Спид и его профилактика конспект урока

СПИД и его профилактика

1.4. СПИД и его профилактика

Кроме известных венерических болезней (инфекционных, передающихся преимущественно половым путем), к которым относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, в начале 80-х гг. в США, а также спустя 2—3 года в Западной Европе и ряде других стран стала распространяться ранее неизвестная болезнь. Исследования показали, что это заболевание характеризуется медленно прогрессирующим дефектом иммунной системы человека, который приводит к гибели больного от вторичных поражений, связанных с нарушением иммунной системы. Эта болезнь получила название синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД).

СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и передающаяся при половом контакте и с кровью. Впервые ВИЧ-инфекция в своей финальной стадии (СПИД) была описана в 1981 г. в США. В 80-е гг. отмечено распространение ВИЧ-инфекции на территориях Европы, Австралии, Азии. По данным ВОЗ, число инфицированных ВИЧ-инфекцией в мире в 1992 г. достигло 12 млн человек, из них СПИД развился у 2 млн человек.

Наибольший процент зараженных — среди населения стран Карибского бассейна, Центральной Африки, США, Западной Европы. Болеют преимущественно жители городов. На территории бывшего СССР ВИЧ-инфекция регистрируется с 1985 г. Поданным Российского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на 1 января 2000 г. в России зарегистрировано 29 190 инфицированных вирусом иммунодефицита (ВИЧ), из них больных СПИДом 398 человек, среди детей инфицированных 761, больных СПИДом 127.

Возбудителем болезни является вирус иммунодефицита человека. Известны две модификации вируса — ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Вирус гибнет при температуре 56 ОС в течение 50 мин, при 70—80 ОС — через 10 мин, быстро инактивируется этиловым спиртом, эфиром, ацетоном, 0,2%-ным раствором гипохлорита натрия и другими дезинфицирующими средствами.

Источником возбудителя инфекции является человек в любой стадии инфекционного процесса. Заразиться вирусом можно при половом сношении, переливании крови и ее компонентов, использовании медицинского инструмента, загрязненного кровью, содержащей возбудителей. Возможность передачи вируса при половом сношении обусловлена травматизацией кожи и слизистых оболочек партнеров. Наибольшая степень травматизации бывает при сношениях, осуществляемых через задний проход, что обусловливает наиболее быстрые темпы распространения вируса среди мужчин-гомосексуалистов.

Передача вируса при поцелуях в губы маловероятна. Возможность передачи вируса при «бытовых» поцелуях, пользовании общими столовыми приборами, туалетом, полотенцем и т. п. была отвергнута на основании результатов долговременного наблюдения за семьями инфицированных.

Передача вируса при переливании зараженной крови приводит к заражению в 80—100% случаев. Большой риск заражения имеют внутривенные инъекции, выполняемые нестерильными иглами и шприцами, которыми перед этим проводили такую же процедуру инфицированному человеку. Наиболее высокая вероятность заразиться таким путем существует у наркоманов.

Передача вируса в стоматологической практике, при косметических процедурах, в парикмахерских теоретически допустима, но пока не зарегистрирована.

В нашей стране отмечена тенденция к смешанному типу заболеваний. Зарегистрированы заражения в результате половых контактов, при переливании инфицированной крови и внутрибольничные заражения, связанные с нарушением правил стерилизации медицинского инструментария.

Основным направлением в профилактике ВИЧ-инфекции считают обучение населения начиная со школьного возраста правильному половому поведению: ограничение числа половых партнеров и использование презервативов.

Следующее направление профилактики — обеспечение в медицинских учреждениях неукоснительного выполнения правил использования и стерилизации шприцев, игл и других инструментов, а также использования шприцев и систем для переливания крови одноразового пользования.

В заключение необходимо отметить, что здоровье и жизнь каждого человека в первую очередь зависят от него самого, от знаний им факторов риска и от правильности избранного образа жизни.

Здоровый образ жизни, чистота во взаимоотношении полов, супружеская верность — лучшая профилактика СПИДа. Важной ее мерой является пропаганда здорового образа жизни, а также борьба с пьянством и наркоманией.

Уберечься от СПИДа может тот, кто ведет нормальную половую жизнь, соблюдает элементарные правила личной гигиены, не употребляет спиртные напитки и наркотики.

Следует всегда иметь в виду, что сегодня ВИЧ-инфекция распространяется у нас в России, как и на Западе, главным образом половым путем и количество инфицированных неуклонно растет. Половина случаев заражения приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет. Большинство зараженных ВИЧ-инфекцией остаются внешне здоровыми, т. е. вирус многие годы может не проявлять себя, и только специальные анализы крови выявляют наличие инфекции у человека. Человек может и не знать, что он заражен, передавая вирус другим людям.

В течение ВИЧ-инфекции выделяют четыре периода: инкубационный, первичных проявлений, вторичных проявлений, период поражений.

Инкубационный период продолжается от 3 дней до нескольких месяцев.

Период первичных проявлений, связанный с диссеминацией (распространением) ВИЧ-инфекции, длится от нескольких дней до 2,5 месяца, но может затянуться до 1 года. Период вторичных проявлений продолжается от нескольких месяцев до 8—10 лет. Идет активная иммунная перестройка.

Продолжительность периода поражений — от нескольких месяцев до 3—5 лет. Начинается он с того момента, когда впервые клинически отмечается заболевание, свидетельствующее о снижении иммунитета. В этот период возможно развитие простого и опоясывающего герпеса, фурункулеза. Возможны лихорадка, немотивированное похудение. Со временем появляются новые поражения. Когда они принимают угрожающий для жизни характер, принято говорить о развитии СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита).

Многие симптомы СПИДа присущи таким заболеваниям, как злокачественные опухоли, пневмония, диарея (понос) и др.

Главной причиной заболеваемости и смертности людей от СПИДа является не сам вирус, а другие инфекции и заболевания, которым организм не может сопротивляться в результате действия ВИЧ-инфекции.

В заключение отметим, что пока вакцины, предохраняющей от заражения ВИЧ-инфекцией, нет. Радикального метода лечения СПИДа также нет, СПИД пока неизлечим и неизбежно ведет к смерти.

Природа дала человеку разум, используя который он создает искусственную среду обитания для более комфортной жизни. Но этот же разум должен помочь человеку научиться жить безопасно в той реальной среде, которую он создал. Прежде чем что-то сделать, необходимо подумать, для чего это нужно и к чему может привести. Будем надеяться, что разум все-таки победит.

В заключение параграфа скажем об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией, предусмотренной УК РФ. Статья 122 Уголовного кодекса РФ гласит:

«1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

Вопросы и задания

1. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения.
2. Профилактика СПИДа.
3. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с. — ил.

Рефераты, домашняя работа по ОБЖД скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Интегрированный урок «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий». 9–11-й классы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (151,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  • Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  • Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  • Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Подготовка мероприятия: заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Ход мероприятия

Учитель (Приложение 1, презентация): В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря (показ 2-го слайда презентации). В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения (показ 3-го слайда презентации).

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СПИД уже унёс свыше 22 миллионов жизней. До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана (показ 4-го слайда презентации):

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека (показ 5-го слайда презентации).

Другие публикации:  Простуда причины и лечение

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса (показ 6-го слайда презентации).

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия (показ 7-го слайда презентации).

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Сообщение учащегося. Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние. Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне. Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики (показ 8-го слайда презентации).

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Сообщение учащегося. СПИД впервые был обнаружен и зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет гомосексуальной ориентации. Затем стали выявлять и у представителей других слоёв населения (наркоманы, проститутки). Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита). Как только клиническая картина нового заболевания была описана в медицинской литературе, стали приходить сообщения о больных в других странах. Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году. Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2). В России о первом случае заражения официально объявлено в 1987 году (молодая жительница Санкт-Петербурга).

Учитель. Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы (показ 9-го слайда презентации):

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими?

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросам опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда презентации)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда презентации):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;
– переливание не обследуемой крови;
– медицинские манипуляции.

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– внутриутробно;
– во время родов;
– при грудном вскармливании.

Упражнение: «Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?»

Цель: закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ; выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.

  1. Учащиеся делятся на три группы.
  2. Каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.). Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий). На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).
  3. Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.
  4. После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

Другие публикации:  Вич возможно ли вылечиться

В РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ) (показ 17 – 18-го слайда презентации):

  • Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.
  • Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.
  • Упражнение “Границы дозволенного”.

    Цель: развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.

    Ситуация: Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание (отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает. Обсуждение ситуации.

    Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

    III. Закрепление изученного

    В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

    Сообщение учащегося. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

    До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

    Сообщение учащегося. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

    АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

    Сообщение учащегося. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы Администрацией для профилактики распространения ВИЧ-инфекции в Республике Саха (Якутия)?

    Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

    IV. Анализ урока

    Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Делает вывод:

    • СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
    • СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

    Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

    V. Домашнее задание

    Выполнить домашнее задание на тему: “Жизнь без вредных привычек” в форме:

    • Плаката (рисунок, фотография, компьютерная графика), который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом. Условия выполнения: на листе А4 с подписью автора на оборотной стороне изображения.
    • Видеоролика CD/DVD (продолжительностью не более 1,5 минут, приветствуются субтитры на русском языке) с приложением текстового описания сценария отдельным файлом (не более 1 страницы).

    Разработка урока ОБЖ «ВИЧ/СПИД. Чума XXI века»

    Разделы: ОБЖ

    Цель:

    • Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД, выработать и развить навыки, предотвращающие заражения ВИЧ- инфекции у подростков.

    Задачи:

    • Выяснить уровень информированности подростков по проблеме.
    • Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования.
    • Проверить уровень усвоения информации.

    Форма проведения: тренинг.

    Время проведения: 45 мин.

    Возраст участников: 10 класс.

    План занятия

    Коммуникативная игра «Я хочу:»

    Упражнение «Спорные утверждения»

    Комментарий: Продолжительность этапов занятия зависит от особенностей группы и опыта учителя. То, что занятие «выбивается» из расписания не должно вызывать тревогу. В этом случае следует проявить гибкость. В предложенном плане продолжительность каждого этапа дана приблизительно.

    План-конспект

    1. Орг.момент.

    Перед началом занятия стулья в классе расставлены кругом. Учащиеся могут занять любое понравившееся им место. Учитель тоже занимает любое место в кругу. Занятие рассчитано на уже знакомых между собой учащихся.

    Этот этап может быть проведен в любой удобной форме. Он рассчитан для создания рабочей атмосферы.

    Упражнение «Я хочу:»

    Цель: отработка рефлексивных навыков

    Учащиеся поочередно говорит предложение, начинающееся со слов «Я хочу:»

    2. Введение.

    Зимой 1980-81 года в госпиталь Нью-Йоркского университета поступили несколько человек с незнакомой для врачей формой саркомы Капоши — заболевания,

    открытого еще в 1872 году Моритцем Капоши. На коже нижних конечностей появляются узелки коричневато-красного или голубовато-красного цвета.

    В США и странах Западной Европы саркома Капоши наблюдается чрезвычайно редко: 1-2 случая на 10 миллионов населения, причем, как правило, только у мужчин старше 60 лет. Мужчины же поступившие в Нью-Йоркский госпиталь были в возрасте 30 лет. Все они оказались гомосексуалистами. Саркома Капоши протекала у них злокачественно и большая часть из них погибла в течение 20 месяцев.

    Весной 1981 года врачи Лос-Анджелеса обнаружили еще одну категорию больных — со злокачественной формой Пневмоцистной пневмонии. Это заболевание встречается крайне редко у лиц с подавленной функцией иммунной системы — например, после трансплантации органов. Пневмоцистная пневмония была зарегистрирована у молодых людей, которые тоже оказались гомосексуалистами.

    Летом 1981 года в США насчитывалось уже 116 подобных случаев.

    Хотя клиническая картина указывала на известный уже к тому времени синдром иммунодефицита, причина и пути заболевания оставались неясными. Неожиданное появление болезни, молниеносное распространение, странная связь со злокачественными опухолями, пневмоцистной пневмонией, гомосексуализмом, венерическими болезнями, необычайно длительный скрытый период и отсутствие эффективных средств лечения — все это вызвало шок у врачей и ученых.

    3. Сообщение темы и цели занятия.

    Это этап, в который входит краткое представление темы, целей и задач занятия.

    На этом же этапе можно вспомнить правила работы в группе.

    4. Актуализация проблемы. Дискуссия.

    Цель: осознание важности обсуждаемой проблемы.

    1. Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона? Сколько их? Слайд 5

    Всего в Хакасии в период с 1997 года по 1 марта 2010 года было выявлено 343 ВИЧ -инфицированных.

    Поставлено на специальный учет в 2010 году 12новых носителей вируса

    • в Абакане-2,
    • в Черногорске -3,
    • в Абазе-2,
    • в Алтайском районе-3,
    • в Боградском районе -1,
    • в Саяногорске -1.

    2. Эта проблема касается нас? Слайд 6

    По данным на 1 февраля 2010 года, в республике состояли на учете 232 носителя ВИЧ, еще семеро прибыли в Хакасию с уже установленным диагнозом из других регионов.

    3. Нужно ли говорить об этой проблеме в наше время? Слайд 7

    По данным на 1 февраля 2010 года, в республике состояли на учете 232 носителя ВИЧ, еще семеро прибыли в Хакасию с уже установленным диагнозом из других регионов.

    4. Как вы думаете, хорошо ли молодые люди, живущие в нашем городе, информированы о ВИЧ-инфекции? Слайд 8

    Среди заболевших равное соотношение мужчин и женщин,

    • 63% молодых людей в возрасте 20-29 лет,
    • 31,3% — 30-39 лет.

    5. Информационный блок.

    Цель: передать учащимся информацию о ВИЧ-инфекции.

    • Что такое ВИЧ? Слайд 9
    • Что такое СПИД? Слайд 9
    • ВИЧ и СПИД- это одно и то же? Слайд 10

    Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что концентрация вируса в отдельных жидкостях различно. Слайд 11

    5. Как передается ВИЧ-инфекция? Слайд 12

    Половой путь передачи ВИЧ-инфекции — 65,6%

    Парентеральный путь. Наркоманы, особенно принимающие наркотики парентерально, в наибольшей степени подвержены риску заражения ВИЧ — инфекцией, поскольку часто обмениваются иглами, а также шприцами — 30 % больных

    Внутрибольничное заражение пациентов ВИЧ — инфекцией возможно в том случае, если нарушены требования (правила использования и стерилизации медицинского инструментария).

    Внутрибольничное заражение медицинского персонала ВИЧ — инфекцией в случае контакта с инфицированными больными (кровью).

    Вертикальный путь передачи, возможность заражения инфицированной женщиной своего плода во время беременности- 1,2%

    На сегодня в Хакасии от ВИЧ — инфицированных матерей родились 62 ребенка.

    Из них диагноз «ВИЧ-инфекция» выставлен пятерым детям.

    6. Как предотвратить заражение ВИЧ? Слайд 13

    Упражнение «Степень риска». Слайд 14

    Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на пути передачи ВИЧ

    На полу чертится линия- «линия риска». На одном ее конце размещается карточка «высокий риск», на другом — «риск отсутствует», карточка «небольшой риск» размещается на середине.

    Учитель раздает карточки с ситуацией контакта с ВИЧ — инфицированным. Учащимся следует зачитать надпись на карточке и положить ее на тот участок «линии риска», которая, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ.

    • Поцелуй в щеку
    • Оральный секс
    • Половая жизнь в браке
    • Инъекция в лечебном заведении
    • Переливание крови
    • Пользование чужой зубной щеткой
    • Плавание в бассейне
    • Глубокий поцелуй
    • Уход за больным СПИДом
    • Укус комара
    • Прокалывание ушей
    • Нанесение тату
    • Укус пастельного клопа
    • Пользование общественным туалетом
    • Незащищенный половой контакт

    7. Информационный блок.

    Цель: передать учащимся информацию о ВИЧ-инфекции.

    Можно ли убить ВИЧ? Слайд 15

    1. 50-70° спирт — несколько секунд
    2. Попадание в желудочно-кишечный тракт — разрушается пищеварительными ферментами и соляной кислотой t°=56° — 30 минут
    3. Попадание на кожу- через 20 минут уничтожается ферментами бактерий, паразитирующих на коже
    4. Кипячение — мгновенно
    5. Дезинфицирующие средства (хлорамин, хлорная известь) — мгновенно

    8. Упражнение «Спорные утверждения».

    Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ.

    • Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ.
    • Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы.
    • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы.
    • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции.
    • Презервативы должны быть доступны всем, не зависимо от возраста.
    • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ- инфицированных граждан.
    • Проблема распространения ВИЧ-инфекции касается только проституток, наркоманов и гомосексуалистов.
    • СПИД — это один из способов естественного отбора, а именно возможность улучшить генофонд человека.
    • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ инфицированных находятся.

    Обсуждение:

    — Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?

    Примечание. Проводя эту игру, вы можете выбрать любое количество утверждений.

    9. Упражнение «Жизнь с болезнью»

    Цель: изменение взглядов на проблему ВИЧ -инфицированных.

    Выдать каждому по 12 листочков и предложить написать:

    • На 4-х — названия любимых блюд;
    • На 4-х — названия любимых занятий, увлечений;
    • На 4-х — имена близких и любимых людей.

    Опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв. Выберите и отдайте по 1 листочку из каждой группы.

    Далее болезнь требует следующих жертв, и еще отдать по 1 листочку из каждой группы.

    После этого учитель проходит по кругу и сам забирает по 1 листочку у каждого участника.

    Все, что осталось у участников- это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

    — Как вы себя чувствовали во время игры?

    — С кем или с чем было трудно расставаться?

    — Как вы думаете, что может чувствовать человек ВИЧ- инфицированный.?

    То, что произошло сейчас, было только игровой ситуацией. Я надеюсь, что это никогда не коснется вас и ваших близких.

    10. Завершение работы.

    1. Как люди, зараженные ВИЧ, могут предохранить других людей от заражения Слайд 16

    Практиковать только безопасный секс и пользуясь всегда презервативом; не сдавать кровь или сперму; убирать за собой испачканные кровью простыни и белье.

    2. Кто должен знать о заболевании? Слайд 17

    Сексуальные партнеры людей, зараженных ВИЧ, должны знать, как предохранить себя и других от заражения и повторного заражения. Лучше всего, если человек, зараженный ВИЧ, скажет об этом своему партнеру с помощью консультанта, который поможет ему преодолеть потрясение.

    Сказать о заражении нужно своему лечащему врачу, чтобы он проследил и помог вылечить все заболевания, сопутствующие ВИЧ. Врач, обладающий данной информацией, обязан сохранять ее в тайне.

    Некоторые смелые люди становятся инструкторами по борьбе со СПИДом и говорят открыто о своем заболевании, чтобы все остальные увидели, что зараженные люди — «такие же, как и все», и любой может заразиться ВИЧ.

    3. Что необходимо знать каждому Слайд 18

    Посещать только квалифицированных специалистов для проведения прививок и других медицинских манипуляций.

    Требовать, чтобы медработники для инъекций использовали только стерильные или одноразовые шприцы и иглы. При проведении каких-либо обследований или лечения настаивать, чтобы были использованы только стерильные или одноразовые инструменты.

    Если пациент хочет, чтобы ему прокололи уши или сделали татуировку, то ему следует настоять на использовании только стерильных инструментов.

    При совершении обрезания инструменты должны стерилизоваться после каждого пациента.

    Наркоманам надо объяснить, что безопаснее отказаться от внутривенных инъекций и употреблять наркотики через рот. Если же они не прислушались к вашему совету, то их надо научить стерилизовать шприцы и убедить пользоваться для инъекций каждый раз только новыми шприцами. Наркоманам в первую очередь необходима консультация по безопасному сексу и достаточное количество презервативов и сперицидов.

    4. Основные положения ст. 122 УК РФ: Слайд 19

    Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

    Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшем о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

    Правила написания синквейна : Слайд 20

    Участники на листах пишут синквейн и защищают свою работу.

    В синквейне 5 строк:

    1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2. Во второй строке — два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

    4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

    Берегите себя и своих близких, оставайтесь здоровыми! Слайд 21

    Используемая литература.

    1. Александров А.А . Александрова В.Ю.Курение и его профилактика в школе.-М.,1996
    2. Андреева Т.И. Причины употребления наркотиков и возможные действия по предотвращению причин
    3. Ван Инеи. Наркотическая зависимость и алкоголизм.-Женева.1978
    4. Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность. .-1996
    5. Социальная работа внаркологии.- М.,1994
    6. Фромм Э.Бегство от свободы.-М., 1993
    7. Основы знаний о профилактике наркозависимости, ВИЧ/СПИДа, ИППП.Методическое руководство для молодежи.- Новосибирск, 2001
    8. Профилактика алкоголизма и наркомании в учебных заведениях. Балаково: Росток, 2000
    9. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность.-М.,1990