Ребенок во сне дышит животом

Дышит? Не дышит? Внезапная остановка дыхания у детей

Особенности дыхания грудничков. Факторы риска синдрома внезапной смерти младенцев.

Молодые мамы часто и подолгу прислушиваются к дыханию младенца во сне, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. К счастью, внезапная остановка дыхания у детей первых месяцев жизни встречается очень редко — в среднем у 1 ребенка из 1000. Попытаемся разобраться в особенностях дыхания грудничков.

Органы дыхания малыша

Дыхание любого человека управляется дыхательным центром — небольшим отделом головного мозга. Именно дыхательный центр при повышении концентрации углекислого газа в крови посылает команды к дыхательной мускулатуре, заставляя мышцы сокращаться, раздувая грудную клетку. Импульсы нервных клеток дыхательного центра задают глубину, ритм, минутный объем дыхания. Сам же центр находится под влиянием импульсов от специфических рецепторов, например, воспринимающих концентрацию кислорода и углекислого газа в крови. Кроме того, многие неспецифические стимулы способны активизировать головной мозг в целом и дыхательный центр — в частности (именно поэтому во время родов, если первый вдох малыша задерживается, его легонько шлепают по попе: этот неспецифический болевой раздражитель от кожных рецепторов вызывает процесс возбуждения в дыхательном центре, который дает сигнал к началу дыхания).

У новорожденного ребенка, который только-только появился на свет, практически все функции организма отличаются некоторой незрелостью, ему еще предстоит развивать и совершенствовать их. Это в полной мере можно отнести и к дыханию. Известно, что дыхание ребенка первых месяцев жизни довольно неритмично, иногда даже у здорового малыша отмечаются задержки дыхания, или апноэ, продолжительностью до 15-20 секунд. Как правило, такие паузы в дыхании не сопровождаются ни урежением сердечного ритма, ни цианозом (синюшностью) и не влекут за собой вреда для здоровья крохи. Однако если во время апноэ развивается цианоз (посинение) носогубного треугольника, а сами задержки превышают 20 секунд или происходят слишком часто, лучше проконсультироваться со специалистом-неонатологом.

Экстренные ситуации

Настороженность родителей всего мира вызывает синдром внезапной смерти младенцев (СВСМ). Другими названиями этого состояния являются «внезапная детская смерть», «смерть в колыбели». Синдромом внезапной смерти младенцев называют смерть детей грудного возраста, наступившую без каких-либо видимых причин, чаще всего ночью или в ранние утренние часы. Никаких отклонений, способных объяснить эту смерть, не обнаруживают. Частота СВСМ колеблется в разных странах от 0,5 до 2,3-3 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.

Несмотря на множество проведенных по всему миру исследований, установить достоверные причины СВСМ до настоящего времени не удалось. Зато ученые значительно продвинулись в определении факторов риска этого состояния. К ним относятся:

  • недостаточное образование отца и матери;
  • плохие социально-бытовые условия семьи;
  • неблагоприятный акушерско-гинекологический анамнез матери (хронические гинекологические заболевания, предшествующие аборты, мертворождения, интервал между родами менее 14 месяцев, юный возраст (менее 17 лет) матери, случаи СВСМ в семье);
  • осложнения беременности (гестозы, анемия, внутриутробная гипоксия плода, задержка внутриутробного развития);
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков матерью во время беременности;
  • многоплодная беременность;
  • осложнения родов (стремительные роды, роды путем кесарева сечения, стимуляция родов окситоцином, недоношенность, переношенность, малый (менее 2,5 кг и особенно менее 2 кг) вес при рождении, крупный плод).

К неблагоприятным факторам, отмечаемым после рождения, относятся признаки морфофункциональной незрелости новорожденного, низкая оценка по шкале Апгар; систематическое перегревание младенца; использование в детской кроватке мягких матрасов, пуховых перинок, подушек, тяжелых одеял, плюшевых игрушек; курение кормящей матери и вообще курение в квартире, где находится малыш; искусственное вскармливание; рахит. Сюда же можно отнести совместный сон в родительской постели в случаях употребления матерью алкоголя, наркотических веществ или снотворных препаратов. Разумеется, особо тщательному наблюдению должны подлежать малыши, у которых отмечаются частые и длительные периоды апноэ или приступы цианоза.

Анализ факторов риска СВСМ позволяет сделать следующее обобщение: опасно все то, что нарушает развитие, ослабляет младенческий организм, повышает восприимчивость его к различным неблагоприятным воздействиям — будь то внутри- или внеутробный период жизни крохи.

Выдвигаются различные гипотезы для описания механизма развития СВСМ, Предполагают, что одной из основных причин может быть отказ дыхательного центра в результате гипоксии. С одной стороны, в ответ на снижение концентрации кислорода и повышение концентрации СO2 в крови дыхательный центр должен активизировать движения дыхательной мускулатуры. С другой, он сам по себе является отделом головного мозга, потребность которого у грудничков в кислороде гораздо больше в сравнении с головным мозгом взрослого. Даже минимальные изменения характера дыхания, химического состава крови и кровоснабжения способны повлиять на функции головного мозга. У здорового ребенка защитная реакция на задержку дыхания — пробуждение и одышка (учащение дыхания) с последующим восстановлением. У некоторых детей защитные реакции не срабатывают, и задержка дыхания может трансформироваться в его остановку.

Но было бы ошибочным полагать, что в синдроме внезапной смерти повинно лишь нарушение дыхания. Многими исследованиями удалось установить, что у большинства детей, которых постиг СВСМ, отмечались нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы — сердечные аритмии, отклонения на ЭКГ. Кроме того, известно, что у детей, входящих в группу риска по СВСМ, имеется определенная патология сна: у них отсутствует периодическое чередование периодов глубокого и быстрого сна, а структура сна весьма хаотична. Это может нарушать способность к адаптации к различным раздражителям. Некоторые ученые полагают, что причиной внезапной смерти может стать даже психоэмоциональный стресс малютки, который он переживает, если не чувствует достаточной любви окружающих.

Нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи.

Профилактические меры

В некоторых исследованиях было высказано предположение о том, что положение на животе во время сна повышает риск развития СВСМ. Однако в настоящее время большинство неонатологов сходятся на том, что определяющим является не поза во время сна, а правильная организация места для сна малютки: матрас должен быть обязательно ортопедическим, жестким или полужестким, недопустимы какие бы то ни было подушки, пуховые перинки, тяжелые и объемные одеяла, а также крупные плюшевые игрушки — то есть все то, что может вызвать удушение. Накрывать кроху лучше легким пледом — шерстяным или синтетическим, его верхний край не должен заходить выше уровня плеч. Температура в комнате, где спит малыш, не должна подниматься выше 24ºС; лучше, если она будет в диапазоне 18-21ºС. Дело в том, что повышение температуры резко увеличивает потребность мозга в кислороде и восприимчивость его к гипоксии, Ни в коем случае нельзя курить в комнате, где спит ребенок.

Вопреки ожиданиям, совместный сон малыша с родителями не повышает риск СВСМ (если, конечно, исключены алкогольные возлияния и прием сильнодействующих препаратов), а даже понижает его. Дело в том, что младенческий организм обладает способностью синхронизировать некоторые параметры с внешними подобными показателями. Так, нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи. По-видимому, эволюционно заложенные особенности не предполагают существования младенца отдельно от матери. Грудное вскармливание без ночного промежутка (что обычно и случается при организации кормления по требованию) также является важным фактором профилактики СВСМ.

Помимо мер профилактики этого грозного состояния, предполагающимися самой природой, с помощью достижений науки и техники были разработаны специальные приспособления, помогающие отслеживать дыхание и сердечный ритм малютки и предупреждающие родителей в случае опасности. К таковым относятся домашние мониторы — монитор дыхания (его датчик располагается под матрасом кроватки и фиксирует движения дыхательной мускулатуры малыша) и кардиореспираторный монитор. Последний прибор способен одновременно фиксировать не только дыхание, но сердечный ритм малютки. Оба устройства снабжены системой оповещения, которая срабатывает в случаях длительных апноэ, а кардиореспираторный монитор — также при выраженной брадикардии (урежении сердечного ритма) и аритмии (неритмичных сердечных сокращениях). В этих случаях, как правило, бывает достаточно разбудить малыша, взять его на руки, сделать легкий массаж пяточек — то есть применить неспецифическую стимуляцию. Рекомендовать применение этих устройств можно у детей, относящихся к группе высокого риска по развитию СВСМ.

Дорофея Апаева,
врач-педиатр, г. Москва

Дыхание новорожденного

Мама склонилась над детской кроваткой, смотрит на спящего кроху и не может насмотреться. Это ее ребеночек, ее крошечка, ее кровиночка. Мама рассматривает милые черты, целует крошечные пальчики, прислушивается к дыханию малыша.

Без дыхания нет жизни

Дыхание ─ важный физиологический процесс, посредством которого в организм поступает кислород и выходит углекислый газ. Дыхание дает человеку энергию для жизни. Без дыхания не может жить ни одно живое существо на нашей планете. Человек без воздуха живет максимум 5-9 минут. Установлены мировые рекорды нахождения в безвоздушном пространстве до 18 минут, и то после проведения специальной подготовки.

Процесс дыхания человека делится на две ступени. При вдохе по воздухопроводящим путям в легкие поступает воздух, разделяющийся в крови на кислород и углекислый газ. Вторая ступень включает насыщение организма кислородом. Кислород разносится артериальной кровью от легких ко всем органам. Венозной кровью в легкие собирается углекислый газ, который выбрасывается при выдохе.

Учеными-биологами и медиками доказана возможность излечения различных заболеваний при помощи специальных дыхательных гимнастик. В России и странах мира известны методики В. Ф. Фролова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, И. П. Неумывакина, В. Н. Хрусталёва, которые доказали, что правильное частое дыхание помогает преодолеть болезни, улучшить самочувствие и даже постройнеть. Научить детей правильному дыханию можно с двух лет.

Дыхательная система младенцев

В грудном возрасте эта система имеет особое значение. Не все органы еще развились и работают в полной мере, поэтому дыхание новорожденного становится жизнеобеспечивающим моментом в организме крохи.

Почти все системы младенца, и дыхательная система в том числе, отличаются от соответствующих систем взрослого человека, их работа имеет возрастные особенности, обеспечивающие нужный возрастной режим.

Верхние и нижние дыхательные пути грудного ребенка слишком малы для полноценного глубокого дыхания. Носик и носоглотка короткие и узкие, поэтому даже небольшая соринка вызывает чихание малыша, а легкий насморк становится опасным из-за гиперемии слизистого слоя и уменьшения просвета носовых ходов и гортани. Не только заболевания, но и пыль и мелкие соринки, попадая в крохотный носик, вызывают сопение, посвистывание, храп.

Другие публикации:  Если болит живот в 32 недели беременности

Вот почему необходимо вовремя чистить носик малыша и прикладывать все усилия, чтобы не допустить простудных и вирусных заболеваний. Опасны в этом возрасте риниты, бронхиты, ларингиты, фарингиты и любые другие воспаления. Лучшим упреждающим действием для защиты от болезней, а также для развития дыхательной мускулатуры и улучшения дыхания являются массаж и гимнастика.

Специфика дыхания грудничков

Все крошечные системы и органы новорожденного работают в усиленном режиме. При рождении организм не сформирован, органы дыхания анатомо-физиологически незрелы, а организм ребенка работает, растет, развивается. Даже частота пульса у грудничка составляет около 140 уд/мин, то есть почти вдвое больше, чем у взрослого человека.

Мускулатура при рождении слабенькая, воздушные пути с узким просветом, маленькие ребрышки не помогают дыханию, у малышей не получаются глубокие вдохи и выдохи. Поэтому младенцам приходится применять частое дыхание, чтобы обеспечить себя кислородом. Малыши плохо умеют дышать ровно, их частое дыхание поверхностно, неравномерно.

Недоразвитие строения органов делает дыхание крохи поверхностным, одышливым, неритмичным, отрывистым, напряженным, с возможной дыхательной недостаточностью. Но с каждым днем первых лет жизни происходит рост и совершенствование отдела, а примерно в 7 лет эти органы формируются полностью.

Чаще всего младенец делает два-три коротких вдоха, затем один глубокий. Это нормально для 1-6 месячного ребенка, но требуется увеличение частоты вдохов и выдохов до 40-60 раз в минуту для полного обеспечения ребенка кислородом. В 9-12 месяцев вдохи и выдохи малыша становятся равномерными, ритмичными, спокойными.

Если малыш дышит без напряжения, без шумов и стонов, не раздувает крылья носика, то это норма. В противном случае покажите кроху доктору.

Количество дыхательных движений за одну минуту подсчитывается по движению грудной клетки, когда малыш находится в покое. Полученная частота дыхания ребенка сверяется с таблицей, в которой прописаны нормы для деток до года.

  • от рождения до двух недель ─ 40-60 вдохов-выдохов в минуту;
  • от 2 недель до 3 месяцев — 40-45;
  • от 4 месяцев до полугода — 35-40;
  • от 7 месяцев до годика — 30-36.

Для сравнения: частота дыхания взрослого человека составляет 16-20 в минуту, в период сна ─ 12-14.

Подсчитав частоту дыхательных движений, или ЧДД, педиатр определяет тип, глубину, ритм дыхания, а также правильно ли работают грудная клетка, брюшная стенка, и сердечно-сосудистая система в целом. Родителям есть смысл просчитывать, соответствует ли частота медицинским показателям, так как сбой может указывать на начало заболевания.

Тип дыхания

Определяется как грудной, брюшной и смешанный:

  • грудной тип характеризуется движениями грудной клетки;
  • брюшной ─ движениями диафрагмы и брюшной стенки,
  • смешанный ─ работает грудная клетка и диафрагма.

В первом случает недостаточно вентилируется нижняя часть легких, во втором ─ верхушки, вследствие чего возможен синдром застойных явлений. Смешанный тип дыхательных движений за счет расширения грудной клетки и движений брюшной стенки вентилирует легкие во всех направлениях.

Нарушения ритма или частоты сигнализируют о патологиях, которые у грудничков бывают бессимптомными или являются признаками каких-либо расстройств.

Так, синдром дыхательных расстройств может возникнуть на 1-3 сутки жизни крохи еще в роддоме. Но здесь неонатологи, педиатры, акушеры бесспорно помогут новорожденному.

Иногда маму пугают звуки, которые малыш издает носом, горлом, носоглоткой, легкими.

Если малыш здоров, дышит без усилия, беззвучно, значит дыхательные пути функционируют нормально. Все посторонние звуки обсуждайте с лечащим педиатром во избежание больших проблем.

  • Малыш хрипит, свистит, стонет ─ значит, дыхательные трубки сужены, воздух проходит с затруднением. Кроме того, такие звуки появляются в результате воспалений, спазмов, инфекций, отеков, попадания инородного тела. Признаком серьезных проблем при затруднении дыхания служит посинение вокруг рта, сонливость, невозможность издавать звуки. Срочно вызывайте скорую помощь, не тяните.
  • Вместе с хрипами появились кашель и насморк ─ значит, малыш простудился. Учащенное дыхание, крохе тяжело вдыхать и выдыхать, он капризничает, не ест ─ вызовите участкового врача, возможно, это бронхиальное заболевание.
  • Синдром затруднения носового дыхания выливается в заложенность носика и может являться расстройством.
  • Иногда из дыхательных путей слышится бульканье. Это слюна, которую малыш не успевает проглотить, скапливается в горлышке и создает булькающие звуки при прохождении воздуха. Этот синдром вскоре проходит.
  • Довольно распространенное расстройство, когда ребенок храпит во сне, вдыхает ртом чаще, чем носом, ─ это еще одно из расстройств и тоже повод для визита к доктору, возможно, увеличены аденоиды.
  • Ребенок задыхается, если поперхнется, или очень часто дышит и замрет. Это нормально для малышей до 6 месяцев, но врачу об этом скажите обязательно.
  • Остановка дыхания на несколько секунд случается довольно часто у крохотных детишек. Это пугает мам, они не знают, что делать, но все обычно проходит само собой. Возьмите малыша вертикально, побрызгайте холодной водичкой в лицо, дайте свежий воздух, похлопывайте по спинке и попке.
  • Синдром апное ─ пугающая пауза в дыхании от 10 до 20 секунд, затем дыхание восстанавливается.
  • Частое появление посторонних звуков при вдохе в то время, как малыш нормально развивается и прибавляет в весе, пусть не пугает вас, малыш перерастет это к 1,5 годам.
  • В радостном возбужденном состоянии, при сильной заинтересованности или во время физической активности малыш начинает часто дышать. Это естественное состояние.
  • Во сне новорожденный может хрипеть, булькать, мурлыкать, хрюкать, петь птичкой, и все эти нормальные звуки дыхания не вызывают расстройств, а обусловлены пока еще несовершенным строением носоглотки.

Это интересно

Мы знаем, что люди и животные на Земле дышат кислородом, а углекислый газ считаем ненужным, мы выдыхаем его. На самом деле углекислота не менее важна, чем кислород, потому что кислород дает нам энергию, сжигает органику, а углекислый газ участвует в регулировании обмена веществ. При дыхании, прежде чем выйти во вне на выдохе, углекислый газ участвует в жизнедеятельности организма. Он успокаивает нервную систему, расширяет сосуды, обезболивает, синтезирует аминокислоты, способствует дыханию.

И еще. Оказывается, при сильном, громком крике у малыша страдают легкие — они буквально разрываются. Грудной ребенок может кричать, если голоден или ему холодно и нездоровится. Давайте позаботимся о крошках, чтобы им не приходилось рвать легкие.

Новорожденный часто дышит — нормально ли это?

Новорожденный часто дышит

С появлением на свет малыша, у родителей появляются новые заботы и хлопоты, а вместе с этим возникают и новые страхи. Знакомясь со своим первым ребеночком, молодые мамы постоянно задумываются над разного рода вопросами. Так, например, далеко не одной женщине приходило на ум: почему новорожденный часто дышит? И на самом деле обратите внимание на дыхание Вашего младенца. Все дети до месяца дышат совершенно не так как взрослые. Ритм дыхания новорожденного совсем нерегулярен. Ребенок делает много коротких вдохов разных по продолжительности, потом делает глубокий вдох, во время которого Вам даже может показаться, что он вообще перестал дышать на 10-15 секунд, но вот он опять глубоко вдыхает и цикл продолжается. Такое периодичное дыхание является абсолютно нормальным для первых недель жизни. А уже ближе к месяцу дыхание становится все более и более регулярным. Однако следует обратить внимание, что для этого нет конкретных сроков, потому что у недоношенных детей или детей с маленьким весом дыхание более нерегулярно, чем у тех, которые родились в срок и с большим весом.

Когда малыш бодрствует, он дышит так, как будто выполнял неимоверные физические нагрузки. И на самом деле новорожденный часто дышит. Это объясняется тем, что поверхностное дыхание малыша не может в полной мере обеспечить кровь кислородом, поэтому это компенсируется увеличенным количеством дыхательных движений. Взрослые люди в минуту дышат примерно 18-19 раз, дети младшего возраста около 25-30, а новорожденные — 40-60 раз. Таким образом, необходимо сказать, что часто дышать для малышей это не только, нормально, но и просто необходимо, так как при этом обеспечивается высокий уровень легочной вентиляции.

В связи с тем, что на момент рождения ребенка дыхательные механизмы еще не сформированы окончательно, частота, ритм и глубина дыхания будут постоянно изменяться.
Кроме этого Вы можете так же заметить при детском дыхании звуки различного характера, наподобие бульканья, кряканья, мурлыканья или звуки сходные с теми, которые издает дельфинчик. Все это происходит потому, что через маленькие и узенькие носовые ходы быстро проходит много воздуха. Все эти явления свойственны всем новорожденным деткам и абсолютно нормальны для них. Поэтому можете быть абсолютно спокойны, Вам не стоит волноваться на эту тему. Все со временем пройдет.

В жизни женщины существует множество этапов, но самым главным и значимым по праву можно считать материнство. И вот, когда женщина впервые становится матерью, возникает множество вопросов, связанных с уходом за малышом.

На сегодняшний день информацию по новорожденным можно получить и из книг, и в интернете, и, общаясь с другими молодыми мамочками. Большое количество источников информации приводит к тому, что разные вопросы освещаются по-разному и не всегда верно.

Так и возникают так называемые мифы или неверные мнения. Обладая точными данными в области заботы и ухода за новорожденными, женщина сможет правильно определить, что есть норма, и повода для волнения просто не возникнет.

Все маленькие детки похожи на славных пупсиков, однако с куклами их объединяет только внешнее сходство. Во всем остальном деткам свойственны реакции и поведение обычных людей: они икают, мучаются бессонницей или запорами, капризничают, чем заставляют неопытных мамочек сильно волноваться, а порой и паниковать. Хотя на деле ничего страшного с малюткой не происходит и поведение крохи абсолютно естественно для его возраста. Поэтому важно знать, какие реакции являются нормальными, «здоровыми» для малыша.

Прерывистое дыхание ребенка — повод для серьезного беспокойства. Первые дни материнства самые яркие, запоминающиеся и в то же время тревожные, ведь женщина еще до конца не успела все осознать и войти в новую роль. Новоиспеченные мамочки не отходят от своих деток практически ни на шаг, даже ночью не смыкают глаз: прислушиваются к дыханию ребенка. Опасение вызывает неровное дыхание, а порой еле слышное. Но не стоит бояться этого, так как у новорожденных действительно неровное дыхание, порой переходящее в храп, если малыша положить на бочок или спинку. Если ребенок так дышит все время, то это норма. Насторожиться и обратиться к врачу стоит в случае, если характер дыхания резко меняется: от спокойного и размеренного до прерывистого и даже нервного, схожего с попыткой резко забрать воздух ротиком.

Другие публикации:  С какого месяца ребенок может спать на животе

Подрагивания тела ребенка во время сна и бодрствования могут быть признаками эпилепсии. В медицинской терминологии существует такое понятие как треммер, т.е. подрагивание подбородка у ребенка в момент, когда тот плачет или сильно чем-то недоволен. У многих мамочек такое проявление вызывает сильное беспокойство, так как им кажется, что это признак сильного нервного расстройства. На самом деле у новорожденных все системы организма и в первую очередь нервная система еще несовершенны, можно сказать, до конца не развиты. Как правило, по прошествии двух-трех месяцев все эти проявления исчезают. К тому же, малыш до конца еще не адаптирован к окружающему миру и множеству звуков, привычных для взрослых, но новых для ребенка. Новорожденные могут вздрагивать от шума бытовых приборов, транспорта, голосов соседей и т.д.

Икание — признак переохлаждения. Существует мнение, что помочь ребенку избавиться от икоты можно двумя способами: согреть или напугать его. На самом деле эти действия вряд ли дадут результат, так как далеки от истины. Конечно, в некоторых случаях именно икота становиться ответной реакцией организма ребенка на переохлаждение, но это бывает крайне редко. Обычно мамы отмечают, что их малыш начинает икать сразу после вкусного общения с мамоной грудью. В чем причина? Дело в том, что жадное сосание груди приводит к тому, что ребенок банально захватывает вместе с молоком еще и много воздуха, или же просто переедает жирной пищи. В случае полного желудка, тот начинает воздействовать на диафрагму, та соответственно реагирует, посылая нервные импульсы в мозг. В результате ответной реакции диафрагма начинает быстро-быстро сокращаться, легкие захватывают воздух, что и является, по сути, иканием. Не стоит этого бояться, ведь малышу это не приносит вреда, правда и пользы особой тоже нет. Из-за икоты малыш прерывает свое сытное питание и не уже не заглатывает в желудок дополнительный воздух. Избежать икоты легко — подержите ребенка вертикально, прижмите его к себе, а потом снова дайте ему грудь. Глупо будет лечить икоту испугом — стоит ли с первых дней травмировать детскую психику?

Кашель и чихание у новорожденного свидетельствуют о его болезни. Часто мамочки, только услышав кашель или чих у своего малыша, спешат обвинять персонал роддома или близких в том, что они застудили ребенка. Однако, зачастую они как раз и ни при чем. Для ребенка в первые недели жизни вполне естественен сухой кашель. Если же в носике у ребенка образуются сухие корочки, то возможно появление чихания. Дело в том, что организм новорожденного стремится избавиться от накопившегося в нем мусора, скопившегося до родов. Этот-тот и вызывает «ложную» простуду. А вот если у малыша появятся жидкие сопельки или кашель приобретает хрипящий оттенок, то тогда незамедлительно следует обращаться к врачу-педиатру или патронажной сестре.

Новорожденный должен в первые сутки обязательно помочиться. Если этого не произошло — у него есть проблемы с почками. Молоко у мамы прибудет не сразу, а только через 3-5 суток после родов. Поэтому все это время малышу практически нечем писать. А вот первородный кал, меконий, Вы увидите. Но когда ребенок начнет получать полноценное питание, он сразу же выразит это многократным писанием в подгузник — до двух десятков раз в сутки.

Дисбактериоз и запоры могут вызвать у ребенка плохой стул. В первые дни жизни кал у ребенка имеет зеленовато-черный цвет, так как это выходят еще остатки мекония. Только к 4-5 дню стул становится более светлым и жидким, приобретая желтый цвет. И это нормально. Не пугайтесь, обнаружив в кале белые комочки, напоминающие зерна горчицы. Дело в том, что кишечник только учится переваривать и усваивать молоко матери, поэтому в нем образуются эти створоженные сгустки. У новорожденного стул можно наблюдать пару раз в день, обычно это происходит после кормления, но и отсутствия стула у ребенка один или два дня не является поводом для тревоги. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, может не какать до четырех дней — кишечник вполне может усваивать все молоке без остатков. Зеленоватый или красноватый оттенок стула не должен пугать родителей. Стоит кормить ребенка по его требованию и следить за тем, чтобы малыш питался как передним молоком, которое вытекает в самом начале кормления и имеет голубоватый прозрачный цвет, так и задним, которое более жирное, с желтоватым цветом, выделяется во второй половине трапезы. Дело в том, что цветовые оттенки в кале свидетельствуют о том, что ребенок не наедается, так что соблюдение этого несложного правила скорее всего приведет к нормализации стула. Также имейте в виду, что цвет мог появиться из-за какого-то съеденного мамой продукта, к примеру, красных овощей (свеклы, моркови). Часто родителей пугает слизь, которую они находят в детских экскрементах. Но это не всегда говорит о каком-то кишечном заболевании. Слизь вполне может свидетельствовать о том, что ребенок только приспосабливается к новой пище, прикорму. А вот если стул частый, жидкий и зеленоватый, содержит сгустки крови и при этом сопровождается кислым неприятным запахом, то это должно насторожить родителей. В таком случае незамедлительно обратитесь к врачу, приготовив вещественные доказательства, которые вас встревожили — пеленку или подгузник.

Если младенца часто кормить, то он может сорвать себе желудок. Для новорожденного совершенно нормально желание покушать раз в час, а то и раз в 40 минут. Ведь главное, чем он в жизни занимается сейчас — это ест и спит. И не обращайте внимание на людей старшего поколения, которые считают, что нельзя перекармливать ребенка, давая ему по требованию грудь. Могут поступать советы не кормить ребенка чаще, чем раз в три часа и постепенно вводить прикорм. Якобы такие интервалы позволяют отдохнуть желудку. Но авторами таких советом являются мамы, которые держат детей на искусственном питании. Специалисты же по грудному питанию единодушно считают, что новорожденные способы усваивать грудное молоко практически без перерыва, такая у них пищеварительная система. Обычно грудного молока матери вполне хватает малышу, а вот ввод прикорма увеличивает риск того, что грудное вскармливание может прекратиться.

Причиной плача ребенок является его голод. Плач ребенка может свидетельствовать о многом — о том, что малышу холодно или жарко, о скуке, о страхе, о боли, усталости, одиночестве и, конечно же, о голоде. Так что причин на самом деле великое множество. Плач ребенка сразу после кормления не говорит о том, что надо докармливать малыша искусственной смесью, попробуйте вычислить какие-то другие причины беспокойства ребенка.

Ребенок при сильном крике разрывает свои легкие. Не стоит видеть в крике новорожденного попытки манипуляции родителями или какие-то глубокие причины. Все лежит на поверхности — ребенку нужна помощь матери и он просит о ней так, как умеет. Поэтому попробуйте ему дать все, что можете. Проявите милосердие не бросайте ребенка исходить в нервном крике. Многие мамы считают, что покричит — терпеливее будет, но плач — свидетельство того, что ребенку плохо, в таком случае надо не воспитывать, а помогать. Молодым мамам следует помнить, что до трех месяцев ребенок может мучиться от коликов в животе, что также может стать причиной плача. Так как органы пищеварения и нервной системы малыша еще не развиты, то кишечник его болезненно раздувается от пузырьков газиков. Сам кишечник при этом может испытывать спазмы или зажиматься. Не стоит спешить принимать в таком случае лекарства, укропную воду, достаточно будет просто верно прикладывать малыша к груди. При кормлении нижняя губа ребенка должна быть слегка вывернута, охватывая нижнюю половину ареола материнского соска. А перед кормлением неплохо было бы сделать малышу легкий массаж животика, проводя нежно рукой по часовой стрелке, поприжимать ножки ребенка к пузику. Ребенку будет хорошо, если его почаще носить на руках согревая свои теплом, ведь температура тела здоровой матери — идеальная грелка для ребенка. После чего кроха в положении «столбиком» отрыгнет лишний воздух.

Наличие у ребенка рвоты свидетельствует о его болезни. Для начала определитесь — это срыгивание или рвота? И в этих двух понятиях есть большая разница. Рвота — это фонтанирование, а срыгивание — небольшой залп. До третьего месяца жизни срыгивание является нормальным явлением для ребенка, которое позволяет малышу очищать желудок от воздуха, поглощенного с едой. Если ребенок после еды срыгивает, но при этом он весел и хорошо растет, значит причин для беспокойства нет. Да и рвота не всегда является поводом для волнений. Единожды приключившись, она свидетельствует лишь о мимолетном спазме желудка. А вот если рвота повторяется 3-4 раза в день и сопровождается повышенной температурой, то это уже сигнал для вызова педиатра. Просто рвота, без температуры, уже повод для посещения невролога. Не стоит паниковать по каждому поводу, следует быть внимательным и сохранять разумное спокойствие, несмотря на волнительность первых недель общения. Скоро Вы начнете хорошо понимать своего малыша и его реакции.

О правильном дыхании

Дефекты дыхания у ребенка. Почему вредно дышать через рот. Закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Упражнения при нарушении носового дыхания.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Другие публикации:  Высокая температура у взрослого и боли в животе

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение — закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Систематические занятия звуковой гимнастикой проводят с ребенком после соответствующей консультации с врачом. Они восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус. Данному методу лечения больных после аденотомии следует отдать предпочтение. Вот некоторые упражнения. Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки [б], [в], [м], [п], [т], [ж], [ш], [ф]. Воздух как бы выталкивается через нос.

Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у медицинской сестры — методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Для улучшения дыхания через нос после операций (аденотомии) детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу — морковь, репу, жареное мясо.

Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны — такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

В восстановительный период лечения нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний, последствий переохлаждения и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала — горячей водой (температура 38-40°С), затем прохладной, комнатной (температура 19-20°С).

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4°С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких мероприятий строго противопоказано.

Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, реже — побочное действие некоторых лекарственных средств, сахарный диабет, гастрит.

Теперь о воздухе. Воздух — среда, в которой человек постоянно находится и реагирует на изменение ее параметров, включая мало ощутимые и незаметные, но оказывающие существенные влияния на организм. Аэроионный, газовый и тепловой режимы помещений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ежедневно ребенок пропускает через свои легкие воздуха больше, чем масса потребляемой пищи и воды. Громадная поверхность легких поглощает из воздуха практически все вредные вещества таблицы Д.И. Менделеева.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к однозначному выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения. Воздух в помещениях в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее. В воздухе помещений содержатся естественные аллергены (бактериальные, грибковые и др.) и химические агенты (табачный дым, органические и неорганические вещества и др.). Состав воздушной среды в помещении практически вне нашего контроля. Отсюда бурный рост количества легочных заболеваний, аллергии, снижение иммунитета.

Еще в 20-е годы прошлого века биофизик А.Л. Чижевский опытным путем доказал, что химический состав воздуха со временем лишается электрических зарядов. Организмы, дышащие таким воздухом, испытывают аэроионное голодание. Аэроионы часто называют «витаминами воздуха». Установлено, что морской бриз, горный воздух, хвойный лес, воздух после грозы утоляют аэроионный голод организма.

Отечественная промышленность освоила выпуск электростатических, ионизированных воздухоочистителей, которые можно применять в домашних и рабочих помещениях.

Предлагаем несколько комплексов упражнений при нарушении носового дыхания.

Комплекс 1. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох (до 5 раз).
  3. Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
  4. Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
  5. Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
  6. Встать, подняться на носках — вдох, присесть — полный выдох.
  7. Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад — вдох, вернуться в исходное положение — полный выдох.
  8. Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два — вдох, на три-четыре-пять-шесть — выдох; на счет раз-два — вдох, на пять-шесть-семь — выдох, выполнять 2-3 мин).

Комплекс 2. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  2. Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить — выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
  4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка («маляр»).
  5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
  6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
  8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
  9. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  10. Вытянуть губы как можно дальше («трубочка»).
  11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»).
  12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  13. Надуть щеки поочередно: левую и правую.
  14. Надуть верхнюю губу.

Комплекс 3. Во время занятия дышать только через нос.

  1. Широко раскрыть рот — зевание. Затем «глотнуть», т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
  2. Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
  3. Широко раскрыть рот.
  4. Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку («кулачок» — «подметание» — «маляр»).
  5. Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  6. Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
  7. Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их «основания»).
  8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше («трубочка»).
  9. Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы («улыбка»), чередовать.
  10. Выполнять «кривую улыбку» вправо-влево.
  11. Втягивать щеки.
  12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
  13. Как можно шире открывать рот.
  14. Набрать воздух, «задуть» его в уши (самопродувание).