Особенности сестринского процесса при вич инфекциях

«Медицинский сектор»

Вопросы инфекционной безопасности

Сестринский уход при ВИЧ-инфекции.

Сестринский уход при ВИЧ-инфекции, СПИДе.

Нарушенные потребности пациента: пить, есть, выделять, общаться, работать, поддерживать температуру тела, безопасности.

Проблема пациента: высокий риск условно-патогенных инфекций.

Цели ухода: риска инфекций уменьшится при условии соблюдения пациентом определенных правил.

План сестринских вмешательств:

1.Соблюдать санитарно-противоэпидемический режим в палате (дезобработка, кварцевание, проветривание).

2.Обеспечить полноценным ночным сном не менее 8 часов.

3.Обеспечить полноценным питанием (белки, витамины, микроэлементы).

4.Побеседовать с пациентом и дать ему рекомендации.

· избегать контакта с инфекционными больными, посетители с респираторными инфекциями должны одевать маски;

· избегать скопления людей;

· избегать контакта с биологическими жидкостями другого человека;

· не пользоваться общими бритвами;

· регулярно принимать душ с использованием антибактериального мыла;

· мыть руки после туалета, перед едой и приготовлением пищи;

· не трогать руками глаза, нос, рот;

· соблюдать гигиену полости рта;

· следить за чистотой ногтей на руках и ногах;

· уменьшить контакт с животными, особенно больными, тщательно мыть руки после общения с животными;

· тщательно мыть и очищать продукты питания, тщательно варить мясо, яйца, рыбу, избегать соприкосновения приготовленной и неприготовленной еды, не пить сырую воду;

· делать прививки от гриппа;

· осуществлять контроль за температурой, ЧДД пациента;

· научить пациента следить за симптомами ВИЧ-заболевания – лихорадка, ночное потение, недомогание, кашель, одышка, головная боль, рвота, диарея, поражения кожи;

· обучить принятию антиинфекционных и специальных превентивных лекарств, избегать принятия иммуносупрессивных лекарств.

Проблема пациента : трудности в приеме пищи из-за поражения слизистой рта.

Цели ухода : пациент будет принимать необходимое количество пищи.

1.Исключить очень горячую и холодную, кислую и острую пищу.

2.Включить в рацион мягкую, влажную, высокобелковую и витаминизированную пищу.

3.Полоскать рот перед приемом пищи 0,25% раствором новокаина, после еды кипяченой водой или раствором фурацилина.

4.Рассказать об альтернативных методах питания (через зондовую трубку, парентеральное питание).

5.Для чистки зубов использовать мягкие зубные щетки, исключающие травматизацию десен.

6.Использовать по назначению врача антиинфекционные лекарства (местное и общее лечение).

Проблема пациента : диарея, связанная с оппортунистическими инфекциями, побочным эффектом лекарств.

Цели ухода : диарея уменьшится.

1.Оценить, какая пища приводит к усилению или уменьшению диареи, и откорректировать диету.

2.Обеспечить диетой, богатой протеином и калориями, с низким содержанием пищевых волокон.

3.Обеспечить достаточный прием жидкости (вода, соки, растворы электролитов).

4.Применять меры инфекционной предосторожности при приготовлении и приеме пищи.

5.Обеспечить своевременный прием назначенных врачом противодиарейных средств.

6.Обеспечить уход за кожей в перианальной области: помыть после каждого испражнения теплой водой с мылом, просушить ее, с тем, чтобы предупредить разрыв ослабленных кожных покровов. Нанести смягчающий крем на перианальную область для защиты кожных покровов.

7.Осуществлять контроль за весом, водным балансом, тургором тканей.

Проблема пациента : чувство подавленности, связанное с изменением внешности (саркома Капоши, потеря волос, веса и др.) и негативным отношением окружающих. Вариант: низкая самооценка.

Цели ухода : у пациента улучшится психическое состояние.

1.Позволить высказывать страхи об изменениях в образе жизни в обстановке поддержки и отсутствия осуждения.

2.Поощряйте родственников общаться с пациентом.

3.При необходимости, направлять пациента на консультацию к психотерапевту.

4.Обучить методам релаксации.

Проблема пациента : тошнота, рвота, связанная с оппортунистическими инфекциями, побочным эффектом лекарств.

Цели ухода : у пациента уменьшится тошнота, рвоты не будет.

1.Проветривание помещения с целью устранения запахов, вызывающих тошноту.

2.Дать рекомендации по диете: есть часто небольшими порциями, избегать горячей пищи, отказаться от еды с резким запахом и вкусом, пить за 30 минут до приема пищи, а не во время ее принятия, ест не спеша и отдыхать в течение 30 минут после еды в положении с приподнятой головой.

3.Обучить принимать средства, назначенные против тошноты, рвоты (лекарства даются за 30 минут до приема пищи).

4.Акцентировать внимание на необходимости тщательного ухода за полостью рта.

5.Обеспечить пациента стаканом с водой, емкостью для рвотных масс на случай возникновения рвоты и помочь пациенту при ее возникновении.

Проблема пациента : риск снижения массы тела.

Цели ухода : пациент будет получать адекватное количество пищи, его масса не будет снижаться.

1.Уточнить вкусовые пристрастия пациента и его антипатии в отношении еды.

2.Обеспечить пациента высокобелковым и высококалорийным питанием.

3.Рекомендовать родственникам приносить в больницу еду и напитки, которые могли бы стимулировать аппетит пациента.

4.Определять массу тела пациента.

5.Определять количество съеденной пищи при каждом приеме.

6.Консультация диетолога при необходимости.

Проблема пациента : нарушения познавательной способности.

Цели ухода : пациент будет адаптирован на уровне своих умственных способностей.

1.Оценить исходный уровень умственных способностей.

2.Говорить с пациентом спокойно, давайте ему не более одной инструкции одновременно и в случае необходимости повторить сообщаемую информацию.

3.Избегать разногласий с пациентом, так как это может привести к развитию у больного чувства беспокойства.

4.Предупредить возможные травмы путем удаления из окружающей пациента среды опасных факторов.

5.Использовать приемы, облегчающие запоминание, например, ассоциативные связи со знакомыми предметами, записи в календаре.

6.Обеспечить поддержку со стороны семьи и проинструктировать лицо, осуществляющее уход (семью), о выше указанных вмешательствах.

Инфекционные болезни и сестринское дело

9. Внутрибольничные инфекции

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «внутрибольничная инфекция (ВБИ) представляет собой любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания во время или после пребывания в больнице». К ВБИ относят также случаи заболевания, возникшие не только в результате пребывания пациента в больнице, но и вследствие инфицирования при проведении лечебно-диагностических процедур медицинским персоналом в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также на дому. По месту инфицирования различают внесенные, приобретенные и вынесенные из стационара ВБИ. Внутрибольничные инфекции во всем мире являются актуальной проблемой современной медицины. Не менее 5 % больных, поступающих в лечебные учреждения, подвергаются внутрибольничному заражению. В стационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки ВБИ.

Этиология. Возбудители в зависимости от степени патогенности делятся на облигатно-патогенные и условно-патогенные. Роль облигатно-патогенных микроорганизмов в возникновении ВБИ невелика. Так, в неинфекционных стационарах регистрируется несколько нозологических форм, вызванных этой группой возбудителей: вирусные гепатиты В, С, D, ВИЧ-инфекция, грипп и другие ОРВИ, герпетическая инфекция, острые кишечные вирусные инфекции. Наиболее часто возбудителями ВБИ являются условно-патогенные микробы: золотистый и эпидермальный стафилококки, стрептококк, энтерококк, клебсиелла, эшерихии, энтеробактер, протей и др.

Особенно велика в этиологии ВБИ роль госпитальных штаммов возбудителей, которые отличаются от негоспитальных высокой патогенностью, полирезистентностью к антибиотикам и химиопрепаратам, более высокой устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды (высушиванию, действию ультрафиолетовых лучей, дезинфицирующих средств). Появлению резистентных к антибиотикам штаммов возбудителей способствует их нерациональное применение.

Эпидемиология. Источниками госпитальной инфекции могут быть:

• медицинский персонал и носители госпитальных штаммов возбудителей, страдающие некоторыми инфекционными заболеваниями (грипп, диарея, гнойничковые поражения кожи), но продолжающие работать;

• больные со стертыми формами заболеваний;

• больные с чистыми ранами, являющиеся бактерионосителями вирулентных штаммов стафилококка;

• грудные дети с соматической патологией, выделяющие патогенные штаммы кишечной палочки.

В условиях УЗ действуют естественные («классические») механизмы передачи инфекции: воздушно-капельный, фекально-оральный, контактный и гемоконтактный (вирусные гепатиты В, С, D, ВИЧ-инфекция).

Искусственный (артифициальный) путь передачи возбудителей в УЗ обусловлен нарушением режима стерилизации и дезинфекции медицинских инструментов, приборов, несоблюдением персоналом правил асептики, введением пациентам инфицированных препаратов крови.

В связи с широким использованием в обследовании и лечении больных инвазивных вмешательств участились случаи инфицирования пациентов в результате повреждения целости слизистых оболочек и кожных покровов при использовании зараженных инструментария и аппаратуры.

Распространению ВБИ способствует:

• создание крупных больничных многопрофильных центров с большой плотностью пациентов и медицинского персонала, постоянно и тесно общающихся между собой;

• формирование мощного искусственного фактора передачи инфекции, связанного с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностическими процедурами;

• постоянное присутствие источников инфекции (больные и медперсонал – носители возбудителей, а также больные со стертыми формами заболеваний);

• формирование госпитальных штаммов возбудителей с высокой патогенностью и полиантибиотикорезистентностью;

• врожденный и приобретенный иммунодефицит у больных.

Наиболее доступно и полно клинико-эпидемиологическая характеристика ВБИ представлена А. П. Красильниковым и А. И. Кондрусевым (табл. 9.1).

Классификация внутрибольничных инфекций

Клиника. ВБИ, обусловленные облигатно-патогенными возбудителями (вирусные гепатиты, дизентерия, грипп, корь и др.) имеют соответствующую («классическую») клиническую картину и довольно легко распознаются практическими врачами. Больные госпитализируются после выявления ВБИ в инфекционные стационары.

Основную проблему современной практической медицины составляют ВБИ, вызванные условно-патогенными микроорганизмами.

Предрасполагающими факторами ВБИ являются:

• ослабление макроорганизма основным заболеванием, различными диагностическими процедурами, сложными оперативными вмешательствами;

• длительное пребывание больных в стационаре;

• чрезмерное применение антибиотиков, которые изменяют биоценоз кишечника, снижают иммунологическую резистентность организма, способствуют формированию антибиотикоустойчивых штаммов;

• широкое применение глюкокортикостероидов, снижающих резистентность организма;

• госпитализация большого количества людей пожилого возраста, особенно хронических больных, которые являются источником ВБИ;

• пребывание в стационаре детей до одного года.

В зависимости от распространенности патологического процесса различают локализованные и генерализованные формы ВБИ.

Локализованные формы – инфекции кожи и подкожной клетчатки, респираторные заболевания (бронхит, пневмония), инфекции глаз (конъюнктивит, кератит), ЛОР-инфекции (отит, ринит, синусит), инфекции пищеварительной системы (гастроэнтерит, энтерит, колит), уроинфекции (пиелонефрит, цистит, уретрит) и др.

Генерализованные формы, сопровождающиеся бактериемией и вирусемией, наиболее часто возникают у пожилых лиц, а также у детей грудного возраста и протекают атипично. Так, недоношенные новорожденные и дети грудного возраста болеют ОКИ, обусловленными энтеро-патогенными кишечными палочками, стафилококками, сальмонеллами, синегнойной палочкой. Особенно опасна ассоциация условно-патогенных микробов (стафилококк + протей + синегнойная палочка), что вызывает развитие очень тяжелых деструктивно-некротических энтероколитов с парезом кишечника и симптомами динамической непроходимости. Из группы инфекций дыхательных путей в стационарах наиболее часто встречаются грипп, ОРВИ, стафилококковые поражения легких.

Другие публикации:  Боль в горле при ветрянке лечение

Лица пожилого возраста особенно предрасположены к развитию пневмонии. Клиника пневмонии у них может широко варьировать от таких типичных симптомов, как лихорадка, озноб, кашель с мокротой, до более слабых и неясных, как, например, недомогание и спутанность сознания. Выделение мокроты, как и лихорадка, в разгаре заболевания может отсутствовать или быть минимальным. Физикальное обследование также иногда не дает никаких результатов.

Диагностика. ВБИ, вызванные облигатно-патогенными микроорганизмами, диагностируется с учетом клинической картины, эпиданамнеза (контакт с больными, групповой характер заболеваний) и лабораторных данных. При выявлении ВБИ, вызванных условно-патогенной флорой, следует учитывать длительность пребывания больных в стационаре и другие отягощающие факторы (возраст пациента, тяжесть основного заболевания, ухудшение состояния больного на фоне длительной неэффективной терапии). Для бактериологического подтверждения диагноза имеет значение массивность роста микроорганизма, повторный высев.

Лечение. Терапия ВБИ представляет большие трудности, так как заболевание развивается в ослабленном организме, отягощенном основной патологией. В каждом конкретном случае должен быть индивидуальный подход к лечению. Антибактериальные препараты и их комбинации выбирают с учетом чувствительности микробов к ним. Большое внимание необходимо уделять иммунному статусу пациента и при необходимости использовать иммуностимуляторы (тимоген, тималин, Т-активин, метил-урацил, натрия нуклеинат и др.).

Профилактика. Ответственность за организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при ВБИ возлагается на главного врача УЗ. Для координации работы в каждом стационаре создается постоянно действующая комиссия под руководством заместителя главного врача по медицинской части. Основные функции этой комиссии – контроль регистрации и учета госпитальных инфекций, проведение мероприятий по их профилактике. Комиссия работает в контакте с санэпидслужбой.

Мероприятия по предупреждению заноса ВБИ в стационар ведутся всеми подразделениями УЗ. При направлении пациента в стационар врач помимо диагноза и паспортных данных должен отразить следующие сведения:

• наличие контакта с инфекционными больными;

• сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях;

• сведения о пребывании пациента за пределами постоянного места жительства.

В приемном отделении необходимо соблюдать меры, предупреждающие занос инфекции в стационар, а именно:

• индивидуальный прием больного;

• тщательный сбор эпиданамнеза;

• полный осмотр больного для установления диагноза;

• при необходимости – использование параклинических методов обследования больного.

После установления диагноза инфекционного заболевания или при подозрении на него больного необходимо немедленно изолировать и заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании».

При госпитализации детей основное внимание следует обратить на профилактику заноса в стационар летучих воздушно-капельных инфекций (корь, ветряная оспа, паротитная инфекция и др.). Поэтому обязательно выясняются сведения о перенесенных вышеперечисленных инфекциях, которые редко возникают повторно, о сделанных ранее профилактических прививках, наличии контакта с инфекционными больными по месту жительства и в детских коллективах.

Даже при идеальной работе приемного отделения возможен занос инфекций в любой стационар пациентами с заболеваниями в инкубационном периоде, носителями инфекции, больными со стертыми формами болезни. В связи с этим лечебные отделения должны быть готовы к организации мероприятий по локализации очага и предотвращению распространения инфекционного заболевания в стационаре.

С целью профилактики заноса инфекций в стационар работающим в нем персоналом, особенно медицинскими сестрами, проводятся следующие мероприятия:

• осмотр и лабораторное обследование вновь поступающих на работу;

• периодический врачебный и лабораторный контроль постоянно работающих лиц;

• смена персоналом домашней одежды и обуви на рабочую перед началом работы в отделении;

• инструктаж по проведению санитарно-противоэпидемического режима и периодическая сдача норм санитарного минимума;

• строгое закрепление персонала за отделением;

• проведение профилактических прививок по показаниям (против вирусных гепатитов, дифтерии).

Для устранения артифициального пути передачи возбудителей ВБИ особое значение имеет тщательное обеззараживание в ЦСО медицинского инструментария, перевязочного материала и т. п. По возможности следует использовать инструментарий одноразового применения (шприцы, иглы, системы для переливания крови и растворов). При проведении парентеральных манипуляций медицинская сестра помимо спецодежды должна использовать резиновые перчатки, маску. При загрязнении кровью или другой биологической жидкостью рук медицинской сестрой проводится их обработка дезинфектантами и мытье водой с мылом.

Медицинские сестры, имеющие по роду своей деятельности контакт с кровью или ее компонентами, подлежат обследованию на HBsAg и анти-ВГС и вакцинации против вирусного гепатита В вакциной Энджерикс В.

Распространению инфекционных заболеваний в стационаре препятствует также соблюдение санэпидрежима, тщательное выполнение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. Важную роль в профилактике ВБИ играют меры по сокращению числа медицинских инвазионных вмешательств и гемотрансфузий.

Комплексность подхода к вопросам профилактики ВБИ должна определяться тесным сотрудничеством клиницистов и эпидемиологов.

Контрольные вопросы и задания

1. Что включает понятие ВБИ?

2. Какими возбудителями вызываются ВБИ?

3. Кто является источником инфекции при ВБИ?

4. Каков механизм заражения при ВБИ?

5. Что способствует распространению ВБИ?

6. Перечислите предрасполагающие факторы ВБИ.

7. Назовите клинические проявления ВБИ.

8. Перечислите меры профилактики ВБИ на догоспитальном и госпитальном этапах.

9. Назовите меры профилактики ВБИ, осуществляемые медперсоналом.

10. Сестринский процесс при инфекционных болезнях

В настоящее время изменилось представление о роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. В прошлом ее функции сводились к уходу за больными людьми, выполнению врачебных назначений. Медицинская сестра является помощником врача и постоянно находится рядом с больным человеком, поэтому именно она может оказать значительное влияние на ход выздоровления пациента. В связи с этим медицинская сестра должна владеть не только практическими навыками оказания помощи больному, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, знать не только физиологические, но и социально-психологические проблемы человека в условиях конкретной окружающей среды, творчески относиться к уходу за пациентами.

В последние годы в медицинскую практику вошло понятие «сестринский процесс». Сестринский процесс это научно обоснованный метод организации и практического осуществления медицинской сестрой обязанностей по обслуживанию пациентов.

Сестринский процесс состоит из следующих этапов:

1) сестринское обследование пациента;

2) определение проблем пациента;

3) планирование сестринской помощи;

4) реализация составленного плана;

5) оценка эффективности проделанной работы.

В центре внимания сестринского процесса находится больной человек с его социальными, психологическими и физиологическими проблемами.

Оформление всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской истории болезни (карте наблюдения и ухода за пациентом).

Сестринский процесс должен быть динамичным, и медицинской сестре необходимо своевременно реагировать на изменение потребностей пациента.

Согласно положениям, сформулированным В. Хендерсон (1966), существует 14 видов повседневной деятельности (потребностей) человека:

1) нормальное дыхание;

2) адекватные пища и питье;

3) нормальные физиологические отправления организма;

4) движение и активные позы;

6) выбор соответствующей одежды, одевание и раздевание;

7) поддержание температуры тела на нормальном уровне;

8) содержание тела в чистоте, забота о внешности;

9) способность избегать опасных факторов окружающей среды и не навредить другим;

10) общение с другими, выражение эмоций, нужд, страха и мнения;

11) сохранение соответствующих религиозных мнений;

12) работа, приносящая результаты;

13) игра или участие в других формах отдыха;

14) познание, открытие или удовлетворение любопытства, ведущие к нормальному развитию и здоровью, использование имеющихся средств для укрепления здоровья.

Изложенные положения об основных потребностях человека не являются однотипными в различных странах, они могут изменяться в зависимости от особенностей уклада жизни в конкретной стране.

Непременное условие сестринского процесса – совместное участие медицинской сестры и самого пациента в осуществлении ухода за ним, что должно быть направлено на быстрое восстановление независимости человека.

Исходя из вышеизложенных основных положений сестринского процесса, мы остановимся на его особенностях в клинике инфекционных болезней.

Первый этап сестринского процесса – обследование пациента. Оно начинается с выяснения паспортных данных и жалоб больного (не только констатация, но и детализация их). В анамнезе заболевания выясняется динамика болезни от появления первых симптомов до их исчезновения. Особое внимание уделяется эпидемиологическому анамнезу, направленному на выяснение источника инфекции и путей заражения пациента. Далее выявляются объективные данные: определение роста и массы тела, частоты пульса и дыхания, измерение температуры тела и АД, состояние кожных покровов и сознания, положение в постели, естественные отправления, суточный диурез и т. п. Проводится оценка психосоциальной обстановки, в которой находится пациент: его поведение, факторы риска, влияние окружающей среды на состояние здоровья. Анализируются результаты лабораторных исследований. Обследование пациента проводится в динамике болезни с обязательной фиксацией данных в медицинских документах – медицинской карте стационарного больного (история болезни), индивидуальной карте амбулаторного больного и особенно в сестринской истории (карте наблюдения и ухода).

Второй этап сестринского процесса – определение проблем пациента, которые подразделяются на настоящие (существующие) и потенциальные. Настоящие проблемы – это проблемы, существующие в данное время. Так, при лихорадочных заболеваниях с выраженным синдромом интоксикации (грипп, брюшной тиф, сыпной тиф) больного беспокоят общая слабость, озноб, головная боль, нарушение сна и сознания, мышечные и суставные боли. При острых кишечных инфекциях выражены снижение аппетита, тошнота, рвота, сухость во рту, дискомфорт в животе, диарея или запор и т. д. Среди множества проблем, обусловленных конкретным заболеванием, следует выделить приоритетные (первоочередные), которые без оказания помощи пациенту могут ухудшить его состояние. Так, без своевременного восполнения потерянной жидкости при холере у пациента развивается гиповолемический шок с падением сердечно-сосудистой деятельности; при менингококцемии в случае неадекватной этиопатогенетической терапии может развиться инфекционно-токсический шок.

Помимо вышеупомянутых проблем, связанных с физическим состоянием больных, возникают не менее важные проблемы психологического характера. Так, сам факт заболевания является большой психотравмой для пациента (боязнь заразить окружающих, страх перед болезнью и ее исходом, опасение потерять работу). Госпитализация в стационар волнует пациента не меньше: оторванность от родных, близких и коллег, смена домашней обстановки на больничную, боязнь заразиться в стационаре другими заболеваниями.

Другие публикации:  Инфекционный мононуклеоз у детей диета

Серьезные психологические проблемы появляются у больных ВИЧ-инфекцией. Так, при получении положительного ответа серологического исследования крови на ВИЧ-инфицированность у пациента появляется проблема развития процесса в дальнейшем. После установления диагноза психологические проблемы пациента усиливаются (с одной стороны – негативное отношение коллег, друзей и даже родственников, с другой – кажущееся чрезмерное внимание к человеку). В процессе заболевания (значительная потеря массы тела, кожные высыпания, сопутствующие заболевания, снижение памяти и т. д.) изменяется внешний вид больного, что также является беспокоящей его проблемой. Но основная проблема – знание исхода заболевания, что накладывает отпечаток на образ жизни пациента. Только грамотная медицинская сестра, знающая механизм развития патологического процесса при ВИЧ-инфекции, вместе с врачом может смягчить все проблемы пациента, возникающие на разных этапах болезни.

Одновременно с существующими проблемами следует обратить внимание на потенциальные проблемы, которые могут появиться в динамике заболевания. Например, у больного ботулизмом в первые дни пребывания в стационаре происходит значительное снижение остроты зрения (не может читать обычный печатный текст). Вследствие незнания патогенеза болезни у пациента появляется беспокойство за необратимость данного состояния. Чаще всего потенциальные проблемы возникают при развитии осложнений инфекционных болезней. Так, при тяжелых формах брюшного тифа в процессе болезни могут появиться пролежни, пневмония, перфорация язв кишечника и кишечное кровотечение. Медицинской сестре важно определить факторы, способствующие развитию этих состояний. Так, длительное нахождение пациента в постели в положении лежа способствует развитию застойной пневмонии и пролежней, а чрезмерная активность (нарушение положенного постельного режима) провоцирует перфорацию стенки кишечника и кишечное кровотечение. Потенциальные проблемы пациента можно предвидеть, только зная патогенез и клиническое течение инфекции.

На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра должна установить настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния больного, определить, что наиболее тяготит пациента, и в меру своей компетентности ликвидировать или уменьшить эти отклонения.

Оценка потребностей пациента проводится на основании целостного подхода к его личности с учетом физических, интеллектуальных, психологических, социальных и прочих факторов. Выявленное несоответствие потребностей пациента формируется как проблема (сестринский диагноз). Сестринский диагноз ни в коем случае не подменяет врачебный диагноз. Врачебный диагноз определяет нозологическую форму заболевания, а сестринский – особенности реакций пациента в связи с развитием данного заболевания.

Сестринский диагноз устанавливается только после обследования больного и выявления всех его проблем. В виде сестринского диагноза медицинская сестра дает описание реакций организма на фактические и потенциальные проблемы, возникающие у больного в ответ на развитие инфекционного заболевания, и устанавливает вероятные причины возникновения этих проблем.

Третий этап сестринского процесса – планирование сестринской помощи. Он включает:

• постановку целей (краткосрочных и долгосрочных);

• определение совместно с пациентом желаемых результатов ухода;

• определение типов сестринских вмешательств, необходимых пациенту (зависимых, взаимозависимых и независимых);

• планирование сестринских вмешательств;

• обсуждение с пациентом плана ухода;

• знакомство с планом ухода тех, кто осуществляет сестринский уход.

Постановка цели сестринского ухода дает эффект при индивидуальной работе с пациентом. Составление плана ухода определяется наличием стандартов сестринской практики. План должен иметь конкретные сроки реализации: короткие (не более 1 недели) и длительные (недели, месяцы).

Четвертый этап сестринского процесса – реализация составленного плана. Основным на этом этапе является выполнение типов сестринских вмешательств, необходимых пациенту (независимых, зависимых и взаимозависимых).

Независимое сестринское вмешательство – это действия медицинской сестры по собственной инициативе без прямых указаний со стороны врача. Так, медицинская сестра знакомит пациента с особенностями пребывания его в инфекционном стационаре, соблюдением необходимого санитарно-противоэпидемического режима, обучает пациента правилам личной гигиены, при поражении слизистых оболочек полости рта – методике их обработки. При кишечных инфекциях с обезвоживанием сестра обучает пациента приготовлению солевых растворов для оральной регидратации и правильному их использованию. При возникновении неотложных состояний (гипертермический синдром, инфекционно-токсический или анафилактический шок) медицинская сестра должна срочно определить основные проблемы пациента в экстремальной ситуации и оказать ему неотложную доврачебную помощь.

При выполнении независимых вмешательств между медицинской сестрой и пациентом должно быть взаимопонимание, взаимное доверие, что повышает уверенность пациента в выздоровлении.

Зависимое сестринское вмешательство заключается в выполнении назначений врача под его контролем. Это обеспечение приема лекарств, выполнение парентеральных инъекций с лечебной и диагностической целями (забор крови из вены для лабораторных исследований), подготовка пациента к диагностическим процедурам (люмбальной пункции, гастрофиброскопии, ректороманоскопии и др.), постоянный контроль за самочувствием пациента.

Взаимозависимое сестринское вмешательство заключается в совместной работе медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

Выполнение плана сестринских вмешательств документируется в карте сестринского ухода.

Пятый этап сестринского процесса – оценка эффективности проделанной работы, которая включает сопоставление достигнутого результата с запланированным, оценку эффективности проведенных вмешательств, критический анализ всех этапов сестринского процесса.

Все этапы сестринского процесса документируются в карте сестринского наблюдения и ухода.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение сестринского процесса.

2. Каковы основные потребности человека?

3. Перечислите этапы сестринского процесса.

4. В чем заключаются особенности первого этапа сестринского процесса?

5. Каково содержание второго этапа?

6. Назовите принципы построения сестринского диагноза.

7. Перечислите мероприятия третьего этапа сестринского процесса.

8. Каков объем работы на четвертом этапе?

9. В чем заключается пятый этап сестринского процесса?

Сестринский уход при ВИЧ/СПИД

Основная цель сестринского ухода — помочь пациенту максимально адаптироваться к своему состоянию с учетом выявленных проблем на протяжении всего периода ВИЧ и СПИДа.

Сестринские вмешательства направлены на решение как существующих, так и потенциальных проблем пациента со здоровьем.

Одна из проблем — психические нарушения на этапе сообщения диагноза ВИЧ-инфекции, которые могут протекать по типу психогенных реакций, таких как беспокойство о продолжительности жизни и ее качества, финансовой стабильности и занятости; опасения по поводу грядущего одиночества, ожидаемой социальной изоляции, сексуальной напряженности. Для пациента на этом этапе характерны состояние подавленности, тревоги, раздражительности при одновременной нерешительности и неуверенности.

Проблемы адаптации пациентов ввиду отсутствия штатных психологов ложатся на плечи врачей и медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра должна обладать хорошими коммуникативными навыками, владеть приемами психоанализа, сестринской педагогики.

Перед медицинским сестрами стоят следующие задачи:

  • — устранение факторов, препятствующих адаптационным процессам на протяжении всего периода ВИЧ-инфекции и стадий СПИДа;
  • — тактичное информирование пациента о болезни и состоянии здоровья;
  • — обучение взрослых пациентов самоуходу, контролю за своим состоянием; родственников и близких людей — уходу за пациентами в тяжелом состоянии и вопросам профилактики;
  • — оказание квалифицированной сестринской помощи, включающей четкое выполнение диагностического процесса (взаимозависимые сестринские вмешательства) и своевременное выполнение врачебных назначений (зависимые сестринские вмешательства).

Роль медицинской сестры особенно важна при выполнении сложного индивидуального лечения ВИЧ-инфицированных. В план ухода включены зависимые, взаимозависимые и независимые сестринские вмешательства. При проведении зависимых (выполнение назначений врача) и взаимозависимых (диагностические, лабораторные исследования) вмешательств медицинские сестры должны обеспечить самозащиту, а также принять меры по профилактике как распространения ВИЧ-инфекции, так и инфекционного заражения самого ВИЧ-инфецированного или больного СПИДом.

Проведение независимых сестринских вмешательств ВИЧ-инфицированным на дому имеет определенные особенности.

Неотъемлемым компонентом специализированной помощи ВИЧ-инфицированным пациентам является паллиативная помощь. Паллиативная помощь — относительно новое направление здравоохранения и по определению Всемирной организации здравоохранения направлена на улучшение качества жизни пациентов и их близких, столкнувшихся с тяготами опасного для жизни заболевания. Основной задачей паллиативной помощи является предупреждение и облегчение страданий, причиняемых прогрессирующим неизлечимым заболеванием. Раннее выявление, тщательная оценка и эффективное лечение боли и других симптомов, а также психологических, социальных и духовных проблем являются неотъемлемой частью качественной паллиативной помощи. Одной из важных составляющих паллиативной помощи является сестринский уход.

Сестринский уход за больными с ВИЧ-инфекцией складывается из ряда мероприятий, каждое из которых не является чемто особенным для медицинской сестры:

  • — общение с больным;
  • — лечебные процедуры;
  • — соблюдение противоэпидемических мероприятий;
  • — элементы общего ухода.

Однако ряд особенностей делает уход за больным ВИЧ-инфекцией особым и достаточно сложным. Что же это за особенности?

1) Медицинская сестра имеет дело с инфекционным больным, уход за которым требует особой тщательности и строгого инфекционного контроля. Это соблюдение правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, использование асептиков, правильное хранение, обработка, стерилизация и использование изделий медицинского назначения и предметов ухода.

Основные требования инфекционного контроля при уходе на дому:— соблюдение чистоты;

  • — предотвращение возможного распространения инфекции;
  • — обеспечение собственной безопасности.
  • 2) У больных ВИЧ-инфекцией, особенно в стадии глубокого иммунодефицита, повышается чувствительность к микроорганизмам (от дрожжей до вирусов), широко распространенных и в норме безвредных. Поэтому ВИЧ-инфицированные больные нуждаются в усиленной защите от микроорганизмов, содержащихся в окружающей среде, тщательном уходе и изоляции. Нельзя работать с ВИЧ-инфицированными больными тем, кто болеет любыми инфекционными заболеваниями.
  • 3) ВИЧ-инфекция — это хроническое заболевание, имеющее длительное прогрессирующее течение и огромное разнообразие клинических проявлений. При уходе за ВИЧ-инфицированными больными медицинская сестра имеет дело с большим количеством различных заболеваний, сопровождающихся поражением анатомо-физиологических систем организма и различных органов в различных сочетаниях. Поэтому медицинская сестра должна владеть навыками ухода за разными категориями больных: инфекционными, терапевтическими, урологическими, гинекологическими, онкологическими и др.
  • 4) У ВИЧ-инфицированных больных неизбежно наличие социальных и психологических проблем. При уходе за такими больными медицинская сестра постоянно соприкасается с сильными и болезненными эмоциями, предопределенными обстоятельствами, в которых находится умирающий и его близкие.

Все эти особенности требуют от сестер профессиональныхзнаний, большого жизненного опыта, умения увидеть все проблемы больного целиком в едином комплексе. Особенно необходимыми становятся такие качества медицинской сестры как милосердие, доброжелательность и человеческое понимание.

Антиретровирусная терапия и роль медсестры в ведении терапии

Лекарственные средства, которые применяют для лечения ВИЧ, называются антиретровирусными препаратами (АРВ-препараты). Они предназначены для того, чтобы воздействовать на вирус и сохранить иммунную систему пациента. К настоящему времени нельзя сказать, что АРВ-терапия излечивает от ВИЧ-инфекции. Тем не менее, АРВТ может дать пациентам возможность прожить более долгую и здоровую жизнь, предотвратить развитие многих болезней, связанных со СПИД, и улучшить качество жизни.

Другие публикации:  Как справится с абстинентным синдромом

Лекарственные препараты назначаются врачом после обсуждения с пациентом, на основании существующих рекомендаций, индивидуальных особенностей организма больного, образа жизни, доступности препаратов и возможности их регулярного получения. При выборе схем АРВТ принимают во вниманиеследующие факторы:

  • — побочное действие;
  • — возможности для проведения поддерживающей терапиив будущем;
  • — ожидаемая приверженность пациента курсу лечения (включая учет мнения родителей или лиц, осуществляющих уход);
  • — сопутствующие состояния (например, сочетанные инфекции, нарушения питания, обмена веществ);
  • — одновременный прием других препаратов (т.е. потенциальное фармакологическое взаимодействие);
  • — возможное инфицирование штаммом вируса со сниженной восприимчивостью к одному или более АРВ-препаратам;
  • — наличие АРВ-препаратов и экономическая эффективность АРВТ.

Назначение лекарственных препаратов входит в обязанности врача. Однако в больнице сестры отвечают за безопасное хранение и правильный прием лекарств, неся за это как юридическую, так и профессиональную ответственность. Даже если пациент принимает лекарство самостоятельно, сестринский персонал в больнице и в амбулаторных условиях играет определенную роль, обучая / консультируя пациента и осуществляя контроль за соблюдением режима и эффективностью приема лекарств.

Раздача лекарств является не просто «делегированной» медицинской функцией. В самом недалеком прошлом функции сестры в отношении приема пациентом лекарственных препаратов сводились к простой формуле, а именно, дать:

  • — нужное лекарство
  • — нужному больному
  • — в нужной дозе
  • — нужным путем
  • — в нужное время.

Хотя этот принцип сохраняет свое значение в качестве основы и сейчас, обязанности сестры на сегодняшний день ширечем просто обеспечение приема лекарственных препаратов в соответствии с их назначением.

Прием лекарств является таким важным элементом современной медико-санитарной помощи, а современные лекарственные средства настолько сильны, что сестры вместе со своими коллегами врачами и фармацевтами принимают участие в системе контроля и нахождения компромиссных решений с целью достижения максимально высокого уровня качества медицинской помощи. Сестры осуществляют непосредственный мониторинг состояния своих пациентов и могут первыми наблюдать реакцию на прием лекарств. Таким образом, чтобы иметь возможность предпринять правильные действия, сестра должна знать характер возможной реакции.

Обязанности сестры по организации приема лекарственных средств

  • 1) Сестра должна быть способна распознать ошибки в назначении, поставить под сомнения неправильные или «необычные» назначения.
  • 2) Сестра должна активно следить за проявлением нежелательных реакций и побочных эффектов лекарств, привлекать внимание врачебного персонала к таким случаям и контролировать правильность приема лекарственных средств.
  • 3) При приеме лекарств пациентом сестра служит для него последней линией защиты от возможных ошибок.

Профессионально выполнять свои обязанности по сестринскому уходу означает непросто «делать» что-то, а всегда делать это обдуманно. Чтобы выполнять такую роль в отношении приема лекарственных средств пациентом и наблюдения за их положительными и нежелательными эффектами в любой ситуации, сестры нуждаются в знании характера лекарственных препаратов и человека, которому они назначены.

Знание лекарственного средства должно включать следующие аспекты:

  • — основное фармакологическое действие лекарственного средства;
  • — обычные пределы дозировки;
  • — интервал приема;
  • — способ применения;
  • — желательный эффект;
  • — противопоказания к его применению:
  • — потенциальные нежелательные реакции или побочные действия;
  • — взаимодействие с другими лекарственными средствами.

Анализ состояния пациента

Перед тем, как назначить любое лекарственное средство, сестра, наряду с врачом, должна проводить оценку состояния больного. Эта оценка должна проводиться независимо от того факта, что врач уже все проверил, так как пациент может дать сестре дополнительную или другую информацию. Анализ состояния пациента должен включать изучение его истории болезни, лекарственного анамнеза, а также анализ текущего состояния. Хотя такой сбор анамнеза может восприниматься как сестрой, так и пациентом излишним повторением пройденного, некоторые вопросы, например, в отношении аллергии — действительно не бывают лишними.

Действие лекарственного средства на физиологическое иэмоциональное состояние человека зависит не только от фармакологических свойствпрепарата. Широкие различия в реакции разных людей на одно и то же лекарственное средство могут объясняться как индивидуальными особенностями, так и социальным и культурным окружением. Все эти факторы могут усиливать или ослаблять действие лекарственных средств.

Важно собрать и проанализировать следующую информацию:

  • 1) Исходные данные, необходимые для оценки лечебных инежелательных эффектов приема лекарственныхсредств. Этиданные необходимы при приеме АРВ-препаратов, снижающихчисло копий вируса. Не зная исходныхцифр «вируснойнагрузки», мы не сможем оценить эффект лечения.
  • 2) Наличие любых «факторов риска». Например, повышенная чувствительность к лекарственным препаратам.
  • 3) Способность пациента к самопомощи. Она может изменяться в ходе лечения и поэтому должна постоянно контролироваться.
  • 4) Понимание человеком своего состояния и сделанных емуназначений, его реакция и связанные с этим чувства.
  • 5) Способность пациента безопасно хранить или принимать собственные лекарственные средства, если они имеются.

В лекарственной терапии больного медицинская сестра играет настолько же важную роль, что и само лекарственное средство.

Медицинская сестра должна проводить мониторинг того, каким образом принимается лекарство, правильно ли выполняются назначения врача. Это очень важно еще и для выработки у пациента определенной уверенности в успехе лечения, в том, что он не один перед болезнью.

Оценка эффективности медицинского мониторинга выполнения терапевтической программы (приема лекарственных средств)

  • 1) Соблюдает ли пациент назначенную схему лекарственной терапии, и, если нет, то по какой причине:
    • — Пропуск приема лекарственных препаратов.

Пропуск дозы некоторых препаратов снизит содержание лекарственного вещества в организме, и действие лекарства может снизиться.

— Отмена лекарственной терапии.

Самостоятельная отмена лекарственной терапии может приводить к непредсказуемым проблемам.

— Несоблюдение режима приема лекарств.

Несоблюдение режима приема лекарств часто связано с недостаточной информированностью пациента и непониманием необходимости соблюдения режима назначений.

— Ошибки при приеме лекарств.

Могут быть изменены время приема препарата, доза и метод введения, лекарство может быть не принято вообще. Если произошла такая ошибка, следует следить за состоянием пациента и известить врача или медсестру при изменениях в состоянии пациента. Степень вреда, нанесенного пациенту при совершении ошибки, может быть разной. Наиболее серьезным следствием является смертельный исход.

2) Эффекты назначаемых лекарственных средств (положительные и отрицательные).

Действие любого лекарственного препарата на человека (общий лекарственный эффект) зависит не только от его фармакологических свойств, но и от ряда факторов, включая следующие:

  • — Характерные признаки самого лекарственного средства (вкус, форма, цвет, запах).
  • — Личные качества пациента, принимающего лекарственное средство (опыт лечения, образование, характер личности, уровень ответственности, приверженность терапии).
  • — Личные качества медработника, назначающего лекарственное средство (профессиональный статус, авторитет).
  • — Условия, в которых происходит прием лекарственно препарата (кабинет врача, бытовая ситуация).

Так как общий эффект в каждом конкретном случае зависитот комбинации этих факторов, реакция пациентов на одно и тоже лекарственное средство может быть совершенно различной. Учитывая, что медицинские сестры несут ответственностьза правильный прием пациентом назначенных ему лекарственных средств, они должны хорошо знать особенности применения, действие и побочные эффекты препаратов, принимаемыхпациентом. Именно поэтому, медицинские работники — и врачи, и сестры — должны регулярно повышатьуровень своих знаний в отношении лекарств.

Для организации своевременного процесса лечения медицинским сестрам рекомендуется в своей работе использовать таблетницы. Это специальные пеналы для медикаментов, в которых имеются отдельные секции для лекарств на каждый прием. По данным ряда международных исследований, использование таблетницы для организации приема ежедневных доз АРВ-терапии существенно улучшает приверженность пациентов лечению. В стационарах таблетницы используются для структу-рирования раскладки и выдачи лекарств на посту медицинской сестры. Для данной цели, как правило, используются таблетницы с возможностью указания Ф.И.О. больного. Кроме того, для облегчения работы медсестры существуют и специальные кассеты для раскладки 10-20 и т.д. индивидуальных таблетниц на посту.

Таблетницы могут быть рекомендованы и для индивидуального использования пациентом при длительном и аккуратном приеме лекарственных средств. Размещение таблеток в сегментированных таблетницах помогает пациентам заметить пропущенные дозы. Кроме того, некоторые типы таблетниц оснащены таймером, который звуковым сигналом напоминает пациенту о времени приема лекарств. Немаловажно и то, что компактную таблетницу удобно носить с собой и это освобождает человека от необходимости брать с собой несколько флаконов с препаратами. Многочисленные исследования при самых разных хронических заболеваниях (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ВИЧ-инфекция и пр.) убедительно показывают, что использование таблетниц пациентами существенно улучшает приверженность терапии и ассоциируется с большей эффективностью лечения. Наличие у человека таблетницы, тем более с таймером, существенно может повлиять на минимизацию пропусков приема медикаментов, витаминов и т.д.