговорное». Белка – очень активное животное, ей, действительно, необходимо много двигаться в поисках пищи, поэтому, если белку посадить в клетку, то она будет находиться в постоянном движении. Таким образом, значение фразеологизма «крутиться как белка в колесе» связано напрямую с особенностями поведения этих животных.

«Кошачьи концерты» — о нестройном пении, о плохой музыке, крике, шуме. В энциклопедии о животных говорится, что кошки способны, действительно, устраивать концерты, но делают это только в брачный период. Они издают громкие крики, чтобы привлечь внимание особи противоположного пола. Значение фразеологизма «кошачьи концерты» также имеет непосредственное отношение к особенностям поведения этих животных.

«Кошка, которая гуляет сама по себе» — самостоятельный, ни от кого не зависящий в поступках, в суждениях человек. Кошка, действительно, отличается вольнолюбивым характером, она предпочитает находиться одна, кошки никогда не собираются в стаи, как это, например, делают другие животные: собаки, волки. Данный фразеологизм также напрямую отражает кошачий характер.

Теперь скажем о фразеологизмах, имеющих отношение к птицам. Фразеологизм «белая ворона». В природе белая ворона – это альбинос, который похож на обыкновенную ворону, но в тоже время отличается от неё внешним видом. Альбиносы в природе встречаются достаточно редко. Эта птица резко выделяется среди ей подобных и поэтому отторгается птичьим сообществом. Но если белая ворона отличается от собратьев только внешним видом, в остальном она схожа с птицами этого вида, то человек, которого называют белой вороной, отличается от других людей не только внешностью, но и поступками, поведением, взглядами на жизнь и т.д. Как правило, таких людей тоже общество не всегда принимает и понимает. Как мы видим, значение данного фразеологизма не связано с повадками, поведением птицы, сходство выявляется только по внешнему виду.

«Ворона в павлиньих перьях» — человек, который тщетно старается казаться более важным, значительным, чем есть на самом деле. Употребляется как пренебрежительная, презрительная оценка такого человека. Для ворон, в отличие от глухарей, тетеревов, павлинов, абсолютно не свойственно «самолюбование», когда они в брачный период демонстрируют свою красоту перед соперниками или особями противоположного пола. Но вороны, как и, например, сороки любят собирать в гнездо яркие, блестящие предметы. Если объяснять этот факт с биологической точки зрения, то, конечно, птица не собирается таким образом украшать свое гнездо, делает она это только инстинктивно, неосмысленно.

«Куриные мозги» — фразеологизм имеет помету «презрительное». О человеке небольшого ума, ограниченных умственных способностей. Данный фразеологизм, действительно, отражает особенности этой птицы. Как поясняет энциклопедия о птицах, курица имеет малый объем мозга, она не поддается, например, как другие птицы (галки, сороки, попугаи) дрессировке, она, как свидетельствуют данные наблюдений, не способна запомнить даже своего хозяина. Таким образом, фразеологизм «куриные мозги» возник не на пустом месте.

Фразеологизмы, которые не имеют связи

с особенностями поведения, повадками животных

К фразеологизмам, которые не имеют отношения к животным, птицам, относятся, например, такие фразеологизмы: «когда рак на горе свистнет», имеющий значение — неизвестно когда, в неопределенном будущем, никогда. Известно, что рак не может издавать никаких звуков, так как у него нет голосового аппарата. Очевидно, значение фразеологизма построено на противоположном значении, указывает на невозможность выполнения какого – то действия.

Или фразеологизм «брать быка за рога», которому даётся следующее объяснение: «решительно, энергично и сразу начинать действовать». Издавна на Руси была забава, в которой силачи мерились силой с быком. Они должны были уложить быка на бок, схватив его за рога. Чем быстрее и решительнее будет действовать силач, тем больше вероятность того, что он победит. Сейчас никто подобных забав не устраивает, но выражение прочно вошло в нашу речь. Проанализировав смысл этого фразеологизма, можно понять, что никакого отношения к поведению быка этот фразеологизм не имеет, его употребляют по отношению к решительному, смелому человеку.

Фразеологизм – «волк в овечьей шкуре». «Волк в овечьей шкуре» — человек, прикрывающий свои дурные намерения, действия маской добродетели, лицемер. К волку, как к хищному животному, люди всегда относились негативно. Люди боялись волков, остерегались их. К овце же, как к кроткому и покладистому домашнему животному, всегда относились доброжелательно. Отсюда и вытекает смысл фразеологизма. Тот, к кому плохо относятся, часто надевает маску лицемерия, добродетели. Как бы то ни было, но значение данного фразеологизма не связано с характером поведения данного животного. Известно, что волк достаточно хитер, умен, но он не способен на лицемерие, так не обладает совершенной, как у человека, нервной системой.

Фразеологизм «медведь на ухо наступил» имеет синоним «медведь ухо отдавил» – о том, кто совершенно не обладает музыкальным слухом. Но, как известно, у самого медведя, как у большинства животных, очень хороший слух. Таким образом, данный фразеологизм имеет переносное значение.

«Ни пава ни ворона» — о человеке, который отошел от своей среды и не пристал к другой. Имеет помету «пренебрежительное». Нетрудно понять, что он тоже не отражает особенностей поведения данных птиц.

«Пустить петуха» — устроить пожар, поджечь что – либо. Как мы видим, к петуху данный фразеологизм не имеет никакого отношения.

Фразеологизм «куриная слепота» имеет 3 значения: 1. — о легковерном, наивном человеке; 2. недальновидность, неумение разбираться в людях; 3. — народное название травянистых растений с желтыми цветами. Ни одно из них не связано со слепотой курицы, так как она (курица), как и другие птицы, обладает прекрасным зрением.

Не имеют также отношения к повадкам и поведению и много других фразеологизмов, например, ворон ртом ловить, собака на сене, собаку из дома не выгонит и другие.

Если определять процентное соотношение «биологических» фразеологизмов, упоминающих птиц и животных, которые связаны или не связаны с их повадками и поведением, то получится следующая картина: 72% от всех фразеологизмов не имеют отношения к поведению того или иного животного или птицы, а остальные 28% напрямую отражают особенности их поведения

В дальнейшем можно проанализировать фразеологизмы, упоминающие растения и насекомых, фразеологизмы, относящиеся к другим тематическим группам. А материалы данного исследования могут быть использованы учителями русского языка как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Возможно, они послужат в качестве приложения к программам кружка или факультатива, предлагающих изучение фразеологических единиц. Это было бы кстати, потому что на изучение фразеологизмов в программах по русскому языку отводится минимум часов, а задания, связанные с фразеологизмами, встречаются, например, в тестовых экзаменационных заданиях, предлагаются на городских и областных олимпиадах.

Мы провели небольшое исследование, позволяющее определить, насколько хорошо наши учащиеся понимают значение некоторых «биологических» фразеологизмов (мы предложили им объяснить значение наиболее известных, часто встречающихся фразеологизмов). Ниже указываются результаты, полученные в ходе опроса учащихся: перечисляются фразеологизмы, значение которых должны были объяснить ученики, рядом указывается количество процентов правильных ответов.

Нужно ли вообще знать значение фразеологизмов, употреблять их? Ответ на этот вопрос можно дать только утвердительный. Интересен тот собеседник, который обладает широкими познаниями, умеет убеждать. Не нужно доказывать, что фразеологизмы делают нашу речь более точной, яркой, выразительной. Надо только стремиться к ее обогащению, совершенствованию. В кладовых науки «Фразеология» хранится мудрость русского народа, отражающая его многовековой жизненный опыт. Вот как об этом сказала поэтесса Мария Комиссарова:

Народ – властитель тайны слова

И всех сокровищ языка,

Им выткана его основа

Для поколений на века.

Он создал чудо тени, света,

И звука взлёт, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета,

В нём звёзды вечности горят.

Народ – певец, ваятель, воин,

И в безмятежности своей

Бессмертия он удостоен

Одной с ним жизнью жить умей!

Мы имеем прекрасную возможность прикоснуться к сокровищам русского языка, постигнуть тайны русского слова, и нужно только этой возможностью стремиться воспользоваться.

Куриная слепота: причины, симптомы и лечение

Куриная слепота – это заболевание органов зрения, которое характеризуется ухудшением его качества в условиях недостаточной освещенности, например, в сумерках, в потемках, при созданном искусственном затемнении и пр.

В офтальмологической практике такого термина как «куриная слепота» не существует. Его используют преимущественно в обиходной речи. Врачи называют куриную слепоту гемералопией.

Куриная слепота ухудшает качество жизни человека, так как в темное время суток у него сужаются поля зрения, нарушается способность воспринимать цвета, ухудшается ориентация в пространстве. При обнаружении у себя таких симптомов, необходимо обращаться к доктору, так как приобретенная куриная слепота поддается лечению.

Название патологии присвоили из-за того, что ее симптомы имеют определенную схожесть со зрительными возможностями кур. В вечернее время эти птицы с трудом ориентируются в пространстве.

Глаз человека, а именно его сетчатка состоит из палочек и колбочек. Так называются клетки, которые реагируют на свет. Палочки отвечают за ночное черно-белое видение, а колбочки за дневное видение. В сетчатке содержится больше палочек, чем колбочек. Их нормальное соотношение 18:1. Если баланс нарушается, то у человека развивается куриная слепота. При этом днем он все видит, как прежде.

В палочках есть пигмент, который называется родопсин. Он отвечает за адаптацию органа зрения в темноте. При попадании на свет пигмент распадается, а в темноте восстанавливается вновь. Происходит этот процесс с участием витамина А.

Когда в палочках вырабатывается родопсин, происходит выделение энергии. Она трансформируется в электрические сигналы, которые по нервным волокнам попадают в головной мозг. Таким образом обеспечивается ночное зрение.

Видео: что такое куриная слепота?

Содержание статьи:

Причины куриной слепоты

Различают три вида куриной слепоты: врожденную, симптоматическую и эссенциальную.

Другие публикации:  Как избавить от близорукости

Врожденная куриная слепота является наследственной патологией. Она диагностируется при пигментном ретините, при синдроме Ашера и пр.

К развитию симптоматической куриной слепоты способны приводить различные заболевания, среди которых:

Близорукость с падением зрения до -6.

Отслойка сетчатки глаза.

Сидероз, при котором происходит отложение солей железа в тканях глазного яблока.

Ожоги глаза лучевой этиологии.

Эссенциальная куриная слепота развивается у людей, которые страдают от дефицита витамина А, РР и В2. часто с таким нарушением сталкиваются пациенты со следующими диагнозами:

Цирроз печени и другие патологии органа.

Заболевания органов пищеварительной системы, например, гастрит, колит, энтерит и пр.

Длительное оказание на сетчатку глаза яркого света.

Эссенциальная куриная слепота может развиваться у больных, которые принимают Хинин, так как это вещество является антагонистом ретинола.

Отдельно нужно выделить факторы, которые способны стать пусковым механизмом для развития куриной слепоты:

Вирусные заболевания, которые перенес человек: герпес, краснуха, ветряная оспа, корь и пр.

Вступление женщины в менопаузальный период.

Соблюдение диеты, которая предполагает отказ от продуктов животного происхождения.

После того, как у человека развился дефицит того или иного витамина у него не случится моментального дебюта куриной слепоты. Как правило, первые ее симптомы появляются лишь спустя 2 года от манифестации авитаминоза.

Независимо от того, что именно стало причиной развития куриной слепоты, механизм патологии единый: в палочках сетчатки глаза нарушается выработка родопсина.

Видео: передача Елены Малышевой «куриная слепота»:

Симптомы куриной слепоты

Если заболевание передалось ребенку по наследству, то уже в раннем детстве у него будет наблюдаться снижение зрения. Избавиться от проблемы не удастся. Врожденная форма патологии не поддается лечению.

Острота зрения при врожденной куриной слепоте в ночное время значительно снижается. В полумраке человек чувствует себя некомфортно, он с трудом ориентируется в пространстве, не видит окружающие его предметы. При этом в дневное время ребенок с врожденной куриной слепотой не жалуется на какие-либо проблемы со зрением. Он хорошо видит предметы на дальнем и на ближнем расстоянии. В сумерках красные цвета кажутся больному еще темнее, а синие светлее. В целом, зрение в потемках как будто затуманено. Этот эффект был обнаружен в 1819 году и получил название феномена Пуркинье.

Чтобы человек имел возможность читать или писать в вечернее время, ему необходим яркий свет.

К другим симптомам врожденной куриной слепоты относят жалобы на ощущение чувства песка в глазах. Дети с таким нарушением часто страдают от страха темноты, проявляют выраженное беспокойство по мере наступления сумерек. Поля зрения сужаются, больной хуже воспринимает синий и желтый цвет.

Если у человека развивается эссенциальная форма куриной слепоты, то на конъюнктиве у него будут заметны плоские сухие участки, имеющие форму пятна. Эти пятна называются бляшками Искерского-Бито.

К прочим симптомам эссенциальной куриной слепоты относят:

Фразеологизмы со словом курица, примеры и их значение?

Курица — птица по определению недалекая. И фразеологизмы с этим словом обычно обладают экспрессивным, резким оттенком. Приведем некоторые примеры:

(Пишет) как курица лапой — о некрасивом, кривом почерке; неаккуратно, с несоблюдением правописания.

(Денег) куры не клюют — о богатстве, которое не имеет счета; в значении — очень много, с избытком; о деньгах, которые тратятся на ненужные и бесполезные вещи.

Как кур во щи (попасть) — говорится о человеке, который внезапно оказался в невыгодном, неловком, положении, из которого трудно увильнуть, не запятнав репутацию.

Мокрая курица — о нерешительном человеке, который не может внятно объяснить свою позицию, отстоять собственное мнение, о рассеянном, несобранном, невнимательном.

Курам на смех — о нелепице, несусветных глупостях, ерунде; иногда употребляется в значении «мало».

Курица щипанная — о человеке, не умеющем привести себя в ухоженный вид, о чрезмерно ярком, неуместном макияже, одеянии, напыщенности.

Курица, а петушится — о боевой, «мужиковатой», задиристой, грубой женщине.

Куриные мозги — о человеке небольшого ума, глупом; о забывчивом, растерянном, невнимательном.

Не быть курице петухом — каждому — свое место; о человеке, силящимся занять неподходящую ему, непосильную, высокую должность.

Методическая разработка (русский язык) по теме:
Фразеология на уроках русского языка

Материал, представленный здесь, позволяет мне повышать интерес школьников к изучению фразеологизмов. Дети учатся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, распознавать их в тексте. Всё это, обогащая фразеологический запас учащихся, создаёт в дальнейшем условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.

Предварительный просмотр:

Фразеология на уроках русского языка

2. Материал для организации самостоятельной, групповой работы, работы в парах

3. Материал для работы с фразеологическим словарём ……

4. Занимательный материал ………………………………… ……

5. Тесты по фразеологии ………………………………………

6. Материал для внеклассной работы …………………………

7. Используемая литература ……………………………………… Предисловие

Знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Даже обладая сравнительно большим запасом слов, ученик

оказывается нередко в трудном положении, тщетно пытаясь выразить более сложную мысль. Интересно отметить, что он и тут подсознательно обращается к фразеологии, оперируя оборотами – сорняками типа: это самое, так сказать и т. д. Во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка, по образному выражению профессора А. И. Ефимова. Подавляющее большинство фразеологизмов от обычного ( спустя рукава ) и до более сложной конструкции ( делить шкуру неубитого медведя ) – выражают те или иные мысли образно, эмоционально, неся при этом отпечаток неповторимого национального колорита. И если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – её драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск.

К этому надо добавить, что, помимо образно – эмоциональных фразеологизмов, существует множество нейтральных ( давать слово , принимать участие, выходной день, до сих пор и т. д.), без которых решительно невозможно обойтись в ежедневном общении.

Чтобы дать учащимся представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка, достаточно назвать наиболее употребительные фразеологические обороты только с одним словом рука. Их более 50:

рука об руку – сообща, дружно рукой подать – очень близко

под рукой бы – в непосредственной на руках носить – ценить, баловать

близости, быть доступным

держать в руках — не давать воли золотые руки – о том, кто умело,

искусно всё делает и т. д.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиоматизмами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словари. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Во многих фразеологизмах смысловым центром является человек и различные его проявления, свойства, действия:

бить баклуши класть зубы на полку работать спустя рукава

чернильная душа держать язык за зубами съесть собаку

злые языки наступить на язык типун вам на язык

прикусить язык найти общий язык тянуть за язык

Итак, фразеологический оборот – это воспроизводимая языковая единица из двух или более ударных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре. Фразеологизм един и по своей роли в предложении. Многие фразеологизмы поэтому легко заменить одним словом: дать обещание — пообещать, не покладая рук – усердно и т. д.

Всё перечисленное делает очевидным, что изучение фразеологии должно занимать подобающее место в системе обучения языку.

Материал, представленный здесь, позволяет мне повышать интерес школьников к изучению фразеологизмов. Дети учатся отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, распознавать их в тексте. Всё это, обогащая фразеологический запас учащихся, создаёт в дальнейшем условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи.

Дидактические материалы для организации самостоятельной, групповой работы, работы в парах

Составить антонимические пары:

хоть иголки собирай — не покладая рук

заваривать кашу — воспрянуть духом

по чайной ложке — на ночь глядя

коломенская верста — одним духом

чуть свет — как кошка с собакой

повесить нос — от горшка два вершка

жить душа в душу — расхлёбывать кашу

сидеть сложа руки — ни зги не видно

Назвать фразеологизмы, связанные с этими

комар — (комар носа не подточит)

мышь — (надулся, как мышь на крупу)

свинья — (метать бисер перед свиньями)

курица — (носиться как курица с яйцом)

кот — ( кот наплакал)

рак — ( когда рак на горе свистнет)

бык — ( брать быка за рога)

вода — ( как в воду опущенный)

рука — ( прибирать к рукам)

голова – ( с больной головы на здоровую)

нога — ( со всех ног)

волосы – ( ни один волос не упадёт)

Работа с индивидуальными картами

( на букву, написанную на карточке, назвать фразеологизм)

б -( белая ворона, бить баклуши, брать быка за рога, брать себя в руки)

в — (витать в облаках, водить за нос, во всё горло, во все лопатки и т. д.)

г — ( гадать на кофейной гуще, голова на плечах, горе луковое и т. д. )

д – (держать себя в руках, держать порох сухим, душа в душу и т. д. )

к – ( куры не клюют, клевать носом, класть зубы на полку и т. д. )

0 – ( обвести вокруг пальца, от доски до доски, открыть Америку и т. д.)

с – ( свести счёты, стреляный воробей, семи пядей во лбу и т. д. )

Разминка «Приведи в порядок фразеологизмы)

Выбрать по два фразеологизма – синонима и один антоним:

1. у чёрта на куличках 7 рукой подать 13 наломать дров

2. за тридевять земель 8 заварить кашу 14 черепашьим шагом

3 слово в слово 9 вилами на воде писано 15 прийти в себя

4. тютелька в тютельку 10 взять себя в руки 16 куры не клюют

5. выйти из себя 11 хоть пруд пруди 17 расхлебать кашу

6. кот наплакал 12 во весь дух 18 в мгновенье ока

( должны быть подобраны следующие № фразеологизмов:

1,2,7; 12, 18, 14 ; 13, 8, 17; 3, 4, 9 ; 10, 15, 5; 6, 11, 16 Задание: из каждой группы выбрать по одному фразеологизму, составить с ними предложения и записать в тетрадь.

В данных репликах выделить фразеологизмы и объяснить их значение

— Долго ли он собирается водить за нос вас

— Что же ты словно воды в рот набрал?

— Хотел бы он до нас добраться, да сам знает, что руки коротки.

— Заруби ты себе на носу : я не обязан делать эту работу.

— Вряд ли мне удастся убить двух зайцев .

— Ты меня не обманешь, я тёртый калач.

— Что же ты не приезжал? Точно сквозь землю провалился.

Какими синонимами можно заменить данные фразеологические

обороты? Какой частью речи будут эти синонимы?

Составить предложения с данными фразеологизмами:

гладить против шерсти гладить по головке

кормить завтраками вырвать с корнем

поставить в тупик ходить на цыпочках

протянуть руку прокладывать дорогу Правильно составьте и запишите фразеологизмы. Объясните их

дрожит до небес

знать сложа руки

сидеть в собственном соку

вариться на чистую воду

держать как сыр в масле

выводить вокруг пальца

катается из мухи слона

возносить как осиновый лис

водить в ежовых рукавицах

делать как свои пять пальцев Выразить смысл фразеологизмов одним словом. Отметить стилевые разграничения.

Образец: на всех парах – стремительно

делать вид прийти на выручку подать весть

завязать дружбу бросить взгляд навострить лыжи

диву даваться пустить корни перемывать косточки

не сносить головы валять дурака с быстротой молнии

как снег на голову на живую нитку хранить молчание

надуть губы сколько душе угодно идти ко дну

на скорую руку питать надежду строить догадки

идти на лад вылетело из головы спустя рукава

Задания для контроля знаний

1. Определить, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему?

Медвежья берлога — медвежья услуга золотые часы – золотые руки

волчий хвост — волчий аппетит важная деталь – важная птица

горькая микстура — горькая правда принимать подарок — принимать участие

завязать узел – завязать переписку выйти из строя –выйти из комнаты

падать в обморок –падать в яму сбивать с дерева — сбивать с толку

приходить на выручку – приходить на собрание

установить антенну — установить рекорд

2. Указать, какие слова в следующих фразеологических выражениях не

могут сочетаться с другими словами:

закадычный друг заклятый враг попасть впросак

бить баклуши точить лясы кромешная тьма

скоропостижная смерть мурашки бегают насупить брови

сломя голову с гулькин нос у чёрта на куличках

3. Подумайте, почему только в одном из двух сочетаний можно заменит выделенное слово противоположным по значению (антонимом).

Глубокий пруд — глубокий старик

короткое пальто — короткое замыкание

поднять занавес — поднять тревогу

отдать книгу — отдать честь

принести стул — принести пользу

4. Подумайте, какие определения (имена прилагательные) могут превратить

следующие слова во фразеологизмы (определение должно быть общее для всех трёх слов).

а) Вопрос, речь, дополнение б) удар, система, затмение

в) вулкан, армия, лицо г) век, середина, правило

д) полюс, буря, поле

Попытайтесь подобрать фразеологизмы – антонимы к следующим выражениям:

не давать покоя — (оставить в покое) выйти из себя — (взять себя в руки)

набраться сил – (выбиться из сил) встать на якорь-(сняться с якоря)

приносить пользу-(наносить вред) попасть в кабалу-(сбросить гнёт)

войти в доверие-(выйти из доверия) сдержать слово-(нарушить слово)

попасть в зависимость — (выйти из зависимости)

Другие публикации:  Чем лечить ячмень на глазу у ребенка внутренний

одержать победу – ( потерпеть поражение)

набраться терпения — (потерять терпение)

лишиться чувств — (прийти в чувство )

потерять сознание — (прийти в сознание)

взяться за оружие — ( сложить оружие)

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,

вмешиваясь не в своё дело.

б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что – то не понимают;

не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в

поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги,

кто их не ценит.

г) У него глаза велики; от него душа уходит в пятки; от него едва – едва не

умирают; он сковывает язык и душу; его можно пересилить.

д) Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом

расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;

её «просит» рваная обувь; она в голове путаников.

е) Её толкут в ступе или носят решетом те , кто занимается бесполезным делом; её

набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут

концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

ж) Его проглатывают, не желая упорно о чём – либо говорить; он хорошо подвешен у

человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво

заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Задача «Одним словом»

Найдите слова, наиболее точно выражающие данные фразеологизмы

1. Разодеться в пух и прах (рас ф рантиться) 17. Сколько душе угодно

2. Во что бы то ни стало (неп р еменно) (вдо в оль)

3. Задавать вопросы (спр а шивать) 18. Вылетело из головы

4. Рукой подать (бли з ко) (заб ы л)

5. Перемывать косточки (спл е тничать) 19. Не покладая рук

6. Бок о бок (ряд о м) (усе р дно

7. Дать согласие (сог л аситься) 20. Идти на лад

8. Лицом к лицу (впл о тную) (нал а живаться)

9. Время от времени (ино г да) 21. Как по команде

10. Брать начало (нач и наться) (дру ж но)

11. Хранить молчание (мол ч ать) 22. Подать весть

12. На всех парах стр е мительно) (изв е стить)

13. И там и сям (пов с юду) 23. В один голос

14. Лить слёзы (пла к ать) (еди н одушно)

15. Часовых дел мастер (час о вщик) 24. Остаться в живых

16. Бросить упрёк (упр е кнуть) (выж и ть)

25. Вести переписку (пер е писываться

а) вместо точек вставьте названия животных

Голоден как … . Надут как … . Хитер как … .

Труслив как … . Нем как … . Здоров как … .

Изворотлив как … . Грязный как … . Упрям как … .

Колючий как … . Болтлив как … .

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью,

медведем, белкой, вороной, гусем, свиньёй, курицей, собакой, телёнком (Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга;

вертеться как белка в колесе; гусь свинье не товарищ;

свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют;

собакам хвосты крутить; куда Макар телят не гонял;

считать ворон; гусь лапчатый; куриная слепота.

Вот несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами

заменёнными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

а) … об … . Из … вон плохо. Сбыть с … . Мастер на все …

Сидеть сложа … . Золотые … .

б) … нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка.

Чёрным по … написано. Не видеть … света.

в) Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать.

Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из … .

г) … на лоб лезут. … на мокром месте. … разбежались.

Выплакать все … . Смотреть во все … . В … рябит. Как бельмо

на … . Не в бровь, а в … .

д) Не … в обиду. … о себе знать. … маху. … слово.

Как пить … . Не … спуску. Ни … ни взять.

е) … век. … дно. … осень. … руки. Сулить … горы.

Укажите сначала фразеологические обороты со словами –

синонимами, затем – антонимами.

Нет худа без добра ум за разум заходит из огня да в полымя

вопрос жизни и смерти и стар и млад ни сыт ни голоден

чёрным по белому ни конца ни краю вокруг да около

цел и невредим от мала до велика ни свет ни заря

всеми правдами и неправдами с больной головы на здоровую

Подберите как можно больше устойчивых словосочетаний с

повторяющимися словами «НИ-НИ»

(Ответ: ни два ни полтора, ни кола ни двора, ни свет ни заря, ни рыба ни

мясо, ни много ни мало, ни дать ни взять, ни к селу ни к городу

Дидактический материал для работы с фразеологическим словарём

1.Для фразеологического словаря составьте словарные статьи с фразеологизмами:

не смыкать глаз во всю ивановскую как с гуся вода

2. Пользуясь словарём, определите значение данных фразеологизмов и укажите, какие из

них имеют морфологические варианты(падеж, время. число и т. д.). Сопоставьте со словарём:

воды не замутит душа ушла в пятки

как угорелый кошки скребут

3. Определите, являются данные фразеологизмами однозначными или многозначными.

Выясните их значение. Составьте предложения.

куда глаза глядят комар носа не подточит

поминай как звали положа руку на сердце

прибирать к рукам только нет птичьего молока

4. Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных компонентов:

бить баклуши аршин с шапкой

притча во языцех как зеницу ока

как кур во щи бить челом

5. Назовите известные вам фразеологические выражения со словами голова, рука, сердце, земля, язык. Определите их значение и стилистическую окраску. Дополните свой ответ

по фразеологическому словарю.

6. Определите происхождение фразеологизмов:

точить лясы умывать руки

глас вопиющего в пустыне втирать очки

авгиевы конюшни ариадны нить

засучив рукава кость от кости

7. Определите , в функции какого члена предложения могут

употребляться данные фразеологизмы. Составьте предложения:

из рук в руки кровь с молоком

не лыком шит на широкую ногу

первая ласточка во весь дух

8. Из словаря выберите по три фразеологизма с пометой ироническое, неодобрительное и шутливое. Какие ещё стилистические пометы использованы в словаре?

9. К указанным фразеологизмам подберите синонимы:

держать ухо востро водить за нос

как снег на голову спустя рукава

пускать пыль в глаза проще пареной репы

10. Прочитайте предложения. Выделите в них фразеологизмы.

Пользуясь словарём, определите их значение и стилистическую роль.

И какой толк , если тебе хоть пятёрку с плюсом поставят, когда у тебя понимания на круглый ноль. Кому будет охота растить олуха царя небесного. Ночной разбойник, дуэлист…и крепко на руку нечист.

11. Прочитать примеры. Вместо точек вставить необходимые по

смыслу и строению фразеологизмы.

Тётя Наташа заметила, что мы ходим …, и стала уговаривать маму, чтобы

мы с Мишкой остались ещё пожить в деревне.

Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе …, хочу из тебя артистку

сделать. (бить баклуши, как в воду опущенный)

12. В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся

синонимами к ним.

Вот ты, извини, взрослый парень, а дичь порешь.

Стоя у доски, Петя нервничал и допускал досадные ошибки.

Мы это ещё в третьем классе проходили. Ты что, с луны свалился?

13. К данным фразеологизмам подберите синонимы, с тремя из них

играть в бирюльки зелёная улица

злые языки как рыба в воде

как угорелый не все дома

ничего не скажешь и швец, и жнец, и на дуде игрец

на один покрой набивать оскомину

14. Каково значение и происхождение фразеологизма

Расставить все точки над И?

15. Спишите пословицы, вставляя гласные в окончаниях.

Определите спряжение глаголов.

Люб…шь кататься, люби и саночки возить.

Где стро…т, там и ро…т.

Лес руб…т – щепки летят.

Глупый осуд…т, а умный рассуд…т

16. Какие фразеологизмы возникли из приведённых ниже пословиц, пред –

ставленых в полном виде? Изменился ли при этом их смысл?

Бабушка ещё надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.

Попытка не пытка, а спрос не беда.

Собаку съел, а хвостом подавился.

Вольному воля, прощённому рай.

17. Что сейчас значит фразеологизм блудный сын ? Каково происхождение этого оборота? Вспомнив притчу, определите значение слова блудный.

18. Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы сможете прочитать фразеологизмы. Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не

ошибиться в написании этих фразеологизмов?

Ни…какие ворота не лезет. Ни …коем случае.

Ни …что на свете. Ни …что не ставить.

Ни …какие блага в мире. Ни …что не похоже.

19. Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого

фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придётся

прибегнуть? Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного.

Расправить крылья проба пера

перейти Рубикон к шапочному разбору

списать в тираж всеми фибрами души

делать погоду ждать у моря погоды

пожинать лавры вкушать плоды

20. Выясните значение следующих фразеологизмов:

владеть пером искра божья

дар слова быть в голосе

выводить вензеля жевать мочалку

а) Составить и записать с данными фразеологизмами предложения.

б) Вспомните, у кого из ваших одноклассников, друзей, родных есть

способности к сочинению, музыке, танцам, пению. Постарайтесь с помощью

фразеологизмов сделать им комплимент.

в) Напишите небольшое сочинение – рассказ о том, как вы однажды

наблюдали проявление таланта.

21. Определите значение данных фразеологизмов и составьте с ними предложения:

марать бумагу драть козла

медведь на ухо наступил зарывать талант в землю

Игра «Найди пару»

Не спеши языком — так и не будет скуки.

Сам пропадай, всегда пригодится.

С кем поведёшься, а по уму провожают.

Труд человека кормит, а неученье – тьма.

Глаза страшатся, а лень портит.

Хочешь много знать – а руки делают.

Ученье — свет, надо мало спать.

По одёжке встречают, от того и наберёшься.

Грамоте учиться — а товарища выручай.

Не сиди сложа руки – торопись делом.

Птица красна пением, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – им праздник и в понедельник.

Лодырь да бездельник – один раз отрежь.

Любишь кататься — а человек умением.

Игра «Что я люблю (или не люблю):

бить баклуши считать ворон

витать в облаках задирать нос

тянуть канитель ломать голову

лезть на рожон метать громы и молнии

играть первую скрипку вставлять палки в колёса

раздувать из мухи слона работать засучив рукава

держать язык за зубами выводить на чистую воду

жить на широкую ногу точить лясы

плясать под чужую дудку доводить до белого каленья

собакам хвосты крутить работать в поте лица

пинать погоду ходить на задних лапках

чесать языком работать спустя рукава

Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдёшь. Ответы списать из тетрадки.

О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу

Водой …. (не разольёшь). Окажешь …. (медвежью услугу).

Мы исходили городок Фальшивят, путают слова,

Буквально вдоль ….(и поперёк) Поют кто в лес, …. (кто по дрова)

И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут:

Что еле ….. (волочили ноги). От этой песни уши …. (вянут).

Глеб у доски повесил нос, 6. Говорил товарищ мой вчера,

Краснеет до корней …..(волос). Что в кино сходить давно пора.

Он в этот час, как говорится, Только я хотел уж собираться,

Готов сквозь землю …(провалиться) Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

О чём же думал он вчера, Стал тащить меня на стадион.

Когда баклуши бил с утра? -Что ты,- закричал я,- в самом деле!

У тебя …. (семь пятниц на неделе)

Игра « Назовите фразеологизм с данным словом»

Условия игры: выигрывает тот ряд или ученик, который за определённое время назовёт как можно больше фразеологизмов

с указанным словом .

Здесь представлены возможные фразеологизмы.