Природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительные местности и курорты

Содержание:

Природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительные местности и курорты

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ
«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 8 ноября 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г.

Принят Государственной Думой 27 января 1995 года

О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в преамбулу внесены изменения

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

23 февраля 1995 г.

Регулируются отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Определяются полномочия Правительства Российской Федерации, и органов исполнительной власти субъектов федерации в отношении указанных ресурсов и из использования. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 марта 1995 г. N 44, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. N 9 ст. 713

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительные местности и курорты

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительные местности и курорты

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Отнесение этих земель к особо охраняемым природным территориям обусловлено наличием природных лечебных ресурсов, благоприятного климата и других природных факторов, необходимых для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Российская Федерация располагает разнообразными видами применяемых медициной природных лечебных ресурсов, позволяющих проводить эффективное лечение в санаторно-курортных учреждениях и укреплять здоровье людей.

Чтобы быть признанным лечебно-оздоровительной местностью, земельный участок должен обладать одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами, быть пригодным для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. На его территории должны быть достаточные запасы минеральных вод, лечебных грязей и другие лечебные факторы. Площадь его должна быть пригодной для курортного строительства, удовлетворять экологическим и санитарно-эпидемиологическим правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения. Этот земельный участок должен иметь источники хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, надежные системы энергоснабжения. На землях, признанных лечебно-оздоровительными местностями, в будущем создаются курорты. Лечебно-оздоровительной местностью может быть признан земельный участок, где расположен отдельный объект, имеющий лечебное значение (минеральный-источник, месторождение лечебных грязей). ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об особо охраняемых природных территориях» (принят ГД ФС РФ 15.02.1995) // СЗ РФ. — 20.03.1995. — N 1. — ст. 1024.

Курортом является освоенная и используемая в лечебных и профилактических целях особо охраняемая лечебно-оздоровительная местность, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями, сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Компактно расположенные лечебно-оздоровительные местности и курорты образуют курортный регион.

Для сохранения, восстановления, рационального использования природных лечебных ресурсов, обеспечения благоприятных условий для лечения и отдыха на землях, признанных лечебно-оздоровительными местностями и курортами, устанавливается особый режим. На их территории образуются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования. Округ горно-санитарной охраны устанавливается, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, в остальных случаях — округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.

Режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения определен Положением, утвержденным Правительством РФ 7 декабря 1996 г.

В составе округа выделяется до трех зон. Для земель каждой из этих зон устанавливается особый охранный режим.

Режим первой зоны устанавливается для территорий, где находятся месторождения минеральных вод (скважины, источники), месторождения лечебных грязей, месторождения других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных ресурсов.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не оказывают отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

17.6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Красная книга

Лечебно-оздоровительные местности и курорты всегда привлекали людей, стремящихся улучшить состояние здоровья или просто отдохнуть. Вместе с тем законодательство рассматривает указанные территории не только как место отдыха, но и как ООПТ со специальным правовым режимом, заключающимся в ограничении хозяйственной и иной деятельности, способной оказать негативное воздействие на природные лечебные ресурсы. Многие особо охраняемые объекты природы (объекты животного и растительного мира) подлежат правовой охране не только в границах ООПТ, но и как самостоятельный объект правовой охраны посредством их включения в красные книги РФ и субъектов РФ.

Назначение лечебно-оздоровительной местности и курорта

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Другие публикации:  Глистогонное народные средства

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны, признается курортным регионом (районом). Все выявленные и учтенные природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и курортные регионы (районы) составляют курортный фонд РФ.

Необходимость правовой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов обусловлена целями их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Для этого в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещена (ограничена) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Округа санитарной и горно-санитарной охраны

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуют округа санитарной или горно-санитарной охраны, внешний контур которых является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Для защиты лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяют до трех зон.

На территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Па территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, оказывающих негативное воздействие на природные лечебные ресурсы и окружающую среду в целом.

На территории третьей зоны вводятся ограничения па размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление иной хозяйственной деятельности.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ

одна з категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ) согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Отнесение территории к лечебно-оздоровительным местностям и курортам проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Их выделяют в целях рационального использования и сохранения природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств данной местности. Лечебно-оздоровительные местности — территории (акватории), обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, лечебный климат, пляжи и др.) и пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения. Могут быть федерального, регионального и местного значений. Курорты — освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях особо охраняемые территории (лечебно-оздоровительные местности), располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты — ООПТ с ограниченным режимом пользования недрами, землей и др. природными ресурсами. На их территории запрещаются работы, загрязняющие почву, воды, атмосферу, наносящие вред лесам и зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние территории. С целью создания режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Внешний контур округа является границей лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Границы и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ утвердило Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которым определило порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории (СЗ РФ, 1996, № 51, ст. 5798). Уникальные курорты федерального значения расположены в Краснодарском (Анапа, Большие Сочи) и Алтайском (Белокуриха) краях; Республике Карелии (Марциальные воды), в Сахалинской обл. (Синегорск). Выделен курортный регион Кавказские Минеральные Воды; крупные курортные зоны с наличием лечебных минеральных вод и грязей расположены в Московской (Дорохово), Тверской (Кашин), Волгоградской (Эльтон), Кировской и др. областях, а также в Республике Бурятии (Горячинск, Аршан) и т. п.

Федеральный закон №26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (с изменениями на 18 июля 2011 года)

Документ с изменениями, внесенными:

  • Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
  • Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005).
  • Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
  • Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ).
  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ);
  • Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
  • Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
  • Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 379-ФЗ (Российская газета, N 255, 31.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 379-ФЗ);
  • Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011).

Принят Государственной Думой 27 января 1995 года

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации. *О)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения; *1.3)

курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры; *1.4)

курорт федерального значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти; *1.5)

курорт регионального значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

курорт местного значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

курортный регион (район) — территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;

курортное дело — совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны — особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района); *1.10)

пользователи — юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;

технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов — проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;

курортный фонд Российской Федерации — совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. *2.1)

2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. *2.3)

4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 2_1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

1. Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики.

2. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Статья дополнительно включена со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ)

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. *3.1)

Другие публикации:  Боровая матка состав гормоны

2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. *3.2.2)

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *3.3)

Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

(наименование дополнено с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ)

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;

устанавливает таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов). (Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 4_1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;

ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации;

осуществляет государственную экспертизу программ развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;

утверждает классификацию природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ). (Статья дополнительно включена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;

установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;

определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;

международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов);

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации (абзац дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ).

Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет: *7.1)

ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации; *7.1.1)

разработку и координацию федеральных программ развития курортов;

организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

подготовку кадров в сфере курортного лечения;

контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсов

Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. *9.4)

Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов

1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-реакционного потенциала соответствующих территорий.

3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности. *11.1)

2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке (пункт дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ).

2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава IV. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха

Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации

(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

1. Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации.

Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов.

Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников (абзац дополнительно включен со 2 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 219-ФЗ). (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)

2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган. *13.2)

3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций

1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *15.1)

2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Другие публикации:  Народные средства лечения при инсульте

2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. *16.2)

3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологических чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ).

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ).

4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. *16.6)

Глава VI. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 17. Разрешение споров

1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке. *17.1)

2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством. *17.2)

3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями могут решаться третейским судом. *17.3)

Статья 18. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключениями, установленными международными договорами Российской Федерации.

Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона и контроль за его исполнением

Статья 19. Виды ответственности

За нарушения настоящего Федерального закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы и службы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

Глава VIII. Международные договоры

Статья 21. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 22. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

3. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны.

4. Отношения в сфере использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2009 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 379-ФЗ).

Москва, Кремль
23 февраля 1995 года
N 26-ФЗ

Примечания

1) Текст документа в первоначальной редакции сверен по: Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 27.02.95, ст.713.

*О) См. также Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1.

К статье 1

*1.3) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426.

*1.4) Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом РФ от 14.03.95 N 33-фз «Об особо охраняемых природных территориях».

*1.5) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426.

*1.10) Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425.

К статье 2

*2.1) См.: статью 41 Конституции РФ;

раздел 8 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

*2.3) Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ » Об охране окружающей среды».

К статье 3

*3.1) Об установлении лечебных свойств природных лечебных ресурсов, других природных объектов и условий см. приказ Минздрава России от 16.09.2003 N 445.

*3.2.2) Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1426.

*3.3) Положение о курорте федерального значения Нальчик утверждено постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1203.

Положение о курорте федерального значения Белокуриха утверждено постановлением Правительства РФ от 31.10.99 N 1204.

Положение о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 N 633.

Положение о курорте федерального значения Зеленоградск утверждено постановлением Правительства РФ от 26.08.2000 N 634.

Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 N 591-р.

Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации — Кавказских Минеральных Водах утверждено постановлением Правительства РФ от 06.07.92 N 462.

Положения о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, утверждены постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14.

К статье 7

*7.1) См. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 321.

*7.1.1) О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации см. приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 522.

К статье 9

*9.4) См.: статью 214 Гражданского кодекса РФ;

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

К статье 11

*11.1) Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 72.

Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.92 N 3314-1.

Постановлением Госгортехнадзора России от 01.12.99 N 88 утверждены Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод.

К статье 13

*13.2) Приказом Минздрава России от 06.06.2000 N 204 утверждено Положение о Центре санаторно-курортной помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации.

К статье 15

*15.1) Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.

См. также Положение о санатории-профилактории организации (предприятия), утвержденное Минздравом России 01.11.96 N 2510/4827-96-2.

К статье 16

*16.2) Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждено постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1425.

*16.6) Государственный экологический контроль на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляют органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» изменена структура органов исполнительной власти, функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации переданы Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования.

К статье 17

*17.1) Порядок разрешения гражданских споров определен Гражданским процессуальным кодексом РФ.

*17.2) Порядок разрешения арбитражных споров определен Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

*17.3) Порядок разрешения споров в третейском суде определен Федеральным законом РФ от 24.07.2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Источник: Правительство Российской Федерации