Полезные свойства глины и песка

Полезные свойства песка

Вопрос/Ответ

Саша, есть ли у песка какие-то особенные полезные свойства? Можно ли песочницу наполнять другими материалами? Виктория, мама двойняшек Светы и Кирилла.

Светлана, песок обладает прекрасными функциями.

И сами по себе полезные свойства песка являются особенными.

Песок податливый для рук, из него легко строить всё, что захочется.

Он может принимать нужную форму почти сразу.

А это очень важно для деток. Им хочется видеть результат того, что они делают. Песок развивает мелкую моторику,когда его перебираешь. Это очень важно для развития отделов мозга,отвечающих за речь, восприятие и т.д.

Можно пробовать наполнять песочницу другими материалами — гречкой, рисом, тем, чем придумаете сами.

Но вряд ли они будут принимать нужную форму так же хорошо, как песок.

Песок является истинно природным материалом.

На консультациях по песочной терапии замечено, что песок успокаивает и забирает негативную энергию.

Вероятно, именно потому, что связывает нас с праматерией — землёй.

Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Выбранный для просмотра документ мой урок о полезных. docx

Тема : Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

— формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

— формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

— формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

— формировать умение концентрировать внимание

— формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в группе, в паре

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

— формировать положительную мотивацию к обучению.

— развивать познавательную активность, мышление и речь детей

— формировать чувство уважения к товарищу.

Орг. момент (вхождение в день).

— Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

1) Давайте вспомним материал прошлого урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

— Почему стекло лишнее?

— Давайте его уберем.

— Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

— А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

2) Из чего состоят горные породы?

Из минералов; одни горные породы из одного минерала, другие из нескольких. Большинство горных пород состоят из нескольких минералов. Но есть, которые, состоят только из одного минерала, например, вода, нефть.

3) Расскажите, как залегают слои горных пород?

Горных пород очень много. Одни, например, песок, глина залегают под почвой, другие можно найти на глубине 2-3 км. Иногда слои горных пород лежат ровно, а иногда они располагаются наклонно, стоят отвесно или сжаты в волнистые складки

Определение темы и цели урока.

Ответив на мой вопрос, вы сможете назвать тему урока.

— Как еще можно назвать горные породы? (полезные ископаемые)

О каких полезных ископаемых пойдёт речь на уроке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
( Песок )

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк )

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Тема сегодняшнего урока

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк».

Используя незаконченные предложения, попробуйте сформулировать цели урока.

Мы узнаем … что такое полезные ископаемые и почему они называются полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

Мы выясним… какими свойствами обладают названные нами полезные ископаемые

Девизом нашего урока будет высказывание

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

Работа над темой урока.

Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

Откройте учебник на стр. 60

Найдите ответ в учебнике.

А почему полезные , как вы думаете? Попробуйте подобрать синоним к этому слову ( нужные , необходимые)

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос «Как называются места, где залегают подземные ископаемые?» /месторождения/

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах. В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк. Шахта-это закрытый способ. Так добывают уголь, руду.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Геологи постоянно заняты поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Раньше главные орудия геолога — геологический молоток , компас. Теперь геологи пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск полезных ископаемых можно вести даже через космические спутники.

Горные породы представляют большую ценность. Есть горные породы, из которых получают металлы. Их называют рудами.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые самые распространённые?

Действительно, самые распространённые полезные ископаемые – песок и глина. Они залегают в Земле громадными слоями. В одних местах они находятся глубоко в толще Земли, а в других прямо на поверхности.

Ребята, какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

— Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

— Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

— Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

— Что бы ответить на этот вопрос нужно провести важные исследования.

РАБОТА В ГРУППЕ.

Сейчас практическую работу вы будете выполнять, работая в группе. На столе у вас песок, глина, лупа. Рассмотрите речной песок и глину. Определите их свойства по плану.

Описание горных пород

2.Плотная, рыхлая, сыпучая

3.Структура частичек горных пород (из чего состоит?)

Давайте по порядку: назовите свойства песка.

ПЕСОК Рыхлый, состоит из отдельных песчинок, которые не соединены между собой. Бывает жёлтого, белого, красного и серого цветов. Не имеет запаха. Сыпуч.

Песок образуется при разрушении гранита из кварца. Вода переносит и образует скопления песка, образуя месторождения, месторождения песка обычно бывают на поверхности земли. Песок добывают в карьерах или со дна рек.

Песок широко применяется в быту, в строительстве и при изготовлении стекла.

А теперь назовите свойства глины.

ГЛИНА. Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой и чтобы их отделить её надо растолочь. Глина бывает разного цвета.

Установим, как глина впитывает воду. Для этого проведём опыт. (Опыт проводит учитель )

Кусочек сухой глины немного смочим водой. Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. И если мы подольём ещё воды она опять исчезнет.

СДЕЛАЙТЕ вывод… глина хорошо впитывает в себя воду.

Ребята, а если мы будем подливать чаще, глина станет вязкой, мягкой и пластичной, Глина, в отличие от других горных пород, обладает пластичностью. Из такой глины можно лепить. А если изделие из глины обжечь оно станет твёрдым. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки другие изделия.

Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома.

Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару.

Из белой глины делают фарфоровые изоляторы на столбах электролиний. Они не пропускают ток.

Из особых сортов глины делают огнеупорный кирпич для доменных печей.

Другие публикации:  Народные средства молочница беременность

В Японии даже некоторые детали машин делают из глины и обжигают.

Кто из вас хочет сам провести опыт? Этот опыт нам уже знаком, мы его проводили, когда говорили, как образуются родники.

У нас два одинаковых стакана с воронками. В одной на фильтре насыпан песок, а в другой глина. Давай … нальём одинаковое количество воды и понаблюдаем.

Какой вывод мы сделаем? / Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает/

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

ЗНАКОМСТВО С ГРАНИТОМ

А что за горная порода у меня в руке. / гранит /

— Из чего состоит гранит? (Он состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды)

— Рассмотрите его. Что мы отчётливо можем различить в нём? Отдельно крупные или чуть менее крупные зёрна.

— Гранит обозначает зернистый. От своего зернистого строения. Гранит бывает разных цветов: серый, белый, розовый. Цвет придаёт именно полевой шпат. Некоторые зёрна прозрачные — это кварц.

Это лёгкая или тяжёлая порода? (тяжёлая) Попробуйте его разломить.

Важное свойство гранита – прочность.

Если поверхность отполировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не пропускает воду и не имеет запаха. Гранит распространён в природе. Залегает обычно глубоко в земле, но иногда образует горы.

Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение «Гранит — визитная карточка Земли». Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно.

Очень большие залежи месторождений гранита в Украине. Через всю территорию протянулся кристаллический гранитный щит. Ширина его 200 км, а протяжённость около 1000 км.

На территории России находится более полусотни мест добычи гранита. Одно из них в соседней Воронежской области.

Ребята, прочитайте вопрос №3 на стр. 63 Речной песок — это разрушившийся гранит. Он блестит потому, что в нём содержаться частички кварца и слюды.

ЗНАКОМСТВО С ИЗВЕСТНЯКОМ

А вот сейчас отгадайте, что за камень у меня в руке? (известняк)

А вот этот? (мрамор) А этот – мел. Мел и мрамор это тоже разновидности известняка. Известняк хрупкий. Мел легко разламывается. Самый твёрдый из известняков – мрамор. Он оставляет царапину даже на обычном меле. Мрамор бывает самых разных цветов: белого, розового, чёрного, золотистого. Это очень красивый камень, особенно если его отполировать.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.

Много лет назад Москву называли белокаменной. Здания, да и сам кремль были построены из известняка.

Известняки очень легко определяются, так как они имеют свойство вскипать от кислоты. Хотите посмотреть?

Демонстрация опыта №3

На мел, мрамор капнем небольшое количество кислоты. Что произошло? Послышится шипение и появятся пузырьки углекислого газа.

РАБОТА В ПАРЕ . Положите перед собой карточку.

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

Давайте проверим. Слайд

А как сейчас вы ответите: все вещества в твердом состоянии одинаковые по составу и свойствам. Конечно, нет!

Дополнительный краеведческий материал о полезных ископаемых Липецкой области подготовил…

Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми. Всего 300 месторождений полезных ископаемых: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в России. Значительны залежи торфа.

Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые . Примером служат крупнейшие залежи железных руд. Железные руды являются важнейшим сырьем для Новолипецкого металлургического комбината.

Минерал доломит — природный карбонат кальция и магния. Похож на известняк.

Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Приготовили тестирующие устройства.

Горные породы встречаются только в горах. /нет/

Глина рыхлая горная порода. /нет/

Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах./да/

Мел, мрамор –это разновидности известняка. /да/

Песок плохо пропускает воду. /нет/

В Липецкой области крупнейшие залежи железных руд./да/

Поиском месторождений занимаются геологи. /да/

Гранит легко разломить. /нет/

Вода относится к горным породам. /да. Вода часто залегает в Земле большими массами, по этому признаку учёные относят её к горным породам./

Речной песок – это разрушившийся гранит./да/

Обобщение. Итоги урока.

Давайте подведём итог уроку.

Мы узнали … что такое полезные ископаемые и почему они полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

Мы выяснили… какими свойствами обладают глина, песок, гранит, известняк

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Это говорит о том, что действительно нужно быть внимательнее к природе.

Наш урок подошёл к концу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто успешно справлялся с заданиями на уроке, для кого урок прошёл удачно.

Поднимите руку, кто испытывал незначительные затруднения, но всё же справился с заданиями.

Поднимите руку, для кого задания оказались слишком трудные, кому нужна помощь.

Я очень рада, что урок прошёл для вас с пользой ! Мне хочется отметить…за активную работу на уроке.

Много разных полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить дома небольшое сообщение о любом полезном ископаемом.

Человек и мир. 3 класс. Урок: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;

— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;

— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний перед изучением нового материала

— С какими природными богатствами мы уже познакомились?

— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?

— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?

— Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?

3. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…

4. Изучение нового материала

— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)

— Выполним задания к тексту.

Практическая работа по изучению гранита

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.

Задания к практической работе:

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

» Полезные ископаемые ( песок, глина, гранит, известняк)

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Тема урока : Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).

1. дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка, мела и мрамора;

3. формирование общеучебных умений: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: набор строительных материалов (13 шт.); коллекция камней (гранит, известняк, мрамор, кварц, слюда, полевой шпат); лупа, стекло, стаканчики с водой, пипетка, соляная кислота, молоток, кусок ткани; диск со слайдами.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. И так мы начинаем наш урок. Скажите, пожалуйста, что было вам задано на дом.( виды полезных ископаемых)

Учитель: Назовите мне пожалуйста виды полезных ископаемых?

Ученик: Твердые, жидкие, и газообразные. Учитель: На какие три группы по своим свойствам делятся полезные ископаемые? Ученик: Горючие полезные ископаемые, Рудные полезные ископаемые, и нерудные полезные ископаемые.

Другие публикации:  Народное лечение шейного хондроза

Учитель: Назовите мне горючи полезные ископаемые? Ученик: Каменный уголь, нефть, газ.

Ученик: Назовите рудные полезные ископаемые? Ученик: Железо, алюминий, медь, свинец, и т.д.

Учитель: Назовите нерудные полезные ископаемые? Ученик: Соли, мрамор, гранит, известняк, песок, глина и т.д. Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить подробно о нерудных полезных ископаемых. Но чтобы их узнать вы должны отгадать загадки. Но я хочу у вас спросить, кто изучает полезные ископаемые?

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомится с нерудными полезными ископаемыми.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Многие горные породы имеют большую ценность для человека.

Слайд 1.Чтобы построить дом, нам нужен песок, глина, известняк.

Слайд 2. Чтобы изготовить стакан, нужен специальный песок- это горная порода.

Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Рассмотрим схему. Назовите горные породы.

Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Вывод: Полезные ископаемые — это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельн

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.

(Учитель предлагает загадку.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. Рая расскажет о песке.

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Стас нам расскажет о глине.

Практическая работа. Эксперимент. ( «Работа в парах»).

Учитель: Геологам предстоит задача исследовать свойства песка и глины. Работать будем в парах. После обсуждения результат записывайте в тетради,

Пропускает ли воду

сухая глина не имеет, сырая имеет

Пластичность глины: (под руководством учителя)

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Сейчас я вам покажу что можно сделать из глины. Слайды глина.

-Если изделие из глины обжечь, то оно становится твердым.

(Учитель демонстрирует изделия из обожженной глины: кирпич, посуду, дымковская игрушка, поделки из глины, выполненные в художественной школе.)

Вопрос 4 Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорогая высыхает быстро?

Он очень прочен и упруг,

Строителям — надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. Теперь я вам расскажу о граните.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он — удобрение. Теперь я вам расскажу, что такое известняк.

Слайд 7. Известняк

(Учитель рассказывает о свойствах гранита и известняков). Рассмотрим гранит. Из каких минералов состоит гранит? В нем отчетливо различаются по цвету и блеску отдельные более или менее крупные зерна. От зернистого строения этой горной породы и произошло его название: гранит означает «зернистый». Цвет граниту придают зерна полевого шпата. Если полевой шпат серый, то и гранит серый (показываю): если красный, то гранит красный (показывааю) и др. Некоторые зерна гранита — прозрачные, со стеклянным блеском — это кварц. Между зернами полевого шпата и кварца отчетливо выделяются блестящие пластинки слюды. Гранит очень твердая, прочная порода.

Перед вами образцы известняков (обыкновенный известняк, мрамор, мел). У мрамора на изломе видны зернышки. Это кристаллики, из которых он состоит. На изломе обыкновенного известняка и мела их не видно. Самый твердый из известняков – мрамор.

Учитель: Какого цвета обыкновенный известняк?

Учитель: От примесей иногда приобретает желтоватый или зеленоватый оттенки.

Учитель: Рассмотрите обыкновенный известняк, что вы еще увидели?

Ученик: Остатки раковин.

Учитель: Объясните их происхождение. Дополнение учителя: в морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем образуются полезные ископаемые: известняк, Практическая работа. Аналогично.

Опыт №4 демонстрирует сам учитель (из пипетки капает на кусочек гранита и известняка соляную кислоту).

Учитель: Что вы увидели?

Ученик: вскипание известняка (кипит камень, пузырьки, пена).

Учитель: Таким образом, можно определить известняк.

Песок с глиной

Песок — это сыпучий материал из осадочных горных пород, состоящий из зёрен размером от 0,16 мм до 5,0 мм. Зёрна диаметром более 5 мм относятся к щебню, менее 0,16 мм — к пыли.

Песок — наиболее распространённый строительный материал. Его используют в железобетоне, асфальтобетоне, во всех сухих строительных смесях, штукатурных растворах, в качестве дренажного слоя при подготовке оснований фундаментов, дорог всех классов и во многих других строительных и промышленных технологиях.

Глина также состоит из осадочных горных пород, но, в отличии от песка, они представлены в ней очень мелкими частицами. Основные минералы в глинах — из группы каолинитов, образовавшихся при распаде полевого шпата.

Глина имеет широкое применение. Из разных сортов этого материала изготавливают техническую керамику, посуду, художественные изделия, игрушки и поделки. Её используют в медицине, косметологии, изготовлении глинобитных жилищ. Много глины во всех странах идёт на изготовление кирпича.

Использование песка с глиной

Песок с глиной применяют, в основном, в качестве строительного материала. Для кладки каминов, печей годятся только огнеупорные кирпичи и раствор из глины и песка. Соотношение глины и песка в такой смеси может быть от 1:2 до 1:4. Всё зависит от качества глины. Жирная чистая глина требует больше песка, тощая — меньше.

Чтобы проверить правильность пропорции глины и песка в смеси для кладки камина или печи, готовый раствор наносят на кирпич тонким слоем (1 см) и подсушивают эту инсталляцию в печи, топке, в термошкафу, на электроплитке. Если высушенный раствор потрескался – в нём много глины, нужно добавлять песок. Если трещин нет, но материал крошится – много песка, нужно добавить глины.

Такая отработка технологии одновременно с подбором массового состава ингредиентов позволяет определить адгезию раствора из глины и песка к кирпичу. Оба материала — термостойкие, этим и обусловлено их применение в печном деле.

Песок с глиной используют и в качестве штукатурного раствора. Его составляют из песка, глины и древесных опилок. В некоторых случаях добавляют цемент, который придаёт поверхности недостающую прочность. Опилки являются связующим материалом, уменьшающим растрескивание. Для изготовления таких покрытий часто используют природные суглинки — смеси песка с глиной.

Готовые сухие смеси песка и глины для кладочных и штукатурных работ можно купить в строительных магазинах. Их расфасовывают в бумажные мешки по 25 кг. Для приготовления раствора материал нужно затворить водой и выдержать в течение времени, указанном в инструкции.

Различие свойств разных сортов глины и песка иногда требует корректировки состава купленной смеси. Для выверенных пропорций требуется большой опыт исполнителя работ.

Приглашаем посетить нашу компанию и приобрести строительные смеси песка с глиной для кладки каминов и печей.

Полезные свойства глины и песка

СПЛЕТЕНО.РУ
Народные промыслы
  • Вы здесь:
  • Публикации
  • Spleteno-WIKI
  • Глина. Свойства глины. Состав глины

Лидеры просмотров

Виды ремесла. Виды народных промыслов
Сушка и обжиг глины
Глина. Свойства глины. Состав глины
Заготовка бересты. Время и способы заготовки бересты
Урок 16. Плетение лаптей из бересты

Нашли ошибку?

Глина. Свойства глины. Состав глины

Глина – пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

Применение глины

Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

Строительство. В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток — кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища — мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

Сувениры и посуда. Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы — в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров — дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

Глина может входить в состав других материалов. Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях «Помощь художнику».

Свойства глины

Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая. Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

Другие публикации:  Очищение организма от паразитов касторкой и коньяком

Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции — соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность. Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость — изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

Состав глины

Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества — глинистые минералы — которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины — нетривиальная задача.

Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности» определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать, придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

Применение песка и глины

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Окружающий мир. УМК «Планета знаний». 3-й класс. Урок «Свойства песка и глины» (в форме учебного проекта)

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

  1. Актуализация знаний.

  • Что такое горные породы? Приведите примеры.
  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.

  1. Определение предмета исследования.

— Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Постановка проблемы исследования.

— Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

Выдвижение гипотез детьми.

— Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

  1. Деление на группы. Распределение ролей.

— Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. » Наблюдатели».
  • 2 группа. » Экспериментаторы».
  • 3 группа. » Испытатели».

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

  1. Практическая работа. Проведение опытов.

Каждая группа получает задание. (Приложение 1)

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

2 группа. «Экспериментаторы».

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.
  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.

  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.