Симптомы и синдромы неврологических расстройств

Симптомы и синдромы

Многие люди страдают повышенной раздраженностью, непроизвольной усталостью и систематическими болями. Это первый признак неврологического заболевания.
Неврологическое заболевание – это нарушение работы нервной системы, которое имеет хронический характер. Чаще всего к ним склонны люди, перенесшие серьезные физические или духовные травы.

Реже заболевание носит наследственный характер. При этом может проявлятся через одно или даже несколько поколений. Расстройства неврологического характера следует различать на:

Прежде, чем описывать неврологические симптомы необходимо разграничить два понятия синдром и болезнь. Неврологические заболевания сопровождаются различными синдромами.

Отличие синдрома от болезни

Синдром является совокупностью схожих симптомов. Понятие синдром иначе называют симтомокомплекс.

Болезнь – понятие боле обширное и емкое. Неврологические болезни – это общая совокупность проявлений, синдромов и отдельных заболеваний нервной системы. Болезнь может сопровождаться несколькими синдромами. Неврологические заболевания делятся на 2 группы. Первые поражают центральную нервную систему, вторые – периферическую.

Неврологические симптомы

Симптом – это проявление болезни. Неврологические заболевания имеют схожие признаки, поэтому самостоятельно ставить диагноз нецелесообразно. Определить неврологическое заболевание можно по таким симптомам:

  • Мигрень,
  • Нервный тик,
  • Нарушение речи и мышления,
  • Рассеянность,
  • Бессилие,
  • Скрежет зубами,
  • Мышечная и суставная боль,
  • Постоянное утомление,
  • Боль в области поясницы,
  • Обморок,
  • Панические атаки,
  • Вегетативный криз,
  • Шум в ушах,
  • Судороги,
  • Тремор,
  • Онемение конечностей,
  • Проблемы со сном.

Эти симптомы свидетельствуют о том, что у человека неврологическое заболевание.

Неврологические синдромы

Неврологическая синдромология имеет неоднородный характер. Разделить на большие группы ее нельзя. Можно дать описание актуальных комплексов синдромов, которые чаще проявляются у людей.

  • Маниакально – депрессивный психоз (проявляется в систематически возникающих депрессивных и маниакальных фазах, разделенных светлыми промежутками).
  • Психоз (расстройство восприятия реальности, ненормальность, странность в поведении человека).
  • Синдром хронической усталости (характеризуется длительной усталостью, не проходящей даже после продолжительного отдыха.
  • Нарколепсия (расстройство сна).
  • Олигофрения (умственная отсталость).
  • Эпилепсия (повторно проявляющиеся припадки, сопровождающиеся выключением или внесением изменений в сознание, мышечными сокращениями, нарушением чувствительных, эмоциональных и вегетативных функций).
  • Глубокое оглушение.
  • Астения.
  • Астено-невротичекий синдром.
  • Кома (выключение сознания, сопровождающееся выключением условных и безусловных рефлексов).
  • Расстройства сознания (обмороки).
  • Синдром беспокойных ног.
  • Резкое помрачение сознания, дезориентация в пространстве, амнезия, частичная потеря памяти.
  • Нарушение речи.
  • Гипертензионный синдром.
  • Гиперсомния.
  • Астазия.
  • Каузалгия.
  • Дизартрия (расстройство артикуляции).
  • Слабоумие.
  • Синдром Паркинсонизма.
  • Адиадохокинез.
  • Дисметрия.
  • Гипестезия.
  • Патологическое похудание (анорексия, булимия).
  • Снижение / утрата обоняния.
  • Синдром Бернара-Горнера.
  • Галлюцинации.
  • Диссоциативное расстройство личности.
  • Бульбарный и псевдобульдарный синдром.
  • Расстройства движения глаз и изменения зрачков.
  • Паралич и другие изменения лицевых мышц.
  • Патологические слуховые феномены.
  • Вестибулярное головокружение и нарушение равновесия.

ОСНОВНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ

При поражении головного мозга, относящегося к центральному отделу нервной системы, развиваются общемозговая и очаговая симптоматика.

А. Общемозговая симптоматика проявляется головными болями, фотопсиями, головокружением, шумом в ушах, иногда психомоторным возбуждением, судорожными припадками, потерей сознания.

1. Часто причиной головных болей является гипертензионный синдром или синдром внутричерепной гипертензии. Он развивается при нарушении ликвородинамики, при опухолях, внутричерепных гематомах вследствие травм, воспалительных процессах в головном мозге. Его главный клинический признак –головная боль, сначала приступообразная, редкая, чаще по утрам, постепенно усиливающаяся распирающего характера. При прогрессировании патологического процесса она становится постоянной. Появляются оглушенность, вялость, бедность мимики. Взгляд становится тусклым. Временами на этом фоне развиваются гипертензионные кризы чаще ночью или рано утром после сна, натощак, на высоте невыносимой головной боли открывается рвота фонтаном.

У грудных детей при этом синдроме наблюдается увеличение черепа. Лицо кажется очень маленьким и имеет форму перевернутого равнобедренного треугольника. Отмечаются экзофтальм, «симптом балкона», когда лобная область нависает над орбитами. При пальпации черепа можно определить выбухание тканей в области не заращения родничков, м. б. расхождение костей свода черепа. При перкуссии слышен характерный звук «теснувшего горшка». Диагностика: при обследовании окулистом глазного дна выявляются застойные соски зрительных нервов; при люмбальной пункции наблюдается повышение ликворного давления. В норме в горизонтальном положении 70- 200 мм. рт. ст.На краниограмме (обзорной рентгенограмме черепа) видны характерные «пальцевые вдавления», истончение костей свода черепа, углубление дна турецкого седла, расхождение швов свода черепа у детей. Лечение: этиотропное-это лечение основного заболевания; симптоматическое-приём мочегонных препаратов (диакарб, фуросемид, глицерин). Назначается диета с ограничением употребления жидкости и соли.

Б.Очаговая симптоматика проявляется двигательными и чувствительными нарушениями, клиническая картина которых связана с локализацией очага поражения в головном. Например:

2. При поражении мозжечка развивается мозжечковый синдром, который проявляется шаткостью походки, неустойчивостью в позе Ромберга, мозжечковой атаксией (наблюдаются положительные пальценосовая и колено-пяточная пробы), горизонтальным нистагмом (нистагм — колебательные движения глазных яблок при их максимальном отведении), интенционным дрожанием, гипотонией мышц на стороне поражения, скандированной речью,.

3. При нарушении в области ствола мозга развивается бульбарный синдром, который проявляется дисфагией (нарушением глотания), поперхиванием, затеканием пищи в нос, дисфонией (гнусавостью голоса). При тяжелых стволовых нарушениях могут развиться остановка дыхания и сердечной деятельности, т. к. там расположены центры вегетативных функций.

4. Менингиальный синдром развивается при патологии мозговых оболочек: воспалении, кровоизлияниях под оболочки, травматических поражениях головного мозга, опухолях и абсцессах головного мозга. Клинически менингиальный синдром проявляется резкими головными болями, сопровождающимися рвотой, светобоязнью, гиперакузией (повышенной чувствительностью к звукам). При обследовании выявляется ригидность затылочных мышц, положительные симптомы Кернига и Брудзинского. С целью установления причины развития менингиального синдрома проводят люмбальную пункцию и исследуют ликвор. Если причиной является воспалительный процесс в мозговых оболочках, в ликворе обнаруживают значительное увеличение клеточных элементов (плеоцитоз) и небольшое, по сравнению с увеличением клеточных элементов, увеличение содержания белка. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется клеточно-белковой диссоциацией. Если причиной менингиального синдрома является опухоль, абсцесс или арахноидит, в ликворе значительно возрастает содержание белка, а содержание клеточных элементов увеличивается в меньшей степени. Такое соотношение клеточных элементов и белка в ликворе называется белково-клеточной диссоциацией.

При гриппе, кори, дизентерии или других заболеваниях, протекающих с тяжёлой интоксикацией, часто у детей развивается состояние клинически идентичное менингиальному синдрому, но в ликворе при этом воспалительных изменений не наблюдается, т. е. нет клеточно-белковой диссоциации. Такое состояние называется менингизм.

5. Синдром Броун-Секара проявляется при поражении половины поперечника спинного мозга, является характерным признаком экстрамедулярной опухоли спинного мозга. Кроме того, причиной этого синдрома могут быть травмы спинного мозга, воспалительные и сосудистые заболевания спинного мозга. Клинически наблюдается нарушение глубокой чувствительности и спастические параличи на стороне поражения и нарушение поверхностной чувствительности на противоположной стороне на два сегмента ниже. При этом на уровне очага поражения могу быть корешковые расстройства (боли, полосы гипэстезии, параличи мышц периферического характера).

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ АФФЕРЕНТНЫХ (ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

  1. Расстройство чувствительности по периферическому типу развивается при поражении периферических нервов и нервных сплетений в определенной зоне тела, иннервируемой данным нервом или из данного сплетения. Поражение нервного сплетения ведет к нарушению чувствительности всех зон иннервируемых из данного нервного сплетения, при этом нарушается не только чувствительность, но и двигательная и вегетативная иннервация.
  2. Нарушение чувствительности по полиневритическому типу развивается при множественном поражении удаленных от трофических центров (нейронов) дистальных отделов периферических нервов симметрично в зоне их иннервации по типу перчаток или носков.
  3. Нарушение чувствительности по корешковому типу развивается при патологии спинальных канатиков и задних спинальных корешков в зонах иннервации из этих сегментов на туловище опоясывающего характера, на конечностях продольно.
  4. Нарушение чувствительности по сегментарному типуразвивается при избирательном поражении серого вещества задних корешков спинного мозга. При этом наблюдается Диссоциированное расстройство чувствительности: нарушаются болевая и температурная чувствительность. Расстройства глубокой чувствительности нет.
  5. Нарушение чувствительностипо табетическому типу развивается при поражении задних столбов спинного мозга. При этом нарушается глубокая чувствительность. Tabes dorsalis-в переводе с латинского-спинная сухотка, одно из осложнений сифилиса.
  6. Нарушение чувствительности по проводниковому типу развивается при поражении боковых столбов. При этом нарушается болевая и температурная чувствительности на противоположной стороне туловища на два сегмента ниже.

7.Нарушение сложных видов чувствительности развивается при поражении коры головного мозга. В зависимости от зоны поражения могут развиться такие нарушения как апраксия-нарушение движения, алексия-невозможность читать, аграфия-невозможность писать, нарушение двухмернопространственного чувства и нарушение трёхмернопрстранственного чувства —астереогнозия, при поражении лобных долей развивается «лобная психика».Человек становится апатичным, неряшливым, дурашливым, склонным к «плоским» шуткам. У него сужается круг интересов, память. При поражении зрительных проекционных зон в области медиальной поверхности затылочной доли наблюдается выпадение полей зрения на противоположной стороне, фотопсии, может развиться слепота. При поражении левой височной области может наблюдаться нарушение речи. При поражении в области наружной стороны височных долей наблюдается снижение слуха, простые слуховые галлюцинации.

НАРУШЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПРИ ПАТОЛОГИИ ЭФФЕРЕНТНЫХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) ПУТЕЙ.

Травма, кровоизлияние или другой патологический процесс в области передней центральной извилины головного мозга приводит к развитию контрлатеральных, т. е. на противоположной стороне тела спастических (центральных) парезов или параличей. Парез-нарушение движения в конечности. Паралич (плегия)— отсутствие движений в конечности. Различают:

монопарезы и моноплегии— это нарушение или отсутствие движения в одной конечности;

парапарезы или параплегии это нарушение или отсутствие движения в двух руках или в двух ногах;

Другие публикации:  Сколько во внешней среде живет вич

гемипарезы или гемиплегии— это нарушение или отсутствие движения в руке и ноге на одной стороне тела;

тетрапарез или тетраплегия- это нарушение или отсутствие движения во всех конечностях.

Параличи и парезы развиваются при поражении двигательных нейронов и двигательных (эфферентных) путей проведения нервных импульсов. Параличи и парезы, в зависимости от локализации очага поражения, делятся на центральные и периферические. При поражении центрального двигательного пути развивается центральный паралич. Признаками центрального паралича являются:

2. гипертонус мышц (мышцы напряжены);

3. их гипертрофия (мышцы увеличены в объёме);

4. гиперрефлексия (наблюдается повышение сухожильных рефлексов с пораженных мышц);

5. появляются положительными патологические рефлексы: Бабинского, Оппенгейма, Россолимо и т. д.

При поражении периферического отдела двигательного пути развивается периферический паралич.

Признаки периферического паралича:

2. гипотония мышц;

3. гипотрофия мышц;

4. гипорефлексия мышц;

5. появляется, так называемая, реакция перерождения (извращённая реакция поражённой мышцы на раздражение электрическим током).

Нервная система делится на соматическую, которая иннервирует мышцы и вегетативную, которая иннервирует внутренние органы, железы, сосуды и другие ткани организма, играя большую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма-гомеостаза. Вегетативная нервная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Влияние этих отделов на внутренние органы носит в большинстве случаев антагонистический характер (см. таб.).

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная система делится на соматическую и автономную. Автономная нервная система называется вегетативной. Она имеет два отдела: симпатический и парасимпатический, влияние которых на внутренние органы и системы в большинстве случаев носит антагонистический характер, а в некоторых случаях они действуют как синергисты.

ОСНОВНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы им­пульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении двигательного проводящего пути на пи­рамидный путь (двигательные клетки спинного мозга, передний коре­шок, периферический нерв) проведение импульса становится невоз­можным и соответствующая мускулатура окажется парализованной.

В зависимости от распространенности параличей различают моно- плегии (парализована одна конечность), гемиплегии (паралич одной половины тела), параплегии, или диплегии (паралич обеих рук или ног), тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении пе­риферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (пери­ферический нерв) возникает периферический паралич. При повреж­дении центрального двигательного нейрона и его связи с перифери­ческим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна (см. табл. 2).

Периферический паралич характеризуется следующими основны­ми симптомами: отсутствием рефлексов или их снижением (арефлек- сия, гипорефлексия), снижением или отсутствием мышечного тонуса (атония, гипотония), атрофией мышц.

Поражение периферического нерва приводит к возникновению периферического паралича иннервируемых данным нервом мышц. При этом наблюдаются также нарушения чувствительности и ве­гетативные расстройства в этой же зоне, так как периферический нерв является смешанным — в нем проходят двигательные и чувстви­тельные волокна.

Поражение передних корешков вызывает периферический пара­лич иннервируемых данным корешком мышц. Поражение перед­них рогов спинного мозга вызывает периферический паралич мышц в зонах иннервации данным сегментом. Так, поражение перед­них рогов спинного мозга в области шейного утолщения приводит к периферическому параличу руки. Поражение передних рогов спинно­го мозга на уровне поясничного утолщения вызывает периферичес­кий паралич ноги. Если же поражается шейное или поясничное утолщение с обеих сторон, то развивается верхняя или нижняя параплегия.

Поражение лицевого нерва. У детей нередко встречаются воспали­тельные поражения лицевого нерва, приводящие к периферическому параличу лицевых мышц. На стороне поражения сглажены складки в области лба, несколько опущена бровь, глазная щель не смыкает­ся (лагофтальм, или «заячий глаз») щека свисает, сглажена носо­губная складка, опущен угол рта. Больной не может вытянуть губы вперед, задуть горящую спичку, надуть щеки (рис. 48). При еде жид­кая пища выливается через опущенный угол рта. Наиболее ярко па­рез мышц лица выявляется при плаче и смехе. Эти нарушения иногда могут сопровождаться слезотечением, повышенной чувстви­тельностью к слуховым раздражителям (гиперакузия), расстройст­вом вкуса на передних 2/3 языка.

Реже периферический паралич мышц лица обусловлен недораз­витием ядер лицевого нерва. В этих случаях поражение обычно дву­стороннее симметричное; симптомы наблюдаются с рождения и часто сочетаются с другими пороками развития.

Поражения глазодвигательных нервов. Поражения глазодвига­тельного и отводящего нервов приводят к параличу иннервируемых

Рис. 49. Симптомы поражения глазо­двигательных нервов. Видны птоз (1), расходящееся косоглазие (2); мид- риаз правого зрачка (3); сходящееся косоглазие правого глаза (4); сходя­щееся косоглазие при взгляде вниз (5); сужение (миоз) левого зрачка (6).

При поражении добавочного нерва или его ядра в стволе головно­го мозга развивается периферический паралич грудино-ключично-со- сковой и трапециевидной мышц. В результате больной испытывает затруднения при повороте головы в здоровую сторону и необходи­мости поднять плечо. Ограничено поднимание руки выше горизон­тальной линии. На стороне поражения наблюдается опущение плеча. Нижний угол лопатки отходит от позвоночника.

Сочетанное поражение языкоглоточного, блуждающего и подъ­язычного нервов (бульбарный синдром). При поражении языкогло­точного и подъязычного, блуждающего нервов двигательные нару­шения характеризуются периферическим параличом мышц глотки, гортани, мягкого нёба, трахеи, языка. Такое состояние называется бульбарным параличом. Паралич мышц глотки приводит к затруд­ненному глотанию (дисфагия). При глотании больные поперхи- ваются. Паралич мышц надгортанника приводит к попаданию жид­кой пищи в гортань и трахею, а паралич мышц мягкого нёба — к затеканию пищи в полость носа. Паралич мышц гортани при­водит к провисанию связок и к афонии или гипофонии — голос становится беззвучным. Из-за провисания мягкого нёба голос боль­ного может приобретать гнусавый оттенок. Язычок отклоняется в здоровую сторону. Язык отклоняется в пораженную сторону, движения его затруднены. Наблюдаются атрофия и гипотония языка. Имеет место нарушение звукопроизношения: развивается бульбар­ная дизартрия. Нёбный и глоточный рефлексы исчезают.

Центральный паралич возникает при поражении центрального двигательного нейрона в любом его участке (двигательная зона ко­ры больших полушарий, ствол головного мозга, спинной мозг). Пе­рерыв пирамидного пути снимает влияние коры головного мозга на сегментарный рефлекторный аппарат спинного мозга, при этом рас­тормаживается его собственный аппарат. В связи с этим все основ­ные признаки центрального паралича так или иначе связаны с уси­лением возбудимости периферического сегментарного аппарата. Ос­новными признаками центрального паралича являются мышечная гипертония, гиперрефлексия, расширение зоны вызывания рефлек­сов, клонусы стоп и коленных чашечек, патологические рефлексы, защитные рефлексы и патологические синкинезии. Отличие цент­рального паралича от периферического представлено в таблице 2 (с. 147).

При мышечной гипертонии мышцы напряжены, плотноваты на ощупь, резко выраженная мышечная гипертония приводит к раз­витию контрактур — резкому ограничению активных и пассивных движений в суставах. Гиперрефлексия сопровождается расширением зоны рефлексов. Клонусы стоп, коленных чашечек и кистей — это ритмичные сокращения мышц в ответ на растяжения сухожилий. Они являются следствием резкого усиления сухожильных рефлек­сов. Основные патологические рефлексы приведены на рис. 50—56.

Защитные рефлексы возникают в ответ на болевое или темпера­турное раздражение парализован­ной конечности. При этом она не­произвольно отдергивается.

Синкинезии — непроизвольно возникающие содружественные движения, сопровождающиеся вы­полнением активных движений (например, размахивание руками при ходьбе). При центральном параличе возникают патологи­ческие синкинезии. Так, при на­пряжении мышц в здоровой ко­нечности на парализованной сто­роне рука сгибается в локте и Рис. 50. Рефлекс Бабинского. приводится к туловищу, а нога

Псевдобульбарный паралич. При двустороннем поражении кор­ково-ядерных путей с ядрами подъязычного, языкоглоточного и блуж­дающего нервов развивается центральный паралич мышц языка, глотки, мягкого нёба и гортани. Этот синдром называется псевдо- бульбарным параличом.

Симптоматика псевдобульбарного паралича такая же, как и при бульбарном параличе, но остаются сохраненными нёбный и глоточ­ный рефлексы и выявляются патологические псевдобульбарные реф­лексы — рефлексы орального автоматизма (рис. 57, а, б, в, г). К ним относятся: ладонно-подбородочный рефлекс — при раздражении ла­дони возникает сокращение мышц подбородка; губной рефлекс — при легком постукивании пальцем или молоточком по верхней губе

Рис. 51. Рефлекс Рис. 52. Рефлекс Рис. 53. Рефлекс Рис. 54. Рефлекс Оппенгейма. Гордона. Шеффера. Россолимо.

Рис. 55. Рефлекс Бехтерева.

Рис. 57. Рефлексы орального автома­тизма: а — ладонно-подбородочный реф­лекс; б — губной рефлекс; в — носо­губный рефлекс; г—дистанс-оральный рефлекс.

происходит выпячивание губ; сосательный рефлекс — штриховое раздражение губ вызывает сосательное движение; носогубный реф­лекс — легкое постукивание по переносице вызывает вытягивание губ «хоботком»; дистанс-оральный рефлекс — при приближении к лицу молоточка происходит выпячивание губ «хоботком». При псев- добульбарном параличе отмечаются также приступы насильственно­го плача или смеха.

В логопедической практике важное значение имеет дифферен­циальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

Поражения экстрапирамидной системы. Синдром поражения моз­жечка проявляется в виде нарушений равновесия, координации дви­жений и мышечного тонуса.

Нарушения равновесия проявляются в виде статической атаксии. При нарушении статики больной в позе Ромберга отклоняется в сто­рону пораженного полушария мозжечка. В тяжелых случаях нару­шение статики бывает настолько выраженным, что больной не может сидеть и стоять с широко расставленными ногами. Нарушение рав­новесия и координации во время движений называется динамиче­ской атаксией. Она обнаружи­вается при ходьбе (атаксическая походка). Ее можно выявить и с помощью пальце-носовой и колен- но-пяточной проб. При этом выяв­ляется интенционное дрожание. При поражении мозжечка имеет место гиперметрия — несоразмер­ность движений. Г иперметрия выявляется при помощи прона- торной пробы. Больного просят быстро перевести кисти вытянутых рук из положения ладонями вверх (супинация) в положение ладо­нями вниз (пронация). На стороне мозжечковых расстройств движе­ние производится с избыточной ротацией кисти.

Другие публикации:  Что такое коэффициент позитивности при сифилисе

Выявляется также адиадохо- кинез — нарушение чередования противоположных движений. Ади- адохокинез обнаруживается при попытке быстро попеременно со­вершать супинацию и пронацию кисти. У больного получаются не­ловкие, неточные движения.

При поражении мозжечка речь становится замедленной, разор- Рис. 58. Характерная поза больного ванной на слоги, скандирован- при синдроме паркинсонизма. ной (мозжечковая дизартрия).

Рис. 59. Последовательные фазы атетондного гиперкинеза в руке (а, б, в) и атетоз

При движениях глазных яблок выявляется нистагм — подергива­ние глазных яблок. Расстраивается почерк, он становится неровным. Развивается мышечная гипотония.

Синдром поражения паллидарной системы носит название пар­кинсонизма. Основными симптомами паркинсонизма являются нару­шение двигательной активности и мышечная гипертония. Движения больного становятся бедными, маловыразительными (олигокинезия) и замедленными (брадикинезия). В тяжелых случаях развивается акинезия — отсутствие движений. Поза больного также изменяется: спина согнута, голова наклонена к груди, руки согнуты в локтевых и коленных суставах (рис. 58). Походка больных замедленна. Передви­гаются с трудом, мелкими шажками; при этом отсутствуют физиоло­гические синкинезии (руки при ходьбе неподвижны — ахейрокинез). Мимика бедная, лицо маловыразительное, маскообразное (гипоми- мия). Мышечный тонус повышен. Отмечается тремор в пальцах кисти и иногда в нижней челюсти. Тремор наблюдается в покое; он отли­чается ритмичностью, малой а’мплитудой и малой частотой. Речь ста­новится замедленной (брадилалия). Мыслительные процессы задер­жаны, иногда развивается акайрия — своеобразное приставание, когда больные навязчиво задают один и тот же вопрос.

При поражении стриарного отдела экстрапирамидной системы основными симптомами бывают мышечная гипотония и избыточные непроизвольные движения — гиперкинезы. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движениях, исчезают во сне.

Рис. 61. Спастическая кривошея

Хореические гиперкинезы про­являются в виде быстрых сокра­щений различных групп мышц лица, туловища и конечностей; чаще всего они наблюдаются в проксимальных отделах конечно­стей и на лице. Они носят не­ритмичный, некоординированный характер. Для них специфична быстрая смена локализации: по­дергиваются то мышцы рук, ног, лица, то одновременно мышцы разных групп.

Атетоз наблюдается в нижних отделах конечностей в виде мед­ленных, червеобразных, вычурных движений в кистях, пальцах рук и стоп (рис. 59, а, б, в, г). Ате- тоидные движения могут наблю­даться и в мышцах лица — выпя­чивание 1уб, перекашивание рта, гримасничанье.

Торзионный спазм проявляется в виде тонического искривления позвоночника в поясничном и шей-

ном отделах. Характеризуется возникающими при ходьбе штопоро­образными движениями туловища (рис. 60).

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова при этом поворачивается в сторону и наклоняется к плечу (рис. 61).

Гемибаллизм — производящиеся с большой силой крупные, раз­машистые, бросковые движения конечностей.

Лицевой гемиспазм — периодически повторяющиеся сокращения мышц половины лица (рис. 62).

Миоклонии — короткие быстрые подергивания мышцы ритмиче­ского характера.

Тремор — дрожание вытянутых рук, туловища, головы.

Тики представляют собой насильственные однообразные движе­ния, производящие впечатления нарочитых. Они проявляются быст­рым наморщиванием лба, поднятием бровей, миганием, высовы­ванием языка.

Гиперкинезы сопровождаются, как правило, мышечной гипото­нией.

Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы

У детей с различной патологией нервной системы и олигофренией отмечаются разнообразные двигательные нарушения. Наиболее тя­желые двигательные нарушения наблюдаются у детей с детскими церебральными параличами. Двигательные нарушения имеют ха­рактер параличей по типу тетра-, пара- или гемипарезов. Параличи бывают гипертоническими и гипотоническими. Характерная осо­бенность этих параличей — преобладание нарушений мышечного тонуса за счет поражения экстрапирамидной системы и наруше­ния динамики развития постуральных рефлексов — рефлексов по­зы. Отсутствие тормозящего влияния высших нервных центров на рефлекторные механизмы ствола головного мозга способствуют выс­вобождению примитивных постуральных рефлексов, которые и игра­ют доминирующую роль в нарушении мышечного тонуса. Степень мышечной спастичности (гипертонии) при детских церебральных па­раличах зависит, как правило, от силы позо-тонических рефлексов.

При детских церебральных параличах, как правило, наблюдаются и двигательные нарушения в артикуляционной мускулатуре. Они зависят от наличия бульбарного, псевдобульбарного, мозжечково­го, стриарного или паллидарного синдрома и определяют развитие соответствующей дизартрии. Нередко эти нарушения носят смешан­ный характер.

Проявляющиеся мышечной гипотонией двигательные нарушения при детских церебральных параличах могут быть следствием пора­жения лобных отделов коры головного мозга, мозжечка, спинного мозга и др. Особенностью этих двигательных нарушений является сохранность сухожильных рефлексов и даже их усиление.

Своеобразные двигательные нарушения — наблюдаются у детей с психофизическим инфантилизмом — задержками психического и двигательного развития. Эти нарушения проявляются в «незрелости моторики»: производимые такими детьми движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый, многочисленный характер. Наря­ду с этим отмечается медлительность и неуклюжесть, отсутствие чет­кой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им, как правило, не удаются. Такое состояние нередко обозначается термином «моторная дебильность» и зависит от общей незрелости мозговых структур в целом. По мере созревания мозга и при со­ответствующей тренировке моторная неловкость у этих детей может проходить. В результате такие дети могут выработать нормальный двигательный стереотип.

У детей с минимальными мозговыми дисфункциями также может наблюдаться двигательная неловкость по типу «моторной дебиль- ности»; однако у таких детей трудно выработать нормальный двига­тельный стереотип (в связи с органическими повреждениями структу­ры мозга). У некоторых из них навсегда могут остаться подобные двигательные нарушения.

У детей с олигофренией также часто имеются двигательные нарушения. В ряде случаев эти нарушения оказываются очень зна­чительными (вплоть до грубых степеней детских церебральных па­раличей). Это связано с тем, что при олигофрении нарушается про­цесс нормального формирования мозга и обмен веществ в нервной ткани. В более легких случаях, когда нет выраженного детского церебрального паралича, характер двигательных нарушений зави­сит в основном от степени олигофрении.

При идиотии обычно отмечается двигательная пассивность. Дви­жения у таких детей нецеленаправленны и хаотичны. Нередко эти дети механически подражают движениям окружающих, при этом они не осмысливают значения совершаемых движений. Характерно нали­чие различных двигательных стереотипий: раскачивания, сгибания и разгибания конечностей, подпрыгивания и др.

При имбецильности уже может иметь место значительное разви­тие моторики. У таких детей можно выработать элементарные навыки самообслуживания. Они могут осуществлять и простейшие трудовые операции. Однако их двигательные возможности очень бедны; их движения, как правило, плохо координированны; манипулятивная пальцевая деятельность таких детей может быть резко ограниченной.

При имбецильности также характерны различные двигательные стереотипии.

Пр1Г дебильности моторика может достигать значительно боль­шего развития. Однако часто и при дебильности затруднено выпол­нение работы, требующей значительной ручной умелости; движе­ния больных грубы и размашисты. Походка часто неуклюжа, со­дружественные движения рук, как правило, отсутствуют.

У детей с речевой патологией также часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой коор­динацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельностью. Это связано с тем, что речь, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созрева­ния речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и мо­торики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики.

НАРУШЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНОВ ЧУВСТВ

В зависимости от границ распространения выделяют три основ­ных типа нарушений чувствительности: периферический тип наруше­ния чувствительности — в зоне иннервации нерва (рис. 63а); сегмен­тарный тип — в зоне иннервации сегмента спинного мозга, заднего (чувствительного) корешка или межпозвонкового ганглия (рис. 636); проводниковый тип — ниже уровня поражения проводников чувстви­тельности в спинном или головном мозге (рис. 63в). Множественное поражение нервов (полиневрит) вызывает нарушение чувствитель­ности в руках и ногах по типу перчаток и носков (рис. 63г).

Рис. 63. Типы нарушений чувствительности: а — невритический тип; б — сегмен­тарный тип; в — нарушение чувствительности при поражении зрительного бугра;

г — полиневригический тип.

При проводниковых нарушениях чувствительности из-за потери суставно-мышечного чувства (батианестезия) развивается атаксия (сенситивная, или спинальная). Сенситивная атаксия отличается от мозжечковой тем, что она может компенсироваться контролем зре­ния за положением тела (рис. 64): больной может нормально стоять с открытыми глазами, однако с закрытыми глазами он пошатывается.

Проводниковые нарушения чувствительности возникают при по­ражении задней центральной извилины коры головного мозга (корко­вый центр чувствительного анализатора), внутренней капсулы, зри­тельного бугра и спинно-таламического пути в стволе головного моз-

Рис. 64. Сенситивная атаксия.

На срезе спинного мозга — поражение путей глубокой чувствительности.

Поражение тройничного нерва. При поражении тройничного нер­ва (той или иной его ветви) возникают очень сильные боли, которые иррадиируют во все веточки нерва; боль бывает выражена в области лба, волосистой части головы, глаза, уха, щеки, нижней челюсти, отдает в зубы. Для определения локализации основного поражения выявляют болевую точку в местах выхода ветвей нерва. Поражение гассерова узла и чувствительного корешка тройничного нерва вызы­вает нарушение чувствительности в зоне иннервации всех веточек нерва, а также высыпание пузырьков на лице по ходу отдельных нерв­ных стволов.

Нарушение остроты зрения. Снижение остроты зрения называется амблиопией; отсутствие зрения — амаврозом. У взрослых и детей старшего возраста острота зрения составляет 1,0. Такая острота зрения устанавливается только после 5 лет. У детей первого полу­годия она равна 0,02—0,04; к году острота зрения достига­ет 0,1.

Амблиопия может быть следствием поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Кроме того, она нередко является следствием неврита зрительного нерва.

Неврит зрительного нерва может входить в симптомокомплекс разных заболеваний (менингиты, арахноидиты, наследственно-деге­неративные заболевания), но он может быть и самостоятельным за­болеванием.

Другие публикации:  Витамины направит при простуде

Патология зрительного нерва в период новорожденное™ разви­вается вследствие влияния различных вредных факторов во внутри­утробном периоде и во время родов. Эти нарушения проявляются недоразвитием зрительного нерва и могут сочетаться с аномалиями развития нервной системы и глаза. Дети рождаются со снижением зрения или слепыми. У них снижены или отсутствуют защитный ми­гательный рефлекс на яркий свет, фиксация взора на предмете, не формируется прослеживание за движущимся предметом. Моторное и психическое развитие ребенка при врожденной атрофии зрительно­го нерва чаще всего бывает нарушено.

Нарушения полей зрения проявляются в виде концентрического сужения, выпадения отдельных его участков — скотомы — и выпа­дения половин полей зрения — гемианопсии.

Концентрическое сужение полей зрения чаще бывает результатом поражения зрительного нерва по выходе его из глазницы, в полости черепа.

Скотомы также могут быть при невритах зрительного нерва. Но они могут наблюдаться и при мелких очагах поражения в области затылочной доли мозга.

Гемианопсии возникают при поражении перекреста зрительных нервов, зрительных трактов, зрительного бугра или затылочных долей коры головного мозга. Из-за того, что зрительные тракты несут в себе нервные волокна от половины сетчатки (наружной) глаза своей стороны и от половины сетчатки (внутренней) противо­положного глаза, каждой половине сетчатки соответствует про­тивоположное поле зрения. Поэтому наружные половины сетчат­ки обоих глаз воспринимают свет с внутренних (носовых) полей зрения, а внутренние половины сетчаток обоих глаз воспринимают свет с наружных полей зрения.

Гемианопсии могут быть разноименные (гетеронимные), когда выпадают противоположные поля зрения в обоих глазах (правое и ле­вое поле), и одноименные (гомонимные), когда выпадают одноимен­ные поля зрения. Гетеронимные гемианопсии возникают при пораже­нии перекреста зрительных нервов, гомонимные — при поражении
зрительного тракта, зрительного бугра, затылочных долей коры го­ловного мозга.

При поражении отдельных частей затылочных долей коры голов­ного мозга может наблюдаться выпадение четверти полей зрения глаза на своей стороне и в противоположном глазу (квадрантная, или четвертичная, гемианопсия).

Понижение слуха обозначается термином «гипакузия»; утрата слуха, т. е. глухота, обозначается термином «сурдитас», или «анагу- зия». Одностороннее поражение слуховой зоны коры головного мозга, проводящих путей от ядер слухового нерва и зрительного бугра не приводит к нарушению слуха, так как импульсы из ядер слухового нерва приходят в кору головного мозга со своей и противоположной стороны. В этом случае раздражения от обоих ушей проводятся в одно из полушарий коры по непораженной стороне.

Одностороннее поражение слуха возникает только в случае пора­жения среднего и внутреннего уха, слухового нерва и его ядер. При поражении среднего уха (барабанная перепонка, слуховые косточки) характерным является нарушение слуха на низкие тона и сохранность костной проводимости звука. При исследовании костной проводи­мости звук более усиленно воспринимается больным ухом. При поражении кортиева органа, слухового нерва и его ядер выпадает главным, образом восприятие высоких тонов и утрачивается прово­димость звука по кости.

Частой причиной нарушения слуха является воспалительное пора­жение слухового нерва — неврит. Он может развиваться вследст­вие воздействия различных инфекционных агентов и токсических веществ. Он может возникать при многих инфекционных заболева­ниях, при применении больших доз некоторых лекарств (стрептоми­цин, канамицин, хинин и др.) Неврит может входить в симптомокомп- лекс многих наследственных заболеваний.

Неврит характеризуется прогрессирующим снижением слуха, иногда вплоть до полной глухоты. В первую очередь нарушается вос­приятие высоких тонов. Двустороннее врожденное снижение или отсут­ствие слуха приводит к формированию специфических особенностей психики и нарушению становления речи. При полном отсутствии слу­ха на ранних этапах развития ребенка может создаваться впечат­ление о его умственной неполноценности. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление. В процессе познания мира такие дети максимально используют сохранные анализаторы — зрение и так­тильную чувствительность. По мере обучения ребенок овладевает тактильной и устной речью. На этой основе у него развивается и ело весно-логическое, т. е. абстрактное, мышление. Большинство глухих и слабослышащих умственно сохранны. Однако при органических поражениях нервной системы (последствия менингитов, энцефали­тов и т. п.) понижение слуха или глухота может сочетаться с другими неврологическими расстройствами и сопровождаться различными формами интеллектуальной недостаточности.

I. Развитие головного мозга: А — головной мозг пятинедельного эмбриона; Б — го­ловной мозг тридцатидвух-тридцатичетырехнедельного плода; В — головной мозг новорожденного: 1 — конечный мозг; 2 — промежуточный мозг; 3 — средний мозг;

4 — задний мозг; 5 — продолговатый мозг; в — мост мозга; 7 — мозжечок; 8 — спин­ной мозг.

II. Пропорции черепа новорожденного и взрослого: А — соотношение пропорций черепа у эмбриона пяти месяцев (1), новорожденного (2), ребенка от одного года (3) и взрослого (4); Б— соотношение лицевого черепа новорожденного и взрос­лого.

III. Доли больших полушарий: А — наружная поверхность; Б — внутренняя поверх­ность; / — лобная доля; 2 — теменная доля; 3 — затылочная доля; 4 — височная доля.

V. Схема обонятельного анализатора: 1—клетка обонятельного узла; 2—обо­нятельная луковица; 3 — первичные обонятельные центры; 4 — мозолистое тело;

5 — зрительный бугор; 6 — гиппокампова извилина.

VI. Схема лицевого нерва: 1 — корковый путь к ядру лицевого нерва; 2 — ядро лицевого нерва; 3 — схема хода лицевого нерва в пирамиде височной кости; 4 — ве­гетативный (парасимпатический) нерв, идущий к слезной железе; 5 — стремечко- вый нерв; 6 — вкусовые волокна промежуточного нерва; 7 — слюноотделитель­ные волокна промежуточного нерва; 8 — собственно лицевой иерв.

VII. Аиатомо-функциональная схема слухового анализатора: I — улитка; 2 — схе­ма восприятия звуковой тональности рецепторами улитки; 3 — спиральный узел;

4 — ядра слухового иерва; 5 — боковая петля; 6 — корковая область слухового анализатора (височная доля).

VIII. Сегментарный характер иннервации: А — метамерный характер сегментарной иннервации: 1 — интерорецептор; 2 — экстерорецептор; 3 — проприорецепторы; 4 — межпозвонковый узел; 5 — задний корешок; 6 — передний корешок; 7,9 — спинно­мозговой нерв; 8— пограничный симпатический отдел; 10— задний рог, 11 — перед­ний рог; 12 — симпатическая клетка бокового рога; 13 — мотоиейрои переднего рога; 14 — чувствительный путь поверхностной чувствительности; 15 — путь глубокой чувствительности. Б — сегментарный характер иннервации туловища и конечностей

IX. Связь сегментов спинного мозга с миотомами (А) и дерматомами (Б): 1 — пе­риферический нерв; 2 — корешок; 3 — сплетение; 4 — сегментарные участки кожи.

X. Схема вегетативной иннервации: А — парасимпатическая система; Б — симпати­ческая система; В — подбугровая область; 1,2 — вегетативные ядра глазодвига­тельного иерва; 3 — слезоотделительное ядро; 4 — слюноотделительное ядро;

5 — вегетативное ядро блуждающего нерва; 6 — нервный узел слезоотделительного парасимпатического иерва; 7, 8, 9 — нервные вегетативные узлы для слюноот­делительных нервов; 10 — нервные узлы для вегетативной регуляции внутренних ор­ганов; 11 — верхний шейный симпатический узел; 12 — звездчатый узел; 13 — сол­нечное сплетение; 14 — нижиий брыжеечный узел.

XI. Схема кортико-спинальиого двигательного пути: I — поперечный срез головно­го мозга через двигательную область; II — средний мозг; III — мост мозга; IV — про­долговатый мозг; V— шейное утолщение спинного мозга; VI— поясничное утолщение спиииого мозга; 1 — глазодвигательные мышцы; 2 — мимические мышцы; 3 — мыш­цы языка; 4 — мышцы руки; 5 — мышцы иоги.

XII. Схема путей поверхностной (синий цвет) и глубокой чувствительности (фио­летовый цвет): I — поясничный отдел спнииого мозга; II — шейный отдел спинного мозга; III — продолговатый мозг (нижний отдел); IV — продолговатый мозг (верх­ний отдел); V—мост мозга; VI — поперечный срез больших полушарий голов­ного мозга через проекцию корковой чувствительной зоны.

XIII. Схема кровоснабжения головного мозга. А — схема артерий виллизиева круга: / — внутренняя сонная артерия; 2 — средняя мозговая артерия; 3 — передняя мозговая артерия; 4 — передняя соединительная артерия; 5 — задняя мозговая артерия; 6 — задняя соединительная артерия; 7 — основная артерия; 8 — позво­ночная артерия; 9 — передняя спинальная артерия; 10 — аорта. Б — корковые области кровоснабжения основными артериями головного мозга: а — область крово­снабжения передней мозговой артерией; б — область кровоснабжения средней мозговой артерией; в — область кровоснабжения задней мозговой артерией.

Если глухота или понижение слуха наступают в более позднем возрасте, могут развиваться такие особенности, как замкнутость, раздражительность, недоверчивость и др.