Слепота князя владимира

Молитвы святым

Память: 15 / 28 июля

Князь Владимир, внук святой княгини Ольги, язычник по рождению, чувствуя пустоту и ложь идолопоклонства, пережил обращение. Почти ослепший, он прозрел после принятия Святого Крещения в 988 году с именем Василий, и потом крестил свой народ. После обращения ко Христу строил церкви и школы, заботился о нищих и сиротах, являя пример милосердия и гостеприимства. Равноапостольный князь Владимир — покровитель и молитвенник славянских народов, помощник государевым людям и храмоздателям, к нему обращаются в молитве во время смуты, о добром нраве властей и правителей. Святого просят о помощи при болезнях глаз.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру, глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер — Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру, глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва первая (расширенная) равноапостольному князю Владимиру

О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа Российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим и тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тоюже верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближаиший предстоятель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянных на нас, недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомся спасительных плодов их. Омывшеся бо от греха в купели Крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию богоданную одежду студными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепихомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о Небе, о души, о смерти, о Суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым Крещением, во еже способствовати нам к получению Небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же, неразумнии, злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствиим! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Молитва третья равноапостольному князю Владимиру

Како похвалим тебе, в земных владыках премужественный, Владимире? Како ти благодарение воздадим, яко тобою познахом Господа и лести идольския избыхом, яко твоим повелением по всей земли Христос славится? Како веровал еси? Како взыскал еси Христа? Повеждь нам, рабом твоим, откуду ти припахну воня Святаго Духа? Не видел еси Христа, ни ходил еси по Нем, како ученик Его обретеся? Не видел еси апостола, пришедша в землю твою, не видел бесы изгоняюща Именем Христовым, болящих исцеляюща, мертвых воскрешающа. Дивное чудо! Инии царие и властителие, видяще вся сия, бывающа от святых муж, не вероваша, но паче на страсти и муки предаша их, ты же, о блаженне, не видя и не слыша всех сих, притекл еси ко Христу, разумев, яко Един есть Творец невидимым и видимым, Небесным и земным, и яко посла в мир, нашего ради спасения, Возлюбленнаго Своего Сына. И сия помыслив, вшел еси во святую купель.

И ныне, протекшим тысящи летом от Крещения Руси, призри на землю твою виждь чада твоя. Виждь люди твоя, како живут, како храними суть Господем, како благоверие хранят по преданию твоему, како славят Христа, како покланяются Имени Его. Виждь и грады, величеством сияющия, виждь церкви цветущия, виждь христианство растущее, виждь и град твой Киев, толикими угодники Божиими, во нетлении почивающими, блистающийся, и фимиамом облагоухаем, и хвалами и божественными пении святыми оглашаем. И сия вся видев, возРадуйся и возвеселися и похвали Благаго Бога, всем сим Строителя.

Видя, яко твое верное сеяние твоим ходатайством и заступлением не изсушено бысть зноем неверия, но дождем Божия поспешения расположено бысть многоплодне, Радуйся духом, во владыках апостоле, не мертвая телеса воскресивый, но душею ны, мертвыя, воскресив! Радуйся, утешителю наш и наставниче благоверия! Ты бе, о честная главо, нагим одеяние, алчным кормитель, жаждущим утроб охлаждение, вдовицам помощник, странным покоище, обидимым заступник, убогим обогащение.

Сим благим делом на Небесех возмездие приемля и зрения сладкаго лица Божия насыщаяся, не престай моляся о земли твоей и о чадех, в них же благоверно владычествова, да славится в земли нашей выну правоверие и да не оставит нас Господь, аще и еще блуждаем, толиким веком протекшим, аще и еще согрешаем Господу и Владыце нашему, аки новокупленнии раби, во всем неугодяще господину своему. К тебе руки наша воздеваем и молим тя: помолися Владыце всех, да продлит, донележе стоит мир, милость Свою на отечествии нашем и людех Своих, ратныя прогоняя, мир утверждая, глад угобзая, грады разселяя, Церковь Свою возращая, достояние Свое соблюдая, мужи, и жены, и младенцы спасая, да милостию Его носими, в единении веры вкупе весело и радостно славим Господа нашего Иисуса Христа, со Отцем и со Пресвятым Духом, Троицу Нераздельну Единобожественну, царствующу на Небесех и на земли, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Отражение дипломатии святого князя Владимира в древнерусской гимнографии

«И придохом же въ Грѣкы, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свѣмы, на небеси ли есмы были, или на землѣ: нѣсть бо на земли такого вида или красоты такоя, недоумѣемь бо сказати. Токмо то вѣмы, яко онъдѣ Богъ съ человѣкы пребываеть, и есть служба ихъ паче всих странъ. Мы убо не можемь забыти красоты тоя — всякъ бо человѣкъ, аще преже вкусить сладка, послѣди же не можеть горести прияти — тако и мы не имамъ сде жити» [2] .

Среди источников, повествующих о крещении, в частности, в «Повести временных лет», «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю Владимиру» известное место занимают богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному великому князю Владимиру [3] . Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII – началом XIV в [4] . В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания древнейшей службы крестителю Руси. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. [5] , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) [6] . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году [7] . Однако, по мнению Н.С. Серегиной служба могла быть создана в Киеве во второй половине одиннадцатого века [8] , следовательно, может отражать сознание сравнительно недавно крещеных русских людей и их восприятие крещения. В этой службе для нас представляет, в частности, интерес восприятие дипломатической деятельности князя Владимира, способствовавшей крещению Руси.

Другие публикации:  Болезнь трахомы

Наиболее ярко оно выражено в первом тропаре праздника:

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,
славнодержавный Владимире,
На высоте стола сѣдя матере градовъ,
богоспасаемаго Киева,
испытуя же и посылая к Царскому граду
увѣдети православную вѣру,
обрелъ еси безценный бисеръ — Хрiста,
Избравшаго тя, яко втораго Павла,
и Оттрясшаго слѣпоту во святей купели
душевную вкупе и телесную.
Темже празднуем твое успение, людие твои суще,
моли спастися державы твоея Российския
начальникомъ и множеству владомыхъ [9] .

Для правильной интерпретации гимнографического текста необходимо выявление и понимание библейских цитат и аллюзий, лежащих в его основе для последующего использования метода библейских тематических ключей. Первая из них — притча Господа Иисуса Христа о купце, ищущем добрых жемчужин:

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф.13:45-46).

Гимнографическое истолкование «бисера» как Христа является неслучайной: еще со времен Оригена в христианской экзегезе образ жемчуга связывается со Христом. Кроме того, в христианской традиции поиск связан с подвигом и жертвой.

Св. Ириней Лионский так интерпретирует это место:

«Это означает, что проповедь (Евангелия) надлежит предпочитать всему: . ибо она многоценна как жемчуг и доставляет тысячекратное благополучие. Если не продашь (всего), не купишь. Если душа твоя не будет озабоченной и ищущей, то ты не найдешь его. И надлежит не только воздерживаться от житейских (забот), но и быть бдительным, поскольку истина — единственна, а не множественна. Поэтому и сказано: “найдя одну многоценную”» [10] .

Соответственно, посольство связывается с поиском, трудами и жертвой.

И, однако, жертва, которую приносит князь Владимир — духовная, а не политическая. В тропаре и в службе особо проводится идея равенства Руси и Ромейской Империи (Византии), Киева и Константинополя. Киев именуется «Матерью градов», что соответствует греческому слову «μητροπολις», — одному из титулов или наименований «Царского града», т. е. Константинополя. Второй титул — «θεοσωστος» (т.е. богоспасаемый) — также относился к Константинополю.

Киев предстает некоей высотой, вершиной, доминирующей над прочим миром, и «материю градов», при этом не сказано, каких — только ли русских или также иных. Стоит вспомнить, что Иерусалим в библейских текстах также именуется «материю»: «Преславная глаголаша о тебе, Граде Божий. Мати Сион речет человек и человек родися в нем» [11] . Соответственно, образ Киева как «матери градов» может быть связан с образами Нового Иерусалима и Нового Константинополя одновременно [12] . Возникает вопрос: каким образом еще языческий Киев получает статус христианского града и, более того, Нового Иерусалима? Ответ коренится в хронотопе гимнографического произведения малой формы: говорится о Киеве христианском, который становится таковым именно в силу крещения св. князя Владимира, а его грядущая слава предвосхищается в момент принятия св. Владимиром решения о направлении посольства в Константинополь.

Наконец, в службе св. равноапостольный князь Владимир именуется царем: «Якоже отецъ духовно, царь же чувственно российстем людем был еси, Василие» (стихира на Господи воззвах) [13] . Соответственно, князь Владимир обращается к «греческому царю» как равный к равному. В службе мы не находим ни одного упоминания, тем более похвалы в адрес византийского императора или патриарха или иерархов: непосредственно Христос призывает русского князя к вере. Здесь мы видим известные связи со «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона:

«Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев Его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: “Блаженны не видевшие и уверовавшие”. Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви Его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое» [14] .

Отметим и следующую деталь: в «Повести Временных лет» инициатива послать послов с испытанием вер принадлежит не князю, а боярам и старцам: «И рѣша бояре и старци: “Вѣси, княже, яко своего никтоже не хулить, но хвалить. Аще хощеши испытати гораздо, то имаши у собе мужи: пославъ, испытай когождо ихъ службу, и кто како служить Богу”. И бысть люба рѣчь князю и всѣмъ людемъ». В тропаре инициатива целиком и полностью принадлежит св. князю Владимиру.

Иными словами, можно говорить о понимании посылания бояр как «апостольского посольства», своего рода «духовной дипломатии».

Однако, образ преображенного Павла связан также с походом князя Владимира на Корсунь: «Павел Фарисей к Дамаску грядый малым блещанием великаго света ослеплен, крещением просветився, емуже ты подобяшеся, Корсуня дошел, очный мрак отгнал еси» (Канон 4 песнь, 2 тропарь). Сам поход, по мысли автора службы, лишен какого-либо политического, дипломатического и нравственного оправдания и являлся делом бесовским: «Лютый льстец двизаше на христианъ воевати». Однако, Бог творит из зла добро: «Превеликій же Господь въ Корсyне тя просвѣщaетъ, и крещeнію божcтвенному сподобляетъ: и царствіе небеcное тебѣ даровaлъ єсть». Так семантически слепота князя Владимира связана с войной, а исцеление — с миром. Соответственно, напрашивается вывод о греховности и недопустимости войны с христианской Ромейской империей и между христианами вообще.

  1. В гимнографическом тексте посольство бояр князя Владимира становится апостольским путешествием.
  2. Инициатива в его посылании целиком приписывается князю.
  3. Подчеркивается равенство Руси и Византии.
  4. Акцентируется греховность и недопустимость войны между христианскими державами.

[1] Из последних работ о нем см. Святой равноапостольный

[2] Повесть временных лет. Библиотека древнерусской литературы. Т. 1. СПб, 2005. С.41.

[3] См. традиционный богослужебный текст в Июльской Минее (15 июля, любое издание). Научное издание службы см. Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238. Всего Славнитский выявил три редакции службы, относящиеся к XIII, XV и XVI вв. Глубокое и разностороннее исследование стихирам службы св. кн. Владимиру посвятила Н.С. Серегина. См. Серегина Н.С. Песнопения русским святым. СПб, 1994. С.67–72 , 300–309.

[4] Рукопись Российской Национальной Библиотеки. Софийское собрание N 382. Л. 67–71. См. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI–XIII в.). М., 1984. С. 354.

[5] Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X–XI в. М., 1906. С. 443.

[6] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1904. С. 63–64.

[7] Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». Л., 1965. С. 49.

[8] Серегина Н.С. Указ. Соч. С. 68.

[9] Минея. Июль. М. 1992. С. 179.

[10] Cramer. N . Catenae. Oxoniae, 1841. P. 110.

[12] См. Акентьев К.К. Посвятительная надпись Софии Киевской // Βyzantinorossica. T.1. CПб, 1995. С. 34–80.

[13] Минея. Июль. М., 1992. С. 182.

[14] Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. С. 183.

[15] См. Назаренко. Древняя Русь на международных путях. С. 434–449.

Кирилло-Мефодиевская традиция и служба святому равноапостольному князю Владимиру

В прошлом году исполнилось 1150 лет от начала Кирилло-Мефодиевской миссии, которая оказала глубочайшее влияние на всю Slavia Orthodoxa [1] , в том числе и на Русь. Влияние наследия св. Константина-Кирилла и их учеников на древнерусскую культуру глубоко и многосторонне [2] , оно сказывается в том числе и на древнерусской гимнографии [3] и, в частности, на службе св. равноапостольному князю Владимиру.

Отношение к Кирилло-Мефодиевскому наследству на Руси было не столь однозначным, как принято считать. Так, в «Слове о русской грамоте» утверждается, что русская грамота была вначале дарована через некоего русского Константину-Кириллу, затем везде исчезла и лишь в результате сверхъестественного откровения снова была дарована князю Владимиру [4] . В этом контексте интересно сравнить произведения, созданные св. Кириллом и Мефодием, в том числе гимнографические, а именно: Канон на обретение мощей Климента Римского [5] и Службу св. равноапостольному князю Владимиру [6] . Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII — началом XIV в. [7] В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания службы. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. [8] , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) [9] . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году [10] .

Ключевым вопросом для датировки службы является рассмотрение свидетельства канона:

Придете вси снидетеся
къ честьней церкви Володимера
святаго нареченаго Василия
преблаженаго великаго кнзя
угодника Христова преславнаго
[11] .

Среди исследователей до сих пор ведутся споры: считать ли эту церковь новгородских храмом св Владимира (1311 г.) или киевским в честь св. Василия, построенным самим св. Владимиром в 988 г., где могла совершаться его память [12] . На наш взгляд, проблема может быть решена методом широкого контекста. В гимнографических текстах службы мы не находим апелляции к новгородским реалиям. Напротив, многочисленны реминисценции, связанные с Киевом, который несколько раз именуется «материю всехъ градовъ» [13] . Особенно характерно двукратное упоминание Десятинной Церкви Успения Пресвятой Богородицы:

Да торжествуютъ весело память твою
святолепно въ церкви Божия матерее
богоизбрании людие
юже любезно украсилъ еси
[14]

Этот тропарь подтверждает точку зрения А.В. Назаренко, согласно которой Десятинная Церковь явилась одним из центров почитания св. кн. Владимира [15] . Этот тропарь является одновременно и основанием датировки службы ante quem. Она была создана не позднее 6 декабря 1240 года – взятия Киева монголами и разрушения Десятинной Церкви. Terminus post quem – канонизация Бориса и Глеба, упоминаемых в качестве святых, или перенесение их мощей в (1051 — 1052) [16] . Одна из наиболее вероятных датировок – девяностые годы XI в., эпоха половецких нашествий на Русь и неудач в борьбе со Степью, на которые может указывать прошение «избави от сопротивных поганъ твое достояние» [17] .

Если мы рассмотрим редакцию службы, дошедшую до нас в рукописи ΧΙV в., то не без некоторого удивления увидим, что, по мнению автора службы, не только Крещение Руси, но и ее христианское просвещение — исключительная заслуга св. князя Владимира. Более того, согласно редакции, дошедшей в рукописи ΧΙV в. Соф. 382, именно св. равноапостольный князь Владимир побуждает свою бабушку св. равноапостольную Ольгу креститься:

Отчее нечестие отгналъ еси
И всечестную свою бабу
на правовѣрие воздвиглъ еси
равноапостоле Христов княже Владимире
[18] .

Н.И. Милютенко справедливо замечает: «Разумеется, это абсолютно неверно. Св. Ольга крестилась в 957 году, когда Владимир был младенцем» [19] . Добавим: если он вообще родился в это время.

В службе создается образ св. князя Владимира, как нового Константина — правителя, начавшего христианизацию своей державы на пустом месте и никому, кроме Бога, не обязанного своим обращением. Отметим, что та же самая линия присутствует и в «Слове о Законе и Благодати».

Тем более в службах св. Владимиру совершенно отсутствуют даже упоминания о свв. Кирилле и Мефодии и их проповеди, тем более – о попытке выстроить какое-либо преемство между их деятельностью и Крещением Руси.

И, однако, эту службу многое связывает с Кирилло-Мефодиевской традицией. Прежде всего, надлежит отметить идейную общность. Во-первых, общей является идея обновления через Крещение и проповедь. В службе особенно подчеркивается, что крещение обновило и просветило обветшавшую и омраченную языческую Русь:

Обветшавшую же видя
страну Русскую грехомъ,
Духъ тови послалъ еси
въ крепокразумнаго душу славнаго Владимира
твоимъ крещениемъ
просветити избранны твоя люди.

Обетшаную лесть
бѣсовскую прогналъ еси,
iaко вѣлiй христовъ оученикъ
и, обновивъ просвѣтилъ еси насъ
[20]

Сравним это со словами из «Прогласа к Евангелию»:

Аще хощете тьму грехов отвергнути
и мира сего тленъ отмести.

В службе св. князю Владимиру особо подчеркивается его значение как учителя, «изъяснителя» имени Христова:

Другие публикации:  Катаракта 1 канал

Отъ безбожныхъ идолъ всехъ насъ избавилъ еси,
ко Христу всехъ насъ воздвиглъ еси,
Отче, верный князь,
наказателю стадъ твоих.
Имя Христово изъяснил еси.

Слушайте, людie словенские,
слушайте слово, яко от Бога есть
[21] .

Общим является также и представление о создании нового христианского народа в результате крещения.

Летит ныне и славянское племя,
всецело обращенно ко крещению,
Всецело желающе нарицатися люди Твоя
[22]

Сходная мысль, хотя и выраженная более поэтическим языком, присутствует и в стихире первой редакции службе св. князю Владимиру:

О преславнаго чудесе
величавый разум погубляется днесь
и рыдаютъ всячьская лукавая воинства,
видяще ветвѣ секуща вседичноie,
силою Божиею богосаждаемое и прославляемое,
и свѣтло венчаемое от Бога.

Здесь употребляется образ народа, как дикой ветви, используемый в Послании к Римлянам св. апостола Павла: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим. 8:17–19).

Еще более выразительно она присутствует в 3 переходной редакции службы св. Владимиру:

Далъ еси новомоу Израилю,
роускымъ людемъ
твоего вѣрнаго князя Владимера,
пастыря добляго и застоупника
[23]

Далее следует привести параллели между каноном св. Димитрию [24] и св. равноапостольному Владимиру, в котором особым значением обладает образ града и храма.

Рассмотрим примеры из канона св. великомученику Димитрию:

Храмъ твои святый обстояще, въ память исаиеве бывше вѣрниi, глаголющу: въ вѣчныхъ основаниихъ домове святихъ тя почитаютъ [25] .

Другой пример из канона св. Димитрию:

Небеснаго тя свѣдый гражанина градъ твои свѣтло чтетъ тя [26] .

Сравним это с уже приведенным примером из службы св. князю Владимиру:

Придете вси снидетеся
къ честеней церькви Володимера
святаго нареченаго Василия.

И в том, и в другом примере храм святого и его память является объединяющим центром для собирания верных и торжества Церкви как тела Христова и народа Божия.

Общность касается также библейской топики: и св. мученик Димитрий, и св. Владимир предстают в службах в образе нового Моисея. Приведем пример из канона св. Димитрию:

Нова тя съвѣдуще земля твоia aко Мосеа поражша льсть идольскую и люди своia въ вѣчныя обители, блаженне, въводяща [27]

Этот тропарь отражает житие св. Димитрия: он, согласно житию, вместо того, чтобы преследовать христиан, закрыл языческие храмы, низверг идолов, поставил в них кресты и призвал жителей Фессалоник стать христианами. В этом, согласно мысли преп. Мефодия, он уподобляется Моисею, ниспровергшему золотого тельца.

Сопоставим этот текст с 3 тропарем 6 песни первого (древнейшего) канона св. Владимира:

Спасаiа прежде Господь
роукою Моисеевою Израиля от работы,
тъ же и ныне рукою всехъ насъ
Василия князя вернаго,
отъ льсти идольския избавлени есмы
[28]

Здесь св. князь Владимир, как и св. равноапостольный император Константин [29] , предстает новым Моисеем — освободителем Руси от духовного Египта — язычества и вождем в Землю Обетованную — в Церковь Христову:

Иже волею и нужею
всихъ к себе призывающе
яко же Моисея, Господи,
такоже и ныне в сердце возгласи
вернаго и достохвальнаго князя
[30] .

Этот тропарь отражает житие св. князя Владимира, его колебания и внутреннюю борьбу перед принятием крещения, а также воздействие на него внешних обстоятельств: подобно тому, как Моисей сопротивлялся Богу перед тем, как отправиться в Египет и вывести Израиль в Землю Обетованную (Исх. 3), так же князь Владимир медлил с крещением и даже пошел походом на христианскую страну. Однако, внезапная слепота св. князя Владимира привела его к вере, подобно тому, как рука Моисея, покрывшаяся проказой и затем исцеленная, убедила его в непреложности Божественных слов.

Однако, св. Димитрий в каноне св. Мефодия предстает также как Иисус Навин, святой воин и небесный защитник Солуни:

Вышний iaвися воеводством храбре, дрѣвняго Icоуса Мосеова отрока вся брани не ко тои побеждаяй [31]

Покровитель и защитник от варваров
речена быша и дивъная твоя чудеса,
варвары бо погоуби

В службе св. князю Владимиру особо подчеркиваются его воинские достоинства, и он почитается как небесный защитник Руси:

Радуйся Христовъ воинъ прехрабрый
Яко томителя врага до конца погубивъ
[32]

Ко князю Владимиру обращена мольба в каноне

Скоро вари, княже,
верных наставниче,
врази бо хулятъ нам и претятъ намъ
Христовъ оугодниче,
и погоубит вѣрою твоею
борющих ся с нами

Однако, параллели к канону святому равноапостольному князю Владимиру можно привести также из службы обретению мощей св. Климента Римского, который был создан св. Константином-Кириллом в 860 г. В этом тексте, в частности, в седальне второго гласа, особым значением обладает почитание св. апостола Павла:

Приими просветителя
священнная цьркы тя посвѣщающи
Климента святаго и славьнаго дьньсь
iaви бо ся богатьства пречистаia дьржава
iakо съ Петръмь и Павломъ
[33]

Связь святого Климента со св. Павлом очевидна, поскольку он был третьим римским епископом после мученической смерти двух первоверховных апостолов. С другой стороны, он сравнивается со св. Петром и Павлом также в силу своей известности в христианском мире и значения его творений.

Сравним этот текст с тропарем св. князю Владимиру:

обрелъ еси безценный бисеръ — Хрiста,
избравшаго тя, яко втораго Павла,
и оттрясшаго слѣпоту во святей купели
душевную вкупе и телесную
[34] .

Особенно значима параллель «богатства держава» и обретение бесценного бисера Христа. Образ св. апостола Павла, с которым постоянно сравнивается св. кн. Владимир, с одной стороны связан с влиянием «Корсунской легенды» и рассказом о внезапной слепоте кн. Владимира, относящемуся к древнейшему, почти прижизненному преданию [35] , с другой стороны – с образом князя Владимира, как преображенного человека – жестокого язычника и гонителя в начале, милостивого христианина — в конце правления.

Могут возразить, что сам по себе тропарь является поздним, поскольку появляется в рукописях не ранее ΧV в., однако это не означает позднего появления самого текста, о чем свидетельствует именование Киева «Материю градов». В светском отношении он перестал быть таковым с 1169 г. после погрома, учиненного войсками Андрея Боголюбского, в церковным отношении — после переноса митрополии вначале во Владимир (со второй половины ΧΙΙΙ в.), а затем в Москву (с 1326 г.).

К тому же сравнение св. Владимира со св. апостолом Павлом присутствует и в первой редакции канона.

Что касается образа жемчуга, содержащегося в традиционном тропаре св. князю Владимиру, то он присутствует как в каноне святителю Клименту, так и в службе св. равноапостольного князя Владимира:

Ходотая намъ к Богоу
iaко носяще ракоу ныне Климентову обидемъ
iaко бисры бо оуглие мощныя
блщащаia носитъ
избавления просимъ.

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,
славнодержавный Владимире,
На высоте стола сѣдя матере градовъ,
богоспасаемаго Киева,
испытуя же и посылая к Царскому граду
увѣдети православную вѣру,
обрелъ еси безценный бисеръ — Хрiста

Для правильной интерпретации гимнографического текста необходимо выявление и понимание библейских цитат и аллюзий, лежащих в его основе для последующего использования метода библейских тематических ключей. Первая из них — притча Господа Иисуса Христа о купце, ищущем добрых жемчужин: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46).

Гимнографическое истолкование «бисера» как Христа является неслучайным: еще со времен Оригена в христианской экзегезе образ жемчуга связывается со Христом. Кроме того, в христианской традиции поиск связан с подвигом и жертвой.

Св. Ириней Лионский так интерпретирует это место: ««Это означает, что проповедь (Евангелия) надлежит предпочитать всему: . ибо она многоценна, как жемчуг, и доставляет тысячекратное благополучие. Если не продашь (всего), не купишь. Если душа твоя не будет озабоченной и ищущей, то ты не найдешь его. И надлежит не только воздерживаться от житейских (забот), но и быть бдительным, поскольку истина — единственна, а не множественна. Поэтому и сказано: “найдя одну многоценную”» [36] .

Итак, мы видим, что при внешнем дистанцировании древнерусских книжников от Кирилло-Мефодиевской традиции в вопросе Крещения Руси, с целью доказать свою духовную независимость, тем не менее, они многое почерпали из нее — как на уровне общих идей, так и на уровне конкретных библейских топосов.

[1] Понятие введено Рикардо Пиккио. См. его обобщающую работу Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. М., 2006.

[2] Из последних обобщающих работ по Кирилло-Мефодиевской тематике см. Тахиаос А.Э.Святые Кирилл и Мефодий. М., 2005 (с подробной библиографией).

[3] См. в частности Мурьянов В.Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2000.

[4] Из последних работ см. Милютенко Н.И. Слово о русской грамоте // Труды кафедры истории России с древнейших времен до начала ХХ в. Т.3. СПб. 2012 С. 353-380.

[5] Впервые издан В.Ф.Мурьяновым. См. Мурьянов В.Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 69-143. Издано также Е.М.Верещагиным с подробным комментарием. См. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 94-148.

[6] См. традиционный богослужебный текст в Июльской Минее, 15 июля, любое издание. Научное издание службы см. Славнитский М. Канонизация св. князя Владимира и службы ему по спискам XIII-XVII в. с приложением двух неизданных служб по рукописям XIII и XVI в. // Странник. 1888. Май-август. С. 197-238. Всего Славнитский выявил три редакции службы, относящиеся к XIII, XV и XVI в. Глубокое и разностороннее исследование стихирам службы св. кн. Владимиру посвятила Н.С. Серегина. См. Серегина Н.С. Песнопения русским святым. СПб, 1994. С.67–72, 300–309. Из последних работ см. Милютенко Н. И Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси. СПб, 2008. Далее Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир.

[7] Рукопись Российской Национальной Библиотеки. Софийское собрание N 382. Л.67-71. См. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-XIII в.). М., 1984. С. 354.

[8] Никольский Н. Материалы для повременного списка русских писателей X–XI в. М. 1906. С. 443.

[9] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1904. С. 63–64.

[10] Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы «Слово о погибели Русской земли». М., Л., 1965. С. 49.

[11] Второй канон. 9 песнь, 3 тропарь. Засвидетельствован в РНБ Соф. 382. Л. 69.

[12] Серегина. Н.С. Песнопения русским святым. С. 69.

[13] Первый канон. 8 песнь 1 тропарь.

[14] Первый канон. 9 песнь, 2 тропарь.

[15] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М. 2001. С. 449.

[16] См. в частности первый канон, 5 песнь, 1тропарь: принесл если богоизрядный твой плод, Бориса славнаго и Глеба благочестиваго.

[18] Милютенко Н.И. Св. равноапостольный князь Владимир. С. 450.

[21] Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1931. С. 339–340.

[22] Куев К. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974, С. 170–174.

[23] Находится в рукописи начала ΧVI в. Кирилло-Белозерского собрания Российской национальной Библиотеки Кб 446/706. Благодарю Н.И. Милютенко за знакомство с этим текстом и ее исследованием данной редакции.

[24] См. Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска литература, София, 1970. С.36. Мы использовали старое издание Ягича См. Ягич В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе по русским рукописям 1095–1097. СПб. 1886.

[25] Канон св. мученику Димитрию. Песнь 6 тропарь 1. Ягич. С. 188.

[28] Милютенко Н.И. Святой равноапостольный великий князь Владимир. С. 484.

[29] Об образе св. равноапостольного Константина как нового Моисея см. в частности: Василик В.В. Явление Креста Константину Великому в византийской гимнографии // Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. XXV конференция «Славяне и их соседи». М, 2010. С. 24–29.

[30] Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 481.

[31] Канон св. мученику Димитрию. Песнь 5 тропарь 2. Ягич В. С. 187.

[32] Стихира на стиховне. Глас 8. См. Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 480.

[33] Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность. С 131.

[34] Милютенко Н.И. Святой равноапостольный князь Владимир. С. 493.

[35] См. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 434–449.

[36] Cramer. N. Catenae. Vol.2. Oxoniae, 1841. P. 110.

Как князь Владимир Русь крестил

ФОТО : картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

28 июля мы отмечаем памятную дату – День крещения Руси. Конечно, историки не могут с точностью установить день, когда произошло это событие, повернувшее ход истории нашей страны. Да и само оно было достаточно протяженным во времени. Но праздник решено было отмечать в день, в который православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира. Именно он в 988 году принял историческое решение о крещении Руси и крестился сам, с дружиной и боярами.

Другие публикации:  Косоглазие виды и лечение

Князь Владимир был младшим сыном киевского князя Святослава и внуком великой княгини Ольги. Почему же выбор Владимира остановился на восточном христианстве?

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.

картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Почему другие религии не понравились князю

Летописи повествуют, что к Владимиру пришли представители самых сильных религий, дабы обратить его в свою веру.

«Это были представители греческого и римского христианства, а также мусульмане из Волжской Булгарии (не путать со славянскими болгарами) и хазарские иудеи. И начался богословский спор. Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие. Самое пространное из приведенных в летописи – выступление так называемого Философа, который, судя по всему, опирается на кириллические источники – святые книги, уже переведенные на славянский язык», – говорит специалист по истории Древней Руси, профессор, доктор исторических наук Игорь Данилевский.

После этой беседы князь Владимир обращается к боярам за советом. Те говорят, что надо посмотреть на все это своими глазами. И вот в каждую из стран отправляется депутация для того, чтобы посмотреть, как совершаются богослужения и на то, как каждая из религий отражается в жизни.картина «Великий князь Владимир избирает религию» / Эггинк Иван

Вернувшись, бояре рассказывают обо всем, что видели. Например, при выборе принимались во внимание, среди прочего, и пищевые запреты. Владимира не устроило то, что и мусульманам, и иудеям нельзя есть свинину, а мусульманам – еще и пить вино. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

«Тем не менее, многое в каждой из религий понравилось, – говорит историк. – Например, князю Владимиру вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Послы с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. То есть, на этом этапе все происходит во многом на эмоционально-оценочном уровне. С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм».

Во всем виновата женщина?

По словам Игоря Данилевского, есть и другая версия, как все это происходило. В 987 князь Владимир захватил греческий город Корсунь, который находился на юго-западном побережье Крыма (позже он получил название Херсонес). Владимир обещал вернуть город грекам, если их императоры отдадут за Владимира замуж их сестру, византийскую царевну Анну. Это, среди прочего, значительно повышало статус самого Владимира, который оказывался сразу вровень с византийскими императорами. Однако Анна отказалась выходить замуж за Владимира до тех пор, пока он будет язычником.

Далее в летописных источниках следует упоминание о слепоте, которая поражает Владимира в тот момент, когда Анна прибывает в сопровождении духовенства в Корсунь для встречи с Владимиром. Она предлагает ему немедленно креститься в надежде на исцеление. И слепота действительно спадает с его глаз, когда князь принимает христианство.

«Действительно, это очень красивый образ, когда душевная слепота оставляет Владимира: благодаря крещению он «прозрел», – говорит Игорь Данилевский.

Крещение – это выбор независимости

Что же принес с собой исторический выбор князя Владимира?

картина «Крещение князя Владимира на Корсуни» / Фёдор Бронников

«Крещение – это выбор пути. Вместе с православием князь Владимир выбрал для народа настоящую свободу, самостоятельность, и в этом состоит главный вектор развития Руси. Князь не случайно отверг западную линию христианства, поскольку очевидно было стремление подчинить Русь давлению Рима. Такое жесткое давление всегда было свойственно представителям так называемого католицизма. Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Православие – не аполитичная религия, оно предполагает определенный общественный идеал. Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим. Не случайно многие народы, которые сделали свой исторический выбор в пользу Рима или в пользу исламского мира, оказались в дальнейшей истории гораздо более зависимы, чем Русь», – говорит протоиерей Всеволод Чаплин.

«Это был выбор, который решительно отделил Россию от Запада, – говорит Игорь Данилевский. – Но вместе с христианством пришла книжная культура, и это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».

Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начинает восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

«Это поздние источники, – говорит Игорь Данилевский. – Более ранние летописи говорят об этом намного более спокойно. А во многих этот процесс представлен как триумфальное шествие христианства, массовое принятие. Так, в одном летописном сюжете даже присутствует рассказ, как всенародно сбрасывают с пьедесталов в реку языческих богов. Это может свидетельствовать о том, что тот пантеон языческих богов, который ранее создает Владимир, является чем-то инородным, привнесенным сверху. И христианство воспринимается народом как избавление от этих чужеродных богов».

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

Часто ссылаются на так называемую Акимовскую летопись. В ней описано, как воевода, присланный из Киева, силой принудил новгородских язычников креститься, рассказывает историк. «Даже если принять ее за достоверный источник, то именно она и является доказательством того, что такие случаи были исключением. Кроме этого инцидента, бывшего в Новгороде, в других местах христианство принималось мирно и полюбовно», – поясняет Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.