Плоскостопие у детей с нарушениями зрения

Содержание:

Плоскостопие у детей с нарушениями зрения

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Нарушение зрения

Описание симптомов

О нарушениях зрения

Глаза являются не только зеркалом души. С их помощью мы видим и воспринимаем окружающий мир. Поэтому нарушение зрения заставляет нас страдать, доставляя массу неудобств. И особое внимание этому вопросу надо уделять с раннего детства.

Нарушение зрения у детей

Дети с нарушением зрения, как правило, имеют меньшую двигательную активность, что приводит к таким физическим нарушениям, как неправильная осанка и плоскостопие, также нарушается функциональная деятельность сердечнососудистой системы и дыхания.

Основные особенности детей с нарушением зрения заключаются в том, что они познают мир с помощью слуха и осязания. Поэтому представление об окружающем мире у них отличное от обычного, а качество образов совсем другое. К сожалению, развитие детей с нарушением зрения происходит намного медленнее, что оказывает влияние на развитие памяти, речи и воображения. Заниматься со слабовидящими или слепыми детьми должны специально обученные преподаватели, которые смогут максимально стереть границу между ними и здоровыми малышами.

Почему мы хуже видим

Классификация нарушений зрения распределяет их на две группы: функциональные и органические. Функциональные являются самыми легкими с точки зрения исправления, если они были вовремя обнаружены (косоглазие, катаракта, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм, дальнозоркость и прочее). Органические заключаются в нарушениях, которые касаются структуры глаза и отделов зрительной системы. Такие нарушения могут привести не только к ухудшению зрения, но и к его полной потере (миопия, гиперметропии, астигматизм и прочее). Данные виды нарушения зрения лечатся совершенно по-разному, поэтому важно как можно раньше провести диагностику.

Хорошее зрение зависит не только от глаза, а от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения могут скрываться именно в этом, и делятся они на три группы:

I. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.

II. Нарушение рефракции, глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.

III. Поражение той части мозга, которое отвечает за взаимодействие с глазом.

И если врожденных пороков избежать сложно, то дальнейшим нарушениям каждый человек просто обязан препятствовать. В первую очередь, стоит начать с грамотного обустройства рабочего места, когда свет на монитор или рабочий стол падает сбоку, не создавая бликов, расстояние предмета от глаз 50-70 см и смотреть на него лучше сверху.

Профилактика нарушения зрения обязательно должна включать физические упражнения и специальную гимнастику для глаз. Самыми лучшими видами спорта с этой точки зрения признаны плавание, теннис, бадминтон. Они заставляют глаз постоянно фокусироваться на предметах и укрепляют воротниковую зону, что очень важно для хорошего зрения.

Правильное питание и своевременное поступление необходимых для зрения витаминов (А, С, D, E) поможет сохранить острое зрение на долгие годы. Также следует избегать стрессов, выделять время для отдыха и, конечно же, регулярно посещать окулиста.

Классификация причин нарушения зрения. Виды нарушения зрения.

Причины нарушения зрения:

  • Заболевания структур глаза или глубокие нарушения работы органов зрения (катаракта – изображение становится мутным, глаукома и пигментная ретинопатия – сужаются поля зрения, дегенерация желтого пятна – темное пятно перед глазами, дегенерация стекловидного тела – паутинка перед глазами и т.д.)
  • Заболевания нервной системы (могут выпадать поля зрения, искривляться изображение, двоиться предметы при инсультах, опухолях нервной системы, после травм)
  • Гормональные заболевания (при диабетической ретинопатии перед глазами появляются пятна)
  • Заболевания сосудов (при гипертонии поражаются сосуды глаза)
  • Психические заболевания (например, истерия)
  • Отравления (неожиданно возникшее двоение предметов может быть первым признаком ботулизма (!), часто сопровождается нарушением речи, отклонением языка, тошнотой и рвотой; особенно, если такая симптоматика развилась у нескольких людей, принимавших пищу вместе)

Что следует делать при возникновении?

Обязательно обратиться к офтальмологу (окулисту). Нужно вызвать скорую помощь, если неожиданно пропало зрение, если в глазах «звездочки» и болит голова, если резко сузилось поле зрения или неожиданно остро возникли любые другие проблемы со зрением.

Частые ошибки самолечения

Отсутствие лечения может привести к слепоте при многих заболеваниях.
Слепота может возникнуть быстро при острых нарушениях зрения без скорой медицинской помощи.

Многих очень пугает снижение зрения вблизи после 40 лет. У всех у нас после 40 начинает понемногу снижаться слух (пресакузия) и зрение (пресбиопия) – это нормальные возрастные изменения тканей нашего организма. Нормальным считается к 45 годам читать в очках +0,5, к 50 — +1,0 и т.д. по +0,5 на каждые последующие 5 лет жизни.

К какому врачу обратиться?

Офтальмолог (окулист). Также могут понадобиться: невролог, кардиолог, эндокринолог, психиатр, психотерапевт, токсиколог, инфекционист, врач скорой помощи.

Классификация отклонений физического развития и характеристика их проявлений у детей с нарушением зрения

Оздоровительно-лечебную работу с детьми следует проводить после изучения состояния двигательной функции в условиях компенсаторной перестройки.

В зависимости от характера нарушения физического развития отставание одних двигательных действий может полностью преодолеваться, а других – частично корректироваться или компенсироваться. Поэтому важно определить компенсаторные возможности и пути развития двигательной функции на основе анализа объективных возрастных закономерностей физического развития и двигательной сферы детей. В зависимости от локализации недуга нарушенными могут быть как основные свойства нервных процессов, так и отдельные функции организма, которые влекут за собой значительное отставание физического развития от нормы.

Характеризуя физическое развитие детей с тяжелой патологией зрения, посещающих специальные дошкольные учреждения, можно сказать, что потеря или тяжелое нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. Зрительный дефект приводит к дискоординации, нарушает свободу движений ребенка. В связи с этим у незрячих мускулы конечностей и туловища становятся слабыми. Дети с тяжелой патологией зрения быстро устают даже после непродолжительной ходьбы. Слабое развитие мышц туловища, отсутствие достаточно крепкого «мышечного корсета» предрасполагает к неправильной осанке.

Следует помнить, что нарушения осанки встречаются у детей дошкольного возраста, начиная с 4-х лет; частота отклонений в осанке и степень их выраженности нарастает с возрастом. Наиболее часто встречаются следующие виды нарушения осанки: сведенные плечи, сутуловатость, крыловидные лопатки, различные формы сколиозов.

Нарушение осанки и сколиоз.Привычное положение тела стоящего человека называется осанкой. Нормальная осанка предусматривает гармоничное строение тела, симметрию отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для вышележащего отдела.

Выделяют следующие изменения в позвоночнике: нарушение осанки (функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс); сколиоз (структурные изменения в позвонках, межпозвоночных дисках, связочном аппарате и др.). Наиболее часто встречается искривление позвоночника во фронтальной плоскости, т.е. сколиоз, который нередко сочетается с искривлением в сагиттальном направлении (кифосколиоз).

Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке. По стадии изменения позвоночника выделяют четыре степени сколиоза. Первая степень: незначительное искривление позвоночника во фронтальной плоскости, заметна асимметрия мышц. Вторая степень: отчетливо заметное боковое искривление позвоночника, намечается реберный горб. Третья степень: сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги. Четвертая степень: резко выраженный фиксированный кифосколиоз, значительное отклонение корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади.

По своему течению сколиозы могут быть: непрогрессирующие, медленно прогрессирующие и быстро прогрессирующие. Определение степени сколиоза позволяет разработать наиболее рациональную систему лечения и профилактики.

Чем младше заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. При прогрессировании сколиоза происходят изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, страдает физическое развитие.

Наблюдения показывают, что сколиоз формируется чаще всего с 5-6 летнего возраста. Это сколиозы миопатического происхождения, в основе которых лежит неполноценность мышц и связочного аппарата позвоночника, а так же сколиозы неврогенного происхождения при спастических параличах. У большинства детей с нарушениями осанки отмечаются нарушения мышечного тонуса.

Рахитом чаще страдают дети в возрасте от 2 месяцев и старше. ОН характеризуется изменением всех видов обмена веществ, прежде всего расстройство фосфорно-кальциевого обмена, из-за чего при рахите возникает деформация опорно-двигательного аппарата. В значительной степени поражается мышечная система из-за недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ), нарушения кальциевого обмена. Отмечаются дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость.

Плоскостопие занимает первое место по частоте среди различных статических деформаций стопы. Плоскостопие – это деформация свода стопы в сочетании с пронацией и супинацией, нередко контрактурой стопы. Возникает в результате раннего вставания и ходьбы, слабости мускулатуры, перенесенного рахита и пр. Во время стояния и ходьбы основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы при значительной утрате ее рессорных свойств. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы. Приобретенные формы плоскостопия развиваются под влиянием различных этиологических факторов (паралич определенных мышц голени и стопы, травма, перегрузка нижних конечностей в сочетании с недостаточностью мышечной системы, что чаще всего наблюдается у детей с тяжелой патологией зрения). В результате приобретенного плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей. Мышцы-супинаторы, играющие наиболее важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.

Другие публикации:  Как вылечить шишки на большом пальце ноги

Предрасположение к плоскостопию у детей с тяжелой патологией зрения обусловлено снижением тонуса их мышечной системы в связи с малоподвижностью. Развитию и усилению возникшего плоскостопия у детей со зрительным дефектом способствует также неправильное распределение нагрузки на различные отделы стопы при стоянии и ходьбе. Например, ходьба, широко расставляя стопы и с излишним разведением носков, создает условия для перегрузки внутреннего края стопы и уплощения внутреннего продольного свода.

Детский церебральный паралич является одним из частых сопутствующих заболеваний у детей с нарушениями зрения. Изменения ортопедического состояния при данной аномалии могут быть связаны с наличием патологических установок, контрактур, деформации суставов, с несформированностью функций, а так же с проявлением насильственных движений и координационных расстройств.

При всех формах детского церебрального паралича двигательные нарушения имеют рефлекторный характер. Движение возможно, но неуправляемо ребенком. Поскольку это заболевание является врожденным или начинается в период новорожденности, происходит задержка в становлении функций ЦНС и долгое время может сохраняться усиленное влияние стволовых механизмов с присущими им стойкими автоматизированными формулами движений. Таким образом, у ребенка отсутствуют условия для приобретения опыта нормальных движений и поз. Требуется длительная система лечения и обучения больного ребенка владению своими произвольными движениями и статикой.

Помимо выраженных деформаций опорно-двигательного аппарата, у большинства детей с нарушением зрения отмечаются и другие отклонения в состоянии здоровья.

У детей с нарушениями зрения значительно снижены функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: из-за нарушения осанки грудная клетка видоизменяется, уменьшая жизненную емкость легких, что в свою очередь, приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, а слабость дыхательной мускулатуры и брюшного пресса понижает функции внешнего дыхания. Такие дети подвержены частым острым респираторным заболеваниям, бронхитам и другим соматическим заболеваниям.

Из-за наличия зрительного дефекта у детей нарушена ловкость движений, основным проявлением которой считается их координированность. Исследование этих качеств у детей с тяжелой зрительной патологией показало, что способность к выполнению координированных и точных движений у них значительно ниже, чем у зрячих сверстников; особенно дети затрудняются в выполнении согласованных движений рук и ног, при этом отмечается определенная зависимость согласованности от остроты зрения.

Нарушения в развитии двигательной сферы ребенка с дефектом зрения характеризуется проявлением стереотипных движений. Стереотипные движения возникают в результате следующих причин: неудовлетворенность биологической потребности организма в движении неблагоприятное влияние окружающей среды; сверхвозбудимость, сверхэротическая возбудимость; неадекватное поведение по отношению к собственному телу; плохие отношения между детьми и родителями; стрессовые реакции; выпадение возможности непосредственного зрительного контакта с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарян Р. Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.

2. Бойкова О. С. Методические указания по лечебной гимнастике с детьми при сколиозах. – Л., 1955

3. Губерт К. Д., Рысс М. Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – М. Медицина, 1972.

4. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. – М., 2001.

5. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 1990.

6. Касаткин Л. Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. – М., 1980.

7. Лечебная физическая культура. Справочник./Под ред. Профессора Епифанова В.А. – М., 1987.

8. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа), СПб., 1997.

9. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. – М., 1984.

10. Сермеев Б. В. Физическое воспитание слабовидящих – М., 1983.

11. Солнцева Л. И., Семенова Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. – М., 1989.

12. Специальные коррекционные программы для детей с нарушением зрения. СПб., 1995.

13. Справочник ранней стимуляции слепых детей./Под ред. Сесеня. Мадрид, 1983.

14. Фонарев М. И. Детская лечебная физкультура. – М., 1983.

15. Хамзин X. Воспитание осанки у детей. – М., 1969.

16. Шмельков И. И. Пути реабилитации слепых средствами физической культуры. -М,, 1981.

17. Штеренгерц А. Е. Лечебная физкультура при заболеваниях детей. Киев, 1972.

18. Ямщикова Н. А. Лечебная физкультура при прогрессивных мышечных атрофиях. –М., 1968.

Статья по физкультуре по теме:
Лечебная физическая культура для детей с нарушениями зрения

В статье рассмотрено значение ЛФК в коррекции отклонений в развитии ,возникающих у детей с нарушениями зрения.

Предварительный просмотр:

ЛФК для детей с нарушениями зрения

Рост заболеваний среди младшего поколения — одна из самых актуальных проблем нашего времени. Ведущей причиной является снижение двигательной активности.

Одним из главных средств естественного оздоровления в условиях школы-интерната является двигательная активность, которая рассматривается как фактор укрепления здоровья и социальной защиты интересов развивающейся личности.

Физическая активность — одно из важнейших условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста развития и формирования организма. Физическая активность зависит от функциональных возможностей человека, его возраста, пола и здоровья. В зависимости от состояния здоровья используются различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья — лечебная физкультура (ЛФК).

Лечебная физкультура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

В нашей школе обучаются дети-инвалиды с различными дефектами зрения

и тотальной слепотой. Как известно, зрительный дефект ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников.

Дети, поступающие к нам в школу, скованы, и из-за страха пространства у них ограничена двигательная активность, нарушена координация движений. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Письмо по Брайлю, поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.

Дети с недостаточностью зрения нуждаются:

• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованы и не координированы;

• в коррекции зрительного восприятия;

• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;

• в коррекции развития физических качеств;

• в коррекции пространственной ориентировки, точности движений.

1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка.

2. Повышение мобильности как средства интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих.

3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ЛФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.

1.Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.

3. Освоение основных двигательных навыков и умений.

4. Активизация функций сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

5. Укрепление мышечно-связочного аппарата.

6. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

7. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.

8. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.

Наличие первичного дефекта (дефект зрения) не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект.

Наша основная задача-предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно — двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), сердечно – сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

Основные средства ЛФК:

  1. бег, ходьба с различными положениями рук и ног;
  2. упражнения с гимнастическими палками для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей;
  3. висы на гимнастической стенке;
  4. упражнения для укрепления сводов стопы;
  5. ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове для развития равновесия;
  6. упражнения на формирование навыка правильной осанки;
  7. специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение);
  8. дыхательные упражнения;
  9. упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц);
  10. работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц.

При подборе и использовании физических упражнений на занятиях ЛФК ориентируюсь на ведущий дефект (снижение функции зрения). Ведется журнал учета заболеваемости каждого учащегося с первого класса, где указывается первичный и вторичный дефект.

Другие публикации:  Препараты от артрита рук

С учетом сниженных функциональных систем глаза разработала комплексы упражнений для детей с нарушением зрения:

• ЛФК при нарушении осанки;

• сердечно — сосудистой и дыхательной системах;

• при заболевании глаз.

В конце урока обязательно провожу адаптированную подвижную игру, которая носит корригирующий характер. Во время игровой деятельности слепой ребенок раскрывается, получает удовольствие, проявляет свои резервные возможности, что позволяет вести

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих детей. Наглядность является одной из специфических особенностей использования общедидактических методов в процессе ознакомления слепых с предметами и действиями. Используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная.

Метод дистанционного управления — это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: «поверни налево», «иди вперед» и т. д.

Наиболее важной задачей в методике ЛФК слепых и слабовидящих детей является нормализация осанки.

Для улучшения координации движений акцентируется внимание на упражнения в равновесии, так как они улучшают функцию вестибулярного аппарата. Чем лучше опора, тем лучше равновесие, а следовательно, лучше осанка.

Учитывая специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей, используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство).

В конце учебного года подводятся итоги результативности ЛФК-медицинский осмотр учащихся, где врачами — специалистами даются рекомендации и снимаются с учета заболеваемости.

Также осуществляется контроль динамики развития физической подготовленности учащихся. Все тесты проводятся в начале и в конце учебного года (сила мышц спины «Рыбка», живота «Уголок», гибкость позвоночника)

Результативность тестов не оцениваю по пятибалльной системе, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребенка, а прослеживаю динамику развития физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения.

Таким образом, с помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные конспекты помогут преподавателям физкультуры проводить занятия с учетом особенностей детей с нарушением зрения.

Продолжение предыдущего конспекта.

Продолжение предыдущего материала.

Продолжение предыдущего материала.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальному дефекту, социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не см.

Содержание коррекционной работы по развитию осязания.

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию.

Презентация к уроку по теме:
Профилактика плоскостория у детей с нарушением зрения

Материал для родителей. На что обратить внимание. Профилактика плоскостопия. Упражнения для профилактике плоскостопия.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Профилактика плоскостопия у детей с нарушением зрения Специалист по ЛФК: Жандармова О.А.

По медицинской статистике К 2м годам у 24% детей наблюдается плоскостопие К 4м годам – у 32% К 6ти – у 40% К 12 – каждому 2му подростку ставят диагноз плоскостопие Плоскостопие – болезнь цивилизации

Плоскостопие — Деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов Бывает поперечным и продольным

причины Наследственная предрасположенность Заболевание рахитом Общая слабость и пониженное физическое развитие Тучность (на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка) Неудобная обувь Длительные нагрузки на ноги

Если у вашего ребенка Боли в стопах, коленях, бедрах, спине Неестественная походка и осанка Легче согнуться, чем присесть на корточки Присев, тяжело удержать равновесие Косолапие при ходьбе Деформированные стопы (плоская, широкая стопа, непропорциональной длины пальцы ног) Срочно обратитесь к ортопеду.

рекомендации Массаж ЛФК Водные процедуры Ортопедическая обувь При рахите могут назначаться препараты с кальцием, вит. D и др.

Водные профилактические процедуры Перед сном Взять 2 тазика с холодной и горячей водой Распарить стопы в горячей воде и опустить в холодную (попеременно 3-4 раза) Можно добавить в воду ромашку, морскую соль, шалфей, мяту и т.д. После помассировать ступни

ЛФК – основной метод лечения плоскостопия Главное упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку! Чтобы исключит нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. По мере укрепления ослабленных мышц следует переходить к упражнением в положении стоя

Упражнение на ребристой дорожке

Упражнения с ролом Ходьба по кочкам

Упражнения из и.п. стоя

Упражнения с «ёжиками»

Упражнения с карандашами

Отличие ортопедической обуви Повышенная полнота в области основания пальцев (устраняет сдавливание стопы и пальцев) Устойчивая подошва (предотвращает возникновение травм голеностопного сустава, подворачивание стопы) Каблук высотой до 5 см (предотвращает травматизацию стопы, правильно распределяет нагрузку на передний и задний отделы стопы ) Натуральные материалы верха и подкладки обуви («дышат», хорошо отводят влагу, обладают хорошими защитными свойствами). Дополнительные вкладки в области пяточной кости (хорошая фиксация голеностопного сустава)

Ортопедические стельки и обувь Снижает нагрузки на стопу П рофилактика плоскостопия У лучшения осанки и походки П редотвращает мозоли и натоптыши .

Спасибо за внимание! Специалист по ЛФК: Жандармова О. А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью данной консультации является знакомство родителей с гимнастикой для глаз иразучивание комплекса упражнений для сохранения зрения у детей.Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то во.

В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников.

Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников » Гимнастика для глаз» Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин.

Несколько простых рекомендаций для того, чтобы у детей не было проблем со зрением.

ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением.

В презентации представлен материал по теме: овощи.

В презнтации представлен материал по теме: домашние птицы.

Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.

Антонина Середа
Нестандартное оборудование в играх и упражнениях для детей с плоскостопием и нарушением зрения.

Физкультурное оборудование и пособия для детей помогает решать много различных задач и в нашем дошкольном учреждении учитывает не только общепедагогические требования к отбору, но и коррекционные. Только сделав их коррекционно — направленными, мы можем полноценно решать поставленные перед нами задачи. Нестандартное физкультурное оборудование и пособия подбираются индивидуально, в зависимости от степени зрительного дефекта. Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно сосредотачивается и прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, то есть стимулирует зрение.

Спортивный зал нашего ДОУ оснащен как стандартным, так и нестандартным физкультурным оборудованием. Работа с детьми, имеющими плоскостопие и разные зрительные патологии, вызвала необходимость применения дополнительного нестандартного оборудования, которое не выпускают предприятия, но которое можно изготовить своими руками. Это различные дорожки с разными поверхностями, плоскостными фигурками из пленки и ткани разной предметной направленности, яркие разноцветные тряпичные мячи, «звуковые» предметы и тренажеры, и многое другое. Такое оборудование вызывает у детей особый интерес, повышает их двигательную активность.

Пособия и оборудование предназначено для организованной и самостоятельной деятельности детей 2-7 лет. Оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Представленное на фотографиях оборудование многофункционально в использовании, гигиенично в обработке, компактно и удобно в хранении и транспортировке, привлекательно и доступно для детей. Оно предназначено для формирования и укрепления сводов стоп, для развития основных функций стоп, обучения правильной постановке стоп при ходьбе, повышению тонуса, укреплению связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп, улучшение кровообращения стоп, улучшение координации движений.

ТРЕНАЖЕР «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ». Дорожка из ковровой или другой плотной ткани. Через каждые полметра на её поверхности укрепляют:

1. резиновые коврики с шипами;

2. “змейкой” уложенный и пришитый канат диаметром 3 см;

3. ребристые пластмассовые пуговицы;

4. деревянные гимнастические палки;

5. металлическая цепь, уложенная “змейкой” и укрепленная;

6. деревянные спилы дерева;

7. косточки от абрикоса и персика;

8. пробки от бутылок;

9. крупные бусины и др.

СТЕНОЧКА ЗДОРОВЬЯ. У стены удален плинтус и наклеена дорожка другого цвета с нарисованными следами.

Упражнения: «Мишка косолапый». Ходьба (прижавшись спиной к стене или отходя и возвращаясь) на наружном крае стопы. Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь. Локти отведены назад, прижаты к стеночке. «Белые медведи и пингвины». «Белые медведи» ходят (прижавшись спиной к стене или отходя и возвращаясь) на внешней стороне стопы, «Пингвины» передвигаются в полуприсяде, отведя руки назад к стеночке. И другие упражнения.

ТРЕНАЖЕР «ИЗВИЛИСТАЯ ЗМЕЙКА». Часть каната или веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

Упражнения: ходьба с разными положениями рук и ног.

ТРЕНАЖЕР «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». На плотную ткань в форме цветов нашиваются или наклеиваются различные мелкие детали (цветы составлены из крышечек от бутылок, спилов дерева, пуговиц).

Упражнения: ходьба босыми ногами с разными положениями рук.

МАССАЖЕР. Выполнен из колец от пробок пластиковых бутылок, вывернутых выступающими концами на внешнюю сторону и собранных на палку.

Другие публикации:  Внезапные боли в ноге

ТРЯПИЧНЫЕ МЯЧИ. Сшиты из ткани ярких контрастных цветов, внутри вставлен колокольчик для звукового ориентира.

Упражнения: Игра в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, упираются на руки. Потом они берут ногами мячи и начинают перебрасывать их, катать. Так же: катание стопой в разных направлениях, прокатывание в воротики, поднятие и удерживание стопами, подбрасывание стопами вверх и другое.

СУЛТАНЧИКИ. Сделаны из «яйца» киндер-сюрприза и нарезанных полосок из яркого полиэтилена.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе – подбрасывание вверх («салют», «цветик-семицветик» — составление цветка с резными лепестками, «плывут медузы» — раскладывание друг за другом, по 2, навстречу друг другу, раскладывание султанчиков по цвету, по количеству, по цвету и количеству и другое.

РЫБКИ, ЛИСТОЧКИ, ПОСУДА, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и др. Плоскостные фигурки вырезаны из цветного полиэтилена.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе. «Сборщики» — дети, сидя на полу с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, листья, посуду и др., и складывают в кучки. Другой ногой они повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывают предметы из одной кучки в другую. Не допускать падения предметов при переносе. «Собираем урожай». (варианты — фруктов, овощей, разбери по корзинкам). Для повышения двигательной активности, развития зрительных функций, классификации овощей и фруктов, др. Ребёнок собирает изображения фруктов (овощей, вырезанные из полиэтилена или мелкие предметы выполняет задания из разных положений (сидя, сидя на стуле, стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге). «Забавное зеркало». Выполнение упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой. Выполняется в паре, из разных исходных положений. Дети располагаются друг напротив друга. Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего (переложить определенный предмет на другое место, захватить и поместить 1(2,3,4) грушу в красную корзинку, а 1(2.3,4) огурец в желтую и другое). «Разложи правильно» (по заданному). Так же на классификацию, отсчитывание определенного количества предметов, определенного цвета, сбор в корзинки (обручи, кто быстрее (больше) и т. д.

ЗОНТИК. Сшит из яркой ткани в виде раскрытого зонтика.

Упражнения: «Скатай зонтик». Дети стоят или сидят, перед ними разноцветный «зонтик». Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, ребенок должен ухватить ими свой клин и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть «зонтика». Так следует повторять до тех пор, пока «зонтик» не исчезнет под ступнями полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно. «Сборщик». Так же: выполняя различного вида ходьбу, по сигналу становятся на свой цвет «зонтика»; идут к центру «зонтика» одним шагом, обратно – другим, и др.

КОРОБКИ. Выполнены из коробков, обклеенных яркой бумагой. Внутри коробков насыпана крупа, горох, мелкие камешки и др. для разного звучания.

Упражнения: «Музыканты». Предназначена игра для захватывания пальцами ног и упражнении в ритмическом потряхивании. «Забавное зеркало» (правила см. выше).

БАНТИКИ, КОСТОЧКИ, ГУСЕНИЦЫ, МЕЛКИЕ ПРЕДМЕТЫ и др. Бантики выполнены из ленты, гусеницы – из шнура, косточки от абрикоса и персика, мелкие предметы – ластики, пуговицы и другое.

Упражнения: выполняются с захватом пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе. Игра в шарики (ягоды, цветы, т. д.) и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику (мелкой игрушке). Ребенок опускает шарики (другие мелкие игрушки) в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики (мелкие игрушки) руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики (мелкие игрушки). «Забавное зеркало» (правила см. выше). «Собираем косточки для белочки (гусениц для птички, бантики для куклы)». Так же на классификацию, отсчитывание количества предметов, определенного цвета, сбор в корзинки (обручи, кто быстрее (больше).

ЯБЛОКИ, ПОМИДОРЫ, ВИШНЯ и др. Выполнены из зеленой и красной ткани с использованием колокольчика для звукового ориентира и для утяжеления при захвате и подъеме пальцами ног.

Упражнения: «Позвони в колокольчик». На площадке на расстоянии 5-6 м располагаются яблоки (другое) с колокольчиком или одни колокольчики. По сигналу воспитателя парами или тройками дети идут по «дорожке здоровья», позвонив в колокольчик, возвращаются обратно.

«Собери яблоки» (другие предметы) по одному или в парах, кто быстрее (больше) и др.

ЖУКИ, РЫБКИ и др. Объемные фигурки, сшитые из цветного полиэтилена, набитые ватином.

Упражнения: «Поймай жука (рыбку»). Ребёнок сидит на полу с согнутыми коленями. Согнув пальцы ног и захватив палочку, надо подтянуть её к себе, затем накрутить тесьму и снова подтянуть и так до конца (кто быстрее, чья команда быстрее, больше). «Гусеница ползет». Ребёнок сидит на полу с согнутыми коленями. Согнув пальцы ног, надо подтянуть пятку вперёд, затем пальцы снова распрямить и движение повторить (имитировать движения гусеницы). Упражнение выполняется обеими ногами одновременно (доползти до жука, рыбки, др.)

СЛЕДЫ. Выполнены из крышечек от бутылок и наклеенными по контуру следов из дерматина.

Упражнения: ходьба босыми ногами с разными положениями рук.

ЦВЕТЫ. Собираются ребенком из разных по цвету крышечек от бутылок путем захвата пальцами правой (левой) стопы или двумя вместе.

Упражнения: «Собери самый красивый цветок», «Собери только красный (зеленый, желтый, др.) цветок», «Кто быстрее соберет цветок», «Разложи правильно» и др.

ТРУБКИ. Выполнены из распиленных катушек для линолеума и покрашены (обклеены) в разные цвета.

Упражнения: Игра с трубками. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они ставят ступню или обе на трубки и начинают катать их друг другу. Так же: упражнение в равновесии на трубке, катание стопой в разных направлениях, прокатывание в воротики, под натянутый канат, в обруч, поднятие и удерживание стопами с обхватом с двух сторон и другое.

МОСТИК ИЗ БРЕВЕН. Изготовление аналогично предыдущему.

Упражнения: «Перейди через ручеек по мостику», «Перейди и сосчитай, сколько бревнышек», «Перейди и скажи, какого цвета бревнышки».

БРЕВНО. Изготовлено из целой катушки для линолеума.

Упражнения: ходьба с разными положениями рук и ног.

МАЯТНИК. Выполнено из старых мячей, обклеенных полосками яркой пленки, через мяч и две пластмассовые крышечки с отверстиями протянута леска. Крепится за длинный конец на крючок в потолке так, чтобы мяч был примерно на уровне глаз ребенка. Используются 1, 2 или 3 мяча в зависимости от возраста и подготовленности. Дорожки могут быть разными: обычная (ширина 12 см., ребристая, колючая, с разными наполнителями.

Упражнения: «Маятник». Играющий должен пройти 5—7 м вперед по массажной дорожке с раскачивающимся «маятником» (1,2 или 3 шт., прослеживая взглядом движение мяча. Следить, чтобы двигались только глаза, голова оставалась неподвижной. «Ходим в шляпах» — ходьба с мешочком на голове с выполнением заданий для ног (на носках, пятках).

КОЛЮЧАЯ ДОРОЖКА. Составлена из квадратиков разного цвета.

Упражнения: «Конькобежцы на катке», «Лыжник» (на колючей дорожке). Расположив ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед, подражая движениям конькобежца, лыжника, сгибая то левую, то правую ногу, дети продвигают их попеременно вперед. «Читаем газету». Стоя на колючем коврике, руки произвольно. Пальцами обеих ног порвать газету на мелкие части, собрать в кучку стопами ног.

Нестандартное спортивное оборудование Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения,.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.