Синдром эмоционального выгорания чутко лС козина нВ

Чутко, Козина: Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты

Аннотация к книге «Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты»

Эта книга — о явлении, ставшем привычным, повседневным. Эмоциональное истощение, потеря интереса к жизни, профессиональный цинизм — эти проявления получили в клинической психологии название «синдром эмоционального выгорания».
Авторы подробно разбирают причины, механизм возникновения данного состояния, его проявления на разных этапах и, самое главное, способы оценки и методики коррекции. Приводимые в книге способы преодоления эмоционального выгорания могут быть с успехом применены как врачами-психотерапевтами, так и самостоятельно каждым человеком, работающим в условиях высокой эмоциональной нагрузки.
Книга предназначена для психологов, психотерапевтов, психиатров, неврологов, а также может быть полезна всем лицам, интересующимся данной проблемой.
2-е издание.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

студент факультета клинической психологии ОрГМУ,

канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии ОрГМУ,

Эмоциональное выгорание – выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности [2, с. 87].

Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют или могут появиться на работе в каждой из организаций [3, с. 47]. Ведущую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек–человек». Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [1, с. 57].

Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований после того, как ее описал Х. Фрейденбергер в середине 70-х годов XX века. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов [5, с. 5]. Синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ) сегодня входит в рубрику МКБ-10 Z73 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности [3, с. 114]. В связи с этим становится актуальной своевременная диагностика СЭВ для предупреждения полного эмоционального истощения.

Цель исследования: выявление структурных особенностей синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников Оренбургской области.

При проведении исследования мы исходили из предположения о том, что все симптомы синдрома эмоционального выгорания взаимосвязаны между собой, образуя тесную структуру.

Исследование проводилось в г. Оренбурге в 2016 г. Выборку составили медицинские сестры общей численностью 34 человека. Средний возраст испытуемых – 43,3 г. Средний стаж профессиональной деятельности – 14,3 г.

В качестве диагностического инструментария выступил личностный опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996г.) [4, с. 497-503]. В.В. Бойко исходит из того, что СЭВ протекает на трех фазах: фаза напряжения, резистенции и истощения. Каждая фаза включает в себя по четыре основных симптома:

— фаза напряжения – переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия;

— фаза резистенции – неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей;

— фаза истощения – эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.

Первичные результаты исследования СЭВ медицинских работников г. Оренбурга представлены на рис. 1, 2, 3.

Рисунок 1. Выраженность фазы «Напряжение» у медицинских работников г. Оренбурга

Рисунок 2. Выраженность фазы «Резистенция» у медицинских работников г. Оренбурга

Рисунок 3. Выраженность фазы «Истощение» у медицинских работников г. Оренбурга

Как видно из диаграмм, по фазам напряжения и истощения у испытуемых выражена стадия несформированности, а по фазе резистенция – стадия формирования. Не имеют ни одной сформированной фазы 38,7% испытуемых, тогда как у 23,5% опрошенных СЭВ сформирован на всех трех стадиях.

На основе полученных данных был проведен корреляционный анализ (r-Пирсона) симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников г. Оренбурга. По результатам анализа была построена корреляционная плеяда, представленная на рисунке 4.

Рисунок 4. Корреляционная плеяда симптомов СЭВ у медицинских работников г. Оренбурга

Прим.1: симптомы по порядку: 1) переживание психотравмирующих событий; 2) неудовлетворенность собой; 3) «загнанность в клетку»; 4) тревога и депрессия; 5) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6) эмоционально-нравственная дезориентация; 7) расширение сферы экономии эмоций; 8) редукция профессиональных обязанностей; 9) эмоциональный дефицит; 10) эмоциональная отстраненность; 11) личностная отстраненность; 12) психосоматические и психовегетативные нарушения.

Прим. 2: сплошные линии – прямые связи; пунктирные линии – обратные связи.

Применение корреляционного анализа показало, что наибольшее число связей имеют симптом «Неудовлетворенность собой» (10 связей), «Тревога и депрессия», «Редукция профессиональных обязанностей», «Эмоциональный дефицит», «Эмоциональная отстраненность», «Личностная отстраненность», «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (по 9 связей).

Симптом «Неудовлетворенность собой» взаимосвязан со всеми симптомами, исключая «Эмоционально-нравственная дезориентация». Это свидетельствует о том, что именно неудовлетворенность собой является своеобразным ядром структуры СЭВ у медицинских сестер, увязывая вокруг себя множество других симптомов. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что неудовлетворенность работника собой, неуверенность в себе и собственных силах влечет за собой определенное напряжение в отношении работы и своих обязанностей, переживание возможных неудач и ошибок, демонстрируя начальную фазу развития СЭВ.

Корреляционный анализ также показал, что большинство взаимосвязанных между собой симптомов СЭВ являются симптомами фаз резистенция и истощение, несмотря на то, что наибольшее количество связей выявлено у симптома «Неудовлетворенность собой» (фаза напряжения). Следовательно, фаза напряжения не является столь жесткой по своей структуре и может легко поддаваться профилактической и коррекционной работе. В отличие от неё, фазы резистенции и истощения представляют собой столь тесно переплетенный «клубок» симптомов и проявлений, нивелирование которых может составить значительную сложность. С другой стороны, это подтверждает выявленный на этапе первичной обработки факт одномоментного выхода медицинских работников на фазу резистенции и истощения, минуя фазу напряжения. Возможно, это связано с тем, что появляющиеся симптомы напряжения в профессиональной деятельности медсестры зачастую игнорируют, стараются не замечать, списывают на «трудный день» или ситуативную усталость. В связи с тем, что этим первичным признакам не уделяется должное внимание, симптомы напряжения накапливаются, усиливаются и вынуждают человека мобилизовать все свои ресурсы на выработку наиболее адекватных способов поведения и сопротивления развивающемуся СЭВ. В результате медработник оказывается сразу не стадии резистенции, а в некоторых случаях – и истощения (если у медсестры отсутствуют необходимые ресурсы).

Наименьшее число связей (1 связь) обнаружено у симптома «Эмоционально-нравственная дезориентация» (с симптомом «Эмоциональная отстраненность»). Положительная совместная изменчивость данных симптомов говорит о том, что в определенных ситуациях медсестра не может адекватно эмоционально реагировать на стимулы, например, на обращение за консультативной помощью пациента. Она холодна, равнодушна, отстранена от личности пациента.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. СЭВ у медицинских сестер действительно имеет тесную и достаточно четко сформированную структуру. Ядром этой структуры выступает симптом фазы напряжения «Неудовлетворенность собой», позволяющий сделать вывод о том, что именно это негативное переживание лежит в основе возникновения СЭВ и, при отсутствии своевременной специализированной помощи, значительно ускоряет появление неадекватного эмоционального реагирования, поведения, дезориентации в профессии, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических и психовегетативных нарушений. Фаза напряжения в структуре СЭВ в целом является менее сформированной и более сензитивной к психологической помощи. Следовательно, предупреждение СЭВ должно начинаться уже на ранних стадиях, характеризующихся отдельными, не всегда взаимосвязанными между собой, симптомами профессиональной деформации медицинского работника.

Список литературы:

  1. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А. В. Балахонов, В. Г. Белов, Е. Д. Пятибрат, А. О. Пятибрат // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – сер. 11, вып. 3. – С. 57-71.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
  3. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – 2-еизд: СПб.; Питер, 2009. – 440 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. – 704с.
  5. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. – 2-е изд. – М.: МЕДпреcс-информ, 2014. – 256 с.

Синдром эмоционального выгорания чутко лС козина нВ

Библиографическая ссылка на статью:
Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Мочалова А.С. Синдром эмоционального выгорания // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/03/85996 (дата обращения: 09.02.2019).

Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Эмоциональное выгорание он описывал как истощение из-за резко завышенных требований к себе [1].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям [1].

Эмоциональное выгорание может возникнуть по множествам причин, однако при одних и тех же условиях у одного человека может оно возникнуть, а у другого – нет. Развитию этого синдрома служат монотонная сложная работа с эмоциональной нагрузкой, отсутствие длительного перерыва и похвалы, плохо организованный труд. Также влияют и личностные качества личности, такие как пессимизм, повышенная восприимчивость, способность к самопожертвованию, повышенная ответственность, стремление все контролировать, мечтательность и идеализация. Чаще всего эмоциональным выгоранием страдают люди, чья профессия связана с тесным контактом с людьми. К примеру, врачи, психологи, педагоги [3].

Другие публикации:  Малиновые ветки от простуда

Стадии синдрома эмоционального выгорания.

Данные стадии рассмотрел Бойко В.В. – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии.

  1. Фаза напряжения. Характеризуется появлением симптома переживания, то есть, человек становится более раздражительный и какие-либо обстоятельства в своей трудовой деятельности воспринимаются более критично, даже если до этого индивид относился к ним спокойно.
  2. Фаза резистенции (сопротивления). Здесь начинает проявляться симптом неадекватного эмоционального реагирования. Человек либо перестаёт реагировать на то, что заслуживает реакции, либо реагирует слишком эмоционально. К данной фазе также относится симптом эмоционально-нравственной дезориентации, который выражается в защитных механизмах по типу вытеснения, рационализации. К примеру, индивид уже начинает решать какие люди могут заслуживать доброго отношения, а какие нет.
  3. Фаза истощения. Здесь характерны: эмоциональная отстранённость, эмоциональный дефицит, личная отстранённость и психосоматические нарушения. Появляется ощущение неспособности помогать субъектам профессиональной деятельности. Человек полностью исключает эмоции из своей работы, воспринимает субъект деятельности как объект для манипуляций, неодушевленный предмет. Ухудшается физическое и психическое самочувствии, возникает необходимость обращения за обязательной профессиональной помощью [2].

Существует несколько способов проверки наличия и выраженности СЭВ:

  1. “Определение психологического выгорания” А.А. Рукавишникова. Методика часто используется психологами.
  2. “Диагностика эмоционального выгорания” — тест Бойко В.В, выявляет уровень развития синдрома.
  3. “Профессиональное выгорание” К. Маслач и С. Джексон (MBI) – выявляет наличие синдрома [2].

Таким образом, большинство работающих людей так или иначе сталкивалась с синдромом эмоционального выгорания. На начальных стадиях человек может справиться сам со своей проблемой, прибегая к определенным методикам. Однако, если случай считается запущенным, то необходимо прибегнуть к помощи специалистов.

К сожалению, страница не найдена.

The page you are looking for doesn’t exist, no longer exists or has been moved.

Адрес: 115035, г. Москва,
ул. Садовническая, д. 13, стр. 11
(ст. метро Новокузнецкая)

м. Новокузнецкая,
м. Третьяковская,
ул. Садовническая, д. 13, стр. 11
тел. +7 (495) 921-39-07, доб. 602, 603
Пн. – Вс. с 9.00 – 20.00

м. Фрунзенская
Комсомольский пр-т, д. 28
тел. +7 (916) 877-06-84
тел. +7 (499) 685-12-47
Пн. – Вс. с 9.00 – 20.00

м. Савёловская,
ул. Сущёвский Вал, д. 9, стр. 1
тел. +7 (985) 387-14-57
тел. +7 (495) 921-39-07, доб. 729
Пн. – Вс. с 9.00 – 20.00

ул. Бутлерова, д. 31
тел. +7 (843) 238-8-239
тел. +7 (950) 312-80-27
Пн. – Вс. с 9.00 – 20.00

ул. Бутлерова, д. 36,
КГМА, 1 этаж
тел. +7 (952) 038-11-12
Пн. – Пт. с 9.00 – 20.00

ул. Митрофана Седина, дом 6/1
тел. +7 (908) 671-63-91
Пн. – Сб. с 8.00 – 18.00

Синдром эмоционального выгорания чутко лС козина нВ

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России,

кафедра психиатрии и неврологии ИДПО

Россия, г . Воронеж

Аннотация. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации пациентов, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В статье рассматривается проблема развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей и других медицинских работников в процессе их профессиональной деятельности.

Ключевые слова : врачи, дистресс , истощение, медицинские работники, профессиональный стресс, психологи, стратегии восстановления , э моциональное выгорание .

Актуальность . Согласно определению ВОЗ «Синдром перегорания ‒ это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств (ПАВ) с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения [ 10 ] . Этот синдром обычно расценивается как стресс реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе и сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью и отдыхом. Сфера деятельности медицинских работников является профессией с наибольшей склонностью к «выгоранию», так как весь рабочий день – это постоянное общение с людьми, к тому же больными и их родственниками , требующими заботы, внимания и сдержанности [ 1 ‒ 4 , 6 , 7 , 9 , 10 , 12 , 14 ] .

По классификации профессий по « критерию трудности и вредности » (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой. В 60 ‒ х годах в США впервые был введен термин « профессиональная деформация » в профессиях « человек – человек » , в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек ‒ человек ».

СЭВ был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки данного состояния у медицинских работников ‒ профессии с наибольшей склонностью к « выгоранию » . Ведь их рабочий день ‒ это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности [ 1 , 4 , 5 , 6 , 10 , 11 , 13 , 14 ] .

Основными симптомами СЭВ являются: усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности; психосоматические проблемы (колебания артериального давления (АД) , головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно ‒ сосудистой систем (ССС) , неврологические расстройства, бессонница); появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений) ; отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); функциональное, негативное отношение к себе; тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины [ 1 , 4 , 5 , 6 , 8 , 9 , 10 , 11 ] .

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в пр оцессе ее. Выгорание можно при равнять к дистрессу : тревога, депрессия, враждебность, гнев в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации ‒ стадии истощения. Выгорание ‒ не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [ 3 , 4 , 6 , 7 , 13 , 14 ] .

Данный синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений: эмоциональное истощение ‒ чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; деперсонализация ‒ циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда; редукция профессиональных достижений ‒ возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [ 1 , 4 , 5 , 8 , 9 , 11 , 12 , 14 ] .

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ыделены три категории людей, которым грозит СЭВ: « педантичный » тип ‒ характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцово го порядка (пусть в ущерб себе); « демонстративный » тип , характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип – « эмотивный » , характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [ 3 , 4 , 7 , 8 , 10 , 12 , 14 ] .

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4 ‒ х симптомов.

Первая стадияНапряжение характеризуется следующими симптомами: неудовлетворенность собой; «загнанность» в клетку»; пережив ание психотравмирующих ситуаций; тревожность и депрессия.

Вторая стадия ‒ Резистенция : неадекватное, избиратель ное эмоциональное реагирование; эмоционально ‒ нравственная дезориентация ; расширение сфе ры экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.

Третья стадияИстощение : эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность ; психосоматические и психовегетативные нарушения [ 1 , 2 , 5 , 6 , 7 , 10 , 11 , 13 , 14 ] .

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Выявлено , что средний медицинский персонал психиатрических клиник « выгорает » через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 ‒ 4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это прежде всего связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из ‒ за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций [ 1 , 3 , 4 , 5 , 10 , 13 , 14 ] .

Проведены исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравн ению с разведенными мужчинами.

По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

Другие публикации:  Клинические синдромы в педиатрии

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют: ограничение свободы действий и исполь зования имеющегося потенциала; монотонность работы; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом [ 1 , 3 , 5 , 7 , 9 , 11 , 13 ] .

У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем ‒ нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности. По данным западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10 ‒ 20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена ‒ медицинские работники, чаще бывают несчастливыми [ 3 , 4 , 5 , 9 , 10 , 11 , 14 ] .

Проведено большое количество исследований, в которых документально подтвержд ена широк ая распространенность неудовлетворенность ю профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений. Сравнительный анализ персонала, работающего за пределами больниц (например: врачи, занимающиеся частной практикой) с психически больными людьми и в больницах, показывает, что первая группа работников наиболее подвержена выгоранию. Pines и Maslach (1978) обнаружили, что чем дольше персонал работает в психиатрических учреждениях, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к душевнобольным [ 4 , 5 , 8 , 14 ] .

При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог King ( 1992) сделал поражающий вывод: « Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу , им трудно раскрыться перед кем ‒ нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей » . Преобладающая особенность врачебной профессии ‒ отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Выгорание ‒ не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger (1994): « Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами » .

СЭВ ‒ почему он часто встречается у врачей?

СЭВ (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности) [ 1 , 2 , 5 , 9 , 10 , 12 , 14 ] .

Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, п еренос, переживания, конфликты) [ 1 , 4 , 5 , 6 , 9 , 10 , 13 , 14 ].

Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.

Работа врача зачастую связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем [ 4 , 5 , 10 , 13 , 14 ] .

Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого. Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.

Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением медицинской документации , что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством. Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфли кт с пр офессиональными стремлениями врача [ 1 , 4 , 5 , 8 , 9 , 12 , 13 , 14 ] .

Все перечисленные факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости (СХУ) , влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому СЭВ является серьезной проблемой данн ой категории работающих людей.

СЭВ развивается постепенно в течение длительного периода времени. Он не наступает неожиданно, в одночасье. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то он непременно наступит. Эти признаки вначале незаметны, но со временем все больше ухудшаются. Необходимо п омнит ь о том, что ранние признаки СЭВ ‒ своего рода красные флажки, подсказывающие вам, что что ‒то у вас не в порядке и необходимо принятие решения для предотвращения срыва. Если вы проигнорируете их, то в конечном итоге у вас наступит СЭВ [ 1 , 2 , 4 , 6 , 8 , 9 , 14 ] .

Физические признаки СЭВ : чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса; снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь; проблемы с аппетитом и сном, болезни ССС ; частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах.

Эмоциональные признаки СЭВ : чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость; чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика; все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация); отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины; снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания; потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки.

Поведенческие признаки СЭВ : уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение; социальная самоизоляция; перенос своих неурядиц на других; выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше; работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка; использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами [ 1 , 4 , 5 , 8 , 9 , 10 , 14 ] .

Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать СЭВ достаточно сложно ‒ для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е. Климов. Есть и авторский тест ‒ опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как СЭВ стоит всех усилий!

СЭВ особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние [ 1 , 2 , 5 , 6 , 7 , 8 , 11 , 12 ] .

СЭВ , как показали исследования, имеет еще одну неприятную особенность: в отличие от насморка или «простуды», он не исчезает самостоятельно ‒ чтобы от него избавиться, надо приложить усилия. Конечно, идеальным вариантом было бы посещение психолога и прицельная работа с ним по данному вопросу. Однако далеко не все мы можем себе позволить такую форму помощи. Поэтому попробуем последовать знаменитой заповеди «Врачу, исцелися сам!» [ 1 , 4 , 5 , 6 , 7 , 10 , 13 , 14 ] .

СЭВ возникает на фоне информационной и эмоциональной перегрузки из ‒ за отсутствия переработки и трансформации этого материала. Поэтому выход один ‒ учиться управлять эмоциями и расслабляться, качественно анализировать массивы информации и правильно расставлять приоритеты как в ежедневной работе, так и в перспективе.

СЭВ интроверты подвержены больше, чем экстраверты ‒ это связано с тем, что интровертам не свойственно «обнародовать» эмоции.

Выход: осознанно учиться говорить о своих эмоциях. Кому ‒ то легче поделиться наболевшим с незнакомыми людьми (в транспорте, на отдыхе, в интернете), а кому ‒ то ‒ с самими собой (дневники), кто ‒ то же предпочитает открыться близким. Ищите форму, которая устроит именно вас ‒ это необходимо для вашего здоровья. Иначе хронический стресс, не имея возможностей для выхода, будет накапливаться [ 1 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 11 , 12 ] .

СЭВ во многих случаях возникает от осознания того, что в ежедневной практике нарушена «золотая пропорция» соотношения затраты/вознаграждение (примите во внимание: вознаграждение может быть не только материальным).

Выход: проанализируйте, каковы ваши ожидания от работы и насколько она их оправдывает, а затем честно ответьте себе, что необходимо для того, чтобы профессиональная деятельность приносила истинное удовлетворение.

У каждого из нас есть потребность в достижениях, повышении комфорта, доходов, статуса. Если мы долго не получаем того, к чему стремимся, у нас возникает раздражение и неудовлетворенность, приводящие к СЭВ ! Поэтому в рамках борьбы с СЭВ не стоит идти на компромисс с собой или игнорировать собственные желания ‒ нужно следовать за мечтой. Считаете, что ваше призвание ‒ не принимать больных, а читать лекции будущим врачам? Что для этого надо? Начать думать над темой диссертации? Искать руководителя и кафедру? Вперед!

Стало тесно в рамках вашей специальности? Нуждаетесь в освоении новых навыков? Идите на курсы, например, УЗИ или лапароскопической хирургии. Не хотите или не можете больше работать с людьми? Подумайте о переходе в лабораторию, гистологическое отделение, отдел исследований.

Не хватает денег? Тут вариантов много: от смены места работы в государственной клинике на частную (для начала хотя бы в форме дополнительных консультаций) до ухода из медицины ‒ например, в фармацевтический бизнес [ 4 , 5 , 8 , 9 , 10 , 12 , 13 , 14 ] .

В глубине души вообще не любите свою работу? Тогда разрабатывайте план смены профессии. Даже у врача есть только одна жизнь, и он, как сказал классик, «должен прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В се сказанное требует определенных эмоциональных и материальных затрат. Но в данном случае риск оправдан: хорошее настроение, новые профессиональные перспективы и финансовые возможности положительно отразятся на жизни любого индивидуума. И наоборот ‒ если ничего не делать, СЭВ превратит свою «жертву» в несчастного, раздраженного человека, страдающего от чувства одиночества. А для врача это гибельно!

Другие публикации:  Условия содержания цыплят кур

СЭВ может вызвать и определенная монотонность ежедневного распорядка: схема работа ‒ дом ‒ работа, типичная для врача, отнюдь не всем кажется воплощением мечты о счастье! В этом случае вспомогательными способами компенсации СЭВ является спорт, хобби, общение с близкими, поездки на курорты. А еще ‒ дыхательные техники, аутогенные тренировки, медитативные техники, ограничение приема алкоголя и кофе, ароматерапия .

О чень полезно учиться разделять работу и все, что с нею не связано. Не позволяйте себе заниматься профессиональными проблемами вне рабочего дня. Делайте тайм ‒ ауты во время работы ‒ перерывы на 5 ‒ 10 минут каждые 2 часа. В перерывах запретите себе мысли на «рабочую тему» ‒ лучше глубоко подышите, прогуляйтесь. или просто представляйте перед собой лист белой бумаги. Эти меры помогут быстрее и легче «стабилизироваться», и, следовательно, справиться с СЭВ [ 3 , 4 , 7 , 8 , 9 , 13 , 14 ] .

Н е тяните долго с оказанием себе помощи, потому что процесс саморазрушения может зайти слишком далеко. И тогда без консультаций психолога будет трудно обойтись. В очень запущенных случаях может понадобиться даже лекарственная терапия ‒ седативные препараты, анксиолитики , транквилизаторы, антидепрессанты [ 1 , 4 , 5 , 8 , 9 , 10 , 13 , 14 ] .

Выработайте для себя определенный расслабляющий ритуал . Например, как только проснетесь, сразу поднимайтесь из постели. Проведите медитацию, по крайней мере, в течение пятнадцати минут. Прочтите что ‒ то, вдохновляющее вас. Послушайте любимую музыку.

Примите здоровую пищу, проделайте физические упражнения . Когда вы правильно питаетесь, занимаетесь регулярной физической активностью и много отдыхаете, у вас будет более высокая энергия и устойчивость к жизненным неприятностям и требованиям.

Не надо никому подыгрывать . Если вы не согласны с чем ‒ то, то твердо отвечайте «нет», согласны ‒ «да». Поверьте это не сложно. Не перенапрягайте себя.

Делайте для себя ежедневный технологический перерыв . Установите время, когда вы полностью можете отключиться. Оставьте в покое ваш ноутбук, телефон, социальные сети, электронную почту. Проанализируйте прошедший день, больше уделяйте внимания положительным моментам.

Поддержите свое творческое начало . Оно является тем мощным противоядием, которое поможет вам в борьбе с СЭВ . Создайте какой ‒ нибудь новый интересный проект, придумайте новое хобби.

Используйте методы профилактики стресса . Если вы еще на пути к выгоранию, постарайтесь предотвратить стресс, используя методы медитации, делайте перерывы в работе, записывайте свои мысли в дневник, займитесь любимым хобби и другими делами, не имеющими ничего общего с вашей работой [ 1 , 2 , 5 , 10 , 13 , 14 ] .

Если наступила конечная стадия СЭВ , постарайтесь другими глазами взглянуть на все, что привело вас в такое состояние. Подумайте и позаботьтесь о своем здоровье. Вы должны пересмотреть ваше отношение к вашей работе и личной жизни, заставьте себя рассмотреть возможность отдохнуть от работы и подлечиться.

Стратегия восстановления № 2: Получите поддержку .

Когда вы выгорели, естественным стремлением является самоизоляция с целью защиты оставшейся в вас энергии. Это шаг в неверном направлении. В эти трудные времена ваши друзья и семья являются для вас более важными, чем когда ‒ либо. Обратитесь к ним за поддержкой. Просто поделитесь с ними своими чувствами, это может несколько облегчить ваше состояние.

Стратегия восстановления № 3: Пересмотрите свои цели и приоритеты . Если вы достигли стадии выгорания, вероятно, что что ‒ то в вашей жизни делается не так. Проанализируйте все, сделайте переоценку ценностей. Вы должны правильно реагировать на предупреждающие знаки как на возможность пересмотреть вашу текущую жизнь. Найдите время, чтобы рассмотреть то, что делает вас счастливым и, что важно для вас. Если вы обнаружите, что вы пренебрегаете значимой деятельностью или людьми в вашей жизни, соответственно измените свое отношение [ 1 , 4 , 5 , 6 , 9 , 12 , 13 , 14 ] .

Еще несколько полезных советов . Наиболее эффективный способ состоит в том, чтобы перестать заниматься тем, чем вы занимались до сих пор. Это может быть смена работы, изменение карьеры, смена места жительства. Но если это не вариант для вас, то есть и другие возможности для улучшения ситуации или состояния вашей души.

Активно решайте ваши проблемы . Проявите активную позицию, а не пассивную для решения проблем на вашем рабочем месте, старайтесь исключить стрессовые ситуации на работе. Вы почувствуете себя менее беспомощными, если вы заявите о себе и выразите свои потребности. Если у вас нет возможностей для решения проблемы, поговорите с вашим начальником.

Уточните вашу должностную инструкцию . Попросите вашего руководителя уточнить ваши должностные обязанности. Напомните ему те виды работ, которые приходилось вам выполнять в последнее время сверх ваших функциональных обязанностей.

Попросите новые обязанности . Если вы выполняете свою работу в течение достаточно длительного времени, попросите попробовать что‒то новое: другой уровень работы, другая территория продаж, другие условия работы .

Выкройте время . Если выгорание кажется неизбежным, сделайте полный перерыв в работе. Попросите очередной или неоплачиваемый отпуск, используйте больничный. Важно выйти из сложившейся ситуации. Используйте время для «перезарядки своих батареек» и принятия новой перспективы [ 1 , 4 , 5 , 8 , 9 , 10 , , 13 , 14 ] .

Если после следования этим советам не наступит облегчение, обязательно обратитесь к специалисту психологу .

Медицинские психологи КУЗ ВО «ВКПНД» на протяжении нескольких лет проводят лекции на тему: «Синдром эмоционального выгорания», в медицинских учреждениях г . Воронежа. В последнее время вырос интерес к этой проблеме, медицинские работники задают много вопросов, высказывают желание о персональной работе с ними.

На основании полученного опыта в проведении этих лекций можно сделать вывод, что уровень СЭВ довольно высок среди медицинских работников, и эта проблема по прежнему актуальна в настоящее время [ 7 , 10 ] .

Выводы . Изучени е СЭВ у мед и цинских работников должно преследовать не только цели выявления проблем , но и необходимо находить пути разрешения данных вопросов . К ним относятся: п росветительская работа о сущности и последств иях профессиональной деформации; с оздание комнат «психологической разгрузки» в лечебны х учреждениях для медперсонала; о рганизация работы клинического психолога; с оздание благоприятного психологическог о климата в коллективе; организация наставничества; т естиро вание на предмет выявления СЭВ; п сихологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

1. Агибалова Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» / Агибалова Т.В., Козин В.А. // Независимость личности. –2012. –Т.4, № 2(9). – С –. 33 – 41.

2. Барабанов М.В. Изучение психологического содерж ания синдрома выгорания / М.В. Барабанов // Вестник МГУ. ‒ 1995. ‒ №1 – стр.54 ‒ 67 .

5. Захаров О.П., Куташов В.А., Ульянова О.В. Прогнозирование распространенности и качества жизни пациентов с психическими расстройствами на основе математического моделирования / О.П. Захаров, В.А. Куташов , О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. ‒ 2016. ‒ Т. 1, №17. ‒ С. 10‒12.

6. Каннабих Ю. Что такое душевные болезни // Ю. Каннабих . ‒ М., 1928. – 102с.

7. Куташов В.А. Аналитическое исследование синдрома эмоционального выгорания / Куташов В.А. // Системный анализ и управление биомедицинских системах . – 2015. – Т.14, №2. – С. 295 – 299.

9. Ульянова О.В. Исследование личностной акцентуации у пациентов с ишемической болезнью сердца коморбидной с аффективными расстройствами / О.В. Ульянова, В.А. Куташов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика– 2015. – Т.1спец. выпуск, № 15. – С. 61 ‒ 62.

10. Ульянова О.В., Куташов В.А, Скороходов А.П., Дудина А.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей неврологов / О.В. Ульянова, В.А. Куташов , А.П. Скороходов, А.А. Дудина // Прикладные информационные аспекты медицины . ‒ 2016. ‒ Т. 19, № 1 . ‒ С. 119 ‒ 123

11. Ульянова О.В., Куташов В.А. Принципы организации питания пациентов неврологического и психосоматического профиля / О.В. Ульянова, В.А. Куташов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика– 2016. – спец. выпуск, № 15. – С. 163 ‒ 164

12. Швецова Е.Ю. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстрой ств в пр актике невролога / Е.Ю. Швецова , В.А. Куташов // Центральный научный вестник . ‒ 2016. ‒ Т. 1, № 1(1) . ‒ С. 28 ‒ 31.

14. Юдчиц Ю.А. Проблема профилактики деформации. / Ю.А. Юдчиц // Журнал практического психолога. ‒ 1998г. №7 – стр. 28 ‒ 36

Сведения об автор ах :

Мегедь Елена Викторовна , медицинский психолог КУЗ ВО «Областной Клинический Психоневрологический Диспансер», ул. 20 ‒ летия октября, д.73,