Карантин при дифтерии сроки

Против дифтерии.. (ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ). 514

Контингенты: контактные в очагах дифтерии, ранее не привитые. Срок вакцинации – с 3-х месяцев.

ОТВЕТЬТЕ НА ТЕСТ – КОНТРОЛЬ, ПРОВЕРЯЯ СВОИ ЗНАНИЯ ПО МЕРОПРИЯТИЯМ В ОЧАГАХ ДЕТСКИХ ВОЗДУШНО – КАПЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ. СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ЭТАЛОНОМ.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ «МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГАХ»

1. Изоляция больного при ветряной оспе:

а) на 5 дней с момента появления сыпи

б) на 9 дней с начала заболевания

в) весь период высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

2. Изоляция больного при скарлатине:

3. Изоляция больного при коклюше:

а) 14 дней с начала заболевания

б) 9 дней с начала заболевания

в) до полного клинического выздоровления

4. Изоляция больного при кори:

а) с начала заболевания +4 дня с первого дня высыпания

б) на 5 дней с начала заболевания

в) с начала высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

5. При эпид. паротите карантин на контактных накладывается:

б) до 10 лет на 21 день

в) до 10 лет на 7 дней

6. Карантин при скарлатине при разобщении детей:

7. При кори карантин на контактных накладывается:

б) не накладывается

в) на 7 дней до 10 лет

8. При краснухе карантин на контактных:

б) не накладывается

9. При дифтерии карантин на контактных накладывается:

10.Мероприятия в очаге ветряной оспы:

а) проветривание, влажная уборка

б) влажная уборка с дез. средствами

в) заключительная дезинфекция

11.Мероприятия в очаге коклюша:

а) термометрия, выявление кашляющих контактных

б) термометрия, осмотр слизистой полости рта у контактных

в) термометрия, осмотр зева и кожи

12.Мероприятия в очаге краснухи:

а) влажная уборка, проветривание

б) наблюдение, термометрия

в) не проводятся

13. Мероприятия в очаге эпид. паротита:

а) заключительная дезинфекция

б) осмотр кожи и зева

в) влажная уборка, проветривание

14.У контактных по ветряной оспе осматривают:

а) зев и ротовую полость

б) кожу и волосистую часть головы

в) околоушную область

15.Непривитых и не болевших контактных при кори:

а) прививают до 6 лет

б) прививают с 1 года

16.В очаге дифтерии у контактных бак. посев на BL берётся:

а) только в случае необходимости

17.При паротите прививаются:

а) все контактные дети

б) непривитые дети до 3-х лет, контактирующие с больным

в) контактные непривитые дети с 1 года

18.Мероприятия в очаге скарлатины:

а) влажная уборка с дез. средствами

б) заключительная дезинфекция

в) осмотр области околоушных желёз

19.При кори иммуноглобулин вводят

а) детям до 3-х лет, не подлежащим вакцинации

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В настоящем учебно-практическом пособии представлены основные требования к проведению комплекса организационных и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционных болезней, рассмотрены принципы плановой и экстренной вакцинации детей. Пособие предназначено для студентов педиатрического и лечебного факультетов, интернов, слушателей ФУВов медицинских ВУЗов.

Продолжительность карантина при различных инфекциях

Продолжительность карантина (суток)

Инструкции к лекарствам

Войти с помощью:

Войти с помощью:

Внимание!
Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления. Описанные методы диагностики, лечения, рецепты народной медицины и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

Сапа Ирина Юрьевна

Дифтерия — острое инфекционное заболевание, характеризующееся местным воспалительным процессом, преимущественно слизистых оболочек, явлениями общей интоксикации и токсическим поражением сердечно-сосудистой и нервной систем.

Название болезни происходит от греческого слова “diphtherion”- плёнка.

Причина

Возбудителем дифтерии является дифтерийная палочка из рода коринебактерий.

Свойства дифтерийной палочки:

  • выделяет очень токсичные вещества;
  • устойчива к высоким и низким температурам;
  • долго сохраняется на предметах, в воздухе;
  • быстро погибает при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств.

Восприимчивость к дифтерии всеобщая.

Источники инфекции:

  • больной человек;
  • бактерионоситель.

Пути передачи:

  • воздушно-капельный. Заражение происходит при кашле, чихании, разговоре;
  • контактно-бытовой. Инфицирование через игрушки, книги, белье, посуду;
  • пищевой. Редко заражение наступает при употреблении инфицированных продуктов, особенно молока, сметаны, кремов.
  • через раневую поверхность.

После перенесенного заболевания формируется нестойкий иммунитет, человек уже через 1­1,5 года может заболеть повторно, но заболевание будет протекать легче.

Специфические признаки дифтерии:

фибринозное воспаление. Клинически проявляется образованием пленок серовато-белого цвета, возвышающихся над поврежденной поверхностью. Пленка имеет четкие границы, как бы “наползает” на неизмененные участки слизистой оболочки или кожи, может повторять форму небных миндалин. Она прочно спаяна с нижележащими тканями, снимается с трудом, оставляя кровоточащую поверхность. Данный симптом называется симптомом “кровавой росы”.

Другие признаки воспаления выражены незначительно: боль в зоне воспаления несильная, покраснение вокруг очага не очень яркое.

Увеличенные шейные лимфатические узлы уплотнены, но малоболезненные.

Температура тела обычно сохраняется в пределах 37,5-38,5 градусов всего несколько дней и снижается задолго до ликвидации местного воспаления. При токсических формах дифтерии температура тела может повышаться до 39 градусов.

Степень общей интоксикации соответствует величине местного воспаления: чем более выражена дифтерийная фибринозная пленка, тем выше степень интоксикации.

Динамика процесса зависит от введения специфических противодифтерийных средств. Без введения антитоксической противодифтерийной сыворотки (АПДС) налет в первые дни болезни очень быстро увеличивается и утолщается.

Инкубационный период равен 2-10 дням.

Основные формы дифтерии:

  • дифтерия зева (ротоглотки);
  • дифтерия носа;
  • дифтерия гортани;
  • дифтерия редкой локализации (глаза, кожи, уха, наружных половых органов, внутренних органов);
  • дифтерия раны.

Дифтерия носа

Для дифтерии носа характерно затруднение носового дыхания с необильными серозно-слизистыми или кровянисто-гнойными выделениями, имеющими неприятный запах, эрозии, корочки на коже у входа в нос. При осмотре видны пленки и изъязвления на слизистой оболочке носа. Интоксикация при данной форме дифтерии незначительная, течение вялое.

Дифтерия зева

При осмотре на покрасневшей и припухшей поверхности небных миндалин видны толстые грязно-серые пленки (нередко с примесью желтого или зеленоватого оттенка). Налеты могут распространяться за пределы миндалин и переходить на небные дужки, мягкое небо, язычок, заднюю стенку глотки. Пленки с трудом снимаются, при попытке их удаления образуется кровоточащая поверхность.
Токсическая форма дифтерии характеризуется еще более тяжелым течением: высокая температура отмечается с первых часов заболевания, головная боль, озноб, может быть рвота, боль в животе, бред. Кожа бледно-серого цвета, отмечаются изменения в сердечно-сосудистой системе (учащение сердцебиения, нарушение ритма, падение артериального давления) и в почках. В подчелюстной области и ниже с обеих сторон отмечается выраженный отек подкожной клетчатки. Шея как бы исчезает и сливается с плечевым поясом. Может развиться паралич мышц глотки и мягкого неба, при этом голос становится гнусавым.
У привитых детей может быть катаральная форма дифтерии глотки, при этом общие и местные изменения незначительные, интоксикации практически нет. При осмотре видно незначительное покраснение миндалин с синюшным оттенком, небольшой отек миндалин и дужек, налетов нет.

Дифтерия гортани, или “дифтерийный круп”, “истинный круп”

Дифтерией гортани чаще болеют дети младшего возраста, хотя заболевание может встречаться у детей старшего возраста и у взрослых.
В течении дифтерии гортани выделяют три стадии.
Первая стадия, характеризуется появлением вялости, сонливости, адинамии, бледности кожи, значительным повышением температуры тела. Появляется и постепенно усиливается кашель, который становится лающим, изменяется голос: возникает охриплость, осиплость и даже полное отсутствие голоса.
Кашель вначале хриплый, лающий, затем беззвучный. Изменения голоса объясняются тем, что голосовые складки покрыты фибринозным налетом. Эта стадия может длиться от нескольких часов до нескольких суток.
Вторая стадия. На фоне отсутствия голоса и почти беззвучного кашля появляется затруднение дыхания, это происходит из-за уменьшения просвета гортани. Просвет гортани сужается в результате рефлекторного спазма мышц гортани, а также из-за наличия пленок. Образующаяся пленка легко отделяется от подлежащих тканей, что может послужить причиной внезапной смерти больного из-за закупорки такой пленкой дыхательных путей.
Появляется одышка на вдохе, дыхание шумное, с удлиненным вдохом. Ребенок становится все более беспокойным, мечется, кожа становится бледной, покрывается потом, учащается пульс.
Третья стадия — удушье. Ребенок резко становится вялым, сонливым, дыхание очень частое, поверхностное, пульс еле ощутимый. На этом фоне при отсутствии медицинской помощи может наступить летальный исход.

Дифтерия другой локализации (кожи, половых органов и др.) в большинстве случаев сочетается с одной из вышеописанных форм.

Особенности дифтерии у детей раннего возраста. На первом году жизни дифтерия встречается редко, особенно у новорожденных и детей первых 3-6 месяцев. Чаще наблюдается дифтерия носа, кожи, уха, пупочной ранки и реже – зева (из-за недоразвития небных миндалин). Очень часто заболевание протекает тяжело в виде комбинированных форм. У малышей 2-3-х лет токсические формы дифтерии развиваются в 50 % случаев и в первые двое суток от начала болезни. Характерно быстрое развитие истинного стеноза гортани и раннее присоединение пневмонии.

Осложнения: могут возникать в любом периоде болезни. Самое тяжелое осложнение — инфекционно-токсический шок. Кроме того, может возникнуть миокардит, поражения нервной системы (параличи, парезы), заболевания почек, печени.

Лабораторная диагностика:

бактериологическое исследование материала из очага воспаления;

исследование крови (серологический метод) на выявление специфических антител против возбудителя дифтерии. Обязательно определение специфических антител в процессе болезни с интервалом в 10-14 дней. Диагностическое значение имеет нарастание концентрации антител в 4 раза и более.

Метод иммуноферментного анализа применяют для количественного и качественного определения специфических иммуноглобулинов различных классов.

Все больные дифтерией, независимо от тяжести течения и клинической формы, а также выявленные бактерионосители немедленно госпитализируются в инфекционный стационар!

Лечение:

постельный режим при локализованной форме дифтерии зева назначается на 5-7 дней, при токсической – не менее 30-45 дней.

Питание: в остром периоде дифтерии проводится жидкой или полужидкой пищей. После исчезновения налетов ребенка можно перевести на обычное питание.

Специфическая терапия: антитоксическая противодифтерийная сыворотка, которая нейтрализует токсин. Доза сыворотки определяется тяжестью состояния больного, возрастом, длительностью заболевания. Вводится сыворотка внутримышечно или внутривенно под врачебным контролем. Для определения повышенной чувствительности больного к лошадиной сыворотке проводят пробу перед введением АПДС.

В качестве другого специфического средства используют иммуноглобулин человека с повышенным содержанием дифтерийного антитоксина. При токсических формах заболевания его назначают вместе с АПДС, при локализованной – как основное средство.

  • антибактериальная терапия: назначается всем больным дифтерией;
  • дезинтоксикационная терапия с внутриввенным введением растворов,
  • гормонов коры надпочечников и др.;
  • рекомбинантные интерфероны (лаферон, виферон) рекомендуют вводить в ранние сроки болезни для снижения частоты осложнений;
  • симптоматическая и неотложная терапия проводятся в зависимости от симптомов болезни.

Лечение бактерионосителей токсигенных штаммов дифтерийной палочки проводят антибиотиками с одновременным местным назначением бактерицидных средств. Рекомендуется применение кодивака (комплекс антигенов клеточной стенки нетоксигенных штаммов коринебактерий). При введении этого препарата у ребенка формируется специфический противодифтерийный иммунитет и ускоряется выведение возбудителя.

Сроки выписки определяются тяжестью течения заболевания. Обязательным условием является наличие двух отрицательных результатов бактериологического исследования с интервалом в 2 дня через 3 дня после окончания антибактериальной терапии.

Профилактика:

неспецифическая. Организация и проведение эпиднадзора за дифтерийной инфекцией с ликвидацией очагов инфекции. Для контактных детей накладывается карантин на 7 дней с ежедневным медицинским наблюдением, бактериологическим исследованием слизи из зева, осмотром ЛОР-врачом. Проводится немедленная вакцинация тех, кто не привит против дифтерии более 5 лет. Всем контактным лицам проводят антибактериальную терапию. В Украине, согласно рекомендациям ВОЗ, назначают эритромицин или бензатин-бензилпенициллин. Если ребенок не получил ни одной прививки против дифтерии, или нет данных о вакцинации, то ему вводят анатоксин дважды с интервалом в 30 дней параллельно с антибиотиками.

Специфическая: иммунизация против дифтерии в соответствии с графиком вакцинации. В Украине первая вакцинации проводится в возрасте 3-х месяцев.

Инфекционные болезни у детей/Под ред.проф. В.Н. Тимченко и проф.Л.В. Быстряковой.-СПб.: СпецЛит, 2001.- С. 48-67.
Сміян І.С. та інш. Актуальні питання вакцинопрофілактики інфекційних хвороб у дітей.-Тернопіль:Укрмедкнига, 2001.- С. 71-74.

Детские инфекционные заболевания и их предупреждение

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается.
Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.
Окружающий нас мир населен микробами. Они обитают в почве, воде, воздухе, а также в организме человека и животных. Одни из них видны в обычный оптический микроскоп, другие настолько малы, что их можно рассмотреть только в электронный микроскоп, увеличивающий в несколько десятков тысяч раз. Это вирусы.
Фильтрующиеся вирусы способны проникать через поры специальных фильтров, не пропускающих бактерий.
Среди микроорганизмов есть болезнетворные — патогенные, которые, проникая в организм человека, могут при определенных условиях вызвать инфекционное заболевание. Другие, число которых гораздо больше, безвредны.
В организме ребенка патогенные микробы начинают размножаться, выделять ядовитые вещества — токсины. Этот период от начала заражения до проявления болезни называется скрытым, инкубационным.
Каждой болезни свойственна своя определенная длительность скрытого периода. После инкубационного наступает продромальный период, когда начинают проявляться некоторые признаки той или иной болезни (головная боль, слабость, повышение температуры).
Но не всегда проникновение в организм микробов вызывает заболевание. Иногда организм невосприимчив к той или иной болезни. Эта особенность организма — иммунитет может возникнуть в результате перенесенной болезни. Например, дети, болевшие корью, обычно этой болезнью вторично не заболевают.
Невосприимчивость к некоторым заболеваниям может быть вызвана искусственно, путем проведения предохранительных прививок. В настоящее время активная иммунизация применяется против туберкулеза, оспы, дифтерии, коклюша, полиомиелита и др.
Ведется работа по изысканию эффективных вакцин против таких инфекционных болезней, как грипп, свинка, скарлатина и т. д. Сроки длительности искусственного иммунитета, созданного прививками, различны — от 1 года до 5 лет. Поэтому через определенные промежутки времени их повторяют (ревакцинации).
Болезни, вызываемые микробами, разнообразны. Причиной каждого заразного заболевания является свой, особый микроб, вирус. Для возникновения инфекционного заболевания большое значение имеет количество болезнетворных микробов, поступивших в организм.
Однако микробы, вызвавшие заболевание, не остаются только в теле больного: они выделяются из организма со слюной, слизью из носа, мокротой, с испражнениями и загрязняют руки больного, его белье, одежду, воздух, пол, стены, посуду и все те предметы, которыми пользуются он и окружающие его здоровые люди. Так передаются заболевания от больного к здоровому.
Для профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях прежде всего следует выполнять все санитарно-гигиенические правила.
Если в детских учреждениях имеется групповая изоляция, т. е. для каждой группы выделены отдельные помещения и вход в здание, а на участке площадка, то создается возможность при появлении инфекционного заболевания ограничить его распространение. Для этого должны быть приняты соответствующие меры.
Если же болезнь своевременно не распознана или не приняты нужные меры, здоровые дети той группы, где был больной ребенок, могут заразиться. Но и в этом случае, когда произойдет заражение детей одной группы, при соблюдении изоляции инфекция не распространится на другие группы.
Таким образом, уже сама планировка по принципу групповой изоляции является одной из важнейших мер борьбы с распространением острых инфекционных заболеваний в детском дошкольном учреждении. Там, где предусмотрена групповая изоляция, должно быть обеспечено ее строгое соблюдение.
Если детское учреждение расположено в приспособленном помещении, нужно использовать все возможности для устройства групповой изоляции. В этом случае надо стремиться к тому, чтобы каждая группа получила, во-первых, обособленный набор смежных между собой помещений (приемную-раздевальную, групповую, туалетную); во-вторых, чтобы каждая группа имела изолированный вход.
Не менее важен правильный порядок утреннего приема детей. В приемной и раздевальной не должно быть большого скопления, длительного пребывания детей и родителей.
Принимая детей, среди которых могут оказаться и больные, надо избегать их контакта. Дети не должны долго задерживаться в раздевальне, осматривать их следует быстро, но достаточно внимательно.
Принимая ребенка, сестра со слов его родителей должна выяснить состояние его здоровья. Такой опрос позволяет своевременно принять меры, ограждающие других детей от заболевания. Необходимо также предупреждать родителей, что в случае недомогания не следует ребенка вести в детское учреждение, а надо вызвать врача на дом. Если у ребенка окажется инфекционное заболевание, мать должна срочно сообщить об этом в детское учреждение.
После опроса матери здесь же, в приемной или раздевальне, медицинская сестра производит осмотр у детей слизистой оболочки рта, зева и кожи.
Детям раннего возраста и в случае подозрения на заболевание более старшим измеряют температуру. Здоровых детей после осмотра направляют в группу.
Очень важно не допустить ни одного больного или подозрительного на заболевание ребенка в коллектив здоровых детей. Поэтому надо, чтобы прием проводил квалифицированный работник, умеющий распознавать появление у ребенка первых признаков заболевания. Желательно, чтобы в часы приема в детском учреждении бывал врач или старшая сестра. Они контролируют сестер и воспитателей и обучают их правильному проведению утреннего осмотра детей.
Если при приеме у ребенка обнаруживаются признаки инфекционного заболевания, его нужно немедленно отправить домой и принять меры, предупреждающие разнос инфекции через предметы, воздух, руки и одежду персонала, контактировавшего с больным. Срочно производится уборка и текущая дезинфекция (влажное обтирание стен, пола, мебели, игрушек дезинфицирующим раствором) и широкое проветривание помещения. Няня, которой поручена уборка помещения, должна твердо знать, как производить текущую дезинфекцию.
Сестра, принимавшая ребенка, при подозрении на заболевание острой инфекционной болезнью после контакта с ним тщательно моет руки и меняет халат. По отношению к детям, бывшим в это время в приемной и общавшимися с заболевшим, принимаются меры в зависимости от инфекции (разобщение, прививки и т. п.).
После окончания приема сестра обязана выяснить, кто из детей и по каким причинам не пришел в детское учреждение. Это крайне важно, так как, если причина отсутствия ребенка — инфекционное заболевание, нужно срочно принять соответствующие меры по отношению к детям, бывшим в контакте с заболевшим.
Если все дети тщательно осмотрены и ни один больной ребенок не допущен в коллектив здоровых детей, можно быть спокойным, что в группе в этот день не возникнут очаги инфекции.
Но бывают случаи, когда симптомы начинающегося инфекционного заболевания на приеме не были замечены или отсутствовали и ребенок заболевает в течение дня. При отклонении от нормы поведения ребенка (капризы, вялость, отсутствие аппетита) следует проверить, не заболел ли он.
Заболевшего в группе ребенка медицинский работник должен как можно скорее осмотреть и в случае надобности вызвать кого-либо из родителей. Ребенка направляют домой под наблюдение участкового врача или в больницу, если налицо острое инфекционное заболевание, требующее обязательной госпитализации.
До прихода родителей заболевшего ребенка немедленно изолируют в пригрупповом боксе, изоляторе. В крайнем случае даже в групповой комнате отгораживают передвижными застекленными ширмами или простынями угол, имеющий хорошее естественное освещение.
Если стены в помещении, где изолирован ребенок, нельзя дезинфицировать (например, когда они покрыты клеевой краской), то у постели больного к стене прикрепляют простыню или бумагу; после удаления ребенка простыню надо прокипятить, а бумагу сжечь.
В помещение, где до прихода родителей изолирован ребенок, никто не должен входить, кроме лица, ухаживающего за больным. Предметы ухода нельзя выносить без предварительной их дезинфекции. Посуду больного ребенка нужно мыть в месте его изоляции. Белье заболевшего ребенка собирают и хранят в закрытой таре. Перед стиркой его дезинфицируют, замачивая в 1-процентном растворе хлорамина.
После изоляции больного ребенка могут быть дети, которые, общаясь с заболевшим, заразились сами, но находятся в инкубационном (скрытом) периоде болезни. Кроме того, в помещении, на мебели, оборудовании могут оставаться микробы — возбудители данной болезни.
Поэтому надо принять меры для предупреждения дальнейшего распространения инфекции как в группе, где имелось заболевание, так и за ее пределами.
С этой целью в течение карантина в той группе, где возникло заболевание, необходимо наблюдать за детьми в соответствии с характером инфекции: измерять температуру, осматривать кожу, зев, испражнения, а также делать профилактическую (предупредительную) дезинфекцию.
В этой группе устанавливается карантин, прием новых и временно отсутствовавших детей на срок инкубационного периода прекращается. Во время карантина группа полностью разобщена с остальными как в помещении, так и на участке. Если во время карантина обнаруживается в данной группе новый случай этого же заболевания, то устанавливается новый срок карантина, считая от даты последнего заболевания.
Полное разобщение групп достигается в том случае, когда карантинная группа не только находится в изолированном помещении и дети гуляют на обособленном участке, но и пользуются отдельным от других групп входом. При его отсутствии должен быть открыт запасной вход.
Если в детском учреждении имеется только один общий вход, то часы прихода с прогулок и ухода детей для находящихся на карантине нужно изменить так, чтобы они не встречались с детьми других групп.
Когда смежные группы имеют не только общий вход, но и расположены на одной лестничной площадке, приходится иногда устанавливать карантин сразу в двух группах, даже при отсутствии в одной из них заболевания.
Обслуживающему персоналу карантинной группы также не следует общаться с персоналом других групп. Получение белья, пищи для карантинной группы производится через наружный вход, в крайнем случае через окно, дверь или, наконец, в те часы, когда исключена встреча с персоналом, обслуживающим здоровых детей.
Внутренние двери, соединяющие помещение изолированной группы с другими, на время карантина закрывают и заклеивают бумагой. Врач, сестра, заведующая при посещении карантинной группы обязаны поверх своего обычного халата надевать специальный халат, который должен висеть перед входом в карантинную группу. При выходе из этой группы халат снимают, вешают на прежнее место и тщательно моют руки.
В течение карантина необходимо проводить соответствующие санитарные и дезинфекционные мероприятия, которые зависят от характера инфекции и способа ее передачи.
Наиболее часто встречаются в детских учреждениях кишечные и воздушно-капельные инфекции.

Другие публикации:  Температура на 8 день лечения пневмонии

Из группы кишечных заболеваний инфекционного характера у детей, особенно раннего возраста, наиболее опасна дизентерия. Возбудителем дизентерии является дизентерийная палочка Зонне, Гисс — Флекснера и др. Распространение ее в значительной степени определяется тем, что нередко под видом колитов, энтеритов и энтероколитов скрывается дизентерия.
Эпидемическая опасность нераспознанных форм дизентерии велика. С одной стороны, среди детей, особенно раннего возраста, восприимчивых к кишечным заболеваниям, а с другой — среди здоровых детей могут оказаться носители дизентерии, которые рассеивают инфекцию, не проявляя болезненных симптомов, и тем самым не привлекают внимания персонала.
Каждый неясный случай кишечного заболевания в детском учреждении должен быть сигналом к принятию всех противоэпидемических мер против дизентерии.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия при кишечных инфекциях проводятся с целью уничтожения возбудителя инфекции во внешней среде.
Возбудитель дизентерии Зонне, например, может некоторое время сохранять свою жизнеспособность в пищевых продуктах, на поверхности разных предметов, а при попадании в организм человека вызывать заболевания.
Так как единственный путь попадания возбудителя кишечных инфекций в организм человека — через рот, то особое значение приобретает санитарное содержание пищи и посуды, которые нередко инфицируются грязными руками персонала и детей.
С целью предупреждения рассеивания инфекции и ликвидации возбудителя, находящегося во внешней среде, проводится текущая дезинфекция.
Текущую дезинфекцию следует начинать с того момента, когда в группе обнаружен первый случай заболевания или даже при подозрении на инфекционный характер кишечного расстройства, и продолжать до удаления больного. Столовую и чайную посуду пссле каждого ее употребления кипятить в чистой воде.
В первую очередь следует обеззараживать выделения заболевшего. С этой целью в горшок добавляют сухую хлорную известь (в количестве 200 г на 1 л выделений), перемешивают деревянной лопаточкой и оставляют на один час горшок закрытым.
Только после этого содержимое удаляют и горшок спускают на 20—30 минут в специальный бак, плотно закрывающийся крышкой, с 0,2—0,5-процентным осветленным раствором хлорной извести, после чего горшок тщательно промывают проточной водой внутри и снаружи.
Московская городская дезинфекционная станция рекомендовала для обеззараживания фекалий в детских учреждениях использовать кипяток (на одну часть фекалий три части кипятка).
Температура его превышает 80°. Возбудители всех кишечных инфекций при этом погибают через 15 минут, а холерный вибрион — через 5 минут.
При известных условиях передача инфекции может произойти через белье. На загрязненном белье обычно имеется немало микроорганизмов, среди которых часто встречаются и патогенные гноеродные кокки, бактерии кишечных инфекций, а также яйца глистов. Патогенные микроорганизмы находят здесь благоприятные условия для длительного выживания. Например, дизентерийную палочку обнаруживали на белье спустя 8 дней, а на платье — спустя 3 недели после заражения.
В группах детей раннего возраста особенно велика опасность передачи кишечных инфекций через пеленки, загрязненные испражнениями. В целях профилактики и тем более при наличии кишечных заболеваний сбор, хранение и стирка грязного белья в детском учреждении должны проводиться по установленным правилам.
Белье, посуду и другие предметы лучше кипятить. При кипячении холерный вибрион, например, погибает в течение нескольких секунд.
После удаления больного дизентерией в группе проводится силами санитарно-эпидемиологической станции (на селе дезинфекторами сельских больниц) заключительная дезинфекция. Устанавливаются карантин и строжайшее наблюдение за детьми той группы, которую посещал заболевший.
Производятся бактериологические исследования испражнений всех детей и персонала группы. Перевод детей в другие группы или учреждения прекращается, прием новых детей возобновляется лишь после получения результатов бактериологического исследования и изоляции всех выявленных бацилловыделителей.
Уборочный инвентарь и материалы постоянно следует хранить в 0,5-процентном растворе осветленной хлорной извести.
При подозрении на кишечное заболевание (жидкий стул) детские горшки промывают специальной щеткой 0,5-процентным раствором осветленной хлорной извести. Горшок ребенка после обмывания погружается в 0,5-процентный раствор осветленной хлорной извести на 1 час.
Если дома у сотрудника кто-либо заболел дизентерией, то он допускается в детское учреждение лишь после того, как больной госпитализирован, проведена дезинфекция, а у самого сотрудника бактериологический анализ кала дал отрицательный результат.
Дети, бывшие дома в общении с больными, допускаются в детское учреждение после получения отрицательных результатов однократного бактериологического исследования испражнений. Выявленные бациллоносители не допускаются в детское учреждение. Они обследуются, и их лечат согласно специальной инструкции.
Дети, переболевшие дизентерией, могут быть допущены в детское учреждение через 15 дней после выписки из больницы, если клинические и бактериологические исследования подтверждают их выздоровление. В течение этого срока проводятся повторные бактериологические исследования испражнений. В случае наличия дизентерийной палочки детей не допускают в детское учреждение еще в течение месяца.
Курс лечения с повторным анализом на дизентерийную палочку продолжается. Если бациллоносительство сохраняется более двух месяцев или отмечаются расстройства со стороны кишечника, то такой ребенок, будучи больным хронической формой дизентерии, отстраняется от посещения обычного воспитательного учреждения и направляется в специализированное учреждение, где проводится наблюдение и лечение согласно общим правилам.
Распространителями кишечных инфекций часто бывают мухи. На мухах, выловленных в естественных условиях, обнаруживается свыше 40 видов микроорганизмов, причем они могут быть источником нескольких инфекций и инвазий одновременно. Поэтому всегда при появлении кишечных инфекций обязательно проводят весь комплекс борьбы с мухами.
Основное условие, предупреждающее появление мух,— своевременная очистка населенных мест от отбросов и нечистот. Их нужно вывозить за пределы населенных мест и обезвреживать.
Особое внимание должно быть обращено на содержание горшечной в чистоте. Горшки сразу же после пользования следует опорожнять, тщательно мыть и дезинфицировать.
Эпидемический гепатит (болезнь Боткина). Это острое широко распространенное заболевание. Около 40% заболеваний приходится на детей до 6 лет. Возбудитель — фильтрующийся вирус. Источником инфекции является больной, который с испражнениями и мочой выделяет вирус.
Передача инфекции в основном происходит кишечным путем. Скрытый период большой, обычно от 15 до 50 дней, но бывает и дольше. Болезнь начинается постепенно, иногда вначале проходит как грипп или острое желудочно-кишечное заболевание.
Однако у многих уже с начала заболевания моча принимает темно-желтую окраску, а испражнения, наоборот, обесцвечиваются (вид серой глины). Позже появляется желтуха, которая держится несколько недель.
Общие меры профилактики те же, что и при желудочно-кишечных инфекциях, важнейшая из которых — чистота рук и посуды. Заболевший ребенок подлежит госпитализации. В группе, где был гепатит, устанавливается карантин сроком на 50 дней. В помещении проводится текущая и заключительная дезинфекция.
Детям, бывшим в контакте с больным, вводится гамма-глобулин. Если гамма-глобулин был введен всем общавшимся с больным, срок карантина сокращается до 21 дня. В этом случае соответственно сокращается до 21 дня и интервал для проведения плановых прививок, диагностических проб, стоматологических обследований.
В группе проводится медицинское наблюдение за- детьми (ежедневный осмотр, наблюдение за цветом мочи и кала и др.).
При появлении первых признаков болезни ребенка отправляют домой (до выяснения диагноза) или в больницу, если диагноз подтвердился на месте. После выписки из больницы ребенок в течение 6 месяцев нуждается в щадящем режиме и диетическом питании по указанию врача.
Холера. Источником распространения холеры являются больные люди и те, кто переносит болезнь в скрытой форме. Особую опасность представляют их выделения, в которых содержатся возбудители болезни. Возбудителем холеры является классический холерный вибрион и его разновидность — холерный вибрион Эль-Тор.
Внедрение возбудителя происходит через рот. Скрытый (инкубационный) период заболевания — от 1—2 до 5 дней. Болезнь обычно начинается с внезапного появления водянистого поноса.
Холерный вибрион Эль-Тор отличается большой жизнеспособностью во внешней среде. Так, например, в воде рек и в морской воде он может сохрнять свою жизнеспособность до двух недель. Долго выживают вибрионы в пищевых продукт тах: салатах, винегретах, студнях, а также в молоке и твороге. На поверхности овощей и фруктов холерные вибрионы живут около двух суток.
На различные объекты внешней среды вибрионы могут быть занесены мухами; на их лапках возбудитель сохраняется до двух дней. Поэтому борьба с мухами — одна из наиболее важных задач в общем комплексе мероприятий по ликвидации кишечных инфекций.
Вибрион может быть перенесен на объекты внешней среды грязными руками. Тщательное мытье рук — обязательное условие борьбы с распространением холеры.
Лица, соприкасающиеся с больными холерой,— возможные носители болезнетворных микробов, так как не исключено, что сами они переболели стертыми формами или находятся в скрытой стадии заболевания. Поэтому лиц, контактировавших с больными, изолируют на 5 дней в специальные лечебные учреждения и проводят за ними медицинские наблюдения.
Все больные с острыми желудочно-кишечными расстройствами подвергаются госпитализации в провизорные отделения, с обязательным однократным бактериологическим обследованием на холеру.
Дети, перенесшие холеру, и санированные вибриононосите-ли допускаются в детские коллективы в соответствии с общим состоянием здоровья, но не раннее чем через 15 дней после выписки их из стационара, после пятикратного ежедневного бактериологического обследования на вибриононосительство под контролем педиатра.
Проводится комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, таких, как неукоснительное соблюдение санитарных норм и правил в детском учреждении, удаление и обеззараживание нечистот и отбросов с территории, санитарно-просветительная работа и т. д. Для профилактики кишечных заболеваний в дошкольных учреждениях необходимо систематически проводить санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей, рассказывать о путях передачи инфекции, средствах и методах обеззараживания.

Другие публикации:  Ишемически-гипоксическое поражение цнс синдром угнетения

В детских учреждениях встречаются воздушно-капельные инфекции, обладающие большой способностью к распространению. Из них преимущественно детские инфекции: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, эпидемический паротит (свинка), ветряная оспа, краснуха и др.
К воздушно-капельным инфекциям, поражающим одинаково взрослых и детей и часто встречающихся в детских учреждениях, относится грипп и катар верхних дыхательных путей.
При капельной инфекции выделение заразных микробов во внешнюю среду происходит при выдохе, кашле, чихании, разговоре. Со струей воздуха, с каплями слюны и слизи микробы от больного поступают в воздух, а затем в дыхательные пути здорового человека. Так и происходит заражение.
Многие возбудители инфекции оседают, прилипают к поверхности различных предметов и быстро погибают вследствие слабой приспособляемости их к внешней среде. Лишь некоторые возбудители (гемолитический стрептококк, дифтерийная палочка и др.) обладают достаточной жизнеспособностью вне человеческого организма.
Кроме крупных капель слизи, в воздух выделяется большое количество мелких капель. При благоприятных условиях температуры, влажности и движения воздуха они могут держаться во взвешенном состоянии (в воздухе) в течение нескольких часов. Этим и объясняется широкое распространение капельных инфекций.
Знание особенностей передачи капельных инфекций от больного к здоровому и умелое пользование приемами, которыми располагает медицина, помогают ликвидировать эти инфекции в самом начале их появления.
Прежде всего нельзя допускать встречи здоровых детей с больными капельными инфекциями. Непосредственная встреча с источником инфекции особенно опасна.
Ранняя, своевременная изоляция больного служит решающим моментом в предупреждении распространения инфекции. После этого должны быть проведены и другие противоэпидемические мероприятия — тщательная уборка или дезинфекция.
При гриппе, кори, коклюше, ветряной оспе, свинке, краснухе заключительная дезинфекция не требуется, так как жизнеспособность возбудителей этих инфекций во внешней среде незначительна. Поэтому после удаления из детского коллектива таких больных достаточно сделать тщательную уборку помещения с широким проветриванием и в дальнейшем строго соблюдать санитарный режим детского учреждения.
При дифтерии, полиомиелите и некоторых других болезнях микробы долго сохраняются в воздухе помещений и на предметах обихода. Поэтому при указанных инфекционных заболеваниях необходимы текущая и заключительная дезинфекция помещения и предметов обихода.
Чтобы предупредить рассеивание дифтерии, скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, свинки, должны приниматься определенные санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Заболевание вызывается дифтерийной палочкой Леффлера. Источником заболевания является больной или бациллоноситель, причем очаги чаще возникают там, где болезнь не распознана. Различают заболевание дифтерией носа, зева, гортани, глаз, ушей, половых органов (у девочек), кожи.
Ребенка при подозрении на заболевание дифтерией немедленно изолируют в детском учреждении или направляют домой под наблюдение участкового врача. При точном установлении диагноза ребенку тотчас же вводят противодифтерийную сыворотку и направляют в больницу.
В детском учреждении после изоляции больного ребенка проводится текущая дезинфекция. Посуду для еды, бывшую в употреблении больного, кипятят или погружают в 0,05-процентный (5 г на 10 л воды) раствор хлорамина на 30 минут, если посуда не содержит остатков пищи, или в 1-процентный раствор хлорамина на 1 час при наличии на ней остатков пищи.
Чистую посуду больного держат закрытой. Посуду для выделений из зева заливают 3-процентным раствором хлорамина или лизола на 2 часа, затем ее промывают горячей водой.
Носовые платки и полотенца после их использования необходимо прокипятить в содовом растворе (2 чайные ложки соды на 1 л воды) в течение 30 минут или замочить в 3—5-процентном растворе лизола или хлорамина. Белье больного нужно собрать и замочить в 0,2-процентном растворе хлорамина на 1,5 часа.
Игрушки (резиновые, целлулоидные), которыми пользовался изолированный больной, замачивают в дезинфицирующем растворе. Игрушки мягкие, из папье-маше, книжки, картинки сжигают.
После установления диагноза дифтерии проводится заключительная дезинфекция санитарно-эпидемиологической станцией с последующей уборкой помещения, назначается карантин.
Дети и персонал той группы, где произошло заболевание, обследуются на бациллоносительство (берутся для анализа мазки из зева и носа). До проведения дезинфекции и получения отрицательных результатов бактериологического исследования дети этой группы в детское учреждение не допускаются.
После дезинфекции и получения отрицательных анализов на бациллоносительство детей направляют в группу, но за ними в течение 7—8 дней устанавливают врачебное наблюдение.
В случае обнаружения у кого-либо из детей или персонала дифтерийных палочек разобщение их со здоровыми детьми прекращается только после получения отрицательных результатов двукратного (с 2-дневными промежутками) бактериологического исследовдния.
Если, несмотря на принятые меры, будут повторные заболевания дифтерией (в одной и той же или в других группах), можно предполагать, что источник инфекции находится в самом детском учреждении. В таких случаях по предписанию эпидемиолога или санитарного врача приходится иногда временно закрывать детское учреждение. После окончания карантина у всех детей и персонала снова берется анализ на дифтерию.
Дети, а также персонал, у которых дома был больной дифтерией, допускаются в детское учреждение лишь после его госпитализации, дезинфекции и отрицательных результатов анализа слизи из зева и носа. В случае положительного результата бактериологического исследования носители дифтерийной палочки не допускаются в коллектив до получения двукратного (с промежуткми в 2—3 дня) отрицательного анализа.
Основная мера профилактики дифтерии — обязательное проведение прививок детям, начиная с 5—6-месячного возраста. В настоящее время применяется комбинированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина.

Возбудитель скарлатины окончательно не установлен. Одни исследователи считают возбудителем гемолитический стрептококк, другие — фильтрующийся вирус, под действием которого стрептококк активизируется.
Главным источником инфекции является больной. При выявлении больного скарлатиной его немедленно изолируют в отдельную комнату или бокс и в зависимости от бытовых условий ребенка отправляют домой или принимают меры для срочной госпитализации.
После удаления заболевшего в детском учреждении проводится текущая дезинфекция и тщательная уборка, кипячение посуды и белья, а также проветривание помещений. Учреждение продолжает функционировать.
Группа, в которой было заболевание, полностью изолируется от остальных на 7 дней, прием в нее новых детей, не болевших скарлатиной, на это время прекращается.
Во время карантина врач ежедневно тщательно следит за состоянием зева, кожи у детей этой группы и персонала, измеряет температуру. Ребенка и взрослого при малейшем подозрении на легкую ангину, особенно в том случае, если они общались с больным скарлатиной, надо немедленно удалять. Их не допускают в детское учреждение в течение 12 дней. Они подлежат изоляции дома.
Дети карантинной группы должны проводить длительное время на свежем воздухе, во время сна кровати их следует максимально раздвинуть. Для повышения устойчивости организма против болезни желательно больше давать детям витаминов, особенно витамиа С (в виде настоя шиповника, лимона, аскорбиновой кислоты и др.).
В случае контакта с больным скарлатиной дома дети, не болевшие ею, допускаются в детское учреждение через 7 дней после госпитализации или прекращения общения с больным ребенком.
Работники дошкольного учреждения, соприкасавшиеся с больным скарлатиной вне детского учреждения, могут быть допущены на работу при отсутствии у них воспалительных явлений зева и носоглотки. В течение 7 дней (после изоляции больного) за ними проводится медицинское наблюдение.
Для предупреждения заражения от переболевших детей с болезненным состоянием носоглотки (острый и хронический насморк, воспаление миндалин и т. д.) удлиняют срок пребывания их (и лечение) дома.

Другие публикации:  При какой температуре могут жить куры

Вызывается фильтрующимся вирусом. Так же как и при других инфекциях, сам больной корью является распространителем болезни. Поэтому ребенка, заболевшего корью, немедленно изолируют от здоровых детей, направляют домой или в больницу. Он может быть допущен в детское учреждение на 5-й день после появления сыпи и при отсутствии осложнений, а при наличии осложнений — через 11 дней от начала высыпания.
Учитывая высокую заразительность кори, группа детей, имевшая общение с больным, практически должна считаться зараженной. Детей надо подвергать самой строгой изоляции от других групп (отдельная приемная, вход, заклеивание щелей в дверях с двух сторон бумагой в два слоя и т. д.). Заключительная дезинфекция не проводится. Помещение подвергается уборке и, что особенно важно, усиленному проветриванию.
Из боязни распространения кори в некоторых детских учреждениях заклеивают вентиляционные отверстия и тем нарушают воздухообмен.
Между тем передача коревого вируса через вентиляционные ходы может произойти только в том случае, если две находящиеся одна над другой группы присоединены к одному каналу, что недопустимо. При правильном же устройстве вентиляций подобная опасность исключена.
Единственной мерой борьбы с распространением кори до последнего времени являлось введение ребенку противокоревой сыворотки или гамма-глобулина. Однако невосприимчивость ребенка, вызванная прививкой, длится всего 3—4 недели, и поэтому проблема борьбы с корью этим не разрешается.
Многие годы ученые добивались создания такой вакцины, при введении которой организм становится невосприимчивым к кори. В настоящее время вакцина против кори найдена. Это отечественная живая коревая вакцина.
Живой коревой вакциной прививают детей в возрасте от 10 месяцев до 8 лет, кроме переболевших корью и имеющих медицинские противопоказания. Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, прививают в этих учреждениях.
Родители должны быть оповещены о прививках детям, чтобы вести наблюдения за ними после прививки.
Введение живой коревой вакцины не сопровождается реакцией непосредственно после прививки, и лишь с 6-го по 18-й день у некоторых вакцинированных детей могут возникнуть клинические проявления, вызванные введением вакцины (повышение температуры, катаральный конъюнктивит, катар носоглотки, атипичная необильная кореподобная сыпь), которые продолжаются не более 2—3 дней. При наличии средних и сильных реакций дети нуждаются в постельном режиме и наблюдении врача.
В случае заноса кори в детские учреждения та группа, которая находилась в контакте с больными детьми, ставится на карантин только при наличии в ней восприимчивых к кори детей (не болевших, не привитых).
Срок карантина зависит от принятых мероприятий: если всем детям проведена активная иммунизация, то срок карантина ограничивается 17 днями с момента прививки; при проведении хотя бы у части детей пассивной профилактики гамма-глобулином срок удлиняется до 21 дня, считая с момента последнего заболевания.
При отсутствии в группе восприимчивых детей -(все привиты или переболели) карантин не вводится.
Дети, соприкасавшиеся с больными корью, не болевшие и не привитые ранее и не имеющие клинических противопоказаний, подлежат в срочном порядке прививкам коревой вакциной.
Дети, встречавшиеся с заболевшим и в день прививки случайно не оказавшиеся в детском учреждении, должны быть привиты на дому. Такая прививка не гарантирует полностью от заболевания, если заражение уже произошло при первом контакте, но защищает при последующих контактах.
Прививки можно проводить и в более поздние сроки, даже в сформировавшихся очагах, но эффективность их будет снижаться по мере удлинения срока от момента контакта. Детям, не болевшим корью и не подлежащим прививкам по медицинским показаниям, следует вводить гамма-глобулин.

Возбудителем коклюша является палочка Борде-Жангу. Ребенка, заболевшего коклюшем, удаляют из детского учреждения, куда он может быть допущен снова не ранее чем через 40 дней от начала заболевания.
Группа, в которой возникло заболевание коклюшем, подвергается карантину на 14 дней, прием новых детей в течение этого времени запрещен. Если после удаления последнего больного в группе имеются дети с катаральным кашлем, срок карантина удлиняется, так как это может быть начальной стадией коклюша. Дети, перенесшие коклюш, могут посещать детское учреждение, не подвергаясь изоляции.
Дети, не болевшие коклюшем и общавшиеся дома с больным, в детское учреждение не допускаются в течение 40 дней. В помещении, где находился больной коклюшем, проводится влажная уборка и проветривание.
Персонал, обслуживающий группу, разобщению не подлежит. За ним устанавливается медицинское наблюдение на 14 дней. Ветряная оспа. Возбудитель ветряной оспы — фильтрующийся вирус. Ребенка, заболевшего ветряной оспой, удаляют из детского учреждения и принимают обратно после отпадения корочек.
При повторных заболеваниях в группе ветряной оспой переболевшие дети допускаются после исчезновения острых явлений (снижения температуры). Объявляется карантин на 21 день, считая с момента возникновения последнего заболевания. Новых детей в это время, за исключением переболевших, не принимают.
При установлении точного срока контакта с заболевшим дети допускаются в детское учреждение в течение первых 10 дней инкубационного периода и подлежат разобщению с 11-го по 21-й день. Взрослые не изолируются. Дети, не болевшие ветряной оспой, но имеющие контакт с больным дома, не допускаются в детское учреждение в течение 21 дня.
В помещении, где был больной, проводится влажная уборка и усиленное проветривание.

Возбудитель болезни — фильтрующийся вирус. Ребенка, заболевшего свинкой (эпидемическим паротитом), удаляют из детского учреждения и принимают вновь после исчезновения припухлости желез и установления нормальной температуры, но не ранее чем через 9 дней от начала заболевания.
В случае повторных заболеваний свинкой в детском учреждении объявляется карантин на 21 день, в течение которого дети, не болевшие свинкой, в группу не принимаются. Ребенок, имевший общение дома с больным свинкой, не допускается в детское учреждение в течение 21 дня от начала контакта с больным. В отношении взрослых, бывших в общении с больным, изоляция не применяется. При выявлении заболевания помещение подвергается влажной уборке и проветриванию.

Полиомиелит — острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является фильтрующийся вирус. Начальные признаки полиомиелита сходны с гриппозным или острым желудочно-кишечным заболеванием.
Повышается температура, появляются головная боль, насморк, кашель, понос. Ощущается боль в мышцах спины, затылка, ног и рук, ребенок болезненно реагирует на прикосновение.
Возбудитель полиомиелита выделяется из организма больных вместе с испражениями. В первые дни заболевания вирус гнездится в слизи носоглотки больного; поэтому при кашле, чихании и разговоре возможно заражение. Источником инфекции являются также белье, игрушки, посуда больного ребенка и при несоблюдении гигиенических правил руки ухаживающих за ним взрослых.
В распространении полиомиелита большую роль играют мухи, переносящие возбудителей этого заболевания на пищевые продукты. Попадая в организм через рот, главным образом с загрязненными продуктами, вирус полиомиелита проникает в кишечник, а затем в кровь и вызывает заболевание.
При подозрении на заболевание полиомиелитом ребенок должен быть изолирован до того, как он будет осмотрен врачом или старшей медицинской сестрой. После подтверждения диагноза больного госпитализируют. До отправки в больницу его обеспечивают отдельной посудой и предметами ухода.
Кроме того, необходимо провести текущую дезинфекцию. Для этого белье обеззараживают 1-процентным раствором хлорамина в течение часа; выделения засыпают сухой хлорной известью, оставляют на час, после чего горшок, судно освобождают, дезинфицируют и тщательно моют; остатки пищи засыпают хлорной известью; предметы ухода и посуду обеззараживают кипячением в течение 30 минут, а если это невозможно, дезинфицируют хлорамином или хлорной известью. Игрушки замачивают в 1-процентном растворе хлорамина. После госпитализации больного санитарно-эпидемиологической станцией производится заключительная дезинфекция.
Изоляция больного прекращается после выписки из больницы, но не ранее чем через 40 дней от начала заболевания и 3 2 дней пребывания в домашних условиях.
Для детей и взрослых, работающих в детском учреждении, бывших в контакте с больным полиомиелитом, после изоляции больного и дезинфекции помещения назначается карантин на 20 дней. В настоящее время проводится активная иммунизация всех детей, начиная с 2-месячного возраста живым ослабленным вирусом в виде драже.

Заболевание гриппом вызывается фильтрующимся вирусом. При гриппе исход заражения в значительной степени зависит от заражающей дозы вируса. При малой дозе заражения может развиться легкое заболевание, значительная доза может вызвать тяжелую гриппозную пневмонию. Обслуживающему персоналу необходимо использовать четырех» слойные марлевые маски, закрывающие дыхательные пути.
Больной ребенок должен быть своевременно изолирован от здоровых детей и после осмотра врачом (или другим медицинским работником) отправлен домой под наблюдение участкового врача. Детей с тяжелыми формами гриппа госпитализируют.
Белье заболевшего, независимо от срока пользования, отдают в стирку. Помещение подвергается тщательной уборке с применением хлорсодержащих средств или мыльных и щелочных растворов, энергичному проветриванию и облучению ртутно-кварцевыми лампами.
Профилактике гриппа в детских учреждениях следует уделять особое внимание, так как грипп легко передается при контакте. При этом опасность может быть не только в самом заболевании, но и в частых осложнениях, которые он вызывает у детей.
Для профилактики гриппа в период эпидемии проводят вакцинацию, применяют противогриппозную сыворотку. Как средство местного применения рекомендуется 0,25-процентная оксолиновая мазь, интерферон, применяемый для профилактики и лечения гриппа.
В профилактике гриппа важное значение имеют: физическое воспитание, закаливание организма, выполнение правил личной гигиены, санитарное содержание помещений, регулярное их проветривание.
Необходимо сократить до минимума посещения детьми зрелищных мероприятий, ограничить пользование их общественным транспортом — все это также относится к мерам профилактики гриппа в дошкольных учреждениях. Указанные меры профилактики гриппа многим известны, но, к сожалению, они не всегда выполняются.
Из других мер следует отметить раннее выявление признаков заболевания, в частности во время утреннего приема детей; более внимательно наблюдать за состоянием здоровья обслуживающего персонала, особенно в период эпидемии.
Строгое выполнение приведенных выше противоэпидемических мероприятий в сочетании с правильным санитарным режимом позволяет во много раз снизить заболеваемость в детских учреждениях.
Указанные мероприятия должны проводиться правильно, и, главное, постоянно.
В борьбе с распространением в коллективе детей некоторых заболеваний первостепенное значение имеет повышение гигиенических знаний и санитарной культуры персонала, обслуживающего детские учреждения.
С этой целью следует поднять личную гигиену персонала, воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, строго соблюдать санитарный режим в детском учреждении и повседневно контролировать его выполнение.