Гимнастика для пальцев рук для развития двух полушарий

Содержание:

zirina479

Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Ужасно неизвестно всё то, что интересно!

Доказано, что от развития мелкой моторики во многом зависят интеллектуальные, в том числе и память.
Нашла ещё одно интересное видео с пальчиковой гимнастикой.

Уж не знаю, о чем там говорят китайцы, но думаю, что полезно будет просто выполнять эти упражнения за инструктором.

Кстати сказать, у меня не очень-то получаются некоторые упражнения :(.

Ну, и немного теории.

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие мозга

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

Для развития межполушарного взаимодействия необходимо регулярно выполнять кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Итак, благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия. Эффект от этих простых упражнений просто фантастический: улучшается работа долговременной памяти, концентрируется внимание, улучшается абстрактное мышление.

Вот Вам в помощь и видео на русском языке 🙂

Когда именно проводить тренировку?! Решать исключительно вам. Эти простые упражнения отнимут у Вас максимум 5 минут времени, даже во время обеденного перерыва на работе вы сможете их выполнять.

Тренируйте свою память этими простыми упражнениями!

Пальчиковая гимнастика для развития памяти

Доказано, что от развития мелкой моторики во многом зависят интеллектуальные способности ребенка, в том числе и память. Гимнастику на развитие памяти следует проводить в проветренном помещении. При этом можно использовать знания аромотерапии. Так, например, натуральное эфирное масло апельсина способствует усвоению тренировок и упражнений, а также улучшает внимание.

Мозг очень чувствителен к любым пальчиковым упражнениям. Взгляните на иллюстрацию, и вы убедитесь в том, что воздействуя на ту или иную область ладони можно улучшить состояние систем организма.

Пальчиковые упражнения и гимнастика помогают синхронизировать работу правого и левого полушария мозга. В какое время заниматься пальчиковой гимнастикой для развития памяти – решать вам. Приведенные упражнения не отнимут у вас и пяти минут, поэтому вы сможете их совершать утром в качестве зарядки, на работе в перерыве или дома в постели перед сном. Они подходят больше для взрослых, однако мы расскажем и об особенностях развития памяти у детей с помощью одного простого упражнения.

В большей степени пальчиковая гимнастика ориентирована на развитие речи, однако это актуально для детей. Подросткам же более важно развивать такие свойства мышления, как память, внимательность, усидчивость. Наш сервис подготовил 7 упражнений, которые помогут вам в этом.

7 простых упражнений для пальцев на развитие памяти и внимания

Для начала следует разогреть пальцы. Трем руки сильно, чтобы усилить кровообращение этих зон.

1. Похлопайте в ладоши для того, чтобы снять напряжение с кистей и ладоней. Делайте эти упражнения с детьми, они с удовольствием присоединяться к вам.

2. Упражнение с большим пальцем. Необходимо «отрывать» большой палец, потягивая его подушечку, на поверхности которой есть точки, стимуляция которых влияет на память. Такие упражнения следует делать на протяжении 20-30 секунд. Упражнение очень простое, поэтому к его выполнению можно привлечь членов семьи.

3. Одну руку держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак, меняйте положение рук. Это развивает не только память и мышление, но и помогает концентрировать внимание.

4. Одной рукой покажите кукиш, а второй ОКей. Меняйте положения местами поочередно.

5. Соедините ладони и поочередно «обнимайтесь» пальчиками.
6. Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца.
7. В конце следует пальцами потереть мочки ушей, это может усилить кровообращение в мозге и активировать максимальную концентрацию внимания.
Для детей мы рекомендуем упражнение для пальчиков «Улитка», которое помогает развивать зрительную и слуховую и кинестетическую память.

Заходите в гости на сайт BrainApps и вы найдете у нас множество игр и задач, которые помогут развивать память.

Правое полушарие мозга и его эффективное развитие

Человеческий мозг нуждается в постоянном развитии, но каждому его полушарию необходим особый подход. Левое и правое полушарие ответственны за разные умения, навыки и чувства. Помимо этого, каждое из них обслуживает противоположную сторону тела человека: правое – левую, а левое – правую.

Развитие той или иной части мозга предопределяет ваши навыки. Например, чрезмерная чувствительность говорит о доминировании правого полушария мозга, а логика – левого. Возможно, ли развить правое полушарие мозга специально, прибегая к тренировкам и упражнениям? Конечно да.

Правое полушарие мозга — особенности

Перед тем, как заниматься развитием правого полушария необходимо разобраться за что оно отвечает. Следует знать, что это, прежде всего — эмоции, интуиция и творчество человеческого мышления.

При активном развитии правого полушария, люди способны видеть мир целостно, не дробя картину на элементы. Так происходит улучшенное восприятие образов и символики, нежели цифро-буквенные значения. Пожалуй, главным преимуществом является возможность делать несколько дел одновременно и думать о каждом из них в равной мере, не игнорируя деталей. Если обобщить функционал правого полушария человеческого мозга, то можно назвать его одним словом – творческое.

Как можно развить правое полушарие?

На сегодняшний день упражнений для развития правого полушария, в т.ч. игр великое множество. Отметим, что это не столько физические нагрузки, сколько техники на моторику, восприятие и темп. При использовании некоторых упражнений может понадобиться инструментарий.

Каждое из приведенных в статье упражнений, помогут развить правое полушарие человеческого мозга. Их можно применять как по отдельности, так и в комплексе. Необходимо выбрать одно или несколько наиболее подходящее для Вашего образа жизни, которое не будет мешать в повседневных делах. Однако, невзирая на упражнение, существует важное правило – эффективное развитие правого полушария мозга возможно лишь при условии систематического выполнения упражнений.

Мозг можно сравнить с мышцами, чем больше тренируешь, тем быстрее растут их способности. Как только забываешь об их потребностях, они ослабевают и даже атрофируются.

Презентация: «Содружество полушарий мозга человека»

Первые шаги в развитии мозга

Первым этапом рекомендуем выбрать упражнения. Для того чтобы понять какие нагрузки может выдерживать мозг, нужно загрузить его работой. В случае развития правого полушария, необходимо выбрать творческий труд.

При возникновении трудностей с выбором такой деятельности, советует посетить культурно-массовые мероприятия. К примеру, художественные выставки, ярмарки народного творчества, музеи и иное. Такие места вызывают различные ассоциации. Так можно выбрать рисование или написание небольших рассказов и миниатюр.

Следует понимать, что тело и мозг тесно взаимосвязаны, ввиду этого наиболее эффективным будет через тело воздействовать на мозг. Помните, что правое полушарие воздействует на левую часть организма и тела.

В том случае, если Вы привыкли писать правой рукой, то следует развивать левую. К примеру, при игре на музыкальном инструменте используйте левую часть в музицировании простой мелодии. Также будет эффективным замена рук при повседневных занятиях. Так можно при размешивании сахара сменить руку с левой в правую и наоборот. Необходимо довести эти упражнения до автоматизма. Безусловно, поначалу будет нелегко, однако и писать в первом классе, вы начали не сразу, как впрочем, и ходить. Если каждый день так практиковаться, то результат не заставит себя ждать.

Визуализация – начало

Данное упражнение для развития правого полушария не только полезно, но и увлекательно.

Интересно будет любому поколению, ведь мы фантазируем и мечтаем независимо от возраста.

  1. Визуализация – прикройте глаза и вообразите белый лист бумаги или фон. Мысленно выведите на нем свое имя. Представьте, что цвет букв зеленый, затем синий, а после красный. Можно попробовать изменять и цвет фона. Чем ярче будут краски, тем эффективнее.
  2. Аудиальные фантазии. Чтобы полноценно развивать правое полушарие, необходимо работать и со звуком. Представьте, что вас кто-то зовет. Сконцентрируйтесь, чтобы такое «виденье» стало четким. Попробуйте идентифицировать, кому принадлежит этот голос. Возможно, это бабушка или мама. Следующим этапом будет воспроизведение в голове музыки. Самое действенное это вспомнить любимую песню.
  3. Тактильные ощущения. Довольно интересное упражнение на ощущение слов. Примите удобное положение тела, прикройте глаза и попробуйте представить своё имя. Какое оно? Холод и твердость, словно камень или ласковое и теплое, как любимая кошка. Аналогично можно экспериментировать со вкусовыми ощущениями и запахом. Важно пытаться представить все визуализированные вещи так, что вы сможете ощущать их органами чувств.

Зеркальное рисование для развития мозга

Отличное упражнение, которое улучшает эффективность работы обоих полушарий мозга. Рисование, таким образом, задействует оба полушария фактически «подтягивая» одно из них, отстающее в развитии. Вам понадобится бумага и два карандаша. Пытайтесь рисовать одинаковые формы обеими руками одновременно. Это могут быть колечки, сердечки, квадраты, все что угодно. Главное, и правая, и левая рука должны выполнять одновременно одно и то же задание.

Игра на музыкальных инструментах отлично сказывается на развитии мозга, так как задействованы оба полушария. Это отличная тренировка, способствующая быстрому развитию.

Развитие с помощью этих упражнений очень эффективно и результаты не заставляют себя долго ждать. Единственное правило – систематичность. Следуя этим советам, вам наверняка гарантировано развитое, продуктивное правое полушарие.

Другие публикации:  Болят суставы плеча при поднятии руки

Как мандала влияет на мозг

Мандала является священным узором Тибета и индуской религии. Созерцание этого рисунка можно назвать первым шагом с работой правого полушария. Мандалу можно нарисовать или найти в Internet готовую.

Расслабьте тело, начиная от кончиков пальцев ног и заканчивая мышцами лица. Сконцентрируйте внимание на центре узора (3 минуты). Спустя время Вы заметите, что рисунок стал «играть», как в калейдоскопе.

Кстати, в Тибете монахи используют рисование мандалы, как одну из сложнейших практик. Они собирают узоры из цветных зернышек. Такое занятие может длиться не день и не два, порой доходя до несколько месяцев. По окончании рисования, узор стирают одним взмахом руки.

Метод «brain gym»

В 1975 году в штате Калифорния была вручена премия за выдающиеся исследования Полу Деннисону. Ученый предложил через различные упражнения задействовать те участки мозга, которые менее активны.

В процессе тестирования были выявлены следующие результаты:

  • Улучшилась концентрация, и способность запоминать больше данных за небольшой промежуток времени.
  • Увеличилась стрессоустойчивость.
  • Адаптация к новым условиям происходила легче и быстрее.
  • Контроль за эмоциональным состоянием.
  • После различных нагрузок организм быстрее восстанавливался.
  • Развитие творческого потенциала.

Упражнения с такими результатами актуальны не только для младшего поколения, но и для взрослых.

Занятий по методу «brain gym» достаточно много, рассмотрим самые популярные.

Симметричные упражнения

  1. Движения в параллели

Когда Вы ходите, то дотрагивайтесь левой рукой до колена левой ноги, а правой – правого колена. Сделать необходимо 12 шагов. Необходимо следить, что бы руки касались колен поочередно, не сбиваясь с ритмом. При этом необходимо смотреть на рисунок с двумя параллельными линиями, который должен находиться на уровне глаз.

Прижмите ухо к левому плечу, а левую руку вытяните вперед. Сконцентрируйтесь на указательном пальце и нарисуйте горизонтальный знак «восьмерки». Рисовать следует от центральной точки вверх и лево. Сделайте такое упражнение восемь раз, а затем повторите с правой стороной тела.

Примите удобное положение тела стоя или сидя. Одновременно руками нарисуйте одинаковые, но с зеркальным отражением рисунки. Их можно рисовать как на бумаге, так и в воздухе.

Несимметричные упражнения

Упражнение выполняется аналогично симметричному заданию. Разница в том, что ладонями нужно касаться противоположного колена, т.е. левой ладонью – правого колена, и наоборот. Рисунок для визуального сопровождение – X.

Обе руки сожмите в кулак. Одним движением выпрямите указательный палец правой руки и большой палец на другой. Затем зеркально распрямите указательный палец на левой руке и большой на правой. Верните в исходное положение. Просто? Увеличьте темп.

Ещё один вариант этого упражнение – одновременно выбросьте другие пальцы на руках. Например: на левой руке – мизинец, а на правой – средний. Затем указательный плюс безымянный.

Чтобы усложнить задачу, можно к чередованию пальцев добавить круговое или иное движение.

Гимнастика

Интересные пальчиковые упражнения, заставляющие задуматься

Память, внимание и интеллект… Концентрация и скорость принятия решений… Всё это вещи, необходимые как для детей, так и для взрослых. При этом в покупке новомодных тренажёров для пожилых людей или дорогостоящих развивающих игрушек для детей нет необходимости. Всё необходимое для развития умственных способностей — собственные руки.

Что же это означает?

Всем известно, что человеческий мозг имеет 2 полушария. У женщин чаще всего более развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за эмоциональность, чувства и интуицию. У мужчин обычно более развито левое полушарие, отвечающее за логику, речь и рациональность. Для улучшения работы двоих полушарий можно заниматься пальцевой гимнастикой и упражнениями для пальцев рук, в которых каждая рука одновременно делает разное движение (например, одна рука сжата в кулак, другая — делает какое либо отличное от этого движение).

Малышам в этом отношении очень полезна пальчиковая гимнастика для развития памяти. Тем, кто постарше полезны занятия музыкой, например, фортепиано. Вообще любые упражнения, при выполнении которых вы работаете обеими руками одновременно, заставляют работать синхронно также мозговые полушария .

Мамам малышей стоит вспомнить старые потешки, которыми издревле забавляли малышей, потирая им ручки. Самая известная из них, конечно же «Сорока-ворона», когда под незабвенный стишок про сороку, которая кашу варила и деток кормила, малышу поочерёдно массируют центр ладошки, а затем — кончики пальчиков.

Пальцевая гимнастика может быть в виде рукоделия, главное, чтобы задания были довольно сложные — можно вязать спицами, собирать изделия из бисера.

Упражнения для рук на каждый день

Детишкам постарше и взрослым может быть предложена своеобразная гимнастика для мозга. Это небольшой комплекс несложных упражнений, которые было бы очень хорошо возвести в ранг привычки:

Для начала с усилием потереть ладони друг об дружку. Это усилит кровообращение в кистях рук. Можно помассировать пальцы.

Следующее упражнение поможет развить концентрацию: просто сожмите одну ладонь в кулак, а вторую оставьте раскрытой и выпрямленной. Через пару секунд сожмите раскрытую ладонь и одновременно раскройте кулак. Повторяйте это упражнение около минуты.

Следующее упражнение чуть посложнее: одной рукой показывайте «ОК», а второй попробуйте одновременно скрутить «дульку». Так меняйте положение рук около минуты.

Соедините раскрытые ладони и «обнимайтесь» пальцами попеременно.

Сожмите кулаки и поочерёдно отгибайте сначала большие пальцы, затем дайте выпрямиться мизинцу.

Хорошо развивает моторику рук набор на компьютерной клавиатуре. Желательно выучить ее наизусть и набирать текст, не глядя на клавиши.

Такая, или похожая гимнастика для пальцев рук для синхронного развития двух полушарий очень полезна. Упражнения можно выполнять молодым людям, которые хотят улучшить моторику рук и внимательность, также сложные движения пальцами будут полезны для пожилых людей, мозг которых не менее нуждается в регулярной стимуляции. Заниматься гимнастикой для пальцев рук для развития двух полушарий можно одному, а можно задействовать двух или несколько человек, придумав пальчиковую игру, или пальчиковые танцы, как на видео.

Как развить правое полушарие: 6 результативных упражнений

Дорогие друзья, рады приветствовать вас!

Если вы мечтаете расширить свои навыки и открыть в себе новые таланты, то вам стоит узнать, как развить правое полушарие. В этот статье мы подготовили для вас наиболее действенные методики, которые легко выполнять в повседневной жизни.

Помните, что правое полушарие полезно развить для того, чтобы улучшить творческое мышление и начать мыслить креативно.

Особенности правого полушария

Интересен факт, что правая доля головного мозга отвечает за работу левой части тела. Она влияет на эмоции человека, помогает мыслить образно, а также ответственна за нашу интуицию.

Чаще всего, у людей с самого рождение лучше развито правое полушарие, однако, со временем лидирующие позиции занимает левая доля головного мозга. Именно левое полушарие ответственно за логическое и поэтапное мышление.

В реальной жизни правое полушарие влияет на такие особенности поведения человека, как:

  • способность мечтать и фантазировать
  • умение воспринимать отдельные звуки в качестве целостной мелодии
  • сексуальные фантазии и желания
  • координация левой части тела
  • качественное и целостное восприятие визуальных картинок и действий
  • творческие навыки
  • способность ориентироваться в пространстве

См. также «Как развить креативность или тренировка творческого мышления» В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Эффективные упражнения по развитию

Правшам, у которых лучше всего развито левое полушарие, стоит постараться в повседневной жизни чаще задействовать левую руку. Например, если вы привыкли выполнять все действия (употреблять пищу, рисовать, работать за компьютером, пользоваться телефоном и т.д.) правой рукой, то начните все делать левой.

Даже если поначалу такие упражнения будут достаточно сложными, то со временем вы им обучитесь. Такой эксперимент поможет вам развить творческое мышление и открыть в себе новые таланты.

Стать более успешным, развить в себе новые навыки, а также поправить свое финансовое положение вам поможет марафон «Магия Достижений»

В нашей статье вы найдете наиболее действенные техники для того чтобы задействовать необходимую часть мозга и развить в себе новые таланты.

1. Аудио упражнения

Развить желаемые навыки можно при помощи работы со звуком. Для этого для лучшей концентрации необходимо выбрать спокойное место. Закройте глаза и представьте, как будто вас кто-то зовет. Максимально точно определите, кому из знакомых или близких принадлежит голос.

Услышьте внимательно, что человек пытается сказать вам. Теперь вспомните вашу любимую песню. Постарайтесь точно расслышать мелодию и слова песни. Такие аудио упражнения помогут вам развить правое полушарие и улучшить его работу.

2. Визуальные образы

Вы сможете повлиять на работу головного мозга при помощи действенной визуализации. Для того чтобы развить творческое мышление вам понадобиться закрыть глаза и сосредоточить на образе. Представьте, что перед вами находится белый лист бумаги.

Попытайтесь мысленно написать на бумаге свое имя. Затем представьте, как буквы меняют свой цвет с зеленого на синий, а позже на красный. Улучшить работу головного мозга (правого полушария) получится гораздо эффективнее, если вы будете мысленно менять фон листа и четко представлять себе такую перемену.

3. Тактильные чувства

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Вы можете представлять во время выполнения упражнения абсолютно любые образы.

Например, попробуйте ощутить, что вы едите определенное блюдо, какое оно на вкус, что у вас ассоциируется с ним. Чтобы развить творческие навыки то же самое можно сделать и с запахом или любым образом.

4. Зеркальное рисование

Развить оба полушария в равной степени возможно при помощи этого упражнения. Возьмите листок бумаги и два карандаша или ручки. Рисуйте одновременно двумя руками одни и те же фигуры.

Это могут быть круги, квадраты, сердечки и т.д. Такое упражнение помогает эффективно развить креативное мышление и нормализовать работу обоих долей мозга.

5. Ближе к искусству

Самый простой и при этом эффективный способ, чтобы развить правое полушарие – это начать больше времени уделять творчеству. Постарайтесь чаще посещать галерею, ходить в музей или театр. Выработайте привычку слушать красивую музыку и читать художественную литературу.

Найдите себе единомышленников и посещайте культурные мероприятия вместе. Обсуждая произведения великих личностей, вам будет проще приблизиться к их мировидению. Подобным образом вы сможете развить в себе новые навыки и улучшить работу правого полушария.

6. Результативные упражнения

Попробуйте развить правое полушарие, ежедневно используя различные упражнения. Наиболее действенные способы по улучшению работы правой доли головного мозга является:

  • Работа пальцами. Подобная гимнастика поможет развить творческое мышление. Попробуйте сжать одновременно две ладони в кулаки. После этого выпрямите большой палец на правой руке и указательный палец – на левой. После выпрямите указательный палец на правой и большой на левой руке. Повторите это упражнение несколько раз, ускоряя темп. Чередуйте и выбрасывайте другие пальцы;
  • Знак бесконечности. Такое упражнение также помогает действенно развить правое полушарие и улучшить креативные навыки. Для этого необходимо прижать левое ухо к плечу и вытянуть вперед левую руку. Затем все внимание следует сконцентрировать на указательном пальце. Рисуйте рукой восьмерку, начиная с центра – вверх и с центра – влево. Выполните упражнение с левой руки 8 раз, а затем то же самое сделайте и для правой руки;
  • Параллельность в движении. Разместите перед собой рисунок (на уровне глаз), на котором будет изображены две параллельные линии. Во время шага прикасайтесь левой рукой до левого колена, а затем – правой рукой до правого колена. Все это время смотрите на рисунок. Во время выполнения этого упражнения по развитию творческого мышления вам нужно сделать 12 шагов.
Другие публикации:  Фаланги пальцев рук размеры

Помните, что развить правое полушарие на самом деле не так сложно. Приготовьтесь регулярно выполнять упражнения, чтобы достичь результата. Предложите вашим друзьям в соц.сети прочесть нашу статью.

Подобная информация поможет им развить правое полушарие и преуспеть по жизни. Мы прощаемся с вами дорогие читатели!

11 асимметричных упражнений для развития полушарий мозга

Для улучшения работы мозга создано много препаратов, как синтетических так и натуральных, и не всегда они дают желаемый результат. Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

Асимметричная гимнастика для мозга

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно.

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Первое упражнение. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Второе упражнение. Ухо-нос.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Третье упражнение. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Четвёртое упражнение. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Пятое упражнение. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

Упражнение 6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Седьмое упражнение

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Девятое упражнение. Пазлы

На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Одиннадцатое упражнение

Большие пальцы рук соединяются с указательными пальцами противоположной руки. Потом нижние пальцы мы отсоединяем, делаем виток вверх и там снова их соединяем, ускоряясь и делая упражнение быстрее.

Для лучшего усвоения упражнений для активации работы мозга посмотрите видео, где инструктор наглядно показывает как надо выполнять эти упражнения.

Презентация на тему:
Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Появление пальчиковых игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, прирнцип подбора игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель : «Рука – это инструмент всех инструментов » Кант : «Рука – это своего рода внешний мозг » Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук …».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Есенина, Л.В.Антакова -Фомина) Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе – это неговорящие дети.

Появление пальчиковых игр У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус . А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», « Сороку-ворону », «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Когда начинать заниматься? Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью. Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений , а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем соединение зоны, отвечающие за речь.

Принцип подбора игр Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев ; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры: на расслабление в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Как играть в пальчиковые игры Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза .

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

Другие публикации:  Сомкнуть два пальца на руке

До 2-х лет Содержание: Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Технология: Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет Содержание: Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) Технология: С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

С 3 до 4 лет Содержание: Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой Технология: С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет Содержание: Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы Технология: При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет Содержание: Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Технология: Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Группы пальчиковых игр 1. Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был. », «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире. », «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2 . Сюжетные пальчиковые упражнения . « Пальчики здороваются » — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). « Распускается цветок » — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой . Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует 2000 лет, ею пользовались Гиппократ и Аристотель. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Это взаимодействие развивают при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для стимуляции интеллектуального развития применяют упражнения. Работы Бехтерева и Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Изучая математику, языки и т.д. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария в ущерб правому – образному. Буквы, цифры, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ММД (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, провоцируют невроз. В возрасте до 6 лет должно доминировать образное мышление!

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном . С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Продолжительность занятий – 10-15 минут. Периодичность-ежедневно. Время – утро, день.

5 . Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание , растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» — движения, как при растирании рук. «Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Психогимнастические упражнения Данная серия упражнений – систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям Первый путь – изменение степени сложности от занятия к занятию, второй – поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий – поэтапное выполнение действий на громко речевом уровне. «Считалочка- бормоталочка » Попросите ребёнка выучить фразу «Идет бычок качается». В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух два слова «Идет бычок», а слово «Качается» произносит про себя, хлопая при этом одни раз в ладоши. В третий раз вслух он произносит только слово «Идет», а слова «Бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова необходимо произнести про себя, заменяя их тремя хлопками. Это выглядит так: 1. Идет-бычок-качается 2. Идет – бычок- (хлопок) 3. Идет – хлопок-хлопок. 4. Хлопок-хлопок-хлопок. (Ехал Г река через реку; Золотое решето черных домиков полно; Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек; Вышел месяц из тумана вынул ножик из кармана; Р аз два три четыре пять я опять иду гулять и т.д ).

7 . Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. « Осьминожки » — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Заключение Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться , расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе .