Профилактика вич среди подростков

Профилактика вич среди подростков

Производится перенаправление с сайта

Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию

Авторизация

Восстановление пароля

  • Главная
  • Если я – родитель
  • Подросток и ВИЧ инфекция. Кто должен говорить об этом: школа, родители или улица

Улица – школа жизни, так считают многие, и отчасти это верное утверждение. Именно во дворе со своими сверстниками многие люди учатся искусству коммуникации, разрешения конфликтов, общения с противоположным полом и многому другому. Но такие, так называемые, уроки, невозможно проконтролировать и понять, что именно узнает сегодня ваш ребенок от соседа по двору, в какую компанию он попадет, и какие жизненные правила он примет на всю оставшуюся жизнь. Поэтому доверять улице такие сложные и многогранные вопросы, как половое воспитание и, в частности, опасность ВИЧ, не стоит. Кроме того, скорее всего никто из сверстников во дворе не обладает грамотной информацией о вирусе иммунодефицита человека и может внушить вашему ребенку много неверных фактов и зародить в нем ненависть и презрение к ВИЧ-положительным людям. Лучшим выходом из положения может стать ваша инициатива, например, в виде какой-нибудь акции, игры, флешмоба. Детям будет интересно поучаствовать в чем-то общественном, а вы в это время ненавязчиво сможете рассказать о ВИЧ и СПИДе и развеять все мифы, которые, возможно, есть среди подростков вашего района.

Так как тему ВИЧ и СПИД без как такового полового воспитания подростка раскрыть будет очень сложно, школы в нашей стране пока также, к сожалению, не могут являться полноценным источником информации об этом вирусе и способах защиты от него. В силу российского менталитета школа старается подальше обходить такие «неловкие» темы о половом воспитании. Подтверждает это, например, принятые в нашем обществе ответы на частый детский вопрос «Откуда берутся дети?». Версии про капусту, аиста, магазин, в общем-то, конечно, облегчают родителям возникшую задачу, но ненадолго, ведь дальше у ребенка возникнет еще больше вопросов, за ответами на которые он уже не пойдет к родителям, ведь в первый раз они ответили неправду. В то же время мама и папа думают, что их чадо просто перестало интересоваться этой темой, и часто протестуют, когда в школе пытаются ввести уроки полового воспитания.

При этом многие не осознают, что в этот школьный предмет входит информация о взаимоотношениях с противоположным полом, личная гигиена, такие уроки помогают понять причины изменений в организме подростка и, конечно, дают информацию о заболеваниях, передающихся половым путем и методах защиты. Например, в Германии уже с 4 класса начинают говорить с учениками на эту тему подробно, а в старших классах учат надевать презерватив и говорят о ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), ведь незнание часто становится причиной ужасных последствий. Поэтому каждый современный и заботливый родитель должен настаивать на том, чтобы в их школе проводили подобные уроки, пусть даже на добровольной основе, чтобы хотя бы частично преодолеть все предубеждения, и открыто без стеснения говорить подросткам о сексе и всех аспектах, его окружающих. Важно понимать, что преподаватель сможет не только дать достоверную информацию, но и внести нотки серьезности и ответственности в данный вопрос.

Важная задача стоит и перед каждым родителем – правильно раскрыть тему полового воспитания и добиться полного понимания ребенком этой сферы ради его же безопасности. Начиная с самого детства, родителям необходимо медленно, но верно подходить к раскрытию этой темы, отвечать на вопросы ребенка откровенно, но, конечно, учитывая его возраст, стараться говорить без стеснения, не создавать атмосферу неловкости, которую в дальнейшем ребенок захочет избежать. Важно выстроить доверительные и честные отношения. Вместе с раскрытием темы полового воспитания необходимо затронуть и тему, которую часто упомянуть забывают, ЗППП, ведь существование таких болезней в первую очередь подтверждает необходимость контрацепции и избегания беспорядочных половых связей. Формирование здорового общества начинается с воспитания каждого ребенка, чтобы в подростковом возрасте, в период полового созревания он точно знал, что происходит с его организмом, и что нужно делать, чтобы от его действий не было никаких ужасных последствий.

Профилактика вич среди подростков

Производится перенаправление с сайта

Всероссийской акции по тестированию на ВИЧ-инфекцию

Авторизация

Восстановление пароля

  • Главная
  • Официально
  • Круглый стол «Подросток и ВИЧ. Проблемы и решения»

Участники круглого стола — 32 человека из 7 регионов Российской Федерации, в том числе:

Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, ЮНЕСКО, ЮНЭЙДС, общественных фондов и некоммерческих организаций, подростки, в т.ч. живущие с ВИЧ.

В ходе работы Круглого стола обсуждались: основные проблемы, с которыми сталкиваются подростки, живущие с ВИЧ, а также проблемы профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

На сегодняшний день в нашей стране свыше 40% детей с ВИЧ-инфекцией (почти 4 тысячи человек) находятся в возрасте старше 10 лет.

Подростки — это наиболее уязвимая в отношении ВИЧ-инфекции группа с клинической, психологической и социальной точки зрения. Среди проблем ВИЧ-инфицированных подростков особое место занимают трудности в формировании приверженности к лечению, которое в настоящее время является пожизненным. Существующий набор антиретровирусных препаратов для подростков ограничен и не всегда позволяет сформировать эффективные и удобные для приема подростками схемы терапии, в то время как существует жизненная необходимость ежедневного приема АРВ-препаратов.

Раскрытие ВИЧ-положительного статуса является определенной проблемой для всех лиц, живущих с ВИЧ, а у подростков это представляет особые сложности и может обострять проблемы, связанные с подростковым возрастом и проблемы ВИЧ-инфекции.

Сложности психологической и социальной адаптации у подростков с ВИЧ усугубляются тем, что более 30% ВИЧ-инфицированных подростков не имеют родной семьи, находятся в учреждениях социальной защиты или под опекой.

Одной из важных проблем является низкая информированность подростков о возможностях и методах профилактики инфицирования ВИЧ в молодежной среде. В то время, когда в стране стремительно внедряются и используются инновационные технологии, которыми широко пользуются подростки, продолжается использование старых, малоэффективных методов профилактики ВИЧ. Мало используются современные электронные ресурсы для обмена информацией, отсутствуют молодежный портал по вопросам ВИЧ-инфекции, единый подход в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ, недостаточно развернуто волонтерское движение.

I. «Подростки, живущие с ВИЧ»

Неприятие диагноза и низкая приверженность к антиретровирусной терапии (АРВТ), обусловленные низким уровнем психосоциального сопровождения, особенно среди подростков, воспитывающихся вне семьи.

Ограничение доступа в лагеря отдыха, отсутствие профильных лагерей с компонентами профилактического обучения и психологической адаптации подростков-ЛЖВ

Отмечаются случаи нарушения конфиденциальности, разглашения статуса подростков и распространения медицинской информации.

Сложные схемы АРВТ, не позволяющие обеспечить высокий уровень приверженности. Ограниченный доступ к эффективным и удобным для приема подростками схемам терапии

Проблемы при переводе подростка для наблюдения во взрослую сеть.

Решения по направлению «Подростки, живущие с ВИЧ»:

Рассматривать подростков как наиболее уязвимую группу с клинической, психологической и социальной точки зрения в отношении ВИЧ-инфекции.

Усилить контроль со стороны территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД за организацией медико-социального сопровождения подростков. Обратить внимание на проблемы подростков-ЛЖВ, провести анализ эффективности работы по психосоциальному сопровождению семей и учреждений, где воспитываются и обучаются подростки, с акцентом на подростков, воспитывающихся вне семьи. Провести анализ случаев неэффективности АРВТ у подростков.

С целью улучшения психологической поддержки подростков в ноябре 2017 г. на базе Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей (Санкт-Петербург) провести 2-х-дневный обучающий семинар для представителей территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИД по профилактике и борьбе со СПИД «ВИЧ-инфекция у подростков: диагностика, лечение, профилактика» из наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией территорий.

Организовать летний лагерь для подростков с ВИЧ-инфекцией на базе на базе Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей (Санкт-Петербург) летом 2017 г.

Обратить особое внимание на обеспечение соблюдения конфиденциальности при работе с подростками с ВИЧ-инфекцией, руководителям Центров СПИД организовать разбор каждого случая нарушения конфиденциальности.

Руководителям Центров СПИД обеспечить преемственность при переводе подростков во взрослую сеть.

Создать единый интернет-ресурс для информирования подростков по вопросам ВИЧ-инфекции с возможностью в максимально короткие сроки получать консультирование и ответы специалистов.

II. «Профилактика ВИЧ среди подростков»

Низкая эффективность старых методов профилактики, обусловленная недостаточным использованием современных электронных ресурсов для обмена информацией, отсутствием интересных для молодежи форм (тренинги, игры) гигиенического воспитания и обучения.

Низкая информированность подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, низкая приверженность к тестированию на ВИЧ-инфекцию, обусловленная недооценкой риска инфицирования и доступом к результатам исследования родителей;

Недостаточное использование возможностей волонтерского движения молодежи для профилактики распространения ВИЧ среди подростков.

Отсутствие единого подхода в освещении вопросов ВИЧ-инфекции в системе образования РФ. Недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогического персонала по вопросам ВИЧ/СПИД, выражающийся в стигматизации ЛЖВ, в т.ч. подростков.

Решения по направлению «Профилактика ВИЧ среди подростков«:

Максимально использовать современные инновационные методы информирования подростков по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции: социальные сети, интернет ресурсы, интерактивные тренинги, игры. Специалистам Центров СПИД обратить внимание на целесообразность квалифицированного сопровождения тематических форумов в доступных социальных сетях с привлечением для этого подготовленных волонтеров, в т.ч. из среды ЛЖВ.

Провести аудит методологии подготовки волонтеров и равных консультантов с целью обучения их наиболее эффективным методам работы с целевой группой с использованием интернет-ресурсов для предоставления информации подросткам на доступном языке.

Обратить внимание социально ориентированных общественных организаций на целесообразность создания интернет-площадки для межрегионального общения по вопросам методологии профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде и психосоциального консультирования ЛЖВ.

Разработать и реализовать курс (в первую очередь для регионов с высокими показателями распространенности ВИЧ) дистанционного обучения работников образования по вопросу обучения детей и подростков, живущих с ВИЧ, и с целью дальнейшей организации в учебных заведениях образовательных мероприятий для подростков по вопросам здоровья и благополучия, обучению жизненным навыкам, личностным социальным компетенциям.

Подготовить новую редакцию «Рекомендаций по реализации политики в отношении ВИЧ-инфекции в системе образования РФ» для дальнейшего распространения среди образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций среднего профессионального обучения.

Подготовить проект письма от Министерства здравоохранения РФ на имя Министра образования РФ о необходимости решения вопроса профилактики стигматизации и дискриминации учащихся, живущих с ВИЧ и затронутых ВИЧ-инфекций в образовательных организациях.

Новое исследование Свердловского областного Центра СПИД и комментарий Татьяны Евлампиевой о современных практиках общения на темы ВИЧ с тинейджерами.

Специалисты Центра СПИД провели опрос 1500 подростков 15-18 лет с целью изучить представления школьников о ВИЧ-инфекции и отношение к людям, живущим с ВИЧ. Опрос проходил в городах Свердловской области.

Информацию о ВИЧ/СПИД 73% школьников получают от учителей во время уроков (63%) и классных часов (66%). И, хотя в ответе можно было отметить несколько пунктов одновременно, родители (30%) заняли последнее место среди источников информирования о ВИЧ, уступив телевизору (66%), интернету (54%) и тематическим брошюрам, которые детям раздавали в школе (53%).

Только 10% учащихся указали, что в их школе совсем не проводится мероприятий, связанных с ВИЧ. Но из охваченных профилактическими беседами, меньше половины (40%) указали, что принимали в них непосредственное участие.

Итак, какие знания вынесли подростки и какие выводы сделали для себя? Со знанием дела обстоят неплохо. Об иммунной системе как основном объекте воздействия вируса знают 82% учащихся. Среди биологических жидкостей, передающих ВИЧ, правильно отмечают кровь (87%), сперму (87%), вагинальный секрет (68%), грудное молоко (51%).

Основные пути передачи ВИЧ известны значительному большинству опрошенных: через половые контакты (94%), использование одного шприца (86%), пирсинг/тату (71%), от матери к ребенку (69%). О периоде окна знает 73% учащихся, из них только 44% правильно указывает длительность периода.

Другие публикации:  Купание ребенка после ветрянки

Около 26% школьников не знают, где пройти тест на ВИЧ ; 64% называют в качестве места обследования ближайшую больницу (где невозможно сделать тест анонимно), и лишь 11% учащихся осведомлены о СПИД-центрах и пунктах экспресс-тестирования.

Можно только предполагать, почему о возможностях анонимного обследования на ВИЧ знают совсем немногие: источники информации не акцентируют внимание учащихся на теме тестирования, или подростки игнорируют это сообщение по какой-то причине. В пользу второй версии – оценка собственных рисков подростками: 87% опрошенных не считают, что они могут заразиться ВИЧ. При этом, 80% учащихся знают о существовании эпидемии ВИЧ в Свердловской области.

И о любви к ближнему. Только 32% опрошенных согласны, что учиться в одном классе с ВИЧ-положительным человеком — абсолютно нормально ; у 44% школьников это вызывает тревогу, а 22% учащихся считают, что находиться в одном коллективе с человеком, живущим с ВИЧ, недопустимо. Так отвечают те же респонденты, которые в подавляющем большинстве (в среднем — 90% ) знают основные пути передачи ВИЧ и не считают (87%), что у них есть риск быть инфицированным.

Различие между объективным знанием и возможностью применить информацию в личном опыте можно наблюдать и в других исследованиях плодов просвещения подростков о ВИЧ. Школьники Свердловской области не уникальны, доступные в интернете опросы учащихся Новосибирска, Омска, Ямало-Ненецкого автономного округа показывают похожие результаты.

Почему так происходит, как улучшить отношение к людям, живущим с ВИЧ, и что мы упускаем в профилактике ВИЧ/СПИД среди подростков? – спросили мы Татьяну Евлампиеву, члена программного комитета Гражданского общества конференции EECAAC 2016, эксперта в сфере профилактики ВИЧ:

Если говорить про свой опыт, как выглядит профилактика? Чаще всего, это формальная история — к Первому декабря проводятся занятия. В результате, у детей есть теоретическое знание. Если просить интерпретировать, например «опасно ли потрогать за руку человека, который три дня назад руку порезал?» — ответить не могут. Информацию заучивают как стих. И это стихотворение, с которым ходят дети, не помогает им осознать реальный риск для себя и не помогает им применять это в реальной жизни.

«Я верю своему партнеру», — подростки часто говорят. А то, что через три месяца партнер другой (сейчас Сережу люблю, а через три месяца – Васю), в молодости все очень быстро меняется, об этом не думают. Поэтому надо менять подход в целом к решению этой задачи, старая схема не работает. Специалисты, региональные СПИД-центры это хорошо понимают.

Книжка, которую мы сейчас заканчиваем, обобщает опыт dance4life . Мы предлагаем новый подход к организации работы, более современные методы передачи информации, учитывающие потребности молодежной аудитории. Важно быть равным по возрасту – лучше этого никто не изобрел: равный обучает равного, именно школьники со школьниками и студенты со студентами. Обычно мы делаем смешанные команды, со специалистами в том числе. В идеале, это нужен синтез усилий – и активистов, специалистов, родителей, молодежи и сми.

По моим ощущениям, стигма гораздо сильнее среди взрослых, чем среди детей. У нас уже выросло поколение детей, которые живут с ВИЧ с рождения. И соответственно, поколение людей, у которых с детства есть ВИЧ-положительные друзья, это – часть их жизни, у нас такого не было. И все чаще мы встречаемся с детьми, у которых ВИЧ/СПИД – часть семейной истории. На тренинге у нас был мальчик, у него дедушка умер от СПИДа. У нас растет поколение, которое уже с этим живет.

Когда детям рассказываешь реальные истории, про известных людей, про реальных детей, у них слезы стоят в глазах. Распространенный прием, когда спикер рассказывает историю ВИЧ-положительного человека, а потом говорит «Это я, обнимите меня», — вызывает реакцию у детей очень яркую, страх быстро снимается, это просто принятые от кого-то убеждения, не основанные на личном опыте. И конечно, большое счастье, что сейчас у нас появляются люди с открытыми лицами, готовые рассказать свою историю и взрослым, и подросткам.

Feature Story

Профилактика ВИЧ среди молодежи из числа коренных жителей Гватемалы

18 апреля 2011 года.

Дети и подростки из сельских общин Гватемалы участвуют в 5-й Передвижной ярмарке Больше информации, меньше инфекции.

Более тысячи детей и подростков в возрасте от 9 до 15 лет из числа коренного населения сельских общин Гватемалы получили информацию о ВИЧ в ходе 5-й Передвижной ярмарки под названием Больше информации, меньше инфекции. Мероприятие было организовано в Сан-Педро Йепокапа по инициативе неправительственной организацией Comunicares при поддержке местных властей, министерства образования, муниципалитета, государственных школ и родителей.

«До того, как я пришла на ярмарку, я ничего не знала о ВИЧ. Теперь я знаю, что ВИЧ и СПИД — это не одно и то же, что мы еще слишком малы для того, чтобы заниматься сексом, — сказала 10-летняя девочка и посмотрела на подружку, стараясь вспомнить, что еще она узнала. — Ах, да! Еще что никто не имеет права прикасаться к нашему телу, кроме нас самих».

Ярмарка стала частью более широкого проекта «Профилактика ВИЧ среди уязвимых слоев населения: сельских жителей, коренных народов и групп населения различной сексуальной ориентации», реализуемого при поддержке ЮНЭЙДС с помощью финансовых грантов, предоставленных Королевством Нидерландов.

Координатор проекта со стороны ЮНЭЙДС г-жа Пилар Марин подчеркнула, что проект предоставляет отличную возможность для просвещения людей, особенно детей и подростков, в сельских регионах Гватемалы, ранее не имевших доступа к подобной информации. «В Гватемале, особенно среди сельского и коренного населения, разговоры о ВИЧ зачастую табуированы. С помощью проекта мы распространяем навыки и знания, чтобы добиться изменений в поведении молодых людей и научить их избегать рискованной практики», — сказала г-жа Марин.

«С помощью проекта мы распространяем навыки и знания, чтобы добиться изменений в поведении молодых людей и научить их избегать рискованного отношения и практики».

Координатор проекта ЮНЭЙДС г-жа Пилар Марин

С 8 часов утра и до 6 вечера школьники участвовали в познавательном и креативном «путешествии», получая знания о ВИЧ. Передвижная ярмарка использует инновационные методы и состоит из «поезда», включающего 11 «вагонов» с иллюстративными материалами. Каждый «вагон» содержит информацию, развлечения и занимательные игры, раскрывающие такие темы, как пути передачи ВИЧ, способы профилактики ВИЧ-инфекции, половое просвещение, понимание стигмы и дискриминации, а также предотвращение насилия в отношении детей, особенно девочек.

«Мы стремимся к тому, чтобы дети получали информацию от информированных подростков, живущих в одних с ними общинах и говорящих с ними на одном языке. Эта ярмарка позволяет обучать также учителей и родителей», — заметила Онейда Родас, директор Comunicares.

В ярмарке также приняли участие посол Нидерландов Яан-Йаап ван де Вельде и страновой координатор ЮНЭЙДС Энрике Зелайа. После мероприятия они отправились в Сан-Хуан-Комалапа, чтобы принять участие в другом проекте, организованном Ассоциацией поставщиков услуг здравоохранения на уровне общин (ASECSA). Эта инициатива собрала 200 студентов учебных заведений в возрасте от 15 до 18 лет, принявших участие в интерактивных семинарах и просветительских беседах о ВИЧ, а также играх.

Эти мероприятия позволили молодым людям местного муниципального образования получить информацию о профилактике ВИЧ, дополняющую школьное просвещение по половым и репродуктивным вопросам. Согласно правительственным данным, в 2009 году только 23 % молодых людей в возрасте 15–24 лет знали, какими методами можно правильно предотвратить передачу ВИЧ половым путем, а также как противостоять широко распространенным заблуждениям по вопросам передачи ВИЧ.

Профилактика вич среди подростков

16 августа 2017 года.

С 9 по 11 августа региональный посол доброй воли ЮНЭЙДС в странах Латинской Америки и Карибского бассейна и ведущая CNN Алехандра Ораа посетила Сальвадор, где занималась вопросами распространения информации об усилении мер профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи.

В Сальвадоре все острее ощущается проблема роста числа новых случаев заражения ВИЧ с 2011 года среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет. Молодежь просто не получает необходимой информации, чтобы защитить себя: только 36,5 % молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет знают, как можно предотвратить передачу ВИЧ.

В ходе визита г-жа Ораа встретилась с лидерами молодежного движения, чтобы обсудить проблемы доступа подростков и молодежи к услугам, связанным с ВИЧ, половым и репродуктивным здоровьем, а также к комплексному половому просвещению. Представители молодежи особо отметили необходимость усиления мер по обеспечению молодежи инструментами и средствами для принятия обоснованных решений в отношении здоровья, прав человека и уважения человеческого достоинства.

Также обсуждались действующие программы противодействия ВИЧ с учетом потребностей молодежи. Например, для улучшения доступа к информации и образовательным услугам по ВИЧ, а также половому и репродуктивному здоровью Национальная сеть позитивной молодежи совместно с ЮНЭЙДС, Фондом ООН в области народонаселения и Национальным институтом молодежи организуют информационные кампании в общественных местах и школах. Общественная организация «Среди друзей» (Entre Amigos) использует личный подход и предлагает услуги комбинированной профилактики ключевым группам населения, в том числе молодым мужчинам, имеющим половые контакты с мужчинами, и молодым трансгендерам.

В Сальвадоре Алехандра Ораа решила воспользоваться своими возможностями в социальных сетях и провести онлайн-опрос, чтобы оценить уровень знаний молодежи о передаче и профилактике ВИЧ. Результаты этой совместной программы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и ЮНЭЙДС будут использованы при разработке национальных общественных политик и стратегий профилактики ВИЧ и сокращения числа новых случаев заражения.

Для цитирования

«Никто не вправе указывать отцу или матери, следует ли им разговаривать о сексе с детьми. Это только их решение. Однако государство обязано предоставить комплексное половое просвещение. Ведь школа учит ребенка математике, литературе, различным гуманитарным и техническим дисциплинам, так почему не научить его и такому важному предмету, как половые отношения? Это не значит, что детям нужно рассказывать непосредственно о сексе; это значит, что им нужно рассказывать о том, что это означает, какие риски влечет за собой и каковы возможные последствия».

Алехандра Ораа региональный посол доброй воли ЮНЭЙДС в странах Латинской Америки и Карибского бассейна и ведущая CNN

«Чтобы положить конец эпидемии СПИДа к 2030 году, нам необходимо больше думать о молодежи, включая все ее категории. Мы должны устранить все барьеры, затрудняющие доступ к услугам, связанным с ВИЧ, половым и репродуктивным здоровьем».

Селина Миранда региональный координатор ЮНЭЙДС в Сальвадоре

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

зажмите клавишу Ctrl

Ctrl + 0

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ/СПИДа СРЕДИ МОЛОДЕЖИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ НЕМЕЦКОГО ОБЩЕСТВА GTZ

В 2005 году началась реализация проекта «Маршрут безопасности».

В последние годы распространение ВИЧ-инфекции среди подростков и молодых людей приобрело характер эпидемии. Заболевание ВИЧ/СПИД все еще остается неизлечимым, не создана вакцина. Социальные контакты с ВИЧ-инфицированными и сегодня сопряжены с предрассудками и необоснованными страхами. Пока не существует вакцины или возможности излечения, основными задачами профилактической работы остаются:

  • распространение информации;
  • защита себя и других;
  • развитие поведенческих навыков.

Программа «Маршрут безопасности» разработана Министерством Здравоохранения Германии для профилактической работы с молодежью и проводится в ФРГ с 1994 года в качестве национальной кампании.

В целях совершенствования образовательной деятельности в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа и развития навыков, позволяющих молодым людям сохранить здоровье в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции и наркомании, Министерство Образования Российской Федерации совместно с Немецким обществом по техническому сотрудничеству (ГТЦ) ГмбХ и Научно- методическим центром «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выгодского адаптировали эту программу для России.

Проект «Маршрут безопасности» в Алтайском крае реализуется в рамках программы «Профилактика ВИЧ-инфекции среди молодежи Алтайского края» краевым центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями при поддержке представительства Немецкого общества технического сотрудничества (GTZ) на Алтае «Общества развития Гальбштадт».

Выставка «Маршрут безопасности» представляет собой комбинацию интерактивной игры и передвижной информационной выставки состоящей из 5 станций

1. Станция «Пути передачи ВИЧ».
Цель станции: научиться оценивать личный риск заражения ВИЧ-инфекцией.

Другие публикации:  Профилактика пневмонии после операции

2. Станция ВИЧ/СПИД: вопросы и ответы».
Цель станции:повышение знаний участников по вопросам ВИЧ/СПИДа.

3.Станция «Рядом с тобой».
Цель станции: повышение порога терпимости к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

4. Станция «Методы контрацепции».
Цель станции: информирование о средствах и методах контрацепции, а также защиты от ВИЧ и ИППП.

5. Станция «Береги себя».
Цель станции: показать участникам на примере игры, насколько широко и незаметно может распространяться ВИЧ-инфекция в обществе.

На станциях работают специально подготовленные модераторы, которые расширяют знания, помогают преодолеть предубеждения, улучшают коммуникативные навыки участников,содействуют принятию самостоятельных решений. Выставка воздействует на участников не только на познавательном, но и на эмоциональном и поведенческом уровне, облегчает разговор на темы ВИЧ/СПИДа и сохранения здоровья.

Задачи модераторов:

  • расширить информированность участников по вопросам ВИЧ/СПИДа и контрацепции;
  • мотивировать участников на самостоятельный дальнейший поиск информации, помогающей сохранить свое здоровье;
  • помочь участникам преодолеть предрассудки и предубеждения относительно ВИЧ-инфекции, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
  • облегчить восприятие участниками информации по ВИЧ/СПИДу и сексуальному здоровью.

Ход работы выставки

Одно мероприятие с использованием 5-ти станций длится 1 час (10 мин на каждой станции + переход + введение и заключение).

Профилактика ВИЧ/СПИД среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Бобоева А.И.,

Текст научной работы на тему «Профилактика ВИЧ/СПИД среди молодежи»

студентов и формирование здорового образа жизни. Такая программа может рассматриваться в качестве части общей системы учебно-воспитательной работы в университете, учитывающей региональные социально-экономические, медико-демографические, организационные и иные особенности. В такой масштабной работе должна быть задействована не только администрация вуза, но и преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, а также исследовательские коллективы.

1. Медик В.А, Осипов А.М. Университетское студенчество. М., Логос, 2003.

2. Кочорова Л.В., Колесникова Н.Ю. Организация медицинской помощи студентам — механизм охраны здоровья будущих поколений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11. 2008. № 1. С. 138-145.

ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИД СРЕДИ МОЛОДЕЖИ2

Бухарский государственный медицинский институт. Узбекистан

Данные ЮНЭЙДС и ВОЗ утверждают, что уровень ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии возрастает намного быстрее, чем, где либо в мире. По их оценкам в 2002 году число новых случаев ВИЧ инфекции составило 250000 случаев, увеличив общее число ВИЧ-инфицированных до 1,2 млн. Такая динамика роста пандемии позволяет сделать заключение о том, что если не предпринимать комплексных мер по борьбе с ВИЧ/СПИД, то процесс может стать неуправляемым [1,2]. Широкое участие в профилактике и борьбе против ВИЧ/СПИДа среди молодежи не только дерматовенерологической службы, но и первичного звена здравоохранения является очень важным и необходимым. И именно этот контингент молодежи является самой уязвимой и приверженной группой по отношению к заражению особо опасными заболеваниями, такими как ИППП, ВИЧ/СПИД и др.

Цель исследования. Организация профилактической службы в первичном звене здравоохранения по проблемам вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД) и инфекции передающихся

Boboev A.I. Hiv / Aids Among Young People. Bukhara State Medical Institute. Uzbekistan.

половым путем (ИППП) среди студентов.

Материал и методы исследования. В исследовательской работе участвовали студенты трех высших учебных заведений: Бухарский государственный университет (43 чел), Бухарский инженерно-педагогический институт высших технологий (30 чел) и Бухарский филиал Ташкентского ирригационного института (16 чел) путем анкетирования. Всего в анкетировании участвовали 89 студентов. Вопросы анкетирования состояли из 3-этапов: 1-общие сведения о респондентах, возраст, пол, отношения к половой жизни, 2-уровень информированности студентов о безопасном половом поведений и контрацепции, о развитии доступа молодежи к информации, жизненно необходимым навыкам в области здоровья, 3-уровень информированности студентов о ИППП, их профилактики, пути заражения, первичных клинических признаках. После оценки и анализа результатов анкетирования врачами общей практики проведены семинары и круглые столы для молодежи на следующие темы: «Профилактика ВИЧ/СПИД среди молодежи», «Предотвращения ИППП и СПИД», «Актуальные вопросы здорового образа жизни», «Профилактика случайных связей», «Виды контрацепции и их применение».

Результаты и их обсуждение. 73% всех опрошенных получают информацию о безопасном половом поведении со средств массовой информации. Это говорит о том, что их преподаватели (2%) и родители (3%) не уделяют должного внимания на эти вопросы, а тем более врачи общей практики, их положительное участие в этом вопросе составило всего 7%. Полученные информации удовлетворяют всего лишь 44% студентов, 66% из них сами старались добыть информацию из разных источников (интернет, книги, газеты, журналы, от сестер или братьев). Необходимость думать и искать информации о безопасном половом поведении заинтересовала в основном респондентов женского пола. 74% опрошенных студентов не живут половой жизнью, а 25% из них ответили, что живут половой жизнью. Профилактику случайных связей обеспечивают: 40% ответили — резиновые изделия (презервативы), 25% -оральная контрацепция (гормональные таблетки). Средства защиты от ИППП, 85% студентов ответили — презервативы. Уровень информированности о путях заражения сифилиса и гонореи: черезь кровь и медицинские инструменты (58%, 51% сооотвественно), бытовые пути (47%, 32%), от матери к ребенку (51%, 25%) и 2%, 18% соответственно отметили, что насекомые передают заражения. Уровень знания респондентов о ВИЧ/СПИДе: всего 76% думают что СПИДом заражаются через кровь и медицинские инструменты, 72% вертикально (от

матери к ребенку), а 9% — ответили, что насекомые передают ВИЧ/СПИД. Подводя итоги результатов анкетирования студентов высших учебных заведений можно отметить рост восприимчивости молодежи к вопросам здорового образа жизни (73%), однако для повышения информированности, изменения поведения и отношения молодежи необходимо применение дополнительных подходов образовательных работ в виде семинаров для молодежи. С этой целью врачи общей практики после оценки и анализа результатов анкетирования провели несколько семинаров и круглых столов для студентов этих вузов. Они включали также распространение информационных буклетов в области здорового образа жизни. Следующее анкетирование этих студентов после семинаров планируется через несколько месяцев для повторного контроля уровня знаний и выявления эффективности проведенных разъяснительных работ о ВИЧ/СПИД, ИППП.

Выводы. Мировой и наш собственный опыт показывает пользу проведения семинаров и круглых столов по актуальным проблемам здоровья среди молодежи.

1. Методические рекомендации по второму поколению эпидемиологического надзора за ВИЧ, ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2000.

2. Эпиднадзор за ВИЧ инфекцией / учеб. модуль. ВОЗ, 1992.

А. Э. Болотин, В. В. Бакаев

ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, a_bolotin@inbox.ru

Здоровый образ жизни студентов во многом определяет качество их жизни и профессиональное долголетие после окончания вуза. Неблагоприятная экологическая обстановка, наличие негативных социальных факторов предъявляют повышенные требования к здоровому образу жизни студентов

Профилактика вич/спида среди несовершеннолетних в образовательной среде

В настоящее время в Российской Федерации отмечаются самые быстрые темпы роста числа ВИЧ-инфицированных после африканских государств, расположенных к югу от Сахары. К 2010 году эти темпы могут утроиться, что сделает Россию наравне с Китаем, Индией, Нигерией и Эфиопией новым лидером в этом отношении. К настоящему времени ВИЧ-инфекция зарегистрирована практически во всех административных территориях Российской Федерации.

По данным доклада руководителя Северо-Западного окружного центра по борьбе со СПИДом Татьяны Смольской, Северо-Западный федеральный округ занимает 2-е место среди федеральных округов по количеству ВИЧ-инфицированных. В 2004 году число заболевших составило более 269 человек на каждые 100 тысяч человек (среднероссийский показатель — около 200 заболевших на 100 тысяч человек). В СЗФО ежемесячно регистрируется около 450 новых случаев заболевания, из них в Санкт-Петербурге — около 300 человек [1].

В докладе ЮНЭЙДС за 2004 год содержатся очень тревожные для нашей страны данные. В России — 290 тысяч ВИЧ-инфицированных, 7 тысяч молодых людей в возрасте от 10 до 25 лет заражаются вирусом СПИДа каждый день [1, 7].

Дети принадлежат к группе высокого риска по ВИЧ-инфици-рованию. Миллионы уже инфицированы, в некоторых странах в последующие годы больше трети 15-летних подростков умрут от заболеваний, обусловленных СПИДом. Огромное число детей станут сиротами, потеряв одного или обоих родителей, — больше 30 миллионов за 10 лет.

Основным источником инфицирования ВИЧ по-прежнему остаются инъекционные наркоманы (80% случаев), хотя эта пропорция постепенно снижается по сравнению с инфекциями, передаваемыми в результате гетеросексуальных контактов, на которые в настоящее время приходится почти 20% всех новых случаев ВИЧ. Актуальной группой риска ВИЧ-инфицирования продолжают оставаться гомо- и бисексуалы. По данным центра социологических исследований Министерства образования РФ уже в 2001 году из состава молодежи в возрасте от 12 до 22 лет 44,8% регулярно потребляли наркотики или пробовали их хотя бы раз. Проституцией («сексом за деньги») в целом с той или иной частотой занимались 5,7 % молодежи в возрасте от 12 до 22 лет. Причем из состава девушек «сексом за деньги» занималось 5,3%, а из числа юношей — 6,1% ! [8].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время вирус СПИДа уже не ограничивается только маргинальными группами населения, такими, как потребители инъекционных наркотиков или коммерческие «секс-работники», но распространяется среди широких слоев населения и прежде всего в молодежной среде. ВИЧ-инфекция выходит за пределы традиционных групп риска. Становится очевидной новая тенденция — повышение частоты распространения ВИЧ-инфекции среди молодых, особенно женщин, и резкий рост частоты передачи вируса от матери к ребенку, этот факт свидетельствует об изменении полового соотношения носителей. Если в 1998 году на 7 ВИЧ-инфицированных мужчин приходилась одна женщина, то сейчас доля женщин среди зараженных составляет 30%. Эти цифры являются косвенным свидетельством того, что набирает обороты гетеросексуальный путь распространения ВИЧ-инфекции. Сейчас на традиционный половой способ передачи ВИЧ-инфекции приходится около 38%, что втрое больше, чем в 1990 году [2, 3, 5].

Все эти данные еще раз подчеркивают реальную и высокую вероятность встречи с проблемами ВИЧ/СПИДа прежде всего в образовательной среде — социальном институте, который, в первую очередь, занимается детьми, подростками, молодежью. И, естественно, обладая большими и разнообразными возможностями влияния на молодое поколение, его развитие и формирование, образовательная среда не может находиться в стороне от мер противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди населения нашей страны.

Эксперты считают, что образование является наилучшим из доступных средств, которое может остановить распространение ВИЧ/СПИДа. Так, имеются данные о том, что уровень опасности заражения ВИЧ-инфекцией среди малообразованных или неграмотных молодых людей в 2,2 раза выше, чем среди тех, кто получил даже начальное образование, особенно это касается молодых женщин [7].

По мнению Гудмунда Хернеса (директора и координатора программ ЮНЕСКО по ВИЧ/СПИДу), существует только одно действенное средство — просветительская работа. Например, данные исследований в Уганде показывают ее эффективность, которая может быть сравнима лишь с воздействием вакцины и составляет 80% [1].

Как показывает опыт ЮНЕСКО, образование, в особенности на уровне школы и университета, является одним из основных средств обеспечения профилактики. В некоторых странах в качестве неотъемлемого компонента школьных учебных программ организуются занятия по таким темам, как жизненные навыки, взаимоуважение и взаимопонимание мужчин и женщин, взаимообучение. Сообщаются также практические сведения о физиологии человека, ведется половое воспитание, рассказывается о важном значении средств предохранения. Необходимо наращивать и расширять эти усилия и охватывать ими всех детей школьного возраста по всему миру в рамках базового обучения с использованием адекватной методики и адаптированного содержания [7].

Следовательно, эффективность профилактики ВИЧ/СПИДа будет улучшена в том случае, если она станет культурно-приемлемой (принимаемой всеми и актуальной), полностью осознаваемой и высоко котируемой (интегрированной в культуру) группами и лицами в зависимости от приоритетных задач. Это повысит уровень понимания, ответственности и будет содействовать мобилизации усилий на сдерживания роста эпидемии.

Отсутствие мер специфической профилактики ВИЧ-инфекции (вакцины) и эффективных методов лечения СПИДа обусловливают приоритетную роль профилактики и прежде всего первичной профилактики в снижении уровня распространения ВИЧ/СПИДа. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что насколько легко провозгласить этот тезис о значимости профилактики и предупреждения распространения ВИЧ/СПИДа, настолько трудно и сложно эффективно реализовать его на практике. Изучение и анализ существующих методов профилактики ВИЧ/СПИДа в различных странах показал, что нередко она носит бессистемный характер и часто сводится к отдельным рефлексивным функциям (реакциям) государственных структур и общественных организаций на складывающуюся ситуацию. Большинство методов ограничиваются просветительско-образовательными программами по вопросам сущности и способах заражения ВИЧ/СПИДом, а также программами по половому воспитанию и безопасному сексу. Практика показала, что нередко подобные программы осуществляются лицами без достаточной профессиональной подготовки, без учета возрастных особенностей аудитории, а также без учета как местных, региональных, так и общенациональных культурных и религиозных особенностей в целом. В этих случаях, несмотря на благие намерения, эта деятельность может вызвать и нередко вызывает обратные реакции общественности, начиная от негативного отношения ко всем видам подобной работы и заканчивая неприятием и формированием агрессивного отношения к самим ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом.

Другие публикации:  Письменный отказ от прививок от гриппа

В течение последних 15 лет осуществлялось множество различных подходов к профилактике ВИЧ/СПИДа и минимизации его негативных последствий для отдельных лиц, семей и общества. Сейчас уже ясно, что не существует простой формулы, которая срабатывала бы во всех странах. Наиболее эффективными мерами являются те, которые разработаны с учетом конкретных потребностей данной страны.

Оценка эффективности профилактических программ на всех этапах их реализации показала, что:

* они слишком много внимания уделяют распространению знаний (познавательный подход), а не осуществлению изменений в поведении людей, поскольку коммуникативный подход используется слабо и односторонне, а эмоциональный подход не используются вообще;

* программы не дифференцированы и не адресованы разным целевым аудиториям в зависимости от возрастных, гендерных и индивидуально-личностных проблем;

* результаты исследования сексуального поведения либо отсутствуют, либо используются не по назначению;

* отсутствует системность в профилактической деятельности как внутри отдельных ведомств, так и на уровне межведомственного взаимодействия и интеграции усилий государственных, общественных, религиозных организаций и бизнес-сообществ в этой области;

* недостаточен уровень профессиональной подготовки лиц, осуществляющих мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа, а также отсутствуют системы подготовки подобных специалистов.

Необходимы изменения в содержании и роли образования по вопросам ВИЧ/СПИДа с тем, чтобы:

* оно отвечало потребностям учащихся и студентов в зависимости от возраста, пола и индивидуально-личностных особенностей;

* уделять внимание воспитанию жизненных навыков;

* адаптировать учебные программы для маргинальных групп (дети и молодежь, не посещающие школу, беспризорные и безнадзорные дети, дети из бедных семей, мигранты, «социальные» сироты, дети с девиантным и аддиктивным поведением и др.);

* уделять внимание условиям культурной жизни и быта населения, т.е. адаптировать к условиям и обстоятельствам, существующим на местном уровне.

В последние годы были получены данные о том, какие методы в сфере образования наиболее эффективны. В частности, доказано, что:

1) если целевые группы (например, подростки) включены в процесс проектирования, разработки и внедрения профилактического образования, вероятность достижения положительных результатов намного выше;

2) получение информации о ВИЧ/СПИДе больше влияет на поведение, когда происходит в контексте приобретения жизненных навыков, развития чувства ответственности и уверенности в себе.

Перечисленные факторы и другие аспекты анализа профилактической работы были учтены нами при формировании, дальнейшем развитии и совершенствовании системы профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. В основу программы профилактики нами были положены следующие принципы: дифференцированность профилактических программ, интегрированность профилактической работы в образовательной среде и факторный подход, то есть учет биологических, психологических и социальных факторов риска и защиты инфицирования ВИЧ/СПИДом при определении содержания программ.

Исходя из принципа дифференцированности программ, в основе направленности профилактической работы в образовательной среде предлагается выделять четыре целевые группы:

* несовершеннолетних групп риска;

* «сопряженных» с ВИЧ/СПИД-инфицированными лиц.

Наиболее многочисленная и обширная целевая группа профилактической работы — это группа практически здоровых детей и подростков. Профилактическая работа в этой группе преимущественно основывается на формировании и развитии «защитных факторов», препятствующих ВИЧ-инфицированию. Это относится как к биологическим (физиологическим), так и к психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими методами в этой группе являются многочисленные и разнообразные программы формирования здорового образа жизни детей и подростков и жизненных навыков, в том числе и коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию и безопасному сексу, а также информация о сущности ВИЧ/СПИД-инфекции и путях ее предупреждения. Во многих случаях значительные трудности появляются при обсуждении половой проблематики в целом и практики половой жизни молодежи в частности. Эти трудности возникают в отношении как преподавателей (школьные учителя, администраторы и лица, разрабатывающие политику в области образования), так и родителей, поскольку многие из них не одобряют открытое обсуждение половой проблематики с детьми и подростками. Эта работа должна проводится в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными особенностями детей и подростков. Одним из возможных путей работы в этом направлении в дошкольном и младшем школьном возрасте является информационно-просветительская деятельность по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа опосредованно с родителями несовершеннолетних. Это, в свою очередь, дает родителям возможность с учетом конкретных семейных условий и индивидуальных особенностей ребенка находить адекватные способы доведения этих сведений до своих детей.

В проведении профилактической работы в группе здоровых предусматривается сочетание дидактических и интерактивных методов как в процессе предметного обучения (биологии, ОБЖ, информатики, литературы, истории и др.), так и в условиях дополнительного образования и досуговой деятельности. Большое значения для успешной профилактики играет стимуляция, поощрение, поддержание самостоятельной активности несовершеннолетних в области профилактики, основанной на принципах «ровесник — ровеснику», «равный — равному» и др.

Другая фокус-группа профилактической работы в образовательной среде — это группа риска инфицирования ВИЧ/СПИДом. В профилактической деятельности в этой группе, наряду с методами, основанными на формировании и развитии защитных факторов, приоритет приобретают методики, основанные на раннем выявлении и определении факторов риска и последующей соответствующей коррекции состояний несовершеннолетних групп риска для снижения возможности и предупреждения ВИД/СПИДа. Наряду с традиционно выделяемыми группами риска инфицирования ВИЧ/СПИДом, а именно: лиц, употребляющих психоактивные вещества, особенно инъекционных наркоманов; работников «коммерческого секса»; гомо- и бисексуалов; сексуальных партнеров ВИЧ-инфицированных; лиц, подвергающихся частым медицинским манипуляциям и переливаниям крови; следует учитывать и группы с другими биологическими, психологическими и социальными факторами риска, способными повысить возможность инфицирования ВИЧ/СПИДом. Во многом эти факторы совпадают с факторами риска злоупотребления психоактивными веществами и формирования различных форм девиантного и асоциального делинквентного поведения. С учетом базовых концепций профилактики факторы риска можно условно разделить на биологические, психопатологические, патопсихологические, психологические и социальные. Учитывая практические возможности образовательной среды, внимание в профилактической работе в образовательных учреждениях должно быть прежде всего сосредоточено на своевременном выявлении и организации соответствующей психолого-педагогической коррекции обучающихся с психологическими и социальными факторами риска, в частности, с отставанием в учебе, признаками девиантного поведения, низким уровнем социального поведения, нарушением семейных отношений, безнадзорными, «социальными сиротами» и др. Опора на систему факторов риска формирования наркоманий, инфицирования ВИЧ/СПИДом, девиантного и делинкветного поведения может явиться основой интегративного подхода и системы межведомственного взаимодействия.

Следующая целевая группа профилактических усилий в образовательной среде направлена на ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних. Широкая представленность этого контингента в образовательных учреждениях обусловлена стремительным ростом ВИЧ-инфицированного населения в целом и особенно детей и молодежи [4, 6]. Уже сейчас значительное число ВИЧ-инфицированных находится непосредственно в образовательных и социальных учреждениях — домах ребенка, детских домах, реабилитационных центрах и других образовательных учреждениях, в том числе в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.

В отношении этой группы наиболее адекватными представляются методы «вторичной» и «третичной» профилактики и реабилитации, т.е. использование программ, направленных на предотвращение дальнейшей распространения заболевания, а также комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни лиц с ВИЧ-инфекцией, прежде всего методами медико-психолого-педагогического сопровождения, ресоциализации, развитии сети и организации работы психолого-педагогических реабилитационных учреждений.

Группа лиц, сопряженных с ВИЧ-инфицированными («референтные к ВИЧ-инфицированным»), включает тех несовершеннолетних, а также специалистов, работников образовательной сферы, членов семей, детей ВИЧ-инфицированных матерей, которые в силу семейных, профессиональных или ситуативных обстоятельств находятся в контакте с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. Важным направлением работы с этими категориями, в частности с работниками сферы образования, является формирование толерантности к ВИЧ-СПИД-инфицированным, а также разработка антидискриминационных мер и межведомственного взаимодействия. Эффективная профилактика в отношении ряда категорий этой группы возможна только при принятии ряда законодательных, правовых и организационных решений. В качестве примера можно привести необходимость принятия организационных решений на межведомственном уровне о создании условий для психолого-педагогического сопровождения детей ВИЧ-инфицированных матерей в раннем детском возрасте. Необходимость этого шага обусловлена тем, что в настоящее время эти дети на этапе диагностики, а это составляет около двух лет, содержатся исключительно в медицинских учреждениях, где они не получают адекватной психолого-педагогической помощи. В результате, к моменту выписки у значительной части этих детей, даже с неподтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекция, обнаруживаются серьезные, а порой и необратимые задержки психического и двигательного развития. В обществе нарастает напряженность из-за появления нового вида дискриминации, связанной с наличием ВИЧ или с высоким риском им заразиться. Люди, пребывающие в страхе из-за собственного незнания, не только необоснованно преследуют ВИЧ-инфицированных, но и сами приходят в состояние возбуждения и нервозности и заражают этим состоянием других, также плохо информированных людей.

В России отмечены пока единичные случаи такой дискриминации. Но это не обусловлено большой гуманностью и образованностью нашего общества, а связано с тем, что в нашей стране еще относительно небольшое число ВИЧ-инфицированных. Необходимы антидискриминационные меры по просвещению всех лиц, окружающих ВИЧ-инфицированных, как в школе, так и в семье.

Проблема научной разработки концепции теоретического и практического обучения специалистов в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде может быть реализована путем создания специальных учебных программ подготовки специалистов для всех педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образовательных учреждений. Значимую роль в разработке научно-методических и учебных программ профилактики могут сыграть кафедры превентологии, создаваемые в вузах и реабилитационных центрах.

В модели подготовки специалистов по организации профилактики ВИЧ/СПИД-инфицированных в образовательных учреждениях следует выделить два направления:

— просветительское для всех участников образовательного процесса (администраторов, педагогов, психологов, социальных и коррекционных педагогов), оно предусматривает включение курса «Основы профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании» в стандарт подготовки специалистов в блоке психолого-педагогическом в объеме до 100 аудиторных часов (вместе с самостоятельной работой) либо в виде элективного курса;

— открытие новой специальности (педагог-превентолог) и (психолог-превентолог) для работы в психолого-педагогических медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах реабилитации и коррекции, а также в вузах и колледжах по организации профилактики среди студентов. Эта подготовка должна быть в объеме до 1000 учебных часов. Она может быть организована в рамках педагогических и психологических специальностей: специальная (коррекционная) педагогика; социальная педагогика; специальная психология; детская клиническая психология; основы безопасной жизнедеятельности; адаптивная физическая культура.

Кроме того, может быть организована подготовка магистров по превентологии по направлениям педагогики и психологии.

Следовательно, только комплексная деятельность в разных направлениях: информационно-просветительском, образовательном, коррекционном, организации сопровождения, взаимодействия с семьей при наличии нормативно-правовых актов — будут способствовать эффективности профилактики ВИЧ/СПИД-инфекции среди несовершеннолетних.