Клинические синдромы в педиатрии

Клинические синдромы в педиатрии

. Менингеальный синдром. Клинические симптомы, которые возникают при поражении мозговых оболочки (воспалительного и невоспалительного генеза), образуют менингеальный синдром. К наиболее частых признаков относятся:

— головная боль (у детей раннего возраста он проявляется монотонным криком), головокружение;

— тошнота, рвота, не связанные с приемом пищи;

— у маленьких детей — выбухание, напряжение большого родничка, у здорового ребенка ощущается его пульсация;

— общая гиперестезия (повышенная чувствительность) — безболезненный прикосновение к коже ребенка сопровождается плачем, криком

При поражении мозговых оболочки невоспалительного генеза развивается синдром менингизма. Это обусловлено недостаточностью гематоэнцефалического барьера

энцефалический синдром. Поражение головного мозга при всем многообразии клинических проявлений имеет ряд общих черт:

— общеинфекционные симптомы — повышение температуры тела, изменение картины крови;

— общемозговые симптомы — отек, гиперемия, гиперсекреция спинномозговой жидкости, нарушение сознания, нередко возбуждение, эпилептические припадки, подергивания мышц, при тяжелом течении — угнетение реф флексов, нарушение сердечной деятельности и дыхания

— очаговые симптомы различной степени выраженности, которые зависят от локализации пораженных участков мозга (двигательные, чувствительные, речевые расстройства и т.д.);

— менингеальные симптомы, которые почти всегда сопровождают энцефалит

Синдром двигательных нарушений результате поражения различных участков двигательных отделов центральной или периферической нервной системы возникают парезы (ослабление движений) или параличи (отсутствие движений). По локали изация поражения подразделяют наі:

— центральные (спастические), сопровождающихся повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, появлением патологических рефлексов и снижением или отсутствием кожных рефлексов;

— периферические (атонические, вялые), которые сопровождаются снижением или отсутствием тонуса мышц, сухожильных-периостальных рефлексов, атрофией мышц, может наблюдаться фибриллярные дрожание мышц

Гиперкинезы (непроизвольные, неритмичные, разнообразные, некоординированные движения конечностей в крупных суставах) подразделяют на следующие разновидности: атетоз, тик, тремор. Гиперкинезы является результатом нарушения функции стриарных ной системы, которая отвечает за мышечный тонус. Они отличаются при органических поражениях мозга, хореи, гиперкинетической форме детского церебрального параличачу.

Синдромы нарушения сознания включают сомнолентность, ступор, сопор и кому

сомнолентность — постоянная вялость, сонливость, но сон наступает на короткие периоды, поверхностный. Вместо плача и крика тихий стон, реакция на уход матери незаметна, ребенок слабо реагирует на осмотр и пеленания шки. ИРНА чувствительность и сухожильные рефлексы снижениюні.

Ступор — состояние оцепенения, из которого больной выходит тяжело, после энергичного забота. Рефлексы снижены

Сопор — глубокий сон, ошеломленность, ребенка невозможно разбудить. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются трудно и не всегда. Реакция на боль невнятная. Сохраненные зрачковый и, роговичный рефлексы, глотанияння.

Кома — выключение сознания с полной потерей восприятия окружающего мира и самого себя. Выделяют три степени выраженности (стадии)

Судорожный синдром. Является одной из наиболее частых признаков поражения нервной системы. Судороги — это внезапные приступы невольных, кратковременных сокращений мышц с обморочные или сохраненной сознанием

— клонические — непроизвольные подергивания мышц (начинаются с мышц лица, постепенно переходят на конечности и туловище);

— тонические — непроизвольное напряжение мышц без подергивания (классический пример — опистотонус при столбняке);

— тонико-клонические — сначала голова откидывается назад, верхние конечности сгибаются в суставах, нижние извлекаются (это тоническая стадия). После этого наступает кратковременная остановка дыхания, которая изменяется глу ибоким вдохом. Это является началом клонической стадии, которая проявляется подергивание мышц лица, конечностей, громким дыханияям.

1. Какова из перечисленных признаков характерна для мозга новорожденного ребенка?

A. Основные извилины еще не сформированы

Б. Извилины имеют небольшую глубину и высоту

B. Кора имеет много больших борозд

Г. Височная часть после рождения недоразвитая

2. Какая из перечисленных признаков характерна для развития нервной системы ребенка?

A. Некоторые клетки мозга новорожденного ребенка сохраняют эмбриональный характер

Б. Пирамидные клетки уже имеют соответствующую форму

B. Проводящие пути достигли полного развития

Г. Все участки коры имеют одинаковую степень зрелости

3. С какого возраста начинают контуруватися шейного и поясничного утолщения спинного мозга?

4. Какой рефлекс относится к группе транзиторных рудиментарных рефлексов?

5. Какой рефлекс относится к группе стойких пожизненных автоматизмов?

6. В каком возрасте ребенок сидит (средний срок)?

7. Какой вид чувствительности лучше всего развит у новорожденных?

8. Что является патологическим в период новорожденности?

A. Физиологический мышечный гипертонус

Б изгибающий вне

B. Движения ограничены, хаотические, беспорядочные

Г. Гипотония мышц

Д. Атетозоподибни движения

9. Какова особенность функционирования нервной системы у детей раннего возраста?

A. Дифференцированная ответ нервной системы на различные раздражения

Б. Стабильность нервных реакций

B. Быстрое истощение нервных реакций

10. С помощью которой пробы определяют координацию движений?

Б. Мак-Клюра -. Олдрича

Ответы: 1 -. Б 2 -. А 3 -. А 4 -. А, 5 -. В, 6 -. В, 7 -. А; 8-Г; 9-В; 10-А

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Синдромная диагностика в педиатрии — Баранов А.А. — Справочник

Год выпуска: 1997

Автор: Под ред. акад. РАМН А.А. Баранова

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Справочник «Синдромная диагностика в педиатрии» представляет собой оригинальный труд, созданный группой преподавателей, преимущественно кафедры детских болезней ММА им. И. М. Сеченова с учетом современного подхода к диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний у детей. В педиатрической литературе имеется много справочных руководств, составленных по традиционному принципу, т.е. содержащих максимальный перечень заболеваний детского возраста с описанием их этиологии, патогенеза, особенностей клинической картины, диагностики и лечения. В основе подобных руководств обычно лежит описание уже известных нозологических форм болезней, и знание только их нередко затрудняет диагностический поиск, особенно в практике молодого врача. При подготовке данного справочника предпринята попытка диагноза на основе характерных симптомов или симп-томокомплексов, т.е. синдромов, на основании которых можно поставить предварительный диагноз. Такой подход важен не только в постановке диагноза, но и при определении тяжести состояния больного и дальнейшей тактики его ведения. При этом авторы не ставили перед собой задачу традиционного описания всех нозологических форм в педиатрии, а стремились изложить наиболее важные и часто встречающиеся синдромы и состояния, при которых нередко требуется экстренное вмешательство. Поэтому в справочник были включены такие разделы, как «Неотложные состояния у детей», «Лихорадящий ребенок», «Водно-электролитные нарушения», «Гипогликемия», «Недостаточность надпочечников», «Сыпи», «Желтухи» и др. Полагаем, что знание этих синдромов облегчит диагностический поиск и окажет необходимую помощь в повседневной работе врача. Остальные разделы справочника составлены по системному признаку: неврологические и кардиологические синдромы в педиатрии, синдромы, связанные с гастроэнтерологической и респираторной патологией, с патологией мочеполовой системы, а также врожденные и наследственные синдромы в педиатрии. Каждый из разделов, помимо описания клинической картины того или иного синдрома, содержит необходимые сведения о диагностическом поиске и основных методах лечения при установлении диагноза.
Следует отметить, что при подготовке данного справочника были использованы материалы предыдущих работ коллектива кафедры, участвовавшего в создании «Учебника детских болезней» под редакцией JI. А. Исаевой и методических пособий для студентов и преподавателей по всем разделам педиатрии. Авторы справочника — опытные специалисты в соответствующих направлениях педиатрии, что позволило обеспечить необходимый профессиональный уровень изложения материала.
Надеемся, что наш труд будет полезен в повседневной работе практического врача, и примем с благодарностью все пожелания и критические замечания.

НЕКОТОРЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ В ПЕДИАТРИИ

В данном разделе рассмотрен ряд клинических синдромов, для постановки которых достаточно только фшнкального обсле­дования. Причины, вызывающие гот или иной синдром, могут быть различными, требуют дополнительного инструментального иди лабораторно!’о обследования и нами рассматриваться не бу­дут.

К таким синдромам можно отнести синдром «положительных эндотелиальных проб?*, свидетельствующий в пользу наличия у обследуемого геморрагического синдрома, синдром скрытой спазмофилии, свидетельствующий о повышенной нервно-мы­шечной возбудимости.

Синдром увеличенных внутри грудных лимфатических уз­лов (каес и отечный синдром) встречается при патологических состояниях с вовлечением дыхательной (сердечно-сосудистой, мочевыделительной) и других систем. Положительный менин- геальный синдром формируется при раздражении мозговых оболочек.

Синдромы остеомаляции и остеоидной гиперплазии говорят о значимых нарушениях электролитного (в первую очередь фосфорно-кальциевого) обмена. Синдром гипермобильности суставов структурно входит в понятие мезенхимальной недос­таточности, когда в результате нарушений соединительыо-ткан- ных структур отмечаются различные изменения со стороны кожи, связочного аппарата, сердца.

К эндотелиальным пробам относятся пробы жгута (Конча­ловского—Румпеля—Лееде), щипка и молоточка.

Проба Кончаловского—Румпель—Лееде (Китре!—Ьеес1е) — наложение резинового жгута на среднюю треть плеча на 3-5 мин. При этом сила, с которой накладывается жгут, должна прекра-

тп’гь венозный отток, не прекращая артериального притока, го 1Д’.т]1 пулы1, на лучевой артерии должен быть сохранен.

Вместо жгута можно испод ьзовать манжетку от аппарата на­мерения артериального давлении. Давление и манжетке повы­шают мод пальпаторным контролем пульса на лучевой артерии до его исчезновения, затем снижают до появления пульса (обычно на 10-15 мм рт. ст. ниже максимального).

Оценка ведется но числу н размеру геморрагий, появивших­ся на месте, дистальиее (а иногда и нроксимальнее) наложенно­го жгута пли манжетки. Патологическим считается появление более 3-5 петехий (более 1 петехми на 1 см2).

Для выполнения пробы щипка (рис. 151) необходимо захва­тить указательными и большими пальцами обеих рук кожную складку над грудиной (расстояние между пальцами правой и ле­вой рук должно быть около 2-3 мм). После этот смещают части складок (поперек длины) в противоположном направлении. Появление на месте щипка более 3 -5 кровоизлиянии (петехий) в течение 3-5 мин считается положительным симптомом.

Проба молоточка — производят постукивание умеренной силы, не вызывая болевых ощущений у ребенка, неврологиче­ским молоточком (указательным пальцем) в области грудины. Появление на коже более 3-5 геморрагий сразу или в течение суток оценивают как положительный симптом. Наиболее ин­формативной считается проба «жгута».

Автореферат и диссертация по медицине (14.01.08) на тему: Клинические проявления и диагностика антифосфолипидного синдрома в педиатрии

Автореферат диссертации по медицине на тему Клинические проявления и диагностика антифосфолипидного синдрома в педиатрии

КИКНАДЗЕ КЕТЕВАН ГУРАМОВНА

Клинические проявления и диагностика антифосфолипидного синдрома в

14.01.08 — педиатрия 14.03.09 — клиническая иммунология, аллергология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Санкт-Петербург 2011 г.

Работа выполнена на кафедре педиатрии им. профессора И.М.Воронцова факультета повышения квалификации и последипломной переподготовки Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в научно исследовательском отделе клинической иммунологии федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

доктор медицинских наук, доцент Новик Геннадий Айзикович доктор медицинских наук, профессор Калинина Наталия Михайловна Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, профессор Часнык Вячеслав Григорьевич

доктор медицинских наук, профессор Серебряная Наталья Борисовна

Ведущее учреждение: Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» Правительства Российской Федерации.

Защита диссертации состоится «13» февраля 2012 г. на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, соискание ученой степени доктора наук Д 208.087.03 при ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России по адресу: 194100 Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России по адресу: 194100 Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, 16.

Автореферат разослан «/Л> 0/ ___2012 г.

диссертационного совета Д 208.087.03

д. м. н., профессор Чухловина М.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последние годы клиницисты большое внимание уделяют изучению природы антифосфолипидного синдрома в связи с поражением лиц молодого трудоспособного возраста, высоким риском инвалидизации и высоким уровнем летальности. Антифосфолипидный синдром — системное аутоиммунное заболевание с артериальным и/или венозным тромбозом различной локализации, с невынашиванием беременности (спонтанные аборты, выкидыши, внутриутробная гибель плода) и с высоким титром патогенетически значимых антител к фосфолипидам, таких как антитела к кардиолипину, антитела к ВА и антитела к кофакгорным белкам (протромбин, протеин С, протеин S, аннексии V, простациклин и антир2 ГП1) [Ravelli A., Martini А., 2007; Miyakis S. et al., 2006; Hughes G.R.V., 1993]. Антитела к ФЛ — гетерогенная группа аутоантител, распознающих антигенные детерминанты анионных и нейтральных ФЛ и комплексные эпитопы, образующиеся в процессе взаимодействия ФЛ и фосфолипидсвязывающих белков плазмы крови [Roubey R.A., 1996]. Антикардиолипиновые антитела обнаруживаются в сыворотке у 2 — 4 % (в высоком титре — менее чем у 0,2 % пациентов), чаще пожилого, чем молодого возраста. АФА иногда обнаруживаются у больных воспалительными, аутоиммунными и инфекционными заболеваниями, у пациентов со злокачественными новообразованиями, на фоне приема лекарственных препаратов. Клинические проявления АФС чрезвычайно разнообразны : от локальных — артериовенозных тромбозов сосудов любого калибра и до катастрофических — развития ДВС — синдрома, нарушения мозгового и коронарного кровообращения, острой почечной и надпочечниковой недостаточности, тромбоза крупных сосудов, нередко

Другие публикации:  Телефон осп индустриального района

приводящих к летальному исходу. АФС в детском возрасте встречается редко. 2,8% из 1000 пациентов с АФС — дети, у которых отмечаются клинические особенности заболевания [Сегуега Л., 2002]. Исследования показали, что у детей при АФС частыми признаками являются тромбоцитопения, гемолитическая анемия, сетчатое ливедо; чаще, чем у взрослых отмечается синдром Эванса, синдром Рейно, мигрень, хорея [ИауеШ А., 1997]. Тромбы у детей и взрослых при АФС обычно локализуются в глубоких венах нижних конечностей (в 30-55% случаев возникновения тромбоза) [Оогпап ЯЛ., 2004]. Тромбозы артерий мозга, приводящие к ишемическому НМК, чаще в каротидной зоне, является основным неврологическим проявлением АФС [Калашникова Л.А., 2003, 2005; Вгеу Л., 2000]. У 2/3 детей с НМК обнаруживают АФА [Ркагеке Е. е( а1., 2006].

АФС в детском возрасте — особый вариант заболевания, в связи, с чем необходима разработка диагностических критериев, с целью своевременной и правильной диагностики заболевания и определения тактики терапии. Течение АФС, тяжесть и распространенность тромботических осложнений непредсказуемы, а универсальные схемы ведения больных детей отсутствуют. Широкий спектр клинических проявлений АФС требует проведения углубленного дифференциального поиска. Именно поэтому, несмотря на достигнутый прогресс в изучении механизмов развития, клинических особенностей и подходов к лечению, АФС продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В нашем исследовании предметом научного интереса стало изучение клинических и лабораторных особенностей АФС у детей, поскольку данный вопрос в доступной литературе освящен недостаточно.

Цель исследования: Оптимизация диагностики антифосфолипидного синдрома у детей на основе результатов клинико-инструментального и лабораторного обследования.

1.Изучить особенности распределения по полу и возрасту, особенности наследственного анамнеза у детей с антифосфолипидного синдромом.

2.Изучить клинические особенности АФС у детей.

3.Изучить особенности иммунологических нарушений у больных первичным и вторичным антифосфолипидным синдромом.

4.0ценить диагностическую и прогностическую значимость основных иммунологических показателей у больных АФС.

5.Сопоставить клинические проявления и лабораторные данные у пациентов с АФС.

6.Разработать алгоритм диагностики АФС у детей.

Научная новизна исследования.

1.Изучены и описаны клинические и иммунологические особенности антифосфолипидного синдрома у детей.

2.Получены новые данные о связи иммунологических показателей и клинических проявлений антифосфолипидного синдрома у детей.

3.Подтверждена целесообразность выделения у детей первичного АФС.

4.Показано, что повышение концентрации AKA IgG>3,35 ед./л (>35 GPL), АФА IgG>3,45 ед./л (>62,7 GPL) и антир2 ГП1 IgG>2,3 ед./л (>14,5 SGU) характерно для ВАФС. Данные показатели могут являться дополнительными дифференциально-диагностическими признаками между первичным и вторичным АФС.

5.Охарактеризованы иммунологические показатели, позволяющие прогнозировать риск вовлечения в патологический процесс различных органов и систем при АФС у детей.

б.Разработана балльная система дифференциальной диагностики ПАФС и ВАФС у детей.

1 .Подробно описаны клинические проявления АФС у детей в зависимости от формы заболевания (первичного и вторичного АФС).

2.Улучшена клиническая диагностика АФС у детей, представлены референтные значения уровней АФА в норме и при АФС.

3.Создан алгоритм дифференциальной диагностики ПАФС и ВАФС с использованием основных клинических и иммунологических показателей, представленных в баллах.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Клинические проявления АФС у детей многообразны. Наряду с выделением вторичного АФС, катастрофического АФС, неонатального АФС, серопозитивного и серонегативного варианта АФС целесообразно выделять первичный АФС. ПАФС имеет характерные клинические проявления, иммунологические показатели.

2.Для диагностики риска формирования поражения органов и систем при АФС у детей имеет значение определение уровня АФА. При высоких показателях АФА IgM отмечается поражение почек, антир2 ГП1 IgG -поражение легких, почек, ЖКТ, антиР2 ГП1 IgM — поражение легких, почек, венозный тромбоз, AKA IgM — окулярная нейропатия. Выявленные иммунологические изменения могут быть использованы в качестве предикторов риска вовлечения в патологический процесс различных органов и систем при АФС у детей.

З.Диагностические уровни АФА у детей и взрослых отличаются. При диагностике АФС у детей следует использовать следующие показатели: AKA IgG>2,79 ед./л (>29,2 GPL), AKA IgM>3,2 ед./л (>37,8 MPL), АФА IgG>2,68 ед./л (>48,7 GPL), АФА IgM>2,58 ед./л (>46,9 MPL), аитир2 ГП1 IgG>2,l ед./л (>13,2 SGU), антир2 ГП1 IgM>2,3 ед./л (>20,2 SMU). В качестве дополнительных дифференциально-диагностических критериев ВАФС у детей следует ввести следующие иммунологические показатели: АКА IgG>3,35 ед./л (>35 GPL), АФА IgG>3,45 ед./л (>62,7 GPL) и антиР2 ГП1 IgG>2,3 ед./л (>14,5 SGU).

Реализация работы и ее апробация.

Результаты исследования применены в учебном процессе на кафедрах госпитальной и факультетской педиатрии, внедрены в практику подготовки и усовершенствовании педиатров кафедры педиатрии им. проф. И.М.Воронцова ФПК и ПП ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России, а также внедрены в клиническую практику отделения кардиоревматологии СПб ГУЗ «Детская больница №2 Святой Марии Магдалины. Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.

Основные положения диссертационного исследования доложены и обсуждены на научно-практических конференциях, среди них: (1) IX Всероссийский научный Форум «Дни иммунологии в Санкт-Петербурге» (Санкт-Петербург, 2005); (2) V Северо-Западная конференции по

ревматологии (Санкт-Петербург, 2005); (3) V конгресс иммунологов (Санкт-Петербург, 2006); (4) XI Конгресс педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Санкт-Петербург, 2007); (5) XII Конгресс педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 2008); (6) Ревматологический форум СПбМАПО (Санкт-Петербург, 2008); (7) V съезд ревматологов России (Москва, март 2009); (8) Annual European Congress of Rheumatology EULAR

2009 (Copenhagen, Denmark, июнь 2009); (9) X Северо-Западная научнопрактическая конференция по ревматологии (Санкт-Петербург, сентябрь 2010); (10) XI Северо-Западная научно-практическая конференция по ревматологии (Санкт-Петербург, сентябрь 2011); (11) III Российская научнопрактическая конференция «Аллергические и иммунопатологические заболевания — проблема XXI века» (Санкт — Петербург, 1 декабря 2011).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ (4 тезисов и 4 статьи), из них 1 работа опубликована в зарубежном издании.

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из следующих разделов: введения, обзора литературы, материала и методов, результатов исследования, обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Последний включает в себя 211 научных источников (53 отечественных и 158 зарубежных). Работа изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 58 диаграммами, 11 таблицами, 4 схемами, 3 клиническими случаями.

Работа выполнена на кафедре педиатрии им. проф. И.М. Воронцова ФПК и ПП ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России.

Материалы и методы исследования.

Настоящая работа основана на результатах обследования 91 ребенка в возрасте от 2 до 18 лет, находившихся на обследовании и лечении с диагнозом АФС в период 2001 — 2006 гг. (см.рис.1). Работа выполнена на базах отделения № 3 СПбГПМА, 6 отделения ДГБ №2, иммунологической лаборатории Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России им. А.М. Никифорова, лаборатории РНИИ гематологии и трансфузиологии (г. Санкт-Петербург). Обследование включало

общеклинические методы, выявление АФА, АКА, антир2 ГП1 антител, ВА, АНФ, антител к ДНК, компонентов комплемента, IgA, IgM, IgG. Для количественного определения АФА IgG и АФА IgM использован метод непрямого твердофазного ИФА-ELISA. ВА определен с помощью тестов АМАХ dRVVT SCREEN и АМАХ dRVVT CONFIRM. Для определения уровня гомоцистеина в плазме крови использован иммуноферментный метод (с использованием тест-систем производства Axis Shield Diagnostics Ltd) и метод высокоэффективной хроматографии.

Полученные результаты обследования детей в виде качественных и количественных клинических и инструментальных признаков составили компьютерную базу данных, созданную с использованием пакета Microsoft Access. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета SPSS версия 13.0.Для сравнительного анализа данных обследования использовались критерий Пирсона (%2), непараметрический критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основную группу составил 91 ребенок с АФС- 32 (35,2%) мальчика и 59 (64,8%) девочек.

Диаграмма 1. Распределение детей по возрасту. (п=91)

Дети в возрасте с 2 до 6 лет составили 7,7 %, с 7 до 11 лет — 16,5 %. Преобладали дети старшей возрастной группы с 12 до 18 лет — 75,8 %. Диагноз АФС был установлен в соответствии с требованиями Европейского форума по аптифосфолипидным антителам (2006).

Диаграмма 2. Клинические варианты АФС. (п=91)

У обследованных больных ПАФС был диагностирован у 32 детей (35,2 %), ВАФС — у 59 (64,8 %>) детей с различными ревматическими заболеваниями.

КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ АФС. Клинико-лабораторная характеристика ВАФС.

У обследованных детей ревматические заболевания, на фоне которых был выявлен ВАФС, представлены следующим образом: системная красная волчанка (СКВ) — у 25 больных (42,4 %), системные васкулиты — у 12 (20,3 %), ювенильный хронический артрит (ЮХА) — у 8 (13,5 %), ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) — у 6 (10,2 %), ювенильный дерматомиозит (ЮДМ) — у 3 (5,1 %), недифференцированные болезни соединительной ткани (НБСТ) — 3 (5,1 %) и системная склеродермия — 2 (3,4 %). В группе ВАФС преобладали девочки — 81,4 %.

Диаграмма 3. Распределение больных по нозологическим формам заболеваний при ВАФС. (п=59)

В большинстве случаев диагноз ВАФС был установлен в подростковом возрасте. Дети больные ВАФС в возрасте с 2 до 6 лет составили 10,17 %, с 7до 11 лет — 16,9 %, с 12 до 18 лет — 72,8 %. У этих больных отмечались выраженные клинические проявления основного заболевания. Часто у больных ВАФС выявлялись: суставной синдром — у 39 больных (66,1 %), поражение почек — у 29 (49,2 %), поражение сердечно-сосудистой системы — у 28 (47,5 %), лихорадка — у 21 (35,6 %), поражение легких — у 18 (30,5 %) детей, из которых у 12 (20,3 %) выявлен пульмонит. У 13 (22 %) наших больных имело место поражение глаз — в виде ангиопатии сетчатки у 11 больных и у 2 больных отмечался ревматоидный увеит.

ЕЗ поражение ЖК’Г Ш) поражение легких СД поражение ночек ЕЗ поражение ССС И суставной синдром

Диаграмма 4. Клинические признаки у детей с ВАФС. (п=59)

Наиболее часто у детей с проявлениями ВАФС со стороны сердечно-сосудистой системы нами отмечены: нарушение ритма сердца — у 28 (47,5 %) больных, пролапс митрального клапана — у 16 (27,1 %), поражение миокарда- 12 (20,3 %) больных, что обусловлено основным заболеванием. Артериальная гипертензия зарегистрирована у 5,2 % детей с ВАФС. Наличие пролапса митрального клапана у большого числа больных может рассматриваться как проявление соединительно-тканной дисплазии. В нашей работе у больных ВАФС грубой патологии со стороны клапанного аппарата сердца выявлено не было. Среди изменений со стороны кожи при ВАФС наиболее часто у обследованных больных обнаруживались сетчатое ливедоу 38 (64,4 %), кожный васкулит — у 23 (39 %), геморрагическая сыпь — у 16 (27,1 %) больных. У больных ВАФС имелись следующие тромботические изменения: артериальный тромбоз выявлен у 12 (20,3 %) больных ВАФС — 1 ишемический инсульт, 1 асептический некроз кости, у 10 больных (16,9 %) было отмечено кровоизлияние в ногтевое ложе; венозный тромбоз обнаружен у 47 больных (79,7 %) — тромбоз глубоких вен голеней — у 5(8,5 %), тромбоз поверхностных мелких вен у 42 больных (71,2 %). Наиболее часто выявлялись венозные тромбозы. Тромбоцитопения отмечалась у 20,3 % больных ВАФС, повышение уровня фибриногена — у 16 (27,1 %) больных.

Иммунологические данные свидетельствовали об активном аутоиммунном процессе у большей части больных. АНФ был повышен у 17 (28,8 %)детей с ВАФС. Уровень антител к ДНК был достаточно высоким, в частности, /#Л/ к ДНК денатурированной выявлены у 15 (25,4 %) детей. Наиболее часто отмечалось повышение АФА — у 40 (67,8 %) обследованных детей с ВАФС, АКА — у 35 (59,3 %), АКА выше нормы был отмечен в 30 (50,8 %) случаев, АФА — в 28 (47,5 %),

антир2 ГШ ібМ — в 21 (35,6 %), антиР2 ГП 1§0 — в 17 (28,8 %), ВА обнаружен в 6 (10,2 %) случаях. Гипокомплементемия определена у 20 (33.9 %) пациентов с ВАФС. Семейный анамнез у обследованных детей с ВАФС был отягощен по артериальной гипертонии у 4 (6,8 %) больных, варикозной болезни — в 3 (5,1 %) случаев, инсульту — в 5 (8,5 %), инфаркту миокарда — в 5 (8,5 %), спонтанным абортам — 1 (1,7 %) случай.

Клинико-лабораторная характеристика ПАФС.

Среди больных ПАФС преобладали мальчики — 21(65,6 %). Возраст установления диагноза ПАФС в большинстве случаев приходится на подростковый: от 5- 10 лет было 5 (15,5 %)больных, от 11 до 13 лет — 9 (28,1 %), от 14 до!7лет- 18 (56,4 %)больных.

® поражение ЖКТ ЕЗ поражение ЦНС □ поражение почек В поражение легких И поражение глаз

Диаграмма 5. Клинические признаки у детей с ПАФС. (п=32).

У больных ПАФС нами выявлено поражение ЖКТ в 3 (9,4 %) случаев в виде желудочно — кишечных кровотечений, поражение ЦНС — в 5 (15,6 %) случаях: ишемический инсульт у 1 больного, мигренозоподобные боли у 3 больных, у 1- симптоматическая эпилепсия, окулярная нейропатия — в 8 (25 %) больных, поражение почек — в 2 (6,3 %), поражение легких — в 2 (6,3 %) случаях. Ишемия миокарда, зарегистрированная с помощью динамического

ЭКГ — наблюдения, отмечалась у 8 (25 %) детей с ПАФС. У 10 (31,3%) из 32 обследованных детей отмечались различные виды нарушений сердечного ритма. Среди них: синусовая аритмия — отмечалась у 2 (6,3 %) больных, АВ

— блокада 2 степени- у 7 (21,9 %), миграция источника ритма- у 1 (3,1 %). Артериальная гипертензия выявлялась у 9 (28,1 %) больных ПАФС, достоверно чаще, чем при ВАФС (р 3,35 ед./л (35 GPL), АФА IgG>3,45 (62,7 GPL) и антирг ГП1 IgG>2,3 ед./л (14,5 SGU).

Другие публикации:  Гонорея у мужчин последствия в

Таблица 1. Прогнозирование развития клинической формы АФС у детей.

Клинические синдромы в педиатрии

Лекция 2. Основные клинические синдромы и их клиническое значение в диагностике заболеваний детского возраста.

Лечебная работа состоит из четырех основных направлений: диагностики заболевания, назначение лечебных мероприятий, определение ближайшего и отдаленного прогноза, вторичной профилактики заболевания и пропедевтика детских болезней вводит нас в педиатрию.

Диагностика, являющаяся частью пропедевтики детских болезней — раздел клинической медицины, которая изучает содержание, методы и последовательные этапы распознавания заболеваний или физиологических состояний.

Существует несколько разновидностей диагноза клинический (прижизненный), патологоанатомический и судебно-медицинский. Клинический диагноз устанавливают на основании клинических проявлений заболевания. Клинический диагноз формулируют как диагноз больного с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания. При этом обязательно указывается диагноз болезни (пневмония, ревматизм и др.). Установление диагноза больному (в отличие от диагноза болезни) свидетельствует о высоком уровне врачебного мышления.

Клинический диагноз включает формулировку основного диагноза, осложнений и сопутствующих заболеваний. Основной диагноз определяется заболеванием, по поводу которого пациент был госпитализирован в стационар или повлекшее летальный исход. Осложнением основного заболевания называют клинические проявления, патогенетически связанные с ним. Сопутствующие заболевания с основным патогенетически не связаны.

Каждый диагноз должен включать в себя прежде всего название нозологической формы, то есть определенной болезни, выделенной на основании установленных этиологии, патогенеза и характерной клинико-морфологической картины (нозологическая форма — единица номенклатуры и классификации болезней). Диагноз заболевания дополняют этиологическим, патогенетическим, морфологическим и функциональным компонентами. Этиологический компонент при инфекционных заболеваниях часто совпадает с нозологии (малярия, туберкулез, коклюш, сифилис и др.). Трудности определения этиологии заболевания связаны с тем, что многие соматических заболеваний является полиэтиологическое . Патогенетический компонент характеризует особенности патогенеза болезни ( атопическая или инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы и др.). Морфологический компонент отражает сущность и локализацию патологоанатомических изменений в органах и тканях (деструктивная пневмония, тетрада Фалло , недостаточность митрального клапана и др.). Иногда морфологический компонент диагноза полностью совпадает с нозологической формой (цирроз печени, полип толстой кишки). В функциональном компоненте диагноза отмечают нарушения физиологических функций органов и систем (острая дыхательная, сердечно-сосудистая, почечная, печеночная недостаточность).

Предварительный клинический диагноз устанавливается сразу при обращении больного к врачу. Он может быть приблизительным или «диагнозом под вопросом». Уточняется проведением инструментальных и лабораторных исследований, а также при наблюдении за больным. Наконец все это позволяет поставить окончательный клинический диагноз.

Диагноз, установленный на нескольких этапах развития болезни (во всяком случае до появления осложнений), называют ранним. Если диагноз устанавливают значительно позже, то он является поздним или запоздалым. До позднего диагноза принадлежит также ретроспективный (установлен по результатам длительного наблюдения за больным). В некоторых случаях поздний диагноз устанавливается по эффекту от лечебных мероприятий ( diagnosis ex juvanti-bus ) или на основании данных патологоанатомического вскрытия.

Диагностика состоит из трех основных разделов: методологического, семиотики и методов диагностики. Врач обязан постоянно совершенствовать методологические основы диагностики, основанные на клиническом мышлении. Клиническое мышление необходимо не только для диагностики заболевания, но и для определения прогноза и назначения лечебно-профилактических мероприятий. Особенно важно для врача совершенствования абстрактного мышления, или способности оперировать сложными понятиями.

Врач должен быть чрезвычайно наблюдательным. Необходимо не только смотреть, но и видеть.

От врача требуется также определенная смелость и решительность в действиях, особенно во время оказания срочной неотложной помощи.

Врач обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень. Он должен в совершенстве знать не только симптоматику заболеваний, но и их патогенез.

Второй раздел диагностики заболеваний — семиотика, или учение о симптомы и синдромы болезней. Симптомом (от греч. Symptoma — совпадение признаков) называют признак патологического состояния или болезни. Известно, что для каждого заболевания характерен комплекс симптомов и синдромов. Синдром — это совокупность симптомов, характерных для данного заболевания. Иногда синдромом называют заболевания, этиология и патогенез которых недостаточно ясны, однако их клиническая картина четко очерчена (синдром Марфана , синдром Такая-мясу и т.д.), или состояния, которые болезнью традиционно не признают. Выявление синдрома позволяет определить срочную лечебную тактику (синдром дыхательной, сердечно-сосудистой, почечной или печеночной недостаточности). Синдромальный подход часто является этапом установления нозологического диагноза. Вместе с тем не следует упрощать понятие синдрома, трактуя как синдром диарею, боль и др. Которые по сути относятся к симптомам. Большим недостатком многих учебников и учебных пособий является описание симптомов и синдромов, характерных для периода разгара заболевания. Однако ход каждого заболевания имеет определенные фазы. Отсюда понятно, что начало заболевания, период его разгара и выздоровления (реконвалесценции) существенно отличаются по своим клиническим проявлениям.

Различают следующие симптомы: 1) субъективные и объективные, 2) явные и скрытые, 3) неспецифические и специфические 4) возможные и вероятные 5) главные и второстепенные (случайные) 6) патогномоничны и непатогномонични .

Разделение симптомов на субъективные и объективные условный. Субъективные симптомы по своей сути — объективные, поскольку имеют материальную основу. Вместе с тем ощущение больного индивидуальны . Таким образом, субъективные симптомы являются по форме, а по содержанию они объективны. Объективные симптомы — проявления патологического состояния (болезни или синдрома): одышка, тахи-и брадикардия, желтуха, геморрагическая сыпь, гепатомегалия т.п..

Явными симптомами называют такие, которые определяются с помощью органов чувств (визуально, аускультативно , перкуторно и пальпаторно ). Скрытые симптомы обнаруживают, только применяя вспомогательные методы исследования (инструментальные, лабораторные и др.).. Разделение симптомов на вероятные и возможные, на наш взгляд, не совсем правильный, поскольку каждый симптом является проявлением заболевания, то есть все используемые в диагностике симптомы вероятны.

Специфические симптомы есть, по сути, главными . К ним относятся, например, шум в сердце, хрипы в легких, сыпь при инфекционных заболеваниях и т.д. Неспецифические симптомы сопровождают большинство заболеваний (снижение аппетита, быстрая утомляемость, снижение массы тела).

Патогномоничными называют симптомы, присущие только данному заболеванию. Однако таких симптомов очень мало. К ним относятся симптом Филатова — Коплика при заболевании корью, ревматические узелки т.п.

Третий раздел диагностики изучает методы исследования, используемые в процессе обследования больного. Это анамнез, осмотр, перкуссия, аускультация, пальпация, а также биохимические, иммунологические, серологические и инструментальные методы. Арсенал диагностических средств постоянно увеличивается и совершенствуется (радиоизотопная, ультразвуковая, бактериологическое , вирусологический диагностика и т.д.).

В методологическом отношении диагностика заболеваний сложна. Это связано прежде всего со сложностью объекта изучения — человеческого организма. Нередко диагностика основывается на маловероятных симптомах. Кроме того, она требует от врача больших знаний и умения, позволяющие правильно трактовать симптомы, обнаруженные с помощью диагностических методов. Диагностические методы не должны оказывать вред больному. Еще одна сложность диагностики связана с ограниченностью времени, в течение которого следует поставить диагноз, особенно в случае ургентного состояния.

Основы клинической медицины в педиатрии. ПЛАН ЛЕКЦИИ Определение понятия Цели и задачи Основные симптомы и синдромы Заболевания Направления лечения. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛиана Винокурова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основы клинической медицины в педиатрии. ПЛАН ЛЕКЦИИ Определение понятия Цели и задачи Основные симптомы и синдромы Заболевания Направления лечения.» — Транскрипт:

1 Основы клинической медицины в педиатрии

2 ПЛАН ЛЕКЦИИ Определение понятия Цели и задачи Основные симптомы и синдромы Заболевания Направления лечения

3 Педиатрия от греческих слов pais — мальчик, ребенок и iatreia — врачевание как самостоятельная медицинская дисциплина возникла в первой половине ХІХ столетия С.Ф.Хотовицкий — первый русский педиатр, начавший читать полный курс лекций по педиатрии Ему же принадлежит первое русское руководство по детским болезням – «Педиятрика» (1847)

4 Периоды детского возраста внутриутробного развития -10 лунных месяцев новорожденности — 4 недели (28 дней) грудной – от 29-го дня жизни до 1 года ясельный или преддошкольный — от одного до трех лет дошкольный – от 3-х до 7 лет младший школьный – 7-11 лет старший школьный (или подростковый) — 12 – 18 лет

5 Периоды внутриутробного развития Продолжительность беременности – (40 недель) дня с первого дня последней менструации или 10 – 10,5 акушерских (по 28 дней) месяцев Различают фазы внутриутробного развития: Эмбрион — организм, развивающийся в матке из внутреннего слоя бластоцисты через 1 неделю после овуляции до 12-й недели беременности Плод — развивающийся в матке организм после окончания эмбрионального периода до внеутробного существования

6 Внутриутробное развитие Первый триместр 10 НЕДЕЛЬ 4 НЕДЕЛИ 6 НЕДЕЛЬ Сердце имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Формируется мозг и нервная системы. Видны глаза, уши, челюсть; формируются лёгкие, желудок и печень. 8 НЕДЕЛЬ Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. Малыш начинает двигаться в животе матери, но она этого пока ещё не чувствует. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Может быть услышано сердцебиение. Присутствуют все важные органы. Продолжают развиваться мышцы Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка У ребёнка сформирована голова. Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке. Формируется мозг и позвоночник 12 НЕДЕЛЬ

7 22 НЕДЕЛИ Происходит окостенение слуховых косточек, которые теперь способны проводить звуки. Ребенок слышит маму: ее дыхание, биение сердца и голос. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии. У таких детей возможны расстройства функционирования органов, что требует длительного нахождения в палате интенсивной терапии. Второй триместр 18 НЕДЕЛЬ Все системы органов сформированы, и начинается период их роста. Кожа покрыта защитной смазкой. Появляются дыхательные движения. К этому времени мать начинает ощущать движения плода. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. 20 НЕДЕЛЬ Развиваются пальчики, появляется некоторое количество волос на головке и тельце. Ребенок сосет пальчик и становится более подвижным. Это период быстрого развития головного мозга. Сердцебиение плода можно выслушать при помощи стетоскопа. Начинают работать почки. Однако, у ребенка, появившегося на свет в этот срок, все еще мало шансов выжить вне утробы матери. 14 НЕДЕЛЬ Сформирована голова, руки и ноги человека. Кожа ребёнка выглядит прозрачной. Начинают расти волосы на голове ребёнка. Движения малыша становятся всё более координированные. 16 НЕДЕЛЬ Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Малыш может моргать, производит хватательные движения и открывает ротик.

8 Третий триместр 24 НЕДЕЛИ Ребенок реагирует на звуки. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Ребенок теперь засыпает и просыпается Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах ИТ) 26 НЕДЕЛЬ Глазки приоткрываются и способны воспринимать свет Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах ИТ) 28 НЕДЕЛЬ Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить 30 НЕДЕЛЬ Кожа утолщается и и розовеет Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга Примерно с этого срока ребенок быстро растет Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков) 32 НЕДЕЛИ Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь) 34 НЕДЕЛИ Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить

9 Роды физиологический процесс изгнания плодного яйца из матки переход из внутриутробного существования к внеутробной жизни

10 Перинатальный период поздний антенатальный от 28 до 40 нед. беременности, подготовка к родам и последующему внеутробному существованию интранатальный (роды) от появления регулярных схваток до момента пересечения пуповины ранний неонатальный от момента пересечения пуповины до окончания 7-х суток – возникает эмоциональный, зрительный и тактильный контакт с мамой; – приспособление к новым условиям внешней среды, установление взаимоотношений между организмом и внешней средой поздний неонатальный от начала 8-х суток до 28 дня жизни – происходит дальнейшая адаптация новорожденного к внеутробной жизни; – интенсивно развиваются анализаторы (особенно зрительный); – развивается координация движений; – формируются условные рефлексы; – организм ребенка контактирует и «привыкает» к окружающей микрофлоре

11 Грудной период (от 29-го дня жизни до 1 года) происходит интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное, интеллектуальное развитие – усиленный рост всего тела: ребенок вырастает на 25 см и утраивает свой вес, достигая 10 кг – к концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить формируется активный иммунитет ребенок питается преимущественно грудным молоком, ввиду относительной функциональной слабости органов пищеварения

12 Преддошкольный период (от одного до трех лет) характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка, однако, происходит некоторое снижения темпов развития ребенка: – до 4-х лет ребенок в среднем вырастает по 8 см в год высокая двигательная активность по мере того как ребенок начинает самостоятельно ходить, он ближе соприкасается с окружающим миром, который способствует функциональному развитию коры головного мозга: – быстро совершенствуется речь поэтому так важно в этом возрасте правильно организовать внешнюю среду и воспитание ребенка

Другие публикации:  Простуда на губе опасна ли она

13 Дошкольный период (от 3-х до 7 лет) происходит первое физиологическое вытяжение начинается рост постоянных зубов совершенствуются тонкие координированные движения происходит самоидентификация по полу (ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность)

14 Младший школьный период (7-11 лет) характеризуется усиленным развитием мускулатуры, но рост идет уже не так быстро, как в предыдущие годы начинается четкий половой диморфизм происходит замена молочных зубов на постоянные ребенок в школе начинает развиваться в коллективе и жить его интересами, формируются поведенческие реакции, необходимые для жизни в обществе

15 Старший школьный (или подростковый) период (12 – 18 лет) период второго физиологического вытяжения; у девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-ти лет, у мальчиков — с лет: – появляются вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах – у девочек развиваются молочные железа – у мальчиков «ломается» голос сложный период психологического развития

16 Здоровый новорожденный ребенок 8-10 баллов по шкале Апгар

17 Оценка состояния ребенка по шкале Апгар Клинический показатель Баллы 012 Частота пульса 0 меньше 100 больше 100 Дыханиеотсутствуетнерегулярное регулярное или громкий крик Мышечный тонус вялость, конечности свисают низкий или умеренный, но нет движений нормальный, с двигательной активностью Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер) отсутствует гримаса кашель, чиханье, крик Окраска кожи генерализованная бледность или цианоз акроцианоз розовая окраска всего тела

18 Доношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации недели) от 2500 г до 4000 г масса тела новорожденного – от 2500 г до 4000 г; от 46 см до 56 см длина тела новорожденного — от 46 см до 56 см; 34 – 36 см окружность головы новорожденного – 34 – 36 см ; 32 – 34 см окружность грудной клетки новорожденного — 32 – 34 см; пупочное кольцо находится на середине расстояния между лоном и мечевидным отростком; на коже имеются только остатки сыровидной смазки; ногти на ногах и руках доходят до кончиков пальцев; хрящи ушных раковин и крыльев носа упругие; у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек – большие половые губы прикрывают малые

19 Недоношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации менее 38 недель) масса тела менее 2500 г; длина тела менее 46 см; на коже большое количество сыровидной смазки; недостаточно развита подкожно-жировая клетчатка; пушковые волосы на теле в большом количестве (в норме только на плечевом поясе); ногти не заходят за кончики пальцев; мягкие ушные раковины и носовые хрящи; пупочное кольцо расположено ближе к лобку; у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими; крик ребенка слабый (пискливый).

20 Переношенный новорожденный ребенок (рождение в сроке гестации более 42 недель) полное отсутствие сыровидной смазки; кожные покровы с участками шелушения; кожа на руках в виде «рук прачки» (сморщенная); ногти далеко выступают за кончики пальцев; швы и роднички на голове новорожденного уменьшены в размерах, а некоторые полностью заращены; кости черепа плотные; околоплодные воды окрашены меконием; плодные оболочки уплотнены и пропитаны меконием;

21 Адаптация детей к рождению и условиям внеутробной жизни В родах ребенок испытывает нарастающую гипоксию в момент схваток; большие физические нагрузки «болевой стресс» при прохождении по родовым путям; Радикальное изменение условий жизни после рождения – «экологический – психофизиологический стресс» – температурный стресс; – гравитационный стресс; – сенсорный стресс (масса зрительных тактильных, звуковых, вестибулярных и др. раздражителей; – оксидантный стресс (переход на другой тип дыхания) ; – пищевой стресс (изменение способа получения питательных веществ).

22 Закономерности физического развития детей Рост после рождения: -к концу первого года жизни рост ребенка увеличивается в 1,5 раза -длина тела ребенка удваивается к 4 годам, утраивается к 12 -в 4 года рост ребенка равен 100 см, в 8 лет средний рост ребенка 130 см Первый период вытяжения Первый период вытяжения наступает у мальчиков в возрасте 4- 5,5 лет, у девочек 6 лет Второй период вытяжения Второй период вытяжения у мальчиков в 13,5 – 15,5 лет, у девочек с 8,5 до ,5 лет Рост останавливается в возрасте лет у мальчиков и лет у девочек

23 Закономерности физического развития детей Масса тела после рождения: сразу после рождения к 3-му дню жизни происходит физиологическая потеря массы тела 6-8% от исходной массы тела; масса тела восстанавливается к 7 – 10 дню жизни; в течение первых 6 мес. жизни ребенок прибавляет по 800 г в месяц; масса тела ребенка в 6 мес. в среднем 8200; в течение второго полугодия прибавка в весе составляет 400 г в месяц; масса тела ребенка в 12 мес. в среднем 10500; масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна: 10,5 кг+2n, где n – возраст ребенка до 11 лет в годах; масса тела ребенка в 5 лет в среднем равна 19 кг.

24 Аномалии конституции (диатезы) — Аллергический — Лимфатический — Нервно-артритический

25 Учение о конституции «… каждому возрасту свойственна своя конституция: иная младенцу, иная старцу» Сенека «…совокупность морфологических, функциональных и реактивныхсложившихся и развивающихся в конкретных условиях постоянного взаимодействия с внешней средой» М.С. Маслов

26 Типы конституции Гиппократ Гиппократ – флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник Павлов Павлов – мыслительный, художественный Тандлер Тандлер – нормотоник, гипотоник, гипертоник Черноруцкий Черноруцкий – нормостеник, гипостеник, гиперстеник

27 Аллергический диатез -предрасположенность к аллергическим заболеваниям, возможность их развития Около % детей в первые два года жизни имеют хотя бы кратковременные эпизоды аллергического диатеза Клинически: раздражительность, плаксивость, плохой сон, упорные опрелости, себорея, экзема

28 Лимфатический диатез — генерализованная гиперплазия центральных и периферических лимфоидных органов (тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования носоглотки) Клинически: раздражительность, беспокойство, пастозный габитус, тургор кожи снижен, мускулатура вялая, увеличение всех лимфатических узлов

29 Нервно-артритический диатез характеризуется повышенной возбудимостью и лабильностью нейровегетативной регуляции, сильным, неуравновешенным, возбудимым типом высшей нервной деятельности, высокой интенсивностью пуринового обмена и гиперурикемией Клинически:нервная возбудимость повышена, условное торможение и дифференцировка запаздывают, неврастенический синдром, ацетонемические кризы, снимжение функции печени и почек

30 Основные симптомы и синдромы в педиатрии Синдромы поражения костей

31 Синдром врожденной дисплазии скелета Характеристика: – аномалии формирования самих тканей опорно-двигательной системы Клиническая симптоматика: – проявляется различными деформациями скелета, возникающими в процессе роста ребенка

32 Рахит – обменное заболевание, возникающее при разнообразных неблагоприятных воздействиях на организм ребенка, в том числе при нарушениях баланса кальция, фосфора и недостаточности витамина D – В основе изменений костной системы лежит размягчение костей и гиперплазия остеоидной ткани

33 Рахит Клиническая симптоматика – ранний признак – податливость костей, образующих края большого родничка – позже участки размягчения появляются в области малого родничка и стреловидного шва, а в дальнейшем становится мягкой чешуя затылочной кости – дугообразное искривление длинных трубчатых костей, кости плеча и предплечья искривляются дугой, выпуклой кнаружи, ноги в виде буквы «О» или «Х» Симптом рахитической гидроцефалии Клиническая симптоматика: – усиленный рост окружности головы

34 Синдром остеомаляции грудной клетки Клиническая симптоматика: – ладьевидные вдавливания на боковых поверхностях грудной клетки и другие ее деформации килевидная куриная грудь

35 Синдром остеомаляции позвоночника Клиническая симптоматика: – кифоз в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков – При ходьбе кифоз сменяется лордозом кифоз вследствие перенесенного в детстве рахита

36 Синдром остеоидной гиперплазии Клиническая симптоматика: – проявляется формированием лобных бугров, «браслетов», «четок» рахитические четки рахитические браслетики

37 Синдром позднего рахита Характеристика: – в основе лежит врожденное нарушение обмена витамина D (неспособность к образованию его активных дериватов), либо врожденная неполноценность канальцевого аппарата почек (тубулярная недостаточность, реабсорбция фосфатов) – встречается у детей старше года Клиническая симптоматика: – сходна с ранним рахитом рентгенограма коленных и лучезапястных суставов

38 Основные симптомы и синдромы в педиатрии Основные синдромы поражения сердца

39 Синдром сердечной недостаточности Характеристика: – возникает при различных заболеваниях в детском возрасте и характеризуется недостаточностью в работе различных отделов сердца Клиническая симптоматика: – признаки сердечной недостаточности не уменьшаются при засыпании ребенка и мало меняются при его беспокойстве – ребенок не может сосать грудь более 1-2 мин, сон его становится поверхностным и беспокойным

40 Синдром гепатоспленомегалии Характеристика: – развивается при прогрессировании недостаточности правых отделов сердца Клиническая симптоматика: – возникает при нарастании застоя в большом круге кровообращения и проявляется возникновением увеличения печени вместе с селезенкой, расстройствами стула, рвотой, нарастанием массы тела

41 Отечный синдром Клиническая симптоматика: – отеки клинически раньше всего наблюдаются на мошонке у мальчиков, поясничной области, на передней брюшной стенке и лице

42 Основные симптомы и синдромы в педиатрии Основные синдромы поражения органов пищеварения

43 Синдром «острый живот» Характеристика: – симптомокомплекс, возникающий при повреждениях и острых заболеваниях органов брюшной полости и забрюшинного пространства, при которых требуется срочная медицинская помощь Клиническая симптоматика: – боль в животе, сопровождающаяся частой рвотой, задержкой стула и отхождением газов, реже поносом, меленой – ребенок малоподвижен, часто в определенной позе – как правило выражены симптомы интоксикации и обезвоживания – при пальпации – резкая болезненность живота, напряжение мышц передней брюшной стенки, симптом Щеткина-Блюмберга

44 Синдром острого гастроэнтероколита Характеристика: – наиболее часто встречается у детей при инфекционных заболеваниях, реже – в связи с грубыми алиментарными погрешностями Клиническая симптоматика: – клинически проявляется рвотой, поносом, интоксикацией

45 Синдром дегидратации Характеристика: – возникает у детей первого года жизни в связи с многократной рвотой и поносом Клиническая симптоматика: – сопровождается быстрым снижением массы тела, сухостью кожи и слизистых оболочек Дегидратация вследствие сальмонеллеза

46 Синдром мальабсорбции Характеристика: – связан с операциями, опухолевым поражением, воспалением кишечника, ферментопатиями, длительным использованием антибиотиков, массивной инвазией простейших, непереносимостью белков коровьего молока Клиническая симптоматика: – проявляется поносом с полифекалией, – нарастающим истощением больного – живот увеличен в объеме вследствие скопления пищевого хамуса в просвете кишечника, метеоризма

47 Синдром печеночной недостаточности Характеристика: – глубокие нарушения функций печени (при 75-80% поражений паренхимы) – Острая недостаточность развивается чаще у детей раннего возраста при вирусном гепатите, отравлениях гепатотропными ядами – Хроническая недостаточность является терминальным исходом хронических заболеваний печени Клиническая симптоматика: – проявляется нарушением поведения больного, сонливостью, реже возбуждением и беспокойством. По мере развития этого синдрома больной впадает в коматозное состояние, наблюдаются патологические формы дыхания – усиливается желтуха, увеличивается гипербилирубинемия – изо рта, от пота и мочи, ощущается сладковатый запах, связанный с выделением метилмеркаптана – Все печеночные пробы резко нарушены

48 Синдром эндогенной желтухи Характеристика: – у новорожденных желтушность кожи появляется при увеличении содержания билирубина более 68,4-85,5 мкмоль/л на фоне патологии гепатобилиарной системы, гемолитическом разрушение эритроцитов (гемолитическая желтуха новорожденных) – у детей старше года желтушность обнаруживается, если уровень билирубина превысит 20,5-34,2 мкмоль/л Клиническая симптоматика: – раньше всего у детей окрашиваются склеры, нижняя поверхность языка, небо – обязательным является окрашивание каловых масс

49 Синдром экзогенной желтухи Характеристика: – обусловлен потреблением большого количества продуктов, содержащих красящие вещества (морковь,апельсины, мандарины, хурма) или медикаментов – характерен для детей первых пяти лет жизни из-за замедления разрушения и элиминации красящих веществ Клиническая симптоматика: – отсутствие окрашивания склер, цвета кала при экзогенной желтухе – нормальный уровень билирубина при биохимическом исследовании крови

50 ЛИТЕРАТУРА Пропедевтика детских болезней // Под ред. Мазурин. А.В. – 1999 г. – Гэотар «Медицина» Детские болезни // Под ред. Шабалова Н.В. – 2000 г – «Гэотар-Медицина» Педиатрия // Сергеева К.М -.Санкт- Петербург, 2007 «Питер».