Церебрастенический синдром у детей причины

Содержание:

Церебрастенический синдром у детей – симптомы и лечение слабости головного мозга

Родители часто сталкиваются с появлением повышенной утомляемости у детей и связывают это с повышенной школьной нагрузкой, посещением нескольких кружков и секций. Однако за быстрой утомляемостью, усталостью может скрываться церебрастенический синдром – патология, затрагивающая нервную систему.

Церебрастенический синдром – что это?

Церебрастенический синдром у детей – сложный комплекс неврологических симптомов, связанный с незрелостью центральных механизмов, задержкой развития механизмов регуляции центральной нервной системы. Дословный перевод с латинского языка – «слабость головного мозга». Основным признаком является постоянное чувство переутомления. В результате развития патологии у детей школьного возраста наблюдается снижение концентрации внимания, повышенная раздражительность, частые головные боли. Синдром чаще поражает детей, у взрослых он встречается в единичных случаях.

Церебрастенический синдром – причины

Заболевание может развиться у детей любого возраста, при этом причины его появления могут зависеть от возрастного фактора. Так, у новорожденных церебрастенический синдром чаще провоцируется гипоксией – недостаточным поступлением кислорода в организм. Кислородное голодание может возникать еще на этапе внутриутробного развития. Среди других возможных причин, провоцирующих церебрастенический синдром на ранней резидуальной основе:

  • инфицирование околоплодных вод;
  • прием беременной медикаментов.

У детей дошкольного и школьного возраста церебрастения, симптомы и лечение которой описаны ниже, может являться следствием травмы головного мозга. Посттравматическая церебрастения развивается на фоне сотрясения головного мозга, травмы головы. Спровоцировать изменения в работе головного мозга способны и инфекции: менингит, укус клеща тоже может рассматриваться среди причин церебрастенического синдрома. Риск развития патологии существует и у взрослых пациентов.

Церебрастенический синдром у детей – симптомы

Церебрастения у детей часто принимается за обычную усталость, что затрудняет процесс диагностики. Ребенок отвлекается, не способен усваивать большие объемы информации. Такие дети часто жалуются на слабость, сонливость в середине дня.

  1. Груднички беспокойны, часто плачут, длительное время спят днем, а ночью бодрствуют. Наблюдается снижение аппетита, что приводит к уменьшению массы тела малыша. Наблюдается отставание в психомоторном развитии. Малыши не проявляют интерес к игрушкам, подвижные игры им не по нраву.
  2. Дети дошкольного возраста тревожны, страдают от страхов. Среди возможных симптомов врачи называют ночной энурез, повышенную потливость, метеозависимость. Эмоциональный фон нестабилен: дети расстраиваются, часто плачут, злятся, но быстро успокаиваются. В совместных играх участие принимают редко, не любознательны. Стресс может провоцировать нарушения – понос, рвоту, головокружение, тахикардию.
  3. У ребят школьного возраста симптомы усталости, слабости сохраняются, однако на первый план выходит дефицит внимания. Дети неспособны запоминать предлагаемый учебный материал. В процессе письма ученики с таким синдромом нередко пропускают буквы или просто меняют их местами, не успевают писать под диктовку. В процессе устного ответа выстроить его удается с трудом: приходится подолгу подбирать слова, делать частые паузы. Наблюдается суточная динамика работоспособности: обучение в утренние часы дается легче, а после полудня наступает истощение.

Легкий церебрастенический синдром

В лёгкой степени церебрастения, симптомы которой указаны выше, проявляется в виде классической усталости. Дети жалуются на недомогание, слабость, головокружение. Наблюдается пассивность, отсутствие желания принимать участие в подвижных играх. Раздражительность, плаксивость, снижение памяти и работоспособности нередко расцениваются как первые проявления церебрастенического синдрома.

Умеренный церебрастенический синдром

Церебральная астения в умеренной форме сопровождается снижением аппетита, медленным набором веса у грудничков. При резких звуках, на жаре или холоде состояние ребенка ухудшается. Малыш часто просится на руки, капризничает. Дети плохо переносят поездки, катание на аттракционах, качелях. В развитии наблюдается отставание от сверстников.

Выраженный церебрастенический синдром

Выраженный церебрастенический синдром у ребенка характеризуется апатией, развитием астении. Дети часто эмоционально неуравновешенны, раздражительны без особых причин. Заметно ухудшение памяти. Часто дети не могут воспроизвести информацию, услышанную несколько минут назад. Выраженной становится рассеянность. Это приводит к развитию неработоспособности.

Церебрастенический синдром у детей – лечение

После того как диагностируется церебрастенический синдром, лечение подбирается индивидуально. Терапия носит комплексный характер. Врачи учитывают возраст пациента, выраженность клинических проявлений. В целом терапия включает в себя такие меры:

  1. Прием медикаментов: ноотропов, витаминов группы В, аминокислоты (глицин, глутамин, лецитин, метионин).
  2. Физиотерапия – массаж, УВЧ, бальнеотерапия, светотерапия.
  3. Психокоррекция – занятия с психологом, психотерапевтом, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Рекомендации родителям детей с церебрастеническим синдромом

Церебрастения – серьезная болезнь, требующая комплексного подхода. После постановки диагноза родители должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком и постараться понять его. То, что может показаться обычным для здоровых детей, у ребят с церебрастенией вызывать необычные эмоции.

Учитывая особенности ребенка, чтобы исключить церебрастенический синдром родители должны выполнять ряд рекомендаций:

  1. Продолжительность сна – не меньше 8 часов. Для малышей обязательным является дневной сон.
  2. Необходимо создать благоприятную атмосферу в семье. Следует избегать повышения голоса, наказаний ребенка. Возникающие проблемы нужно решать с помощью диалога.
  3. Разработайте систему поощрений. Врачи рекомендуют поощрять ребенка за выполнение просьб. Похвала помогает установить контакт, избежать наказаний за невыполнение просьб.
  4. Сократите время просмотра мультфильмов, игр на компьютере. Цифровые устройства напрягают нервную систему, истощая организм.
  5. Определите вместе с ребенком, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Отличным вариантом будет плавание, рисование, шахматы. Необходимо дозировать физическую и умственную нагрузку, не переутомлять ребенка.

Препараты при церебрастении

Схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально. Среди используемых лекарственных средств можно выделить следующие группы препаратов:

  • аминокислоты – глицин, лецитин, глутаминовая кислота;
  • витамины: В6, В12;
  • спазмолитики – Папаверин;
  • седативные средства – настойка элеутерококка.

При церебрастении Актовегин позволяет нормализовать кровообращение, улучшить работу головного мозга. С этой целью используют и ноотропные средства:

Церебрастенический синдром – влияние на выбор профессии

Выраженный церебрастенический синдром у подростка нередко вызывает проблемы с самоопределением, выбором будущей профессии. К подростковому возрасту гиперактивность, которой характеризуется соматогенная церебрастения снижается, однако нарушение внимания сохраняется. У отдельных ребят возникают нарушения поведения, агрессивность, которые отрицательно сказываются на успеваемости в школе. Усилия педагогов и родителей должны быть направлены комплексную коррекцию поведенческих реакций.

Коррекция церебрастенического синдрома у детей с последствиями перинатального повреждения цнс

Опубликовано в журнале:
Практика педиатра
НЕВРОЛОГИЯ
Октябрь 2007 г.

В.М. Шайтор, педиатр-невролог высшей квалификационной категории, доцент кафедры неотложной медицины ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования» Росздрава, канд. мед. наук

В современных условиях социально-экономической жизни России остро встает проблема снижения уровня здоровья детей и подростков [11]. В частности, наблюдается интенсивный рост числа детей, имеющих субклинические формы пре- и перинатальной патологии ЦНС [1, 2].

У детей, перенесших перинатальные повреждения нервной системы, неврологическая симптоматика на первом году жизни зачастую проявляется либо кратковременно и в легкой форме, либо полностью отсутствует. В последующие возрастные периоды развития ребенка, особенно в критические, под воздействием психоэмоциональных и физических нагрузок выявляется отсроченная манифестация церебральных нарушений [8, 14]. Наиболее часто у таких детей отмечается раннее формирование церебрастенического и астеновегетативного симптомокомплексов, легкая диффузная неврологическая симптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения и обучения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности [3, 7]. Эти симптомы развиваются в результате нарушения регуляции кислородозависимых систем энергообеспечения и, как следствие, снижение стрессоустойчивости и компенсаторно-приспособительных возможностей организма [15]. Причиной развития кислород-зависимого гипоэргоза могут быть токсикоз беременности, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные микротравматические повреждения головного мозга, субклинические формы натальной травмы головного мозга и шейного отдела позвоночника [13].

Другие публикации:  Прополис спиртовой раствор при ангине

ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Наиболее частым клиническим проявлением кислородзависимого гипоэргоза является церебрастенический синдром. Различают органические астенические нарушения (45%) — инфекционные, эндокринные, онкологические, гематологические, грубые неврологические — и функциональные (55%): переутомление, стресс, интоксикации, нарушение функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), у взрослых — депрессия.

Церебрастенический синдром — это функциональная недостаточность ЦНС, обусловленная незрелостью или задержкой формирования центральных механизмов регуляции полиэтиологического происхождения, выражающаяся нарушениями адаптационно-приспособительных возможностей ребенка к стрессовым воздействиям.

Причинами возникновения церебрастенического синдрома у детей с перинатальными поражениями являются остаточные последствия ишемически-гипоксического повреждения ЦНС перинатального и травматического генеза, вертебрально-базилярная недостаточность, нейроинфекции, соматические расстройства, адаптационный стресс, физическая и психо-эмоциональная нагрузка, периоды возрастных физиологических кризов, нарушение биоритмики (нарушение режима дня, смена часовых поясов).

Пусковым механизмом церебрастенического синдрома являются хроническая гипоксия головного мозга (анемическая, циркуляторная, гистотоксическая) и экстрацеребральные факторы (недостаточность церебрального кровообращения на фоне кранио-вертебральной патологии, нарушение функции сердечно-сосудистой системы, гиповолемия, гипоксемия, нарушения кислотно-щелочного равновесия).

Клиническими проявлениями церебрастенического синдрома у детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС являются энцефалопатия (физическая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, чаще во второй половине дня, нарушение сна, снижение памяти, любознательности, круга интересов, вялость, безразличие и др.), неврозоподобный синдром, возможны аутистический, тревожно-фобический синдромы, вегетативная дисфункция (метеозависимость, потливость, эмоциональная и поведенческая лабильность), нарушения функций ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, функциональная недостаточность зрительного и слухового анализаторов.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Многолетними исследованиями, проведенными в Институте мозга человека РАН (г. Санкт-Петербург) и в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, доказано, что перинатальные нарушения ЦНС обусловливают снижение компенсаторно-приспособительных возможностей организма детей с момента рождения и определяют плохую переносимость информационных нагрузок и любых других стрессовых воздействий в последующие периоды развития, особенно при переходе от дошкольного к школьному периоду, что создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка [3, 6, 7].

Целью одного из таких исследований являлись вирифицирование клинических синдромов, нейрофизиологических критериев, определяющих функциональное состояние ЦНС, и разработка наиболее эффективных схем лечения для профилактики клинических манифестаций последствий перинатального повреждения нервной системы.

Было обследовано 464 ребенка с проявлениями отдаленных последствий перинатального повреждения ЦНС ишемически-гипоксического генеза в возрасте от 5 до 15 лет с жалобами на слабость, быструю утомляемость, головную боль (чаще во второй половине дня), нарушение сна, снижение памяти и обучаемости. При отборе больных исключались дети с органическими изменениями ЦНС.

Всем детям проведены клинико-неврологическое, электроэнцефалографическое (ЭЭГ), реоэнцефалографическое (РЭГ) обследования, ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга и шеи (УЗДГ), омегаметрия, суперпозиционное электромагнитное сканирование головного мозга и шейного отдела позвоночника. На двух последних методах диагностики хотелось бы остановиться подробнее.

Сущность метода омегаметрии состоит в количественном дифференцировании уровней активного бодрствования, определении особенностей адаптивного поведения, системных реакций и адаптационных возможностей организма к текущим психическим и физическим нагрузкам по параметрам одного из видов сверхмедленных физиологических процессов (СМФП) милливольтового диапазона (омега-потенциала) от 0 до 0,5 Гц [4, 7]. С помощью метода омегаметрии выявляют интегративный показатель, характеризующий меру координированности межорганного и межтканевого нейрогуморального взаимодействия при ведущей роли центральной и вегетативной нервной системы.

Метод суперпозиционного электромагнитного сканирования головного мозга относится к новейшей высокоинформативной диагностической технологии и позволяет анализировать особенности структуры головного мозга, функциональную нейрональную активность, нейро-медиаторное и ферментное обеспечение его деятельности, степень миелинизации нервных проводников, скорость первичной обработки информации. Данный метод — неинвазивный, он не требует анестезии, не имеет ограничений и противопоказаний по возрасту.

Клинико-неврологическое обследование детей выявило наличие церебрастенического синдрома у 339 человек (73%), хронической вертебрально-базилярной недостаточности — у 283 (61%), гипертензионно-гидроцефального синдрома — у 97 (21%), синдрома вегетативной дисфункции — у 148 (32%), нарушение зрения (без органических изменений) — у 162 (35%), синкопальных состояний — у 42 (9%) ребят. Анализ ЭЭГ-обследования показал наличие низковольтной биоэлектрической активности коры головного мозга как в фоне, так и при проведении функциональных нагрузок (88%), снижение функционального состояния срединных стволовых структур мозга (67%), угнетение основных биоритмов и появление распространенной пароксизмальной эпилептиформной активности в условиях гиперкапнии (39%).

При УЗДГ сосудов головного мозга наблюдалась асимметрия линейной скорости кровотока по позвоночным артериям в 39% случаев, признаки функциональных стенозов и экстравазальной компрессии на позвоночные артерии — соответственно в 38 и 37% случаев.

Результаты РЭГ-исследований выявили ангиодистонические проявления в виде повышения сопротивления пиально-капиллярной сосудистой сети с обеих сторон до 60-90% с выраженными признаками венозной дисгемии. У 39% детей проявилась скрытая сосудистая неполноценность при ротации головы в виде экстравазальных компрессионных воздействий с ограничением кровотока в позвоночных артериях и ангиоспастическим уменьшением пульсового кровенаполнения.

Анализ результатов омегаметрии показал снижение уровня бодрствования исходных значений омега-потенциала на 15-20 мВ от исходного уровня.

Суперпозиционное сканирование головного мозга позволило выявить дисбаланс и недостаточность нейромедиаторного и ферментного обеспечения деятельности головного мозга. Анализ результатов обследования группы детей с синкопальными состояниями, являющимися отдаленными последствиями перинатальной патологии нервной системы, позволил определить интегральный маркер риска возникновения синкопальных состояний. Манифестация синкопальных состояний на фоне церебрастенического синдрома реальна при совокупности нейрофизиологических показателей: на ЭЭГ выявляется низкая исходная биоэлектрическая активность ( ® (компания «ПИК-ФАРМА», Россия), оказывающий на ЦНС метаботропное, нейропротекторное и нейротрофическое действие. Пантогам нормализует процессы тканевого метаболизма, потенцирует ГАМК-ергическое торможение в нервной ткани при непосредственном влиянии на ГАМКБ — рецепторно-канальный комплекс.

Показания для применения Пантогама наиболее соответствуют клиническим проявлениям церебрастенического синдрома перинатального генеза: психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности. При этом препарат не стимулирует «судорожную» биоэлектрическую активность головного мозга и обладает мягким седативным эффектом. Пантогам (таблетки в дозировке 0,25 г или 10%-ный сироп) назначается пациентам в дневные часы в средневозрастных дозировках, курс — 1 месяц. Затем необходим перерыв в лечении на месяц и возобновление курса терапии.

Таким образом, многолетний опыт работы и результаты исследований, проведенных в Институте мозга человека РАН (г. Санкт-Петербург) и в Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, позволяют выделить клинико-нейрофизиологические показатели диагностики церебрастенического синдрома, который является основным фактором, определяющим ограничение компенсаторно-приспособительных возможностей детей к повседневным психическим и физическим нагрузкам, а также предложить методы профилактики и лечения отдаленных последствий перинатального повреждения ЦНС.

Список использованной литературы находится в редакции.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции. Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью. Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

Церебрастенический синдром у детей

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%. Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Причины церебрастенического синдрома у детей

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.
Другие публикации:  Ротавирусная инфекция у ребенка без температуры

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов. Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Симптомы церебрастенического синдрома у детей

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает. Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость. Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны. Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал. На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию. Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Осложнения

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость. Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей. У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический.Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.

Лечение церебрастенического синдрома у детей

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия.Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Прогноз и профилактика

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают. Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости. Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – это возникающее в результате органических повреждений головного мозга состояние, характеризующееся быстрой утомляемостью, невозможностью концентрировать внимание на длительное время, сонливостью, раздражительностью, нарушениями сна, головными болями и другими вегетативными расстройствами. Первопричинами церебрастенического синдрома могут являться черепно-мозговая или родовая травма, перинатальная энцефалопатия, внутриутробная гипоксия, минимальная мозговая дисфункция, общие инфекции с токсическим поражением тканей головного мозга.

Церебрастенический синдром у детей: симптомы

Различают две формы церебрастенического состояния:

  1. Гипердинамическая, для которой характерны повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая смена настроения, частые проявления агрессии, неуправляемость.
  2. Гиподинамическая, которая проявляется диаметрально противоположными симптомами: слабостью, боязливостью, робостью и нерешительностью, отсутствием инициативности и повышенной чувствительностью.

Дети, страдающие церебрастеническим синдромом, склонны также к частым простудам и заболеваниям верхних дыхательных путей. Отмечаются у них и проблемы с пищеварительным трактом: плохой аппетит, частые запоры, рвоты. Тревожным симптомом является и нарушения сна: малыши с церебрастенией очень тяжело засыпают, спят чутко и часто просыпаются, страдают от ночных страхов, писяются во сне. Хотя психическое и физическое развитие детей с церебрастеническим синдромом и не нарушено, им очень тяжело дается социализация. В детском коллективе, будь то детский сад или школа они стараются держаться в стороне, не принимая участия в общих мероприятиях. Учебный процесс становится для таких детей настоящей каторгой: они просто физически не могут высидеть столь длительное время на одном месте, занимаясь одним делом.

Церебрастенический синдром у детей: лечение

Дети с диагнозом «церебрастенический синдром» нуждаются в комплексном лечении. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок достаточно времени проводил на свежем воздухе, хорошо высыпался и питался, не сидел долго перед телевизором или компьютером. Дети с церебрастенией больше чем другие нуждаются в родительской поддержке и одобрении, поэтому еще одна важная задача для родителей – наладить с ребенком доверительные отношения. Для нормализации эмоционального состояния таким детям показан прием мягких седативных препаратов: настойки валерьяны, отвара боярышника, пустырника и др.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции. Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью. Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

Другие публикации:  Вирусным клещевым энцефалитом

Церебрастенический синдром у детей

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%. Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Причины церебрастенического синдрома у детей

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов. Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Симптомы церебрастенического синдрома у детей

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает. Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость. Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны. Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал. На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию. Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Осложнения

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость. Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей. У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический.Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.

Лечение церебрастенического синдрома у детей

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия.Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.

Прогноз и профилактика

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают. Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости. Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.