Обж профилактика вич инфекций

Обж профилактика вич инфекций

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные понятия, способ распространения, меры профилактики ВИЧ-инфекции.

В 1981 г. в США стали появляться сообщения о новом, ранее неизвестном заболевании, которое вызывает серьезные осложнения и нередко заканчивается смертью. В результате интенсивных научных исследований, проводившихся во Франции и США, вскоре было установлено, что данная болезнь имеет вирусную природу. Она получила название синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Вирус, вызывающий эту болезнь, получил название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).

ВИЧ поражает те клетки нашего организма, которые предназначены для борьбы с вирусной инфекцией. Заражение вирусом нарушает работу иммунных механизмов. В результате патогенные возбудители выходят из-под контроля и могут вызвать опасные инфекционные заболевания. Раковые клетки, которые ранее уничтожались иммунной системой, теперь получают возможность беспрепятственно распространяться по всему организму. Кроме того, вирус СПИДа способен поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства. Первые признаки заболевания похожи на симптомы других болезней. Наиболее часто встречается быстрая утомляемость, ночная потливость, быстрая потеря веса, поносы, упорный кашель. Лекарств против СПИДа нет, имеющиеся препараты лишь продлевают состояние ВИЧ-ин-фицированности, не давая человеку заболеть СПИДом и погибнуть.

СПИД практически всегда передается следующим образом:

• при половом контакте с инфицированным человеком;

• через недостаточно простерилизованные медицинские инструменты или иглы шприцев, которыми пользовались наркоманы;

• при переливании инфицированной крови или применении препаратов, приготовленных на ее основе;

• у значительной части инфицированных беременных женщин вирус может передаваться плоду через плаценту.

Наиболее важными способами профилактики СПИДа являются следующие:

• ведите упорядоченную половую жизнь, избегайте сексуальных контактов с людьми, которые имеют много половых партнеров и которых вы можете подозревать в злоупотреблении внутривенными инъекциями;

• прежде чем вступить в интимные отношения, хорошо узнайте человека;

• пользуйтесь презервативами, далее если в этом нет необходимости для предотвращения зачатия;

• никогда не пользуйтесь общими иглами для инъекции и другими инструментами, повреждающими кожу;

• при необходимости использовать донорскую кровь или препараты, приготовленные на ее основе, убедитесь в том, что они проверены на присутствие вируса;

ВИЧ, СПИД и их профилактика

СПИД — неизлечимое заболевание, которое вызывается ВИЧ-инфекцией. Болезнь быстро распространяется и проникает во все социальные слои населения. В особой группе риска — подростки и молодые люди, вступающие во взрослую жизнь. Поэтому эта тема включена в школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности.

Чтобы не заболеть этой страшной болезнью, нужно быть информированным о её причинах, способах распространения и предотвращения. Об этом и пойдёт речь в нашем сообщении.

История появления СПИДа

Первые заболевшие СПИДом были выявлены в 1981 году в США. У пациентов развивались серьёзные заболевания на фоне крайне ослабленного иммунитета. Причина — неизвестный до тех пор вирус. Существует несколько гипотез его появления. По одной из них считается, что очагом распространения является Африка, поскольку такой же вирус был обнаружен у местных обезьян.

Сейчас количество ВИЧ-инфицированных на Земле — более 65 млн. человек. Свыше 25 млн. уже умерли от последствий болезни. В России этим вирусом заражено около 0,8% населения. Сколько людей живут с ВИЧ-инфекцией и не знают об этом — неизвестно.

С тех пор, как медики научились диагностировать СПИД, эта болезнь унесла более 25 миллионов жизней.

Что такое ВИЧ

Вирусы — это микроскопические биологические объекты, которые являются паразитами. Они могут размножаться только при попадании в клетку живого организма. Некоторые из них безвредны для здоровья человека. Другие являются причиной различных заболеваний.

К таким опасным вирусам относится ВИЧ — вирус иммунодефицита (низкого иммунитета) человека. Он вызывает болезнь СПИД — синдром приобретённого иммунного дефицита. ВИЧ проникает в клетки иммунной системы человека и постепенно разрушает их. Организм больного не может справиться даже с самой лёгкой простудой. Любой сквозняк для него потенциально опасен.

Вирус ВИЧ поражает клетки иммунной системы человека.

Как развивается болезнь

Выделяют пять стадий заболевания:

  1. Первая — инкубационный период, который длится от 3 недель до 6 месяцев. Вирус не обнаруживается анализами, никакие болезненные симптомы не проявляются.
  2. Вторая — стадия первоначальных проявлений, которые обычно принимают за незначительные простудные заболевания.
  3. Третья — также протекает бессимптомно. Инфицированный не замечает никаких изменений, но вирус уже разрушает иммунную систему.
  4. Четвёртая — стадия вторичных заболеваний вследствие угнетённой иммунной системы. Больному часто требуется госпитализация и лечение в условиях стационара.
  5. Пятая — катастрофически низкий уровень иммунитета может привести к гибели человека от любой незначительной инфекции.

В России на март 2017 года было зарегистрировано 1 103 150 ВИЧ-больных.

Пятая стадия и называется СПИДом. Вирусоноситель может долго не болеть и даже не подозревать об этом, но при этом заражать других людей. Период развития болезни от заражения ВИЧ до последней стадии СПИД может длиться до 15 лет. Это произойдёт быстрее, если человек подрывает иммунитет ещё и другими способами — курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Способы заражения и распространения

Возможны только три пути инфицирования:

  1. Через сексуальный контакт. Использование презерватива существенно сокращает риск заражения, но не исключает его полностью.
  2. При попадании в организм заражённой крови:
  • через нестерильные шприцы и инструменты (при приёме наркотиков внутривенно, нанесении татуировок и пирсинга, врачебных манипуляциях);
  • в открытые раны и язвы.
  1. От заражённой матери новорождённому или грудному ребёнку.

По статистике ВИЧ-инфекция чаще всего передаётся при половым контакте. На втором месте — наркомания.

Люди, принимающие наркотики, больше всего подвержены риску заболеть.
Фото: flickr.com/AndréHofmeister

Вирусом невозможно заразиться воздушно-капельным путём (при кашле или чихании). Бытовые контакты с инфицированным человеком безопасны, потому что ВИЧ не передаётся через:

  • еду и питье;
  • ванну и бассейн;
  • прикосновения;
  • бытовые приборы, посуду, одежду;
  • укусы насекомых или животных.

Анонимное проведение тестов помогает выявить ВИЧ-носителей. Чем раньше это будет сделано, тем больше их шансы продлить свою жизнь. Достижения современной медицины и поддерживающая терапия позволяют человеку с ВИЧ-инфекцией вести полноценный образ жизни долгое время. Однако лекарства для полного выздоровления или вакцины до сих пор нет.

Врачи всего мира работают над созданием лекарства от СПИДа.
Фото: flickr.com/AIDSVaccine

На уроках ОБЖ рекомендуется проводить откровенные обсуждения этой темы. Это особенно важно для подростков, которые находятся в стадии полового созревания. Полная ответственность за свои поступки — самая лучшая профилактика такого смертельно опасного заболевания, как СПИД, и многих других.

Профилактика ВИЧ-инфекции

Общие сведения

Согласно статистике, наибольшее число заражений ВИЧ в мире происходит половым путем и при инъекциях наркотиков — то есть в процессе поведения, которое человек в большинстве случаев может изменять и контролировать по собственной воле.

Профилактика ВИЧ при половых контактах

Если половые партнеры хотят быть полностью уверены в отсутствии риска заражения, они оба должны обследоваться на ВИЧ. Если партнеры не обследованы на ВИЧ или один из них инфицирован, при половых контактах следует использовать презервативы. Согласно исследованиям, латексные презервативы не пропускают частицы вирусов и при постоянном и правильном использовании снижают риск передачи ВИЧ на 80-95 %. Неэффективность презервативов чаще всего бывает обусловлена их повреждением или использованием не на всем протяжении полового акта. Помните, что в качестве смазки не следует использовать кремы на основе вазелина, так как они снижают прочность презервативов. Следует понимать, что риск заражения существует при любых формах половых контактов, сопряженных с попаданием спермы, влагалищного секрета и других биологических жидкостей на слизистую ротовой полости, половых органов или поврежденную кожу.

Профилактика ВИЧ у наркоманов

Лучший способ профилактики ВИЧ-инфекции у инъекционных наркоманов отказ от этого пагубного пристрастия. Если отказ от применения наркотических средств невозможен, следует избегать использования общих игл и шприцев. Согласно статистике, внедрение на Западе программ обмена игл и шприцев привело к значительному снижению заболеваемости ВИЧ-инфекцией у наркоманов, но при этом не вызвало роста употребления наркотиков.

Профилактика ВИЧ у детей ВИЧ позитивных родителей

ВИЧ-позитивным женщинам и мужчинам перед принятием решения о беременности следует в обязательном порядке проконсультироваться со своим лечащим врачом. Помните, что существует целый ряд способов предотвратить заражение ВИЧ-негативного партнера (набор для самостоятельного оплодотворения, очистка спермы, ЭКО). Беременность должна контролироваться квалифицированным акушером-гинекологом. Современные методы медицинского вмешательства помогают снизить риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку практически до нуля.

ВИЧ-позитивным женщинам, как правило, рекомендуют продолжать прием противовирусных препаратов во время беременности. Решение о способе родоразрешения роженица принимает совместно со своим врачом. Чаще всего рекомендуется проведение Кесарева сечения.
Поскольку ВИЧ передается через грудное молоко, ВИЧ-инфицированным матерям рекомендуется отказаться от кормления грудью.

Профилактика ВИЧ-инфекции при проведении медицинских манипуляций

Современные методы стерилизации, а также использование одноразовых инструментов и игл для инъекций сводят к минимуму вероятность заражения ВИЧ при медицинских манипуляциях. Проверка всей донорской крови позволила значительно снизить риск передачи ВИЧ при переливании препаратов крови. В настоящее время риск заражения при переливании крови и ее компонентов составляет всего 0.0002%.

Создание вакцины

Особенностью ВИЧ является его генетическая изменчивость. Именно поэтому создание вакцины против ВИЧ представляет собой крайне сложную задачу, решить которую исследователям пока не удалось.

Урок ОБЖ в 11-м классе по теме: «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий»

Цель:

  • сформировать представления о болезни века;
  • познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;
  • выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование:

  • бумага для записи,
  • фломастеры,
  • листы с надписями:
    • минимальный риск,
    • максимальный риск,
    • риск отсутствует,
  • карточки с видами поведения,
  • плакат.

Оформление доски: плакат «СПИД – плата за беспечность».

Телефоны службы доверия, где можно получить анонимное консультирование и информацию об обследовании на ВИЧ в нашем округе.

I. Организационный момент

Учащиеся садятся в два полукруга. Мальчики и девочки отдельно.

II. Объяснение нового материала

В – вирус (крошечный микроорганизм, микроб)
И – иммунодефицита
Ч – человека

С – синдром (картина болезни)
П – приобретённого (полученного при заражении)
И – иммуно (невосприимчивость, т.е. защита от инфекций)
Д – дефицита (недостаток, недостаточное количество)

Слово учителя: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СПИД уже унёс свыше 22 миллионов жизней.
До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ.
Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана:

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека.

2-я гипотеза – вирус мог приспособится к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса.

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия.

Другие публикации:  Аргентинские молодежные сериалы

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток– защитников организма внедряется опасный микроб (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы (которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев–возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Всемирная эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека, является в истории человечества крупнейшим событием xx века, которое можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами, как по числу жертв, так и по ущербу, который она наносит обществу.

СПИД впервые был зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет гомосексуальной ориентации. Затем стали выявлять и у представителей других слоёв населения (наркоманы, проститутки). В России о первом случае заражения официально объявлено в 1987 году (молодая жительница Санкт-Петербурга). ЯНАО –1995 г.

С 1989 г. в России началась организации территориальных и региональных центров по профилактики и борьбе со СПИДом.

Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы:

  • Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.
  • Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).
  • Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими?

Упражнение

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросам опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

Слово учителя: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (Схема рисуется на доске)

– Когда мы рискуем заразиться ВИЧ. Пути передачи.
С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передаётся исключительно от человека к человеку.
Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни.

Заражение вирусом может произойти только в том случае, если ВИЧ, имеющийся в некоторых жидкостях зараженного человека, попадает в кровь другого человека. ВИЧ содержится в большом количестве в крови, сперме и вагинальном секрете. Вирус сохраняет свою жизнеспособность годами, а в замороженной сыворотке и сперме до десяти лет.

Вопрос к учащимся: Можно ли заразится вирусом ВИЧ в косметическом или стоматологическом салоне?

К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями:

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

При половом пути передачи инфекции особенно высок риск заражения при гомосексуальных контактах (возбудитель с семенной жидкостью проникает непосредственно в кровоток полового партнера через микротравмы в слизистой оболочке прямой кишки).
При гетеросексуальных половых контактах, риск заражения женщины от мужчины примерно в два раза выше, чем мужчины от женщины. У женщины при незащищённом половом акте в организм попадает большое количество вируса, содержащегося в семенной жидкости у мужчины. Площадь поверхности, через которую может проникать вирус значительно больше (слизистая оболочка влагалища). Риск для женщины возрастает при наличии ЗППП, эрозии шейки матки, воспаление слизистой оболочки, менструации. Частая смена половых партнёров резко увеличивает опасность заражения.

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;
– переливание не обследуемой крови;
– медицинские манипуляции.

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– внутриутробно;
– во время родов;
– при грудном вскармливании.

Упражнение: «Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?»

Цель: закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ; выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.

  1. Учащиеся выбирают лидера – представителя для выступления на общем обсуждении в классе, а также для того, чтобы контролировать и анализировать ответы в группе. Лидер может быть добровольцем, или его выбирает группа.
  2. Каждой группе даются карточки, состоящие из 6–7 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ- инфицированным лицом, переливание крови, половой акт без презерватива и т.д.)
  3. Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий).
  4. На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).
  5. Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.
  6. После обсуждения в малых группах следует заслушать лидера каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Слово учителя. Клинические проявления болезни.

Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых.

У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) вес симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов.

Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых.

Однако через несколько лет у ВИЧ-инфицированные медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания.

Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания.

У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

Уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ):

  1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.
  2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.

Упражнение «Легенда о Чингисхане».

Цель: напомнить учащимся о том, как важно прислушиваться к предостережениям людей, которые способны более правильно, чем они, оценивать те или иные ситуации, особенно в сфере межличностных отношений.

Учащимся зачитывает текст легенды о Чингисхане и Соколе, которая в образной форме дает учащимся представление о трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у собственных желаний.

Легенда

“. Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Он много воевал и покорил много стран, так что его империя простерлась от Восточной Европы до Японского моря.
Однажды Хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее.
День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этом лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху.
Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли. Чаша стала медленно наполняться.
Хану не терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, как вдруг что-то стремительное пронеслось в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю.
Пораженный, Хан поднял голову и увидел Сокола, своего любимца, который перелетал с дерева на дерево с гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполниться лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, но тут Сокол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой.
Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью.
Устремив гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду! 1 ‘ Он нагнулся, чтобы поднять с земли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!»
Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «Если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, – сказал он соколу, – поплатишься жизнью!»
Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднёс чашу к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Сокол упал к ногам хозяина и, не сводя с него полных любви глаз, истек кровью.
«Ты получил то, что заслужил”, – сказал «Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камней свою чашу. Но чаша завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать.
«Ничего, – подумал Хан. – Я все равно утолю жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику».
И хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом верху он, наконец, увидел небольшое озерцо и в нетерпении бросился к нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, чтобы убить человека.
Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному соколу, лежащему на земле далеко внизу, «Этой птице я обязан жизнью, –подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его».
Хан пустился бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложил в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой.”

Другие публикации:  Вакцина от гепатита для новорожденных

Вопросы к учащимися для обсуждения:

  • Какое отношение они имеют к нам?
  • Какие уроки можно извлечь из этой легенды?
  • А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей?
  • Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?

Слова учителя: Для того чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которым мы доверяем.

Упражнение “Границы дозволенного”

Цель: развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.

Ситуация.

Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание(отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает.
Ситуация разыгрывается между представителем от мальчиков и девочек. Мальчик настаивает на отношениях, девочка– отказывает. Обсуждение ситуации.

Слова учителя: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

III. Закрепление изученного

В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

IV. Анализ урока

Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.

V. Домашнее задание

Написать письмо необычному “адресату”– вирусу иммунодефицита человека. Что вы можете сообщить ему? (О его «завоеваниях», «победе» над какими людьми). Что вы еще хотите рассказать ему? Знаете ли вы количество пострадавших от него ребят в нашем городе? С чем связано развитие ВИЧ-эпидемии?
В послании рекомендуйте написать, что человечество одержит над ним победу (ученые разработают против него защитную прививку (вакцину) или эффективные лекарства). Будет ли «символическое послание» серьезным или шуточным – остается на усмотрение ребят.

Литература

  1. Санитарное просвещение в школе в отношении профилактики СПИДа и болезней, передаваемых половым путём: Руководство ВОЗ, Юнеско, 1994 год.
  2. Ананьев В.А. “Легальные и нелегальные наркотики”– практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: Издание 2, переработанное и дополненное С-Пб ГМНПП “Иматон”, 2000 год.
  3. А.А.Быков, Е.Н.Худяков, Н.В.Бочкарёва, Н.В.Шокурова “Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа” учебно-методическое пособие для учителей ОУ: Издание “Практика-М” г. Самара, 2002 г.
  4. СПИД. Современные представления – пособие для учителей, г. Ноябрьск, 2002 год.

План-конспект урока по ОБЖ (11 класс) по теме:
Урок «Вич инфекция и СПИД»

Урок ОБЖ 11 класс

Тема урока: «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий».

Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.

  1. Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  3. Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  4. Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  5. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Учитель: (слайд 2) В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения.

(3-ий слайд) Давайте расшифруем

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за последние пять смертность от СПИДа в мире сокращается. Согласно данным исследования, опубликованного специалистами Объединенной программы ООН, в период с 2005 по 2010 год число летальных исходов в результате данного заболевания снизилось на 21%. К 2010 году было зафиксировано 1,8 миллиона летальных случаев в результате ВИЧ-инфекции. При этом общее число ВИЧ-инфицированных в мире растет: согласно отчету ООН, в 2010 году их число составляло 34 миллиона человек, что превышает показатель десятилетней давности на 17%.

Предварительный просмотр:

Хохрина Ольга Викторовна МБОУ СОШ №32 г.Южно-Сахалинска

Урок ОБЖ 11 класс

Тема урока: «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий».

Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.

  1. Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  2. Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  3. Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  4. Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  5. Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Учитель: (слайд 2) В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря. В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения.

(3-ий слайд) Давайте расшифруем

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за последние пять смертность от СПИДа в мире сокращается. Согласно данным исследования, опубликованного специалистами Объединенной программы ООН, в период с 2005 по 2010 год число летальных исходов в результате данного заболевания снизилось на 21%. К 2010 году было зафиксировано 1,8 миллиона летальных случаев в результате ВИЧ-инфекции. При этом общее число ВИЧ-инфицированных в мире растет: согласно отчету ООН, в 2010 году их число составляло 34 миллиона человек, что превышает показатель десятилетней давности на 17%.

До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана.

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека.

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса.

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия.

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Сообщение учащегося. Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние. Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне. Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики (показ 8-го слайда).

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Сообщение учащегося. СПИД впервые был обнаружен и зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет гомосексуальной ориентации. Затем стали выявлять и у представителей других слоёв населения (наркоманы, проститутки). Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита). Как только клиническая картина нового заболевания была описана в медицинской литературе, стали приходить сообщения о больных в других странах. Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году. Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2). В России о первом случае заражения официально объявлено в 1987 году (молодая жительница Санкт-Петербурга).

Другие публикации:  Что делать если у меня синдром туретта

Учитель. (Слайд 9) Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы:

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими? (вызываются несколько учащихся)

Упражнение: Предлагаю вам ситуацию для всех. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.

– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?

– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;

– переливание не обследуемой крови;

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– при грудном вскармливании.

Упражнение: «Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?» (учащиеся делятся на три группы): каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.).

Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий).

На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).

Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.

После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

В РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ) (показ 17 – 18-го слайда):

Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.

Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.

Упражнение : “Границы дозволенного”.

Ситуация: Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание (отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает. Обсуждение ситуации.

Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

III. Закрепление изученного материала.

В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

  1. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?(выслушиваются все варранты).

До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

  1. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

АнтиСпид — препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

  1. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы Администрацией для профилактики распространения ВИЧ-инфекции?

Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

IV. Анализ урока

Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно.

СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.

СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

V. Домашнее задание: подготовить задание по темам: «СПИД. Симптомы, причины, способы заражения, лечение, профилактика»,

“Жизнь без вредных привычек” в форме: в виде рисунка, мини-презентации, который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы.

Обучающая цель: ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, .

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – КОНФЕРЕНЦИИПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья. Инфекционные болезни с кур.

Презентация для бесед с учащимися.

ознакомить с информацией о ВИЧ/СПИДе, повысить мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД и способов действия, системы научных .

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.